Отсутствие КИЗ на Wildberries: как оспорить штраф Продавцу?
Разбираем какие товары подлежат обязательной маркировке при работе на Вайлдберриз. Рассматриваем законность начисления штрафов за отсутствие маркировки (КИЗ) на Вайлдберриз и механизмы оспаривания штрафа.
Содержание
- Вступление
- КИЗ: когда обязателен и ответственность за отсутствие
- Штраф: оспаривание и снижение
- Заключение
Вступление
Недавно наш клиент столкнулся с новым штрафом от Вайлдберриз:
Стоит отметить, что в Оферте о реализации товара на сайте Wildberries (далее – Оферта) отсутствует расшифровка такого понятия как «КИЗ».
Мы решили разобраться, что подразумевается под КИЗ, обратившись в службу поддержки. Ответ сотрудника Вайлдберриз был следующий:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что КИЗ - это контрольно-идентификационный знак, который является бланком строгой отчетности (документом) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров (Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 N 787 "Об утверждении Правил маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками").
Обязанность Продавца нанести на товар идентификационный знак в случае если товар подлежит обязательной маркировке, а также ответственность за нарушение такой обязанности была включена в условия Оферты 23.02.2023.
КИЗ: когда обязателен и ответственность за отсутствие
Согласно пп. 1 п. 4.6. Оферты в случае передачи Товара Вайлдберриз по любым основаниям Продавец обязан:
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р был утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – Перечень).
❗Не стоит забывать, что некоторые из товаров, подлежащих обязательной маркировке, запрещены для продажи на Вайлдберриз в соответствии с Перечнем запрещенных товаров, являющимся неотъемлемой частью Оферты.
Таким образом, для товаров, указанных в Перечне, КИЗ является обязательным.
Следует также отметить, что за продажу товара без маркировки, когда такая маркировка обязательна, предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 2 ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 п. 9.8.1. Правил использования Портала, являющимися неотъемлемой частью Оферты (далее – Правила использования Портала), за отсутствие КИЗ предусмотрен штраф в размере 1 500 руб. за единицу товара, подлежащего маркировке.
Таким образом, основаниями для начисления такого штрафа могут быть:
- отсутствие КИЗ, когда товар подлежит обязательной маркировке;
- размещение КИЗ таким образом, что он не считывается.
В случае получения штрафа за отсутствие КИЗ, когда Продавец реализует товар, не входящий в Перечень, штраф является незаконным.
Штраф: оспаривание и снижение
Штраф по своей природе является неустойкой, которая устанавливается в определенной величине (например, 10% от суммы долга), либо в точно определенной сумме, как в случае со штрафом за отсутствие КИЗ (1 500 руб. за единицу товара).
Незаконно удержанный штраф в случае его оспаривания, следует квалифицировать как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
При обращении к Вайлдберриз о возврате неосновательного обогащения, последний должен доказать, то удержанные денежные средства являются именно штрафом за нарушение Продавцом Правил использования Портала.
Таким образом, обязанность доказать законность, обоснованность и правомерность начисленного штрафа лежит именно на Вайлдберриз. Однако если штраф является законным и обоснованным, сумму удержанных денежных средств можно снизить в порядке ст. 333 ГК РФ, т. к. по своему характеру он является штрафной неустойкой.
Заключение
Несмотря на то, что многие продавцы продают на Вайлдберриз товары, не подлежащие обязательной маркировке, у них незаконно удерживают штрафы за отсутствие КИЗ.
Мы кратко изложили, что является штрафом за отсутствие КИЗ, а также свое мнение о том, как можно противостоять маркетплейсу в сложившихся обстоятельствах и защитить свои права при получении подобных штрафов.
Подробнее о процедуре направления досудебной претензии и обращения в арбитражный суд можете прочитать здесь.
Понравилась статья? Поставьте ей лайк и оставьте комментарий!
В случае, если вам требуется юридическая помощь, пишите нам в Telegram, WhatsApp, обращайтесь на наш сайт, мы обязательно ответим.
Здравствуйте. У меня сейчас такая проблема. Увидела на карточках плашку «укажите КИЗ» . Что делать в таком случае ? Возврат товара со склада WB и перемаркировать ?
Следует обратиться к маркетплейсу через поддержку, если товар не подлежит маркировке, скорее всего уведомление выставлено ошибочно.
мой товар не входит в список киз, тоже прилетело что надо сделать маркировку
мне пришел ответ от вб.
"Здравствуйте. Если товар и указанный ТНВЭД (если он указан) в карточке не требует обязательной маркировки, то товары не маркируются. Можете не обращать на данное уведомление (функционал новый и тестируется). Важно! Необходимо самостоятельно отслеживать действующее законодательство и нормативные документы с правилами маркировки товаров (КМ/КиЗ). Список категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке (КМ/КиЗ) смотрите на сайте честныйзнак.рф Благодарим за обращение. Просим Вас оценить предоставленный ответ."
пипец подключился к маркировке, вышло на 30к и это без принтера этикеток и\или фулфимнта короче караул
Комментарий удален модератором