{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Продавец подает в суд на OZON, а OZON бесчестно сдает назад

Всем привет! Это Василий Черепанов. В этот раз поговорим о том можно ли выиграть суд у большого Озона если ты маленький Продавец с маркетплейса.

Сложно найти менее бесправных людей, чем Продавцы на маркетплейсах. Они должны всем (Потребителям, Маркетплейсу), а им никто ничего не должен. И пока все идет хорошо работать можно, а если нет - то все убытки заставят платить Продавца даже если он ни в чем не виноват, а единственный (серьезно единственный!) шанс для Продавца спасти свои деньги это обратиться в суд.

Завязка

Продавец продавал товар (планшетные компьютеры) через OZON (ООО "Интернет решения"). В конце 2021 года Продавцом было принято решение забрать свой товар со склада Хоругвино о чем 9.12.2021 была создана соответствующая заявка. Озон подготовил товар к вывозу 06.03.2022 (4 месяца!), непосредственно выдача товара должна была состояться 18.05.2022 с 18 до 19 часов.

Курьер Продавца приехал на склад в 18 часов, но из-за очереди получить товар не смог поскольку выдача производится строго до 19 часов.

Продавец сразу сообщил в службу поддержки о проблеме на что ему через 6 дней сообщили, что смысла ждать выдачи нет и посоветовали согласовать новую дату вывоза.

Было несколько безуспешных попыток согласовать дату вывоза товара и 29.06.22 на очередное требование выдать товара был получен ответ, что с 14 июня временно приостановлены все возвраты. Так называемая Озоном "Передышка" должна была закончиться 26.06.

30.06.2022 Продавец снова уведомил ОЗОН о своем желании вывезти товар.

В Ответ 30.06.2022 Ответчик уведомил Истца о том, что для решения указанного вопроса требуется срок до 15 дней.

24.07.2022 Ответчик сообщил Истцу не дату вывоза товара, а тот факт, что до 15.08.2022 на складе Хоругвино будет проходить инвентаризация товара.

16.08.2022 После завершения инвентаризации в личном кабинете Продавца проблемная отгрузка (выдача товара) перешла в статус «Завершено».

На резонный вопрос Продавца: "А что собственно это значит?" Озон ответил, что это значит, что все товары Продавца были утеряны и Озон просит 60 дней на поиск, а если не найдет, то выплатит компенсацию.

Видимо найти товары все же не удалось поэтому 29.08.22 Озон сообщил, что оказывается товары не потеряны, а были 19.07.22 утилизированы Озоном потому что Продавец якобы не перезаписался на новую дату для их получения.

Соответственно Продавец сам виноват и никакая компенсация ему не положена. Товара было утилизировано почти на 500 т.р.

Здесь лично у меня возникает пару вопросов к Озону:

Озон вы че серьезно? Чел почти каждый день писал Вам с просьбой отдать ему товар, записать его на выдачу, а вы под различными предлогами ("Передышка", Инвентаризация) динамили его 3 месяца, а в конце когда потеряли товар решили неприкрыто и неправдоподобно спихнуть ответственность на него самого.

И почему если у вас регламентом предусмотрено утилизация или возврат товаров в продажу вы выбрали утилизацию? Вы что так ненавидите своих продавцов на которых зарабатываете?

Продавец с такой несправедливостью мириться не хотел и в марте 23 года направил в Озон досудебную претензию с просьбой компенсировать причиненные неправомерной утилизацией убытки в размере 487 000 рублей. (Претензия обязательна, без нее суд не примет иск к производству).

На претензию был получен отрицательный ответ, в возмещении убытков было отказано. Есть ощущение, что претензию вообще никто не читал.

Теперь Продавцу надо было принять сложное решение: смириться с убытками или пойти в суд и вытрясти из Озона свои деньги?

От себя отмечу, что ко мне неоднократно обращались Продавцы с Маркетплейсов, но до суда из них так никто не дошел несмотря на перспективность дел. Кто-то не хотел портить отношения с маркетплейсом, кого-то отпугивала цена юридических услуг тд. Так что решение на самом деле непростое.

Но наш Продавец терпеть не захотел и принял решение обратиться в суд.

СУД

Взыскание убытков относится к одной из самых сложных категорий дел.

Кроме того, суд был арбитражным, а он в отличие от тех же дел по защите прав потребителей на которых я специализируюсь, ошибок не прощает.

Кроме того, цена иска не превышала 800 000 рублей, а это значило, что суд будет рассматривать дело без вызова сторон в судебное заседание по представленным документам. Исковое заявление необходимо было готовить максимально подробно и убедительно, чтобы у суда не возникло никаких вопросов.

Исковое было составлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.05.2023.

Срок рассмотрения дела судом в упрощенном порядке 2 месяца.

ОЗОН представил Отзыв (возражения) на исковое заявление в котором он частично признал наши исковые требования, чем всех сильно удивил. Видимо исковое заявление убедило не только суд, но и юриста Озона, что вдвойне приятно, а может то, что иск был подписан мной сыграло свою роль))

Но даже здесь не обошлось без гадостей и подлостей со стороны Озона.

Нами был заявлен иск на сумму 487 т.р., сумма убытков нами рассчитывалась из той цены по которой мы приобрели товары у своего поставщика, без какой-либо прибыли, которую Продавец хотел получить при перепродаже, убытки подтверждались товарными накладными т.е.ничего лишнего мы с Озона получить не хотели.Но Иск был признан Озоном на сумму 428 тр. Откуда взялась разница?

В договоре Озона содержится следующее условие (п.5.2 Приложение № 1 «Порядок оказания услуг при продаже со Склада Ozon»):

При наличии оснований Ozon возмещает Продавцу стоимость утраченных/поврежденных товаров, с учетом следующего:

[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия

Далее юрист Озона пишет, со ссылкой на договор, что действительная стоимость товара определяется согласно стоимости, указанной в товарных накладных с информацией о цене, по которой Продавец приобрел товар, или документы, содержащие сведения о затратах на производство товара Продавцом

И здесь Озон в очередной раз показал, на мой взгляд, что чести у них совсем нет:

  1. К нам этот пункт вообще не применим, наш товар не был утрачен/поврежден, наш товар был утилизирован
  2. Действительная стоимость определяется не так как указал юрист Озона в отзыве, а определяется на основании цены из ЛК после применения скидки, установленной Продавцом на дату расчета размера возмещения.

Вот как выглядит этот пункт в договоре, который был в материалах судебного дела:

При такой формулировке все логично, Цена товаров из ЛК включает в себя комиссию Озона, которая может быть вычтена из суммы убытков. Но мы на комиссию озона при расчете убытков вообще не претендовали. Кроме того, товар мы хотели забрать, а не продолжать торговать им на маркетплейсе.

Озон, что вообще происходит? сначала утилизация, теперь вот Ваш юрист придумывает несуществующие условия договора. Это у вас миссия компании такая ободрать своих партнеров любыми способами?

24.07.2023 Суд выносит решение. К сожалению, судья не стала разбираться с порядком расчета убытков, не стала читать договор и поверила Озону, удовлетворив иск из расчета Озона на сумму 428 000 рублей. Досадно, но это издержки упрощенного процесса.

После отмены решения в следующий раз Озону уже никто не поверит.

Что в итоге?

  1. Отношения Продавца и Маркетплейса далеко не партнерские. Договор защищает только Маркетплейс, а никакого отдельного закона защищающего продавцов не существует. Хорошо бы иметь какой-нибудь аналог закона о Защите прав потребителей, но только для Продавцов маркетплейсов.
  2. Даже с таким договором Маркетплейс не хочет по нему работать, придумывает несуществующие условия, перекладывает ответственность. Классические Абьюзивные отношения.
  3. Несмотря на все это, в суде можно выиграть и забрать назад хотя бы свое. (никаких неустоек штрафов здесь не предусмотрено, если выйдете в ноль это отличный результат). Самое важное это хорошая досудебная подготовка и знать договор лучше сотрудников Маркетплейса. Знать лучше - это значит хотя бы прочитать.
  4. Это было дело о взыскании убытков в связи с неправомерной утилизацией товара Продавца, но Маркетплейсы творят и другие более гадкие вещи, поэтому общих подходов к решению проблем быть не может, каждый случай по своему уникален.

P/s Если вдруг эту статью увидит кто-то из Озона, было бы неплохо если вы компенсируете своему продавцу полную сумму убытков (а не ту, которую посчитали по несуществующим условиям), не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, он уже и так больше полутора лет ждет от вас товар, деньги.

Еще больше моих судебных разборов на моем канале в ТГ, там конечно в основном защита прав потребителей, но бывают и исключения. Подписывайтесь чтобы ничего не пропустить!

0
285 комментариев
Написать комментарий...
Валентина Гущенская

Самому нужно продавать свой товар, а не доверять разным фирмам. Тогда и по судам ходить не надо будет.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Озон это один из каналов продаж, по вашей логике надо самому встать с планшетами возле метро и продавать их лично, не доверяя даже продавцу.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Гущенская

Многие предприниматели арендуют помещение и торгуют сами. Например как мой муж. У нас много знакомых предпринимателей, которые занимаются с 90х годов. И прошли огонь и воду. Навряд ли они будут какому то доверять. И товар очень трудно выбрать по картинке. Нам надо посмотреть и пощупать.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Ну у меня для вас плохие новости, 90е были 30 лет назад и за это время многое поменялось. Советую поизучать статистику и аналитику по изменению форматов продаж. Люди уже адаптировались и не всегда хотят идти и щупать товар. Товаров которые надо/хочется пощупать становится всё меньше

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kirillov

Это тётеневская логика покупок, хотя и многие мужики, не умеющие в интернет дальше вконтактика, её придерживаются. Я иду в магазин, строго зная что мне нужно и что где лежит, поэтому бесит, когда в магазине у дома очередная перестановка и перетасовка. Тётеньки идут в привычный магазин, как в музей и будут вертеть часами как впервые увиденное, так и уже сто раз верченное.
В результате, я 20 с лишним лет покупаю всё, кроме еды (а теперь и её) в интернете. И одежка не подошла пару раз из десятков раз. Хозяйственные мелочи бывают одноразовым говном, если ленился читать или невнимательно читал описание, размеры и отзывы.
Тётеньки заказывают на озонах десятки одёжек, боясь что не подойдёт( а сейчас наиподробнейшие размерные сетки - это стандарт практически) ну и опять же повертеть, пощупать и главное - понюхать. Пахнет или не пахнет в отзывах всегда почти на первом месте.
Ну и уж при покупке бытовой техники и электроники меня в первую очередь интересуют характеристики, а тётеньки будут пытать продавца-консультанта, зачем эта блестяшка на телевизоре и нет ли точно такого с перламутровыми пуговицами. Мне консультанты не нужны вообще, они мне не сообщат ничего нового, а скорее и не знают, потому что им читать подробно про сотни и тысячи наименований ассортимента просто некогда. Единственное, что я прошу у продавцов, показать направление к полке с нужным товаром, если я в магазине в первый раз.
Поэтому поддержу, для выбора, к примеру, стиральной машины нет никакого смысла стирать ноги по самую жопу, шляясь по одинаковым эльдорадам с мвидео, тем более, что это одно и тоже. Проще потратить в сто раз меньшее время на сравнение и изучение характеристик и отзывы. И по картинке можно понять всё остальное

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Не могли бы вы рассказать поподробнее о своём потребительское превосходстве над тётеньками?

Ответить
Развернуть ветку
Марта Суворова

Там все подробно уже рассказали

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Гущенская

Ну уж извините. Я хотела купить кроссовки. На картинке очень выглядит симпатично. А когда приехала в магазин и увидела что кроссовки вовсе не красивые. Да что то можно купить в интернете, я не спорю. Но основная часть товара: нужно померить и посмотреть какого качества.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Для этого уже есть отзывы, видео обзоры, на ютубе уже есть куча обзорщиков на всё более менее популрное. Примерку на месте никто не отменял. Проще заплатить за доставку, и за 200-300р вам привезут несколько пар и вы померяете дома. Если ехать куда-то смотреть потратите примерно те же деньги + ещё кучу времени (ну и цена в рознице может оказаться выше рыночной, вы же не будите бегать по всему городу в поисках на 500р дешевле, в инете делается за 10 мин).
Вы привели товар с самым низким выкупом. одежда и обувь это примерно 25-40%. По остальным товарам очень редко уже когда прям надо съездить посмотреть-пощупать.

Как айтишник с 15 летним опытом (10 лет для екома в том или ином виде) дам совет, меняйтесь пока есть время иначе в одно утро встанете с мужем и поймёте, что никто о у вас в розницу не берёт и будите постить в интеренте, как всё плохо и всё занято.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Гущенская

Да нам уже хватит 30 лет в торговли. Скоро будем закрываться. Пусть молодые начинают.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kirillov

Я понимаю Ваше огорчение, Вы привыкли за столько лет и жаль вложенного труда. Но молодым начинать в наше время это самоубийство практически. Крупные сети и онлайн-торговля задавят их конкуренцией. Маленькие магазины в прошлом, они доживают свой век. Да, возрастным покупателям они привычнее (не всем). И есть обратная сторона у этого. Мошенники пользуются любовью пожилых к маленьким магазинам у дома и скидкам. Берут в краткосрочную аренду помещение, зазывают скидками, втюхивают тряпки с рынка в десять раз дороже. Приходит пожилая дама домой, одумывается сама или с помощью близких, несёт одёжку за 40 тысяч на возврат, а магазина уже и нет. Посмотрите в ютубе на эту тему сотни разоблачений таких торговых точек, вот там та самая молодёжь играет на слабых местах наших ровесников.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Гущенская

Да итак уже давно плохо. Раньше выбор товара был большой. А сейчас и выбрать нечего.

Ответить
Развернуть ветку
282 комментария
Раскрывать всегда