{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Продавец подает в суд на OZON, а OZON бесчестно сдает назад

Всем привет! Это Василий Черепанов. В этот раз поговорим о том можно ли выиграть суд у большого Озона если ты маленький Продавец с маркетплейса.

Сложно найти менее бесправных людей, чем Продавцы на маркетплейсах. Они должны всем (Потребителям, Маркетплейсу), а им никто ничего не должен. И пока все идет хорошо работать можно, а если нет - то все убытки заставят платить Продавца даже если он ни в чем не виноват, а единственный (серьезно единственный!) шанс для Продавца спасти свои деньги это обратиться в суд.

Завязка

Продавец продавал товар (планшетные компьютеры) через OZON (ООО "Интернет решения"). В конце 2021 года Продавцом было принято решение забрать свой товар со склада Хоругвино о чем 9.12.2021 была создана соответствующая заявка. Озон подготовил товар к вывозу 06.03.2022 (4 месяца!), непосредственно выдача товара должна была состояться 18.05.2022 с 18 до 19 часов.

Курьер Продавца приехал на склад в 18 часов, но из-за очереди получить товар не смог поскольку выдача производится строго до 19 часов.

Продавец сразу сообщил в службу поддержки о проблеме на что ему через 6 дней сообщили, что смысла ждать выдачи нет и посоветовали согласовать новую дату вывоза.

Было несколько безуспешных попыток согласовать дату вывоза товара и 29.06.22 на очередное требование выдать товара был получен ответ, что с 14 июня временно приостановлены все возвраты. Так называемая Озоном "Передышка" должна была закончиться 26.06.

30.06.2022 Продавец снова уведомил ОЗОН о своем желании вывезти товар.

В Ответ 30.06.2022 Ответчик уведомил Истца о том, что для решения указанного вопроса требуется срок до 15 дней.

24.07.2022 Ответчик сообщил Истцу не дату вывоза товара, а тот факт, что до 15.08.2022 на складе Хоругвино будет проходить инвентаризация товара.

16.08.2022 После завершения инвентаризации в личном кабинете Продавца проблемная отгрузка (выдача товара) перешла в статус «Завершено».

На резонный вопрос Продавца: "А что собственно это значит?" Озон ответил, что это значит, что все товары Продавца были утеряны и Озон просит 60 дней на поиск, а если не найдет, то выплатит компенсацию.

Видимо найти товары все же не удалось поэтому 29.08.22 Озон сообщил, что оказывается товары не потеряны, а были 19.07.22 утилизированы Озоном потому что Продавец якобы не перезаписался на новую дату для их получения.

Соответственно Продавец сам виноват и никакая компенсация ему не положена. Товара было утилизировано почти на 500 т.р.

Здесь лично у меня возникает пару вопросов к Озону:

Озон вы че серьезно? Чел почти каждый день писал Вам с просьбой отдать ему товар, записать его на выдачу, а вы под различными предлогами ("Передышка", Инвентаризация) динамили его 3 месяца, а в конце когда потеряли товар решили неприкрыто и неправдоподобно спихнуть ответственность на него самого.

И почему если у вас регламентом предусмотрено утилизация или возврат товаров в продажу вы выбрали утилизацию? Вы что так ненавидите своих продавцов на которых зарабатываете?

Продавец с такой несправедливостью мириться не хотел и в марте 23 года направил в Озон досудебную претензию с просьбой компенсировать причиненные неправомерной утилизацией убытки в размере 487 000 рублей. (Претензия обязательна, без нее суд не примет иск к производству).

На претензию был получен отрицательный ответ, в возмещении убытков было отказано. Есть ощущение, что претензию вообще никто не читал.

Теперь Продавцу надо было принять сложное решение: смириться с убытками или пойти в суд и вытрясти из Озона свои деньги?

От себя отмечу, что ко мне неоднократно обращались Продавцы с Маркетплейсов, но до суда из них так никто не дошел несмотря на перспективность дел. Кто-то не хотел портить отношения с маркетплейсом, кого-то отпугивала цена юридических услуг тд. Так что решение на самом деле непростое.

Но наш Продавец терпеть не захотел и принял решение обратиться в суд.

СУД

Взыскание убытков относится к одной из самых сложных категорий дел.

Кроме того, суд был арбитражным, а он в отличие от тех же дел по защите прав потребителей на которых я специализируюсь, ошибок не прощает.

Кроме того, цена иска не превышала 800 000 рублей, а это значило, что суд будет рассматривать дело без вызова сторон в судебное заседание по представленным документам. Исковое заявление необходимо было готовить максимально подробно и убедительно, чтобы у суда не возникло никаких вопросов.

Исковое было составлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.05.2023.

Срок рассмотрения дела судом в упрощенном порядке 2 месяца.

ОЗОН представил Отзыв (возражения) на исковое заявление в котором он частично признал наши исковые требования, чем всех сильно удивил. Видимо исковое заявление убедило не только суд, но и юриста Озона, что вдвойне приятно, а может то, что иск был подписан мной сыграло свою роль))

Но даже здесь не обошлось без гадостей и подлостей со стороны Озона.

Нами был заявлен иск на сумму 487 т.р., сумма убытков нами рассчитывалась из той цены по которой мы приобрели товары у своего поставщика, без какой-либо прибыли, которую Продавец хотел получить при перепродаже, убытки подтверждались товарными накладными т.е.ничего лишнего мы с Озона получить не хотели.Но Иск был признан Озоном на сумму 428 тр. Откуда взялась разница?

В договоре Озона содержится следующее условие (п.5.2 Приложение № 1 «Порядок оказания услуг при продаже со Склада Ozon»):

При наличии оснований Ozon возмещает Продавцу стоимость утраченных/поврежденных товаров, с учетом следующего:

[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия

Далее юрист Озона пишет, со ссылкой на договор, что действительная стоимость товара определяется согласно стоимости, указанной в товарных накладных с информацией о цене, по которой Продавец приобрел товар, или документы, содержащие сведения о затратах на производство товара Продавцом

И здесь Озон в очередной раз показал, на мой взгляд, что чести у них совсем нет:

  1. К нам этот пункт вообще не применим, наш товар не был утрачен/поврежден, наш товар был утилизирован
  2. Действительная стоимость определяется не так как указал юрист Озона в отзыве, а определяется на основании цены из ЛК после применения скидки, установленной Продавцом на дату расчета размера возмещения.

Вот как выглядит этот пункт в договоре, который был в материалах судебного дела:

При такой формулировке все логично, Цена товаров из ЛК включает в себя комиссию Озона, которая может быть вычтена из суммы убытков. Но мы на комиссию озона при расчете убытков вообще не претендовали. Кроме того, товар мы хотели забрать, а не продолжать торговать им на маркетплейсе.

Озон, что вообще происходит? сначала утилизация, теперь вот Ваш юрист придумывает несуществующие условия договора. Это у вас миссия компании такая ободрать своих партнеров любыми способами?

24.07.2023 Суд выносит решение. К сожалению, судья не стала разбираться с порядком расчета убытков, не стала читать договор и поверила Озону, удовлетворив иск из расчета Озона на сумму 428 000 рублей. Досадно, но это издержки упрощенного процесса.

После отмены решения в следующий раз Озону уже никто не поверит.

Что в итоге?

  1. Отношения Продавца и Маркетплейса далеко не партнерские. Договор защищает только Маркетплейс, а никакого отдельного закона защищающего продавцов не существует. Хорошо бы иметь какой-нибудь аналог закона о Защите прав потребителей, но только для Продавцов маркетплейсов.
  2. Даже с таким договором Маркетплейс не хочет по нему работать, придумывает несуществующие условия, перекладывает ответственность. Классические Абьюзивные отношения.
  3. Несмотря на все это, в суде можно выиграть и забрать назад хотя бы свое. (никаких неустоек штрафов здесь не предусмотрено, если выйдете в ноль это отличный результат). Самое важное это хорошая досудебная подготовка и знать договор лучше сотрудников Маркетплейса. Знать лучше - это значит хотя бы прочитать.
  4. Это было дело о взыскании убытков в связи с неправомерной утилизацией товара Продавца, но Маркетплейсы творят и другие более гадкие вещи, поэтому общих подходов к решению проблем быть не может, каждый случай по своему уникален.

P/s Если вдруг эту статью увидит кто-то из Озона, было бы неплохо если вы компенсируете своему продавцу полную сумму убытков (а не ту, которую посчитали по несуществующим условиям), не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, он уже и так больше полутора лет ждет от вас товар, деньги.

Еще больше моих судебных разборов на моем канале в ТГ, там конечно в основном защита прав потребителей, но бывают и исключения. Подписывайтесь чтобы ничего не пропустить!

0
285 комментариев
Написать комментарий...
Стерлядка Вяленая

Так меня прикалывает, когда люди соглашаются играть в чужую игру, на чужом поле, по чужим правилам, а потом наивно пишут: "да вы представляете, их договор только их защищает. А еще прикиньте, им пофиг на вас, им лишь бы себя не обидеть?! А представляете, для них партнеры - вообще никто?!". Да ладно, блин?)) Серьезно?)) Хотите играть по чужим правилам - не жалуйтесь, что эти правила вас оскорбляют, унижают и так далее. Не нравится - уходите и пилите свои инет магазы. Но раз так мало кто делает, значит в общем и целом выгодно играть на чужом поле по чужим правилам.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Артем

Проблема в том, что перед началом этой игры тебе рассказывают правила, с которыми ты соглашаешься. А потом оказывается, что эти правила не работают.

Свой интернет магазин в наше время это очень сложно. Маркетплейсы работают себе в убыток, делая быстрые и бесплатные доставки или давая покупателям скидки за свой счёт.

На маркете, например, за первую покупку даётся жирная скидка. Я продаю товар за 100 рублей, мне после вычета комиссий остается 80, а клиент заплатил только 60 рублей. Яндекс для привлечения покупателей доплачивает мне с этой продажи из своего кармана.
Озон ещё дальше пошел со своей озон картой, сотни моих товаров по карте продают дешевле, чем мне озон переводит после вычета всех комиссий.
Ещё они выкупают огромное количество контекстной рекламы.
Работая как селлер на маркетплейсах последние 2 года я вообще не удивлен, что они дико убыточные (про ВБ не скажу, не работал и специфику не знаю).

У меня есть интернет магазин, который работает уже больше 10 лет. И как ты его не развивай, люди валят на маркетплейсы.
Через свой сайт в основном продолжают заказывать специализированные или дорогие товары, по которым нужна консультация. А всякая мелочевка на МП продается на ПОРЯДОК лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Артем

Доплачивает копейки. Но озон уже 9 месяцев доплачивает мне за продажи из своего кармана, практически ничего себе не оставляя, то это уже как-то странно.

Я так-то не жалуюсь, рыночная цена товара у всех продавцов 100 рублей, на озоне я ставлю большую наценку и выставляю его за 120. Озон даёт скидку за свой счёт и в результате на озоне товар продается за те рыночные 100 рублей! От озона после вычета комиссий я получаю 95 рублей. Получается, что эквайринг и все расходы на продажу товара у меня около 5%, условия сказочные.

Но тенденция стремная, это душит владельцев небольших магазинов, которые не хотят работать с МП. Потому что ты не можешь продавать в ноль или минус, ожидая что так соберёшь базу лояльных покупателей через несколько лет.

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Расскажите, что это вы такое продаете за 120р и получаете 95, когда даже по фбо логистика одна стоит минумум 40р?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Артем

Цифры условные

Ответить
Развернуть ветку
Andres Gio

В корпорации правила другие, важнее финансовая отчётность и курс акций. Поэтому не стоит открывать магазин на Озон, а вот купить акции стоит!

Ответить
Развернуть ветку
Артём Артем

Открывать ещё как стоит, но только при условии, что у тебя уже есть что продавать. То есть если у тебя и так есть товар, которых ты и так продаешь в ларьке/рынке/магазине и тебе просто нужен дополнительный канал продаж.
В моем конкретном случае озон оказался очень выгодным, даже при учёте что они потеряли и сломали товара без компенсаций на ~250 тысяч за 2 года.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
Проблема в том, что перед началом этой игры тебе рассказывают правила, с которыми ты соглашаешься.

Ну, скажем так, тебе не все правила оглашают. Многие нюансы выясняются уже позже. Но изначально идти играть на чужую площадку по чужим правилам и рассчитывать, что в случае конфликта площадка встанет на твое место, а себя обидит - как-то глупо.

И как ты его не развивай, люди валят на маркетплейсы.

Так вот и причина. А если все продавцы уйдут, то кто пойдет на МП? Что будет продавать озон кроме озон фреша и подобной своей продукции? Да ничего, скопытится. Банально не сможет окупить все свои ПВЗ только своими товарами. Однако продавцы не уходят, значит все таки выгодно с ними сотрудничать даже несмотря на конфликты, воровство и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
282 комментария
Раскрывать всегда