{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Защита своих прав работая с Маркетплейсами

Ввиду последнего активного конфликта WB и его контрагентов и сотрудников и с учётом активных проблем при покупках и работе с Маркетплейсами, я решил сделать маленькую памятку для защиты своих прав.

Содержание:

1. «Работники»

Исходя из последних событий особенно ярко и явно видно, что бóльшая часть "сотрудников" маркетплейса — подрядчики/самозанятые/исполнители по договорам ГПХ. Но по существу, часто, подобные договора — подмена трудовых отношений.
ВС РФ указал такие признаки подмены трудовых отношений:

  • Наличие указаний от «Заказчика» или контроль исполнения(в процессе).
  • Обеспечение деятельности работодателя работником, без заключения трудового договора.
  • Наличие рабочего места, должности, чёткого графика, прямых и конкретных функций(т. е поручений/указаний на определённые действия), явных(чрезмерных, не направленных на компенсационный характер) санкций за отказ от услуги/графика, которая оформлена по договорам ГПХ.
  • Зависимость деятельности работодателя от Исполнителя, в т. ч систематичность однотипных работ от которых зависит деятельность работодателя.
  • Прямой запрет на привлечение третьих лиц, и иные формы субподрядов, без явной необходимости и обоснованности.
  • Использование материалов, регламентов(сцепленных с уставной деятельностью или деятельностью работников работодателя) , в т. ч ПО(при выполнении условий, что без него нет возможности оказывать услуги).
  • Прямая взаимосвязь графика оказания услуг с графиком работы и трудовым распорядком работодателя, а также наличие промежуточных этапов контроля/сдачи услуг, не характерные(или не необходимые) для данного вида услуг/работ, в т.ч с учётом «масштаба» таких работ/услуг.
  • Единственный и(или) основной доход работника.
  • Отсутствие хозяйствующей субъектности и самостоятельности.
  • Наличие каких-либо гарантий предусмотренных трудовым правом(больничный — ДМС, отпуск — возможность "перерыва" в период оказания услуг(со смещением графика), надбавки и компенсации — возмещение расходов или включение их в выплату, в т.ч возмещение налога на упрощённых системах(в совокупности, например, с вакансией или предложением работодателя)).
  • Наличие предтрудовых инсинуаций(испытательный срок, стажировка, тестовое задание и т. п).

Рассмотрим чуть подробнее, с примерами, каждый пункт(последовательность идентичная):

  • Имеется ввиду наличие различных «руководителей/супервайзеров" и т.п, а также контроль процесса труда(фотоотчёт, отслеживание геолокации, указания "как надо», промежуточный контроль(особенно в простых или не объемных задачах), видеонаблюдение и т.п).
    Верховный Суд уместно подчеркивает, что по договорам ГПХ исполнители отчитываются Ген.Директору, или уполномоченному им для данного конкретного договора лицу(при том доверенность должна быть всегда с собой и указана во всех первичных документах), а сам договор(подряд, оказание услуг и т.п) нацелен на результат, за который исполнитель несёт ответственность, как хозяйствующий самостоятельный субъект, а следовательно контроль за "исполнителем", в т.ч за выполнением работ — особенности трудовых отношений.
    Например: контроль геолокации курьеров/таксистов; коммуникация через «службу поддержки партнёров"; контроль за »регламентом чего-либо(за исключением того, что установлено Законом)".
  • Когда от внешнего исполнителя по договору ГПХ работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу напрямую зависит деятельность работодателя, которую он выполняет по уставу/ОКВЭД-ам/существу, а также, если от этой деятельности не могут быть исполнены трудовые функции(все или часть) работников работодателя или есть каскадность(одни "работники" по договору ГПХ следят за другими) — это признак трудовых отношений.
    Как подчёркнуто Верховным Судом, интегрированность, подчинённость и(или) зависимость "исполнителя" от работодателя и наоборот, а также, если деятельность сотрудников работодателя напрямую обусловлена деятельностью исполнителей(или, например, состоит в контроле этих исполнителей), то такие отношения носят признак трудовых.
    Например: отдел по обеспечению контроля за геолокацией(в т. ч IT-специалисты) Курьеров связан с деятельностью последних, но по смыслу и существу договоров оказания услуг такой контроль не требуется; наличие одних работников по договору ГПХ, которые контролируют других(Супевайзеры, например) ; связь с деятельностью: работа сервиса(Я. Еда, ПВЗ, Такси) невозможна без этих исполнителей.
  • Если ваша работа привязана к конкретному месту(в т.ч району) и не обусловлена объективностью при выполнении услуг(например, покраска стен возможна только там, где их и надо покрасить) и напрямую не связана с целью этой услуги, то это признаётся признаком трудовых отношений. Сам по себе график оказания услуг оценивается в совокупности с объемом дохода от этой услуги для исполнителя(см.ниже), субъектностью исполнителя, зависимость(важность) этого графика в деятельности работодателя и предпринятых работодателем мер по контролю за этим графиком(санкции).
    Верховный Суд отмечает, что самого наличия графика, его жесткость, а также плановость — достаточный признак трудовых отношений.
    Например: "смены" оказания услуг в ПВЗ обеспечивают работу ПВЗ(без них он не сможет работать), следовательно желание работодателя планировать график заранее, наличие штрафов, особенно когда они сопоставимы с выплатой, а также не возможность привлечь кого-то под свою ответственность — признак трудовых отношений; невозможность отказа от "смен"; мотивирования и призывы работодателя к выбору смен заранее.
  • Если деятельность носит однотипный, не индивидуально-определённый и должностной(курьер, сборщик и т.д) характер, а также напрямую влияют на деятельность работодателя(или его контрагентов), в т.ч когда есть элемент каскада(от одних работников по договорам ГПХ зависит деятельность других, хотя между ними обязан быть работодатель(заказчик)) — признак трудовых отношений.
    Верховный Суд отмечает, что однотипные работы, не имеющие индивидуальных особенностей и имеющих должностной характер являются трудовой деятельностью, особенно, если они обеспечивают деятельность работодателя.
    Например: сборщик на складе маркетплейса или сборщик продуктов в магазине(особенно с привязкой к месту, в т. ч району); курьер сервиса доставки(действия однотипны независимо от различности заказов, т. к действие одинаковое); работник ПВЗ(сканирование товара/приём товара/выдача товара).
  • Условия договора полностью запрещающие субподряд, привлечение третьих лиц(с согласия, где уместно), а также доказательства установления запрета на такое привлечение(например, вы заболели, но под свою ответственность хотите привлечь друга) — подмена трудовых отношений. Исключения: авторские заказы и договора, где индивидуально-определённую ценность составляет сам исполнитель(автор-исполнитель, заслуженный деятель и т.д), или у исполнителя есть уникальные права(исключительная лицензия, например), которые влияют на результат работ/услуг.
    Верховный Суд подмечает, что возможность привлечения третьих лиц, особенно, если это обеспечит исполнение договора и достижения результата услуг, является хозяйственной субъектностью исполнителя, т.к он отвечает только за результат, а привлекать для исполнения вправе иных лиц, в т.ч и без согласия работодателя, если это обеспечит исполнение(опять-таки, например случай с болезнью).
    Например: вы программист, заболели, но нужно доделать заказ. Если ваш договор полностью запрещает привлечение третьих лиц, или, если по вашему запросу с учётом пояснений — вам отказано, а вы не являетесь обладателем исключительных знаний(патент/ноу-хау), навыков(доказанное) или прав(исключительных лицензий, которые нельзя передавать) — это ограничение субъектности; запрет менеджеру ПВЗ, курьеру, таксисту(есть нюансы) поручить исполнение третьему лицу(вот и нюанс: соответствующему требованиям договора и закона), оставаясь ответственным за его действия.
  • Форма, спец.устройства(даже покупные, если нельзя иные), особые приложения и программы, регламенты оказания услуг и контроль за этим - это всё допустимо только в трудовых отношениях.
    Как отмечает Верховный Суд - "работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу", т.е вас привлекают не как субъект рынка, ценного своими навыками и умениями, а предоставляют всё что нужно и говорят - работай. Высшая инстанция рассуждает, что раз договор предполагает лишь результат услуг, а сам процесс подвластен Исполнителю, то такая вовлечённость(особенно если есть штрафы, гипер.контроль и т.п, за исключением случаев предусмотренных Законом) заказчика в этот внутренний процесс, а равно, как и зависимость процесса(внешней услуги) от внутренних условий, регламентов, программ и т.д стороны, Заказавшей услугу - подмена трудовых отношений.
    Например: выдача формы и сумок курьерам, оборудования и формы работникам склада/ПВЗ, а также возможность оказания услуг только через системы и средства Заказчика(при этом различные "оговорки" о рекламе и т.п не имеют смысла, т.к в отношения трудовых прав действует презумпция трудовых отношений, а равно, как и суды обязаны рассматривать саму деятельность по факту, без учёта написанного в договоре); отслеживание геолокации или требования фотоотчётов(особенно промежуточных или связанных с "нахождением на точке"), при условии, что результат достижим и без этого.
  • Привлечение исполнителя на функции, обеспечивающие деятельность заказчика или его работников(особенно если их работа напрямую с вами связана), на механические и однотипные функции, не имеющие индивидуальных составляющих и "потребительской(для заказчика) ценности", а также задания/работы, которые являются неотъемлемой и необходимой составляющей деятельности заказчика - подмена.
    Верховный суд ссылается на Международную Организацию Труда, которая считает этот фактор важным, что принято Высшей инстанцией, в частности указывая, что данные "услуги" являются должностными, не имеющими самостоятельной ценности и обеспечивающие деятельность работодателя.
    Например: Маркетплейс обязан доставить заказ покупателю. Он может иметь свою службу или привлекать подрядчика(компанию). Привлечение субъекта(физ.лица) курьером, выдача ему формы, внедряя во внутренние процессы ,контроль и т.д - подмена трудовых отношений, т.к без всех этих условий результат услуг будет таким же(заказ доставлен, а самостоятельный хозяйствующий субъект сам несёт ответственность и не требует контроля); работник склада оформляется по гпх, хотя ему предоставляется жильё, оборудование, фиксированное место и его действия не носят индивидуальной ценности.
  • Если Исполнитель может осуществлять исполнение услуги в том графике, который совпадает с графиком сотрудников работодателя, или, ели они взаимозависимы, совпадают с распорядком работодателя. Та же связь трудовых регламентов(или их идентичность/взаимосвязь) и требований к договору оказания услуг, наличия контроля исполнения в небольших, простых и не сложных задачах, контроль за процессом исполнения, который Исполнитель волен сам выбирать - также признаны подменой трудовых отношений.
    Верховный суд отмечает, что идентичность графиков исполнителя и работника, связь с трудовыми регламентами работника, а также контроль, не присущий при взаимодействия самостоятельных хозяйствующих субъектов несущих риск за свою деятельность.
    Например: контроль за тем, чем занят сотрудник склада и как он работает, хотя у него есть задание(цель и сроки) и он сам ответственен за его исполнение и то, когда он его будет исполнять; у курьера есть задание(путевой лист) и срок его сдачи(в т.ч по каждым адресам), и контролировать в пути-ли он, отслеживать геолокацию и т.п - чрезмерный контроль; менеджер пвз/работник склада может оказывать там услуги только тогда, когда они(пвз/склад) работают(например, если можно заполнять документы и отчёты только там) и(или) есть сотрудники Заказчика, а также обязаны соблюдать их регламенты(в т.ч связанные с временем работы, а также - инвентаризация, досмотры и т.п).
  • Щепетильно всматриваться в структуру дохода исполнителя - тоже обязанность суда. Если заказчик является единственным, сотрудничество идёт долго, а суть услуг одинаковая или схожая по существу, то это прямой признак трудовых отношений.
    Верховный суд подчёркивает, что хозяйствующий субъект предпринимательской деятельности нацелен на получение прибыли и валовом росте, т.е расширении(сначала "Я сам", потом "Я и 1-2 работника и т.д). Отсутствие развития хозяйствующего субъекта, связность исключительно с одним заказчиком, однотипность и длительность услуг, а равно, структура дохода схожая с заработной платой(размер, интенсивность, отсутствие предпринимательских расходов) - прямой признак подмены.
    Например: у ИП доход только от деятельности такси, при этом какого-либо расширения нет, интенсивность дохода одинаковая, расходов связанных с расширением и(или) хозяйственным обеспечением нет, а сама деятельность не подразумевает валового роста за счёт личности(навыки, знания, известность); сотрудник склада/пвз самозанятый, но имеет доход от одного заказчика и медианно стабильный, какого-либо роста, расширения ассортимента услуг, а также клиентского потока - нет.
  • "Исполнитель работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несёт риска, связанного с осуществлением своего труда", т.е исполнитель - это выделенное лицо, которое самостоятельно несёт риски(ищет клиентов, занимается продажами и т.д), а работник работает по заданию(в рамках договора) и не несёт рисков от отсутствия клиентов и т.п.
    Верховный суд отмечает это как элемент субъектности исполнителя/подрядчика, подчёркивая факт именно не интегрированности и разовости услуг/подряда и отсутствия зависимости от работодателя.
    Например: сервис обеспечивает заказами курьера, но являясь заказчиком его услуг, и одновременно агентом(привлечение клиентов), лишает курьера субъектности(т.е агент не может понуждать принципала к заключению договора, если тот против, а следовательно, если договор имеет структуру петли(Заказчик услуг и агент(привлекатор) - одно лицо, то прослойка между ними - не может быть исполнителем по договору гпх); сотрудник ПВЗ оказывает услуги по выдаче заказов сугубо через ПО заказчика и по его регламентам, без возможности делать иначе сохраняя конечный результат.
  • Предоставление исполнителям льгот(бонусов) схожих с социальными гарантиями, нацеленные на "удержание" исполнителя - признаются подменой. Это, например, предоставление ДМС, "заморозок договора" для перерыва(при этом структура доходов не меняется), возмещение каких-либо издержек связанных с исполнением, в т.ч указанных или включённых в договор, или явно заметная или оговорённая надбавка в счёт налога(УСН/НПД/НДФЛ), а также неких "гарантий дохода".
    Верховный суд отмечает, что предоставление хозяйствующему субъекту льгот, схожих с социальными по трудовым договорам, а также различных возмещений - противоречит сути предпринимательства, где исполнитель сам несёт свои риски и заранее включает в цену различные расходы(в т.ч часто возможные), а сама предпринимательская деятельность не подразумевает гарантированность прибыли.
    Например: в вакансии указано про различные гарантии, в т.ч дохода, но вас оформляют по договору ГПХ, хотя для хозяйствующего субъекта это не предусмотрено и гарантируется скорее трудовым договором, чем договором ГПХ, т.к не имеет прямой экономической выгоды заказчику разовой услуги.
  • Если при приёме на работу у вас есть испытательный срок, тестовое задание, пробный этап, квалификационный экзамен и т.п, но с вами заключают договор гпх - это подмена трудовых отношений.
    Верховный суд отмечает, что исполнитель сам несёт риски за качество работы/результат услуги, и самостоятельно несёт ответственность о наличии у него компетенций, навыков, умений и знаний, а также ни один тип договоров оказания услуг/подряда не содержит возможности некого "испытания" или "экзамена", что свойственно только для трудовых отношений.
    Например: программист выполняет тестовое задание, но ему дают почитать оферту и он приступает к работе; курьер/сотрудник склада/сборщик/менеджер ПВЗ проходит некое "обучение", а потом и "тест" по нему, хотя договор заключён как самостоятельным субъектом(ГПХ). Следовательно, данные действия, не имеют ни экономического смысла, ни особенностей правоотношений b2b, т.к субъект хозяйственной деятельности несёт ответственность самостоятельно и для него важен результат услуг, а как именно он его достигнет - дело исполнителя.

Также отмечу несколько важных комментариев Верховного суда относительно того, кто, что и в каком объеме должен доказывать, а также какие аргументы Ответчика(работодателя/заказчика) играют в вашу пользу:

В случае представления работником фактов, подтверждающих выполнение им работы и выплату ему вознаграждения, наличие трудового правоотношения презюмируется независимо от того, на основании какого гражданско-правового договора оно возникло. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.

Рекомендации МОТ

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

ч.3 ст.19.1 ТК РФ

Не основано на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права и утверждение судебных инстанций о том, что не имеется оснований для признания отношений, возникших между истцом и ответчиком по договору возмездного оказания услуг, трудовыми со ссылкой на те обстоятельства, что истец к ответчику с заявлением о приёме на работу (заключении трудового договора) не обращался, ответчик приказа о приёме истца на работу не издавало, не оформляло трудовую книжку. Такая ситуация прежде всего может свидетельствовать о допущенных нарушениях закона со стороны ответчика по надлежащему оформлению отношений с истцом как с работником.

Вывод ВС об отсутствии договора или волеизъявления о его заключении.

Подводя итоги изучения вышеуказанных пояснений и признаков подмены трудовых отношений, рекомендую всегда:

  1. Делать скриншот вакансии/предложения.
  2. Хранить любые спорные моменты(штрафы, переписки, уведомления).
  3. Помнить, что обязанность заключить договор - на работодателе, вам достаточно молчаливого согласия для начала выполнения работы.
  4. Достаточным фактом добросовестности работника являются: проступание к работе и исполнение должностных обязанностей.
  5. Фиксировать любые взыскания. Положения о полной материальной ответственности относится далеко не ко всем работникам(ст.244 ТК РФ). Помните, работник несёт ответственность за реальный ущерб(закупочная цена товара, ремонт товара(целесообразный) и т.п), но не более медианной зарплаты, и не несёт ответственность за неполученную прибыль или действия иных лиц. Также обязанность доказывать вину возложена на работодателя с проведением служебного расследования.
  6. Возможность осуществлять деятельность исключительно с помощью средств работодателя или в его форме - допустимо только работникам.
  7. Отказ заключать трудовой договор, с понуждением/предложением заключить договор ГПХ при совпадении одного-двух признаков подмены трудовых отношений, - оспаривается судом.
  8. Госпошлину платить не нужно при обращении в суд.
  9. Срок предъявления иска - 3 месяца, с того момента, когда вы узнали о нарушении вашего права(отстранении, увольнении и т.п) и 1 год для взыскания долгов по з/п, страховым взносам и т.п.
  10. При признании договора трудовым возникает право возмещения всех вычетов и взысканий с момента начала трудовой деятельности(хоть 10 лет назад) и срок исковой давности - 1 год с вступления решения суда в силу о переквалификации договора.
    Для данного взыскания требуется доказать лишь незаконность(несоответствие нормам ТК, в т.ч с точки зрения оформления) списаний или их недопустимость(в случае взысканий не реального ущерба или в незаконных объемах и(или) соотношениях), если с оформлением всё хорошо.
  11. Не стоит пренебрегать требованием астрента(судебной неустойки) на требования на: заключение трудового договора надлежащем образом, выдачу справок 2-НДФЛ и по форме ФСС, оформлением трудовой книжки, предоставлением регламентов, распорядков и т.п.
  12. Вы всегда работник, если не доказано обратное, а характер услуг не имеет индивидуальной ценности или не носит разовый характер.
  13. Не обращать внимания на решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанции. Всегда стоит по таким спорам дойти до ВС РФ, который рьяно защищает трудовые права. Тем более, вы можете уже работать в ином месте, но по итогу суда датой увольнения будет именно вступление решения суда в силу, а за весь спорный срок - начисляться зарплата(в т.ч по медианному, т.е среднему, расчёту).
  14. Не поступать опрометчиво. Нарушение трудовой дисциплины - повод в отказе в иске. Прогулы и прямой вред - это грубое нарушение. Для законности действий можно прямо указать, например, на отсутствие выплаты з/п(всей или части) в течении 15 дней, и письменно уведомить работодателя(в мессенджере или рабочем чате можно, но главное скриншот сделать). Если есть желание устроить забастовку, то следует использовать положения ТК РФ(ст.409-415).
  15. Всегда писать претензии/замечания, возражения и фиксировать это. Даже, если они не возымеют эффекта - это плюс в суде.
  16. Заявлять о надлежащем оформлении любых действий(трудоустройства, удержания ,выплаты з/п и т.п) - это дополнительный довод в добросовестность работника.
  17. При наличии у вас одного-двух признаков подмены трудовых отношений вашему работодателю(заказчику) нужно будет доказать отсутствие всех признаков.

Типичные ошибки, замеченные мною в крайних "забастовках", при взаимодействии с заказчиком/работодателем, которые могут повлечь отказ в компенсациях(в т.ч зарплаты за время судебного разбирательства), а в редких случаях - отказ в иске:

  • Зеркальное поведение
    Если в отношении вас поступают бесправно/нарушая права и т.п - это не повод или причина к аналогичному поведению. Старайтесь следовать общепринятым(законом описанные) или документарным внутренним правилам. Фиксировать провокации и нарушения. Т.е показывая добросовестность свою и, одновременно, действия работодателя/заказчика направленные на подрыв подобного поведения(провокация на нарушение).
  • "Нет бумажки"
    Помните, что вся ответственность за документы лежит на работодателе. Если вам вручил непонятного вида бумагу, то важно спросить как можно больше(желательно под запись) что это и какое отношение это имеет к трудовым отношениям. Также спрашивать про документы внутреннего расследования и т.п. Вызов полиции везде, где пытаются что-то сделать, даже по доверенности(по нормам ТК внутренний трудовой распорядок выше доверенности, следовательно без надлежащего распоряжения руководства, по правилам распорядка, любые действия третьих лиц не сотрудников для вас повод вызова полиции). Проявляя участие в решение трудового спора - вы проявляете добросовестность. Уклонение работодателя от этого - лишь вам на руку.
  • Действия не сопоставленные с формальными требованиями
    Например, забастовка(невыход на работу и т.п) будет уместна, если она соответствует положениям ТК РФ о забастовке, или, например, в случае невыплаты более 50% зарплаты за последние 15 дней(это самое простое, т.к удержания без надлежащего расследования, вашего письменного согласия со списанием - есть невыплата. Главное это зафиксировать, посчитать и отправить руководителю за день до невыхода или в день невыхода(желательно сразу)).

Верю, что вы отстоите свои права и поймёте, что независимо от того, что против вас крупная компания, у вас есть инструмент - суд, которому наплевать на любую компанию.

2. Поставщики(Seller) и Владельцы ПВЗ.

В отличии от 1 категории, тут сугубо b2b взаимодействие. Судя по практикам Арбитражных судов главными нарывами и болезнями при работе с Маркетплейсами являются:

В данном случае всё проще. Практики много и уже часто суды первой инстанции спокойно обламывают Маркетплейсы. Начнём по порядку.

2.1 Штрафы.

Этим, судя по офертам, грешит в основном WB.
Разделим их условно:

Допустимые штрафы, условно, это те, что полностью подпадают под понятие п.1 ст.330 ГК РФ и не подпадают под п.2 этой же статьи. Иными словами - это некий аналог материальной ответственности(возмещение убытка от действия), просто вы заранее определили "цену" ошибки, которая возможна только за ваши действия/бездействие. Штраф бывает в твёрдой сумме, в виде неустойке или иной форме, включая определённые действия или передача имущества.
Вот тут стоит подметить, что если действие сложное и вы делаете лишь его часть(этап), а штраф за всё действие(например, брак заказа), то штраф уменьшается пропорционально вашему участию/неучастию при наличии вины, если не установлено, что это сугубо ваша ошибка. Также стоит отметить, что если штраф приносит выгоду(служит средствами возмещения ущерба от третьих лиц, обеспечением риска и т.п) большую, чем при нормальном взаимодействии - он незаконен.
Рассмотрим пару примеров допустимых штрафов вне зависимости от их соразмерности(об этом далее):

  • Штраф за простой ПВЗ.
  • Штраф за несоблюдение сроков приёмки товара(при наличии взаимосвязи количества товаров и времени).
  • Штраф за порчу имущества(товара).
  • Штраф за отсутствие маркировки.
  • Штраф за неверно указанные габариты.
  • Штраф за нарушение прав третьих лиц своими действиями.
  • Штраф за нарушение заверений.
  • Штраф за накрутку отзывов(обещание вознаграждения).
  • Штраф за просрочку составления и(или) предоставления документов.
  • Штраф за просрочку отгрузки/забора/передачи товара.
  • Штраф за недостоверную информацию о товаре/услуге.

Любой допустимый штраф суд имеет право отменить лишь в исключительных случаях и в основном, если вы физическое лицо без статуса ИП/Самозанятый.
Причин для отмены в таком случае всего две:

  • Уплата штрафа(и даже его части) может привести к крайне неблагоприятным последствиям(крайняя бедность, вред детям должника, вред иждивенцам должника, невозможность или затруднение лечения, тяжелое материальное положение без возможности работать(пенсионеры/инвалиды) и т.п)
  • Ущерб от штрафа минимальный и его можно отнести к предпринимательским рискам кредитора, а равно, как и отсутствие допустимых доказательств совершения проступка или сокрытие их(для досудебных переговоров). При этом последний случай(сокрытие/отсутствие вины) относится и к должникам-предпринимателям.

В остальных случаях в отношении допустимых штрафов работает золотая статья - 333 ГК РФ. Уменьшение судом неустойки - частое явление, и, хоть ВС РФ против произвольных уменьшений, отмены решений из-за уменьшения неустоек распространены лишь в делах о трудовых спорах, спорах потребителей, жилищных спорах и спорах в области ЖКО. Вот тут и пригодится термин, что был выше, - соразмерность. Иными словами - можно установить штраф хоть 1 млн, но если ущерба нет или он минимален, то штраф будет уменьшен соразмерно последствиям и в обратной зависимости от наличия умысла.
Основные аргументы для уменьшения допустимых штрафов определённые ВС РФ:

  • Несоразмерность нарушения обязательства и ответственности. Чем больше разница - тем меньше должен быть штраф.
    Например: штраф за неверные габариты имеет формулу Ш=С*К, но не меньше 10.000. Вы поставили 100 товаров. Размер товара указали(Д/Ш/В) - 10/5/3. Ошибка была в указании длинны больше на 1 см. Итого ошибка составляет 1500 см3. Доля 1500см3 от верного объема(13500см3)- 11,1%, соответственно можно просить суд уменьшить неустойку до 1111 рублей; штраф за порчу товара можно уменьшить по данным оферты(т.е соразмерно тому, сколько агент выплачивает продавцу), при этом, например, т.к в оферте ВБ отсутствует понятие возмещения вреда продавцу, а ВБ лишь агент, то можно смело настаивать на отмене штрафа, не отказываясь от возмещения реального убытка(того, что ВБ возместил добровольно, об этом нюансе будет ниже).
  • Отсутствие неблагоприятных последствий для кредитора, в т.ч вреда жизни и здоровью людей(работники или посетители), отсутствие вреда или убытка.
    Например: просрочка сроков приёмки товаров в ПВЗ влечёт штраф по формуле P = (Tn – Tf) * S /600, но если от данной задержки товар не повреждён, клиенты(покупатели) не толпятся в очереди, отмен заказов с этими товарами не произошло, т.е отсутствуют какие-либо последствия нарушения и ущерб от этого, штраф уменьшается судом, или отменяется)а если само время было несоразмерным(слишком мало), то штраф подлежит отмене как незаконный, т.к его избежать нельзя физически/метрически); штраф за рейтинг ПВЗ считается по формуле F = P * -1, где P = Оборот ПВЗ * K. Если от снижения рейтинга число покупателей/заказов критично не уменьшилось, а понизившие рейтинг покупатели продолжают ходить и покупать, то данный штраф не соразмерен. Отдельно стоит напомнить, что если штраф вызван свободой волеизъявления людей, а равно, если является следствием контроля сотрудников по договору ГПХ, то неустойка не может применяться в силу закона: в первом случае - без решения суда нет оснований для вреда репутации/имиджу и т.д, а во втором - это признак подмены трудовых отношений, а работников штрафовать нельзя.
  • Степень вины незначительная, а случившееся событие могло иметь и иных виноватых при проявлении должной заботливости и осмотрительности.
    Например: пришло в ПВЗ отправление без спец.маркировки(хрупкое, ЧЗ и т.п) и повредилось на полке хранения. Если товар был разложен не в кучу, а систематично и аккуратно, а ответственность за маркировку упаковки лежит не на сотрудниках ПВЗ(ЧЗ - только продавец, Свойство отправления - продавец или ВБ, т.е отправитель), но разбился, т.к на коробке не указано о хрупкости, а следовательно сверху мог лежать ещё какой-то товар(разумного и соразмерного объема и веса), то штраф подлежит отмене или значительному уменьшению(при этом при полном отсутствии вины и наличии осмотрительности - полной отмене).
  • Чрезмерность размера неустойки на рынке или аналогии с КоАП. Если у вас есть доказательства размера неустоек в аналогичных случаях на рынке, то неустойку можно уменьшить до этих пределов, или сверх, если степень вины меньше, а степень осмотрительности выше.
    Например: штраф за не считывание маркировки товара на ПВЗ - 10.000 за каждый случай. Максимальный штраф по ст.15.12 КоАП РФ - 10.000, а за первый или незначительный раз - предупреждение, следовательно можно просить суд поступить по аналогии, и в зависимости от степени вины(например, высокая загруженность, а сотрудник один) и фактическим последствиям(отсутствие штрафа от государства, исправление ситуации(ручной вывод из оборота) и т.п) штраф можно уменьшить или отменить; штраф за обслуживание клиента более 5-ти минут с момента его захода в ПВЗ - 300 рублей. Если в короткий промежуток времени в ПВЗ зашло много людей, или покупатель мерял вещи в рамках договора покупки, то данный штраф не применим, т.к не зависит от сотрудников и владельца ПВЗ, а в случае с примеркой - является прямым злоупотреблением права(введение неустойки с целью обогащения).
  • Размер убытков кредитора значительно меньше неустойки или выгода от неустойки значительно выше, чем в добросовестном поведении. Выгоду можно определять на основании договоров кредитора с лицами, связанными с этими услугами(в т.ч учитывать степень ответственности кредитора. Если маркетплейс в оферте пишет, что ни за что не несёт ответственности, то неустойка скорее носит обогатительный характер). Сюда же относится положение о незначительности нарушения(малый срок нарушения, обязательство исполнено с очень малой задержкой и т.п)
    Например: за неоткрытие ПВЗ есть не только штраф 6.000, но и штраф 100.000 сверху за сам факт неоткрытия. Сам факт установление двойного обязательства повод для снижения, а наличие ежечасной неустойки, которая покрывает различные убытки связанные с этим "простоем" лишает смысла неустойку(названную безусловной, что тоже ей в минус), которую и можно считать обогащением. При этом саму ежечасную неустойку можно уменьшить аргументами(ни один заказ не отменён, товары благополучно оказались в ближайшем ПВЗ и получены клиентами), т.е минимизированы негативные последствия, а 66.000 неустойки(за день работы пвз) явно неоднократно перекрывают убытки маркетплейса(достаточно тарифов на логистику со склада до ПВЗ, не забыв указать, что тут учитывается прибыль(упущенная выгода), которую доказывают по особым правилам). Также неразумна неустойка 6.000 за открытие ПВЗ не в 10:00, а, например, в 10:03, т.е за кратковременное и незначительное нарушение.

Требования о признании неустойки несоразмерной можно предъявить:
• Когда её списали/удержали
• Когда её требуют погасить/уплатить
• В момент действия договора(превентивная защита), т.е

Установление правовой определенности в отношениях между сторонами обязательства в части суммы неустойки, изначальный размер которой должник считает неправильным.

Верховный Суд РФ

К универсальным аргументам, подходящими для любой из форм допустимой неустойки, можно отнести:

  • "Волокита"
    Если кредитор обратился за взысканием неустойки спустя продолжительный срок(особенно, если она начислялась всё это время), то именно он должен будет пояснить суду, чем вызвана волокита и что им предпринята должная осмотрительность и заботливость для взыскания неустойки, а равно не было умысла обогатиться(ведь логично разорвать договор, а не ждать год или два его исполнения).
  • Халатность
    Аргумент хорошо работает, если вы пытались досудебно решить ситуацию и имеете основания и доказательства собственной заботливости и осмотрительности(видеозаписи, например), тогда кредитор должен будет доказать, что сам проявлял необходимую заботливость и осмотрительность, а также принял меры, чтобы не возыметь убытки(ст.404 ГК РФ, например, уклонение от досудебного урегулирования - повод отмены санкций, т.к кредитор сам допустил и способствовал возникновению убытков и не проявлял осмотрительность и заботливость к своим договорным обязательствам), или, например, кредитор не может доказать надлежащее исполнение встречных/вытекающих/связанных обязательств, что само по себе не может обеспечивать надлежащее исполнение другой стороной(ст.406 ГК РФ).
  • Злоупотребление
    Если суду будет известно, и вы заявите, о явной и объективной несоразмерности неустойки(открыли ПВЗ не в 10:00, а в 10:04 или штраф 100.000 за невыдачу пакета, стоимость которого(сбережение) - 1-10 рублей, при этом т.к пакеты брендированные, то вина за их отсутствие рассматривается совместно с исполнением обязательствами кредитора по их поставке/доставке ) объему просрочки и её последствиям/убыткам, то должник не обязан доказывать несоразмерность, а наоборот, кредитор должен доказать соразмерность этой неустойке такому незначительному нарушению.

К недопустимым же штрафам относятся те штрафы, которые подпадают под п.2 ст.330 ГК РФ, иными словами, штрафы не связаны с действиями/бездействиями исполнителя, а также в случаях, когда такие действия/бездействие допустимы законом или ответственность заранее ограничена законом. Данные неустойки можно не только отменить(с точки зрения начисления), но и признать их незаконными, т.е исключить из договора.
Из анализа оферт, в основном ВБ, могу выделить такие недопустимые штрафы:

  • Штрафы связанные с неисполнением встречного/связанного/вытекающего обязательства.
    Например: ПВЗ обязан выдавать пакеты покупателю, но обеспечивать их закупку обязаны самостоятельно. За невыдачу пакета - 100.000 штраф. Но, если пакеты своевременно заказаны у ВБ, а их доставку задерживают, то требование данного штрафа - обогащение. Т.к в данном случае ВБ является и Кредитором(Заказчиком услуги) и Должником(Поставщик пакетов), и следовательно назначение неустойки за своё же неисполнение обязательства, а равно, и факты наличия договорных ограничений ВБ как Должника(Поставщика) - признак злоупотребления правом и ничтожности штрафа.
  • Штраф на штраф или многократные штрафы за одно и то же нарушение.
    Например: в оферте ПВЗ ВБ есть пункты о штрафах связанных с нарушением п.3 этой оферты и они не малые, но ВБ вносит в конце оферты, что любое нарушение п.3 также влечёт штраф 500.000 и разрыв договора, по усмотрению ВБ. При этом само нарушение п.3 уже компенсируется неустойками, а право на разрыв договора при неисполнении закреплено законом, а неустойка не несёт компенсационный характер(т.к Товар ПВЗ сам должен передать в другой ПВЗ, упаковать сам и т.п, т.е ситуация не создающая для ВБ последствий, а возможные убытки уже были покрыты неустойкой).
  • Штрафы за действия третьих лиц или Кредитора. Штрафы за то, что законом возложено на конкретную сторону правоотношений.
    Например: штраф за брак/подмену, не смотря на то, что товар приехал с браком/подменённым или возвращён покупателем таковым. Первый пункт прост, т.к ГК РФ в главе о перевозке возлагает ответственность за товар на перевозчика. Следовательно если товар пришёл с браком, а штраф и убытки отнесены на ПВЗ ,вопреки прямому запрету закона, это злоупотребление правом и уголовное преступление(ст.330 УК РФ). С возвратами от покупателей иное. ПВЗ не уполномочен продавцом на действия с товаром и принятие решения от своего имени, а также, не является экспертной организацией(что требует соответствующих документов(дипломы, приказ о порядке проведения ЭД и т.д) от ИП/ООО и(или) его сотрудников(по ТК)), следовательно ПВЗ обязан для надлежащего исполнения обязательств лишь сравнить товар с тем, что выдаёт ПО ВБ о товаре, а также проверить видимые повреждения и изъяны, не требующих специальных знаний(желательно под камерами).
  • Штрафы нацеленные на компенсацию рисков от предпринимательской деятельности.
    Например: штраф за брак товара для продавца/ПВЗ/сотрудника склада*, который возник не по вине этих лиц, а также мог возникнуть из-за действий самого маркетплейса, который фактически компенсирует риски от предпринимательской деятельности и действий собственных сотрудников(или лиц не связанных с ПВЗ/сотрудника склада*/продавца).
    *сотрудник склада - лицо оформленное по договору ГПХ.
  • Штрафы, для целей обхода закона или внесудебного(третейского) правосудия.
    Штрафы за "вред репутации", "недобросовестность", "кражи" и т.п.
    Если что-то можно установить только при наличии соответствующего решения суда/приговора суда, а равно, что дано определять органам исполнительной власти или суду, то такие штрафы - самовольное правосудие.
    Например: штраф за порчу репутации ВБ. Но без решения суда обязанность доказывания этого по правилам ст.152 ГК РФ лежит на ВБ; штраф за кражу и иные уголовные преступления - всегда неосновательное обогащение, пока нет приговора суда. Их можно взыскать в приказном порядке.

Отдельно стоит отметить те ситуации, когда кредитор(маркетплейс) игнорирует взаимодействие или досудебное урегулирование(например, вы отправили доказательства того, что штраф вам не положен или ущерб от него ничтожен и просите о снижении). В подобных случаях, особенно в случае вашей невиновности, суды не только взыскивают саму незаконно списанную неустойку и проценты по ст.395 ГК РФ, но могут по вашему требованию скорректировать договор, исключив этот штраф или добавив обязанность обосновывать его применение(совокупность аргументов злоупотребления правом, слабой стороны договора, удерживания незаконного обогащение, уклонения кредитора от взаимодействия).

Определение ВС РФ № 305-ЭС19-14865 от 11.12.2019
Определение ВС РФ № 4-КГ19-48 от 22.10.2019
Определение ВС РФ № 80-КГ15-29 от 16.02.2016
Определение ВС РФ № 307-ЭС15-2021 от 01.06.2015
Определение ВС РФ № 309-ЭС21-23988 от 11.04.2022
Определение ВС РФ № 305-ЭС21-24306 от 31.03.2022
Определение ВС РФ № 305-ЭС19-25950 от 20.05.2020
Постановление Пленума ВС РФ № 7 от 24.03.2016
Постановление Пленума ВС РФ № 54 от 22.11.2016
Постановление Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015
Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.09.2017
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020
Определение КС РФ № 263-О от 21.12.2000
Определение КС РФ № 6-О от 15.01.2015
Определение КС РФ № 7-О от 15.01.2015
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 года № 17
Постановление Пленума ВАС РФ № 81 от 22.12.2011
Постановление Пленума ВАС РФ № 16 от 14.03.2014

2.2 Оплата за "воздух" и странные удержания.

В данной категории нет рекордсменов, каждый маркетплейс придумывает всякие абсурдности, от вычитании стоимости услуги при её неоказании, до различных удержаний, связанных с деятельностью самого маркетплейса или его политикой.
Популярные направления для маркетплейсов:

  • Взятие комиссии за продажу(услугу размещения/компенсации эквайринга) в случаях, когда:
    от товара отказались при доставке/вручении.
    доставка оказалась невозможна по вине маркетплейса или его контрагентов.
    при утере товара.
    при утилизации товара(не по вине продавца).
    при сборке товара неверно на складе(FBY/FBW/FBO).
    при повреждении товара при доставке/хранении.
  • Требования об оплате услуг сборки, хранения и отгрузки товара при разрыве договора по собственной инициативе, без нарушений от продавца, а также за период нарушения собственных сроков отгрузки и сборки.
  • Оказание услуг утилизации, указанных в договоре, без надлежащего повода/доказательств

Рассмотрим эти случаи поподробнее и узнаем мнение судов на этот счёт:

Комиссия за продажу при отсутствии продажи(сделки), неисполнения обязанностей по доставке и(или) при утере товара взыматься не может.Точку в этом вопроса поставил Верховный Арбитражный Суд, а ныне экономколлегия в составе Верховного Суда.Комиссия за продажу(агентское/комиссионное вознаграждение) можно взимать только за заключённые сделки(при этом факт оплаты этих сделок не имеет значения ,если иное не установлено договором).Итак, комиссия и субплатежи(расходы комиссионера) за сделки допустимы(подлежит оплате) лишь:

  • За удачную(правильную) продажу.
    Исключение: для моделей "со склада маркетплейса", если вы маркировали товар верно, то вся ответственность за неверное вложение, пересорт или подмену лежит на маркетплейсе.
  • За продажу, но отказ покупателя при получении, при условии, что комиссионер(маркетплейс) не повредил(в т.ч подмена, персорт и неверное вложение) товар при хранении/доставке ,т.е проявлял должную осмотрительность и заботливость при исполнении своих обязательств.
  • За продажи, по которым был возврат(кроме брака) предусмотренный законом или договором маркетплейса и продавца(при существенном условии, что эти действия направлены на надлежащее исполнение договора комиссии в интересах продавца(кроме тех случаев, что определены законом иначе, например, право на возврат товара купленного дистанционно в рамках 7-ми дней)).
    Исключение: если комиссионер самостоятельно принял решение о возврате(или его обязал суд), а им не проявлена должная осмотрительность и заботливость при реализации этого права, а равно, как и не переданы все доказательства(фото,протоколы осмотра, сам товар) и данные о сделке(в т.ч контакты и идентификаторы), то в таком случае маркетплейс обязан возместить убыток, равный рыночной стоимости товара(цена в карточке/УПД), без вычета комиссионных вознаграждений и расходов(логистика/сборка/упаковка и т.д).
  • При любой продаже(в т.ч при последующем возврате), если продавец передал не тот товар, передал его не целым/с браком, передал товар без маркировки(установленной законом), товар не соответствует сделке(описанию/статусу(новый, б\у, уценка)).
    Исключение: когда продавцом это зявлялось(например указано в карточке), а был отправлен со склада новый товар, тогда комиссионер теряет право на вознаграждение и компенсацию расходов.

Во всех остальных случаях комиссию за продажу товара брать нельзя, такое не предусмотрено правилами о комиссии(в т.ч для агенета-комиссионера), а следовательно является неосновательным обогащением/убытком.

К отдельным видам "странных удержаний" относятся требования маркетплейса за свои же обязанности, которые возникли по инициативе маркетплейса и(или) по срокам им же нарушены.
Тут всего две ситуации: разрыв сотрудничества по инициативе маркетплейса без нарушений от продавца и разрыв сотрудничества по инициативе продавца(или маркетплейса, если продавец нарушитель).

  • В первом случае по существу выходит так, что Заказчик(инициатор) услуги и её выгодоприобретатель - одно лицо. Если сам факт реализации права сопряжён с расходами иной стороны - это злоупотребление, при этом сама суть схемы противоречит сути договоров возмездного оказания услуг и подряда. В дополнение, как отмечает ВС РФ - взимание платы за собственную законную обязанность, или в том случае, когда без данной платы кредитором невозможно принять/получить обязательство(в данном случае - забор товара, без сборки и упаковки его маркетплейс не отдаёт), то такая плата является неосновательным обогащением.В случае просрочки же собственных сроков на передачу товаров, исходя из положения глав о комиссии и хранении, в наложении на регулировку прав кредитора и должника, то товар признаётся утраченным, что обязует маркетплейс выплатить его полную рыночную стоимость(цена продажи) без каких либо удержаний независимо от состояния товара. Данная ситуация особенно актуальна с сезонными товарами.
    Ваши плюсы в суде: бóльшую часть обстоятельств, доказывание иной цены, допустимость взимания платы за хранение, упаковку и сборку товара при разрыве договора, а также отсутствие потери интереса кредитора от исполнения - лежит на комиссионере(маркетплейсе).
  • А вот отличия второго случая от первого в том, что все эти незаконные услуги могут быть указаны как убытки или штрафы. Но, если первое в суде нужно скрупулёзно доказывать, то штрафы не нуждаются в обосновании размера и на продавца уже ложиться обязанность в суде применять ст.333 ГК РФ. Нюанс будет именно в тех случаях, когда имели место нарушения со стороны продавца, т.к в таком случае штраф могут не уменьшить с целью компенсации будущих убытков, например, возвратов. Но общая суть остаётся той же - взымать плату, а равно, оказывать услуги, которые являются обязанностью в силу закона(или договора) при тех или иных событиях - неосновательное обогащение. А следовательно именно маркетплейсу нужно будет предоставлять различные доказательства о их основательности. Правило связанное с признанием товара утраченным из-за нарушения сроков - тут также работает, оно универсальное для отношений комиссионного типа или для договоров хранения.
    Ваши плюсы в суде: статья 333 ГК РФ, а также не стоит забывать выражать несогласие с убытками, которые вы считаете необоснованными/завышенными.

Заключает трилогию "воздушного бизнеса" - утилизация всегда и везде, а местами не нужная или "случайная, но за счёт продавца".Самый интересный нюанс от всего процесса "утилизации" в том, что исходя из императивных норм глав гражданского кодекса о хранении и комиссии - распоряжаться вещью нельзя, даже при "заведомом согласии". Такое соглашение упирается в особенности хранения в России, где по закону вещь нельзя выкинуть, её можно только продать, а выручку, за вычетом расходов на хранение - отдать владельцу вещи.
На текущий момент я не нашёл вообще дел на такую тематику, только дела о самом хранении, но это не значит, что так нельзя защищать свои права.
Вернёмся к рассматриваемым случаям "странной" утилизации:

  • Утилизация без причин
    Так бывает, что маркетплейс, а точнее его "сотрудники" путают товары или неверно сопоставляют их категории, или по каким-либо иным причинам допускают того, что хорошая, новая и качественная вещь оказывается в "утиле"(но поговаривают, что их иногда продают сами маркеты или "выкупают" сотрудники), за что маркетплейс требует оплату, а потом предлагает подобие компенсации или ничего вообще.
    И тут на помощь приходят главы ГК о хранении и комиссии, где фактически "утилизация запрещена", да и если подобное допустить, то нужно максимально попытаться "убедить поставщика забрать вещь". Вышеуказанное правило, что комиссионер обязан выплатить вам всю стоимость товара без удержаний(а если удержал, то возместить эти суммы) тут также действует и да, почти всё бремя доказывания будет на маркетплейсе. Вам достаточно данных о том, что вас не уведомили вовремя/заблаговременно, доказательств необходимости такого действия не предоставили(в т.ч и по запросу, после получения которого срок "до утилизации" должен приостанавливаться), а также не предприняли попыток передать(вернуть поклажедателю-комитенту) его имущество.
  • Утилизация без доказательств её необходимости
    Также бывают случаи, что вроде бы по договору должна быть утилизация, но доказательств такого(кроме, наверное, не забора товара из ПВЗ, если уведомления приходили) "теряются", но доблестные маркеты почему-то всё равно считают, что "всё по регламенту"(хотя это не так). Тут уже в дополнение(основной аргумент) является утилизация вне условий и норм договора, т.е действия с имуществом, без прав на него. Можно попробовать приплести сюда УК РФ, если хватит сил убедить СК завести дело, но по старому доброму ГК вам обязаны будут возместить все убытки, т.е не только рыночную цену, но, и все списания связанные с товаром, в т.ч рекламные расходы(цель услуги - сделка, действия исполнителя-хранителя сделали сделку невозможной - стоимость услуги подлежит возмещению), транспортные и т.д. Такие же требования допустимы и в первом случае.
  • Утилизация при браке
    Это самая интересная категория, т.к она позволяет требовать полную стоимость вещи(как новую), если её не предоставят продавцу. Всё это связанно с особенностями договора комиссии и ЗоЗПП. Последний даёт право продавцу проверить брак, а также вытекающее право требовать расходы на экспертизу и т.п, если брак оказался по вине потребителя. Также существует требование потребителя об обмене и ремонте товара, что также требует изначальную вещь. Так вот, т.к комиссионер обязан передать абсолютно всё по сделке, в т.ч права и обязанности(а если не передал, вы вправе требовать их, вместе с данными о сделки независимо от "бумаг" маркета), а право на проведение экспертизы - императивное, то если маркет самостоятельно уничтожил товар, но не провёл экспертизу(а товаровед - не эксперт, он аффилирован), то обязан возместить комитенту стоимость имущества(рыночную) без удержаний(в т.ч и за продажу). И вот тут интересный момент, если вам укажут, что товар в утиле, а в суде выяснится, что "он жив" и будет ходатаство об экспертизе, вам следует прямо указать на злоупотребление правом с целью обогащения и ущемления прав продавца, в т.ч на проверку товара и последующую судебную защиту(особенно, если данные покупателя не дали). Исходя из подхода судей к добросовестности сторон, вряд ли маркетплейс объяснит, как так вышло, а равно, не объяснит, почему такая ситуация могла возникнуть и как они проявляли надлежащую заботу и осмотрительность.

2.3 Отсутствие ответственности - или "на благо площадки"

Материал дополняется........

0
5 комментариев
Игорь
Если кредитор обратился за взысканием неустойки спустя продолжительный срок(особенно, если она начислялась всё это время), то именно он должен будет пояснить суду, чем вызвана волокита и что им предпринята должная осмотрительность и заботливость для взыскания неустойки, а равно не было умысла обогатиться(ведь логично разорвать договор, а не ждать год или два его исполнения).

Да, только в 81 пункте 7 Пленума дано интересно разъяснение

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 ГК РФ, что в дальнейшем не исключает применение статьи 333 ГК РФ.

Но при этом

Непредъявление кредитором в течение длительного времени после наступления срока исполнения обязательства требования о взыскании основного долга само по себе не может расцениваться как содействие увеличению размера неустойки.

Но суды конечно как правило всё равно снижают на этом основной

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K
Автор

Ну так я от совокупности данных пленума и практики пишу:)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Максим, ты молодец, что пишешь такие статьи. Не останавливайся на этом станешь хорошим юристом и поможешь многим людям. Спасибо большое за памятку. Сохраню себе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Только теперь надо добавить Ozon к этому списку, они тоже начали как и WB начислять необоснованные штрафы.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K
Автор

Статья в процессе доработки ещё, я её перевыпущу к середине ноября, я надеюсь. Там будет именно инфа, что есть что, чтобы судиться было проще, т.к в договорах часто хрень пишут.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда