{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Алгоритм действий по возврату денег за некачественный товар за пределами гарантийного срока

Всем привет!

Я уже писал статью про то как я возвращал деньги за некачественный ноутбук. Знаю, что она пришлась вам по душе. В этот раз у меня сломались наушники и значит пришло время обновить знания. Тем более алгоритм действий здесь существенно отличается, поскольку на мои наушники закончился гарантийный срок!

В августе 2021 год я купил себе для личных целей не связанных с моей предпринимательской деятельностью Беспроводные наушники HONOR Magic Earbuds, модель WAL-AT020. Продавцом выступила АО "Русская телефонная компания" (бренд МТС). За наушники я заплатил 4 499 рублей.

Классные наушники , которые я использовал каждый день. Особенно мне нравилась их функция активного шумоподавления, которая помогала мне выспаться в самолете или в каком-нибудь хостеле на задворках мира.

Но в январе 2023 моему покою пришел конец, при работе наушников в режиме шумоподавления появился жуткий писк (в детстве мы называли такое "Ультразвук"), и чем громче был шум вокруг, тем громче был писк. С выключенным шумоподавлением никакого писка не было.

Цена наушников была небольшая и поэтому даже у меня были сомнения, что делать дальше: выкинуть сломанные наушники и купить новые либо написать претензию и попробовать вернуть за них свои деньги, в случае чего и через суд.

Дело усложнялось тем, что на наушники закончился гарантийный срок (производителем была установлена 12 месячная гарантия).

Надо помнить, что окончание гарантийного срока не лишает потребителя прав на предъявление законных требований в случае выявления недостатков товара, но делает это менее удобным.

Вот что говорит Закон по поводу моего случая:

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
п.5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"

Таким образом, неудобство заключается в том, что для того чтобы предъявить требования по товару по истечении гарантийного срока, мне предварительно необходимо добыть доказательства того, что недостатки товара возникли до момента покупки или по причинам, возникшим до этого момента.

Таким доказательством обычно является либо акт проверки качества сервисного центра (экспертной организации), либо полноценное заключение специалиста, но на мой взгляд делать полноценное заключение для подачи претензии является излишним.

Возможность и желание заниматься всей этой историей у меня появилась только в июле 2023. Мотивация появилась от того, что в августе заканчивался 2 летний срок, а если бы я его пропустил требования мне было бы предъявить намного сложнее, там действовал бы совсем другой алгоритм.

За доказательством наличия недостатков я обратился в общество по защите прав потребителей в Перми, которое в силу закона имеет право проводить экспертизы качества товаров.

Я сдал наушники на проверку качества, а на следующий день получил следующий акт проверки качества:

Теперь у меня имелись доказательства наличия недостатка и производственных причин их появления, а значит мне можно было переходить к следующему этапу: к кому и какое требование предъявлять?

Сначала разберемся какое требование я мог предъявить.

Для этого нужно понимать технически сложный товар мои наушники или нет.

Посмотрев Перечень технически сложных товаров, утвержденный Правительством РФ, понимаем, что наушники в этот перечень не входят, а значит я могу предъявить любое требование предусмотренное п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Я конечно же выбрал потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Можете мне верить, это оптимальное требование наиболее выгодное потребителю.

К кому предъявлять требование?

Я большой любитель предъявлять требования Производителю или Импортеру, а не Продавцу, считаю, что за недостатки товара должен нести ответственность тот кто его изготовил или ввез.

Но п. 5 ст. 19 Закона о ЗПП, на который я ссылался выше, содержит ограниченный перечень лиц к кому можно предъявить требования в моей ситуации: продавец или изготовитель.

Наушники были произведены на заводе в Китае и к ним претензию будет предъявить мягко говоря затруднительно, поэтому мне придется отойти от своих принципов и подать претензию к Продавцу - АО "Русская телефонная компания".

Приняв решения по всем ключевым вопросам и собрав все доказательства, я подготовил следующую претензию:

В претензии я подробно изложил все обстоятельства, указал банковские реквизиты, а также предъявил требования о выплате следующих денежных сумм:

4 499 рублей - стоимость наушников.

2646 рублей - убытки в виде разницы в цене. Почти за 2 года наушники подорожали и я имею право на возврат денег по актуальной цене (п. 4 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Актуальную цену я доказываю актом проверки качества.

2500 рублей - мои расходы, которые я понес на составление акта о проверке качества

К претензии я приложил доказательства покупки, наличия недостатков и несения расходов.

Все что осталось мне сделать на этом этапе это направить претензию Продавцу.

Раньше для отправки претензий я предпочитал использовать Ценное письмо. Ценное письмо идет с описью документов и было удобно в суде доказывать, что я отправил именно претензию, а не что-то иное.

Сейчас же удобнее использовать сервис от Почты России zakaznoe.pochta.ru , доказательственная сила такая же как у ценного письма, но это дешевле и доходит до адресата быстрее.

Посредством этого сервиса я и отправил претензию, которую Продавец пока еще не получил, но скоро получит и сделает свой шаг.

На этом пока все. Если продавец вдруг откажет мне в выплате будет продолжение алгоритма по судебному взысканию, если выплатит второй части не будет)

Претензия в текстовом виде будет выложена в моем ТГ канале по следующей ссылке, возможно кому-то пригодится.

Всем спасибо за внимание и помните каждый раз, когда вы возвращаете деньги за некачественные товары это ваш вклад к тому, чтобы производители чуточку больше заботились о качестве товаров!

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Глюкъ Виртуален

Про zakaznoe.pochta.ru

При отправке таким способом невозможна не только опись, а даже само подтверждение отправки — почта не выдает никакой квитанции/чека об оплате. Как вы обходите эти два момента?

Отправлял несколько писем таким способом и столкнулся с тем что адресат не получает их. Письма возвращаются обратно за невостребованностью.
Тот же вопрос :)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

все письма отправленные таким образом хранятся на серверах почты россии, к каждому письму идет трек номер и код доступа, введя которые по ссылке https://zakaznoe.pochta.ru/access можно получить доступ к документам, которые содержало письмо, очень убедительное доказательство

Ответить
Развернуть ветку
Глюкъ Виртуален

Мерсибо ку.

Ответить
Развернуть ветку
Пьянзин Иван

Василий, а как найти контору, которая оформляет акты проверки технического состояния? Например в Санкт-Петербурге.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Миронов

Вопрос по практике - насколько часто продавцы признают недостаток и возвращают деньги в досудебном порядке после получения претензии? Сложилось впечатление, что 95% коммерсантов предпочитают отказывать в таких ситуациях.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

По моим ощущениям отказы только в 80% случаев, но да, продавцы предпочитают отказывать, особенно по дорогостоящим товарам

Ответить
Развернуть ветку
Иван Миронов

Благодарю за ответ! Обычно проблем с возвратом товара не возникало (за что в том числе спасибо юристам). Но если какие-то дополнительные расходы вписывать, то уже сложнее.
Благодарю также за шаблон претензии. Почти верю, что МТС сможет нагуглить Вас и вернет деньги)

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

Почему тут пишут, что в 80% наоборот, удовлетворяют?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

По моему опыту и статистике продавцы добровольно удовлетворяют требования после получения надлежащей письменной претензии где-то в 80% случаях. То есть очень часто, в большинстве случаев.

Но здесь многое зависит от предъявляемых требований: чем более требования "экзотические" и нестандартные, тем больше шанс, что они не будут удовлетворены. 80% - это статистика в отношении наиболее "стандартных" и "удобных" для продавцов требований.

Чаще всего продавцы добровольно удовлетворяют требования о возврате уплаченной за товар суммы, о замене товара на такой же и о ремонте в течение 45 дней. При условии согласия потребителя на проведение проверки качества товара самим продавцом, его уполномоченным лицом или при представлении потребителем заключения авторизованного сервиса.

При этом большинство продавцов отказывают в НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОМ ремонте согласно п. 1 ст. 20 ЗоЗПП, незаконно настаивая исключительно на ремонте в течение 45 дней.

Также большинство продавцов отказывают в замене товара на аналогичный с перерасчетом цены или даже в замене на такой же. Например, Озон уже в оферте пытается отбрыкаться от любых замен, предлагая клиентам вместо замены отказываться от товара, получать деньги и самостоятельно оформлять новый заказ, называя эту процедуру не отказом от договора, а "техническим действием".

А требования о возмещении расходов на устранение недостатков и о соразмерном уменьшении покупной цены для большинства продавцов являются еще более экзотическими 😊

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana

а почему отказ в незамедлительном ремонте незаконен?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Потому что право потребителя на незамедлительный ремонт при обнаружении в товаре недостатков предусмотрено ст. 20 ЗоЗПП:

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, ТО ЕСТЬ В МИНИМАЛЬНЫЙ СРОК, ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ИХ УСТРАНЕНИЯ С УЧЕТОМ ОБЫЧНО ПРИМЕНЯЕМОГО СПОСОБА. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/c771be122fddbc6e3087cbf43aa39a85a960a296/

Таким образом, любой иной срок ремонта, кроме незамедлительного, возможен только по ПИСЬМЕННОМУ СОГЛАШЕНИЮ сторон, то есть в ДОБРОВОЛЬНОМ порядке. Но недобросовестные продавцы любят подсовывать потребителям документы о приеме товара на ремонт в котором уже заранее впечатан срок 45 дней, и по факту получается, что потребитель, подписывая документы о передаче товара в ремонт, якобы добровольно соглашается на столь длительный и невыгодный потребителю срок. Поэтому потребителям важно не подписывать подобные документы или хотя бы зачеркивать и выражать несогласие со сроком 45 дней, указанным в таких документах, при этом требуя от продавца именно НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНЫЙ ремонт в своей отдельной письменной претензии.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana

сколько нового я подчерпнула из этой статьи) спасибо большое за информативный комментарий

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

а сломанные наушники надо куда-то сдавать или после экспертизы их можно у себя оставить?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

по требованию продавца нужно будет вернуть

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Отличная статья! Я сказал бы, как самоучитель, защититься от таких случаев и плюс, всем пригодится.👍

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Здравствуйте, уважаемый Василий 😊

Благодарю вас за статью и желаю успехов в деле защиты собственных прав и прав других потребителей! 👍

При этом я хотел бы сделать очень важное замечание в отношении изложенного алгоритма.

Очень частая ошибка потребителей, подтверждаемая многочисленной судебной практикой: идти сначала делать экспертизу/проверку/диагностику за свои деньги, а уже потом предъявлять претензию продавцу.

В этом случае даже в случае отсутствия/истечения гарантии и применения п. 5 ст. 19 ЗоЗПП суды обычно не компенсируют затраты потребителя на экспертизу/проверку/диагностику. Суды обычно указывают, что надо было СНАЧАЛА обратиться к продавцу с претензией для добровольного и БЕСПЛАТНОГО разрешения ситуации, и уже только ПОТОМ, в случае отказа продавца, проводить ПЛАТНУЮ экспертизу/проверку/диагностику. Вот пример из судебной практики:

Из изложенных выше норм права следует, что истечение гарантийного срока влечет определенные правовые последствия, связанные с распределением обязанностей по доказыванию времени возникновения недостатков и их причин. В этом случае закон возлагает на потребителя обязанность доказать факт возникновения недостатков до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, и НЕ ЛИШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДАВЦА ПРОВЕСТИ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ТОВАРА, в том числе с целью разрешения требований потребителя и восстановления его нарушенного права.
Действующее законодательство НЕ СТАВИТ В ЗАВИСИМОСТЬ И НЕ ВОЗЛАГАЕТ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ПРОДАВЦУ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ ПОДТВЕРДИТЬ НАЛИЧИЕ НЕДОСТАТКА В ТОВАРЕ ТОЛЬКО ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ или иным способом, подтверждающим его наличие при участии третьих лиц.
Как следует из материалов дела, истец самостоятельно до обращения к ответчику с претензией, содержащей требование о возврате уплаченных за товар денежных средств, организовал проведение исследования на наличие в товаре недостатка.
При указанных обстоятельствах на момент проведения по инициативе истца данной экспертизы ОТВЕТЧИК БЫЛ ЛИШЕН ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВИТЬ НАЛИЧИЕ ЛИБО ОТСУТСТВИЕ НЕДОСТАТКА В ТОВАРЕ И РАЗРЕШИТЬ ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ, УДОВЛЕТВОРИВ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА, поэтому в данном случае ответчик НЕ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны потребителя.

Некоторые крупные известные продавцы при обращении в течении 2 лет даже в случае истечения/отсутствия гарантии добровольно соглашаются на бесплатную проверку качества и не требуют от потребителя проводить платную экспертизу. Что в принципе логично и выгодно как продавцам, так и потребителям. Из крупных известных продавцов так делают, например, МВидео, Эльдорадо и Ситилинк - это неоднократно проверено по факту путем обращения с претензиями в отношении товаров с уже истекшей гарантией.

При этом даже если продавец откажет в проведении бесплатной проверки качества и потребует от потребителя платную экспертизу, то потребителю обычно выгоднее не проводить платную досудебную экспертизу, а сразу обратиться в суд и уже в рамках судебного спора провести судебную экспертизу. Вот пример из судебной практики:

Суд полагает, что потребитель, обратившись к ответчику с претензией, выполнил требования п.5 ст.19 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", предоставив неисправный товар, поэтому действия ответчика об отказе в удовлетворении требований нарушают права потребителя.
То обстоятельство, что НА МОМЕНТ ОБРАЩЕНИЯ С ПРЕТЕНЗИЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ НЕ ДОКАЗАЛ, ЧТО НЕДОСТАТКИ ТОВАРА ВОЗНИКЛИ ДО ЕГО ПЕРЕДАЧИ ПОТРЕБИТЕЛЮ ИЛИ ПО ПРИЧИНАМ, ВОЗНИКШИМ ДО ЭТОГО МОМЕНТА, УКАЗАННЫХ ВЫВОДОВ НЕ ОПРОВЕРГАЮТ, поскольку в процессе рассмотрения дела установлено, что недостатки товара имеют производственный характер, что свидетельствует о том, что и до передачи товара потребителю и на момент обращения с претензией недостатки у дивана имелись. Кроме того, получив товар одновременно с претензией ответчик не был лишен возможности проведения проверки качества.
Установив, что проданный истцу товар ИМЕЕТ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЙ НЕ ОГОВАРИВАЛСЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ПРОЯВИЛСЯ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ С МОМЕНТА ПЕРЕДАЧИ ТОВАРА ПОТРЕБИТЕЛЮ, подлежал устранению в срок, не превышающий 45 дней, между тем, ответчик необоснованно уклонился от проведения ремонта телефона, что по правилам абз.10 п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" является самостоятельным основанием для удовлетворения требований потребителя об отказе от исполнения договора, суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца стоимости товара в размере ... руб.
Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

Здравствуйте! спасибо за комментарий! на счет необходимости досудебной платной экспертизы да на самом деле практика различная, но лично на мой взгляд правильным является подход в соответствии с которым за гарантийным сроком необходимо представлять доказательства наличия недостатков, да на самом деле некоторые продавцы могут идти на встречу и самостоятельно проводить проверки качества даже за гарантией, но гадать кто пойдет на встречу, а кто напишет, представьте доказательства, не хочется.
Лично у меня проблем с возмещением расходов на досудебную экспертизу по п.5ст. 19 Закона ОЗПП не было.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Новик

Таким экспертам руки надо ломать по самые колени... Свист в режиме шумодава говорит о самовозбуждениии, т.е. звук из динамика попадает в микрофон. Чистить наушники пробовали?

Ответить
Развернуть ветку
Леха Макаров

Добрый день. Уже середина сентября - есть продолжение?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

Будет, вернули

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Mushket

Пара вопросов:
1) А любые общества по защите прав потребителей могут проводить проверку качества товаров? Там что за эксперты сидят? Они могут предоставить какие-то документы, подтверждающие их квалификацию?
2) Не увидел вывода эксперта о том, что недостаток возник ДО передачи Вам товара. Как будете это доказывать (момент возникновения дефекта)?

p.s. С РТК Вас ждут приключения :)
Я сам в прошлом году менял электросамокат Ninebot Max. Так и попросил - прошу поменять дефектный товар на новый. Они подтвердили дефект и предложили вернуть деньги по чеку (36 тыс) вместо замены товара. И сказали, что я могу купить новый уже за 50 тыс руб. Профит : )
Молодцы, что уже сказать.
В итоге 2-3 недели переписки с ними и они вернули мне деньги и тут же продали по цене 36 тыс руб. По сути замена товара, но через продажу.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

В последнем предложении заключения указано на производственный характер недостатка. Производство товара очевидно было ДО передачи товара потребителю.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Mushket

Супер!
Спасибо, увидел : )

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

1) Для подтверждения вывода о том, что "недостаток возник по причине, связанной с несовершенством процесса изготовления" недостаточно одного факта того, что "в результате внешнего осмотра не выявлены следы механического воздействия".

Возможные варианты:

- наушники могли утопить, а затем высушить. Внешне это никак себя не проявит, но при вскрытии - "утопление" будет очевидно,

- в результате неаккуратной эксплуатации могли забиться грязью входные отверстия дополнительных микрофонов (этого не будет видно снаружи, но заметно после вскрытия), ввиду чего изменилась ОС между доп.микрофонами и усилителем,

- третью причину привели выше: самовозбуждение ввиду изменения чИстоты (влияющей на резонансную чАстоту) радиоткани динамика,

- можно ещё навскидку сразу несколько причин накидать, исходя из прошлого опыта контруктора-разработчика слаботочных цепей (в обязанности дополнительно входила техническая сторона проверки претензий от заказчиков из "оборонки").

Судя по всему, Вы рассчитываете, что со стороны ответчика будет либо достаточно некомпетентный представитель, либо они просто "забьют" на иск из-за суммы?

2) По поводу "Я большой любитель предъявлять требования Производителю или Импортеру, а не Продавцу, считаю, что за недостатки товара должен нести ответственность тот кто его изготовил или ввез":

Побольше бы таких адекватных потребителей - глядишь, продавцы постепенно перестали бы относится с откровенным подозрением к КАЖДОМУ клиенту, обращающемуся по поводу брака (я сейчас про адекватных продавцов, а не про "продал-забыл").
Любой гарантийник подтвердит, что сотни нормальных обращений от нормальных же клиентов проходят незаметно, а несколько визжаще-орущих мерзавцев/мерзавок, убивших товар и решивших его сдать "под гарантию" - запоминаются надолго. И чем их больше, тем выше накапливается подсознательное ожидание очередной попытки наебалова ("оно само разбилось, на столе лежало - и вдребезги!!!").

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Rnatery

Сколько стоила экспертиза качества товара?

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда