{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Продавец подает в суд на OZON, а OZON бесчестно сдает назад

Всем привет! Это Василий Черепанов. В этот раз поговорим о том можно ли выиграть суд у большого Озона если ты маленький Продавец с маркетплейса.

Сложно найти менее бесправных людей, чем Продавцы на маркетплейсах. Они должны всем (Потребителям, Маркетплейсу), а им никто ничего не должен. И пока все идет хорошо работать можно, а если нет - то все убытки заставят платить Продавца даже если он ни в чем не виноват, а единственный (серьезно единственный!) шанс для Продавца спасти свои деньги это обратиться в суд.

Завязка

Продавец продавал товар (планшетные компьютеры) через OZON (ООО "Интернет решения"). В конце 2021 года Продавцом было принято решение забрать свой товар со склада Хоругвино о чем 9.12.2021 была создана соответствующая заявка. Озон подготовил товар к вывозу 06.03.2022 (4 месяца!), непосредственно выдача товара должна была состояться 18.05.2022 с 18 до 19 часов.

Курьер Продавца приехал на склад в 18 часов, но из-за очереди получить товар не смог поскольку выдача производится строго до 19 часов.

Продавец сразу сообщил в службу поддержки о проблеме на что ему через 6 дней сообщили, что смысла ждать выдачи нет и посоветовали согласовать новую дату вывоза.

Было несколько безуспешных попыток согласовать дату вывоза товара и 29.06.22 на очередное требование выдать товара был получен ответ, что с 14 июня временно приостановлены все возвраты. Так называемая Озоном "Передышка" должна была закончиться 26.06.

30.06.2022 Продавец снова уведомил ОЗОН о своем желании вывезти товар.

В Ответ 30.06.2022 Ответчик уведомил Истца о том, что для решения указанного вопроса требуется срок до 15 дней.

24.07.2022 Ответчик сообщил Истцу не дату вывоза товара, а тот факт, что до 15.08.2022 на складе Хоругвино будет проходить инвентаризация товара.

16.08.2022 После завершения инвентаризации в личном кабинете Продавца проблемная отгрузка (выдача товара) перешла в статус «Завершено».

На резонный вопрос Продавца: "А что собственно это значит?" Озон ответил, что это значит, что все товары Продавца были утеряны и Озон просит 60 дней на поиск, а если не найдет, то выплатит компенсацию.

Видимо найти товары все же не удалось поэтому 29.08.22 Озон сообщил, что оказывается товары не потеряны, а были 19.07.22 утилизированы Озоном потому что Продавец якобы не перезаписался на новую дату для их получения.

Соответственно Продавец сам виноват и никакая компенсация ему не положена. Товара было утилизировано почти на 500 т.р.

Здесь лично у меня возникает пару вопросов к Озону:

Озон вы че серьезно? Чел почти каждый день писал Вам с просьбой отдать ему товар, записать его на выдачу, а вы под различными предлогами ("Передышка", Инвентаризация) динамили его 3 месяца, а в конце когда потеряли товар решили неприкрыто и неправдоподобно спихнуть ответственность на него самого.

И почему если у вас регламентом предусмотрено утилизация или возврат товаров в продажу вы выбрали утилизацию? Вы что так ненавидите своих продавцов на которых зарабатываете?

Продавец с такой несправедливостью мириться не хотел и в марте 23 года направил в Озон досудебную претензию с просьбой компенсировать причиненные неправомерной утилизацией убытки в размере 487 000 рублей. (Претензия обязательна, без нее суд не примет иск к производству).

На претензию был получен отрицательный ответ, в возмещении убытков было отказано. Есть ощущение, что претензию вообще никто не читал.

Теперь Продавцу надо было принять сложное решение: смириться с убытками или пойти в суд и вытрясти из Озона свои деньги?

От себя отмечу, что ко мне неоднократно обращались Продавцы с Маркетплейсов, но до суда из них так никто не дошел несмотря на перспективность дел. Кто-то не хотел портить отношения с маркетплейсом, кого-то отпугивала цена юридических услуг тд. Так что решение на самом деле непростое.

Но наш Продавец терпеть не захотел и принял решение обратиться в суд.

СУД

Взыскание убытков относится к одной из самых сложных категорий дел.

Кроме того, суд был арбитражным, а он в отличие от тех же дел по защите прав потребителей на которых я специализируюсь, ошибок не прощает.

Кроме того, цена иска не превышала 800 000 рублей, а это значило, что суд будет рассматривать дело без вызова сторон в судебное заседание по представленным документам. Исковое заявление необходимо было готовить максимально подробно и убедительно, чтобы у суда не возникло никаких вопросов.

Исковое было составлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.05.2023.

Срок рассмотрения дела судом в упрощенном порядке 2 месяца.

ОЗОН представил Отзыв (возражения) на исковое заявление в котором он частично признал наши исковые требования, чем всех сильно удивил. Видимо исковое заявление убедило не только суд, но и юриста Озона, что вдвойне приятно, а может то, что иск был подписан мной сыграло свою роль))

Но даже здесь не обошлось без гадостей и подлостей со стороны Озона.

Нами был заявлен иск на сумму 487 т.р., сумма убытков нами рассчитывалась из той цены по которой мы приобрели товары у своего поставщика, без какой-либо прибыли, которую Продавец хотел получить при перепродаже, убытки подтверждались товарными накладными т.е.ничего лишнего мы с Озона получить не хотели.Но Иск был признан Озоном на сумму 428 тр. Откуда взялась разница?

В договоре Озона содержится следующее условие (п.5.2 Приложение № 1 «Порядок оказания услуг при продаже со Склада Ozon»):

При наличии оснований Ozon возмещает Продавцу стоимость утраченных/поврежденных товаров, с учетом следующего:

[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия

Далее юрист Озона пишет, со ссылкой на договор, что действительная стоимость товара определяется согласно стоимости, указанной в товарных накладных с информацией о цене, по которой Продавец приобрел товар, или документы, содержащие сведения о затратах на производство товара Продавцом

И здесь Озон в очередной раз показал, на мой взгляд, что чести у них совсем нет:

  1. К нам этот пункт вообще не применим, наш товар не был утрачен/поврежден, наш товар был утилизирован
  2. Действительная стоимость определяется не так как указал юрист Озона в отзыве, а определяется на основании цены из ЛК после применения скидки, установленной Продавцом на дату расчета размера возмещения.

Вот как выглядит этот пункт в договоре, который был в материалах судебного дела:

При такой формулировке все логично, Цена товаров из ЛК включает в себя комиссию Озона, которая может быть вычтена из суммы убытков. Но мы на комиссию озона при расчете убытков вообще не претендовали. Кроме того, товар мы хотели забрать, а не продолжать торговать им на маркетплейсе.

Озон, что вообще происходит? сначала утилизация, теперь вот Ваш юрист придумывает несуществующие условия договора. Это у вас миссия компании такая ободрать своих партнеров любыми способами?

24.07.2023 Суд выносит решение. К сожалению, судья не стала разбираться с порядком расчета убытков, не стала читать договор и поверила Озону, удовлетворив иск из расчета Озона на сумму 428 000 рублей. Досадно, но это издержки упрощенного процесса.

После отмены решения в следующий раз Озону уже никто не поверит.

Что в итоге?

  1. Отношения Продавца и Маркетплейса далеко не партнерские. Договор защищает только Маркетплейс, а никакого отдельного закона защищающего продавцов не существует. Хорошо бы иметь какой-нибудь аналог закона о Защите прав потребителей, но только для Продавцов маркетплейсов.
  2. Даже с таким договором Маркетплейс не хочет по нему работать, придумывает несуществующие условия, перекладывает ответственность. Классические Абьюзивные отношения.
  3. Несмотря на все это, в суде можно выиграть и забрать назад хотя бы свое. (никаких неустоек штрафов здесь не предусмотрено, если выйдете в ноль это отличный результат). Самое важное это хорошая досудебная подготовка и знать договор лучше сотрудников Маркетплейса. Знать лучше - это значит хотя бы прочитать.
  4. Это было дело о взыскании убытков в связи с неправомерной утилизацией товара Продавца, но Маркетплейсы творят и другие более гадкие вещи, поэтому общих подходов к решению проблем быть не может, каждый случай по своему уникален.

P/s Если вдруг эту статью увидит кто-то из Озона, было бы неплохо если вы компенсируете своему продавцу полную сумму убытков (а не ту, которую посчитали по несуществующим условиям), не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, он уже и так больше полутора лет ждет от вас товар, деньги.

Еще больше моих судебных разборов на моем канале в ТГ, там конечно в основном защита прав потребителей, но бывают и исключения. Подписывайтесь чтобы ничего не пропустить!

0
285 комментариев
Написать комментарий...
Банан

А все потому что не надо было верить никаким писулькам про передышку, а сразу отправлять письменное требование о возврате незаконно удерживаемых товаров

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

согласен, чем раньше перейти на язык претензий, тем лучше

Ответить
Развернуть ветку
jobisdone

Вот только с тз бизнеса не так и совсем, потому что в случае судебной тяжбы и всей системы бюрократии деньги свои ты увидишь минимум через год, в лучшем случае, худшем года 3 (это если мы про корп.разборки в стиле - мы товар поставили, а они не заплатили), а решается все на письме/телефоне/языком, потому что срок решения вопроса тут 1-3месяца, ну пол года в худшем случае. Суд это последняя инстанция, которой практически никто не пользуется, ибо ни у кого нет штата юристов на окладах, это очень дорогое удовольствие

Ответить
Развернуть ветку
Банан

А никто про суд и не говорит. Я говорю, что нужно было сразу отправить письменную претензию, тогда глядишь и товар был бы цел и судиться не пришлось бы

Ответить
Развернуть ветку
jobisdone

В наше время все проще решить оглаской. Любую претензию нужно оформлять на условном реддите, там ОС от компании будет мнгновенной, а пока вашу претензию получат, да еще и в письменном виде - ой простите это смешно в 21 веке.
Где это видано что деньги с меня списывают в один клик, а доказать и вернуть их обратно - пол года? Грошь цена таким компаниям
Поэтому без пощады сразу трендишь на всех площадках, можешь даже генеральному написать что ты его имел - такие письма и охват имею ошеломляющий эффект, ибо репутация в наше время дорогая.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Козлов

Эмм, репутация??? Никто даже не вкурсе фио дирехтора озона, какая репутация

Ответить
Развернуть ветку
jobisdone

Набор слов, суть не уловили

Ответить
Развернуть ветку
282 комментария
Раскрывать всегда