{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Продавец подает в суд на OZON, а OZON бесчестно сдает назад

Всем привет! Это Василий Черепанов. В этот раз поговорим о том можно ли выиграть суд у большого Озона если ты маленький Продавец с маркетплейса.

Сложно найти менее бесправных людей, чем Продавцы на маркетплейсах. Они должны всем (Потребителям, Маркетплейсу), а им никто ничего не должен. И пока все идет хорошо работать можно, а если нет - то все убытки заставят платить Продавца даже если он ни в чем не виноват, а единственный (серьезно единственный!) шанс для Продавца спасти свои деньги это обратиться в суд.

Завязка

Продавец продавал товар (планшетные компьютеры) через OZON (ООО "Интернет решения"). В конце 2021 года Продавцом было принято решение забрать свой товар со склада Хоругвино о чем 9.12.2021 была создана соответствующая заявка. Озон подготовил товар к вывозу 06.03.2022 (4 месяца!), непосредственно выдача товара должна была состояться 18.05.2022 с 18 до 19 часов.

Курьер Продавца приехал на склад в 18 часов, но из-за очереди получить товар не смог поскольку выдача производится строго до 19 часов.

Продавец сразу сообщил в службу поддержки о проблеме на что ему через 6 дней сообщили, что смысла ждать выдачи нет и посоветовали согласовать новую дату вывоза.

Было несколько безуспешных попыток согласовать дату вывоза товара и 29.06.22 на очередное требование выдать товара был получен ответ, что с 14 июня временно приостановлены все возвраты. Так называемая Озоном "Передышка" должна была закончиться 26.06.

30.06.2022 Продавец снова уведомил ОЗОН о своем желании вывезти товар.

В Ответ 30.06.2022 Ответчик уведомил Истца о том, что для решения указанного вопроса требуется срок до 15 дней.

24.07.2022 Ответчик сообщил Истцу не дату вывоза товара, а тот факт, что до 15.08.2022 на складе Хоругвино будет проходить инвентаризация товара.

16.08.2022 После завершения инвентаризации в личном кабинете Продавца проблемная отгрузка (выдача товара) перешла в статус «Завершено».

На резонный вопрос Продавца: "А что собственно это значит?" Озон ответил, что это значит, что все товары Продавца были утеряны и Озон просит 60 дней на поиск, а если не найдет, то выплатит компенсацию.

Видимо найти товары все же не удалось поэтому 29.08.22 Озон сообщил, что оказывается товары не потеряны, а были 19.07.22 утилизированы Озоном потому что Продавец якобы не перезаписался на новую дату для их получения.

Соответственно Продавец сам виноват и никакая компенсация ему не положена. Товара было утилизировано почти на 500 т.р.

Здесь лично у меня возникает пару вопросов к Озону:

Озон вы че серьезно? Чел почти каждый день писал Вам с просьбой отдать ему товар, записать его на выдачу, а вы под различными предлогами ("Передышка", Инвентаризация) динамили его 3 месяца, а в конце когда потеряли товар решили неприкрыто и неправдоподобно спихнуть ответственность на него самого.

И почему если у вас регламентом предусмотрено утилизация или возврат товаров в продажу вы выбрали утилизацию? Вы что так ненавидите своих продавцов на которых зарабатываете?

Продавец с такой несправедливостью мириться не хотел и в марте 23 года направил в Озон досудебную претензию с просьбой компенсировать причиненные неправомерной утилизацией убытки в размере 487 000 рублей. (Претензия обязательна, без нее суд не примет иск к производству).

На претензию был получен отрицательный ответ, в возмещении убытков было отказано. Есть ощущение, что претензию вообще никто не читал.

Теперь Продавцу надо было принять сложное решение: смириться с убытками или пойти в суд и вытрясти из Озона свои деньги?

От себя отмечу, что ко мне неоднократно обращались Продавцы с Маркетплейсов, но до суда из них так никто не дошел несмотря на перспективность дел. Кто-то не хотел портить отношения с маркетплейсом, кого-то отпугивала цена юридических услуг тд. Так что решение на самом деле непростое.

Но наш Продавец терпеть не захотел и принял решение обратиться в суд.

СУД

Взыскание убытков относится к одной из самых сложных категорий дел.

Кроме того, суд был арбитражным, а он в отличие от тех же дел по защите прав потребителей на которых я специализируюсь, ошибок не прощает.

Кроме того, цена иска не превышала 800 000 рублей, а это значило, что суд будет рассматривать дело без вызова сторон в судебное заседание по представленным документам. Исковое заявление необходимо было готовить максимально подробно и убедительно, чтобы у суда не возникло никаких вопросов.

Исковое было составлено и подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.05.2023.

Срок рассмотрения дела судом в упрощенном порядке 2 месяца.

ОЗОН представил Отзыв (возражения) на исковое заявление в котором он частично признал наши исковые требования, чем всех сильно удивил. Видимо исковое заявление убедило не только суд, но и юриста Озона, что вдвойне приятно, а может то, что иск был подписан мной сыграло свою роль))

Но даже здесь не обошлось без гадостей и подлостей со стороны Озона.

Нами был заявлен иск на сумму 487 т.р., сумма убытков нами рассчитывалась из той цены по которой мы приобрели товары у своего поставщика, без какой-либо прибыли, которую Продавец хотел получить при перепродаже, убытки подтверждались товарными накладными т.е.ничего лишнего мы с Озона получить не хотели.Но Иск был признан Озоном на сумму 428 тр. Откуда взялась разница?

В договоре Озона содержится следующее условие (п.5.2 Приложение № 1 «Порядок оказания услуг при продаже со Склада Ozon»):

При наличии оснований Ozon возмещает Продавцу стоимость утраченных/поврежденных товаров, с учетом следующего:

[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия

Далее юрист Озона пишет, со ссылкой на договор, что действительная стоимость товара определяется согласно стоимости, указанной в товарных накладных с информацией о цене, по которой Продавец приобрел товар, или документы, содержащие сведения о затратах на производство товара Продавцом

И здесь Озон в очередной раз показал, на мой взгляд, что чести у них совсем нет:

  1. К нам этот пункт вообще не применим, наш товар не был утрачен/поврежден, наш товар был утилизирован
  2. Действительная стоимость определяется не так как указал юрист Озона в отзыве, а определяется на основании цены из ЛК после применения скидки, установленной Продавцом на дату расчета размера возмещения.

Вот как выглядит этот пункт в договоре, который был в материалах судебного дела:

При такой формулировке все логично, Цена товаров из ЛК включает в себя комиссию Озона, которая может быть вычтена из суммы убытков. Но мы на комиссию озона при расчете убытков вообще не претендовали. Кроме того, товар мы хотели забрать, а не продолжать торговать им на маркетплейсе.

Озон, что вообще происходит? сначала утилизация, теперь вот Ваш юрист придумывает несуществующие условия договора. Это у вас миссия компании такая ободрать своих партнеров любыми способами?

24.07.2023 Суд выносит решение. К сожалению, судья не стала разбираться с порядком расчета убытков, не стала читать договор и поверила Озону, удовлетворив иск из расчета Озона на сумму 428 000 рублей. Досадно, но это издержки упрощенного процесса.

После отмены решения в следующий раз Озону уже никто не поверит.

Что в итоге?

  1. Отношения Продавца и Маркетплейса далеко не партнерские. Договор защищает только Маркетплейс, а никакого отдельного закона защищающего продавцов не существует. Хорошо бы иметь какой-нибудь аналог закона о Защите прав потребителей, но только для Продавцов маркетплейсов.
  2. Даже с таким договором Маркетплейс не хочет по нему работать, придумывает несуществующие условия, перекладывает ответственность. Классические Абьюзивные отношения.
  3. Несмотря на все это, в суде можно выиграть и забрать назад хотя бы свое. (никаких неустоек штрафов здесь не предусмотрено, если выйдете в ноль это отличный результат). Самое важное это хорошая досудебная подготовка и знать договор лучше сотрудников Маркетплейса. Знать лучше - это значит хотя бы прочитать.
  4. Это было дело о взыскании убытков в связи с неправомерной утилизацией товара Продавца, но Маркетплейсы творят и другие более гадкие вещи, поэтому общих подходов к решению проблем быть не может, каждый случай по своему уникален.

P/s Если вдруг эту статью увидит кто-то из Озона, было бы неплохо если вы компенсируете своему продавцу полную сумму убытков (а не ту, которую посчитали по несуществующим условиям), не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, он уже и так больше полутора лет ждет от вас товар, деньги.

Еще больше моих судебных разборов на моем канале в ТГ, там конечно в основном защита прав потребителей, но бывают и исключения. Подписывайтесь чтобы ничего не пропустить!

0
285 комментариев
Написать комментарий...
алексей луняка

я так понял, смысл стать - реклама юридических услуг автора, все остальное сильно на "пургу" смахивает! работаем с Озоном 4 года, ничего плохого сказать не могу ни разу!

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Тогда либо вы один из крупных ритейлов, со своими привилегиями, либо... 3.14здобол и никогда не работали на Озоне.

Ответить
Развернуть ветку
алексей луняка

сынок, тебя видно никто не учил вежливо разговаривать с незнакомыми людьми(( печально, жизнь учит этому довольно жестко, запомни! теперь по делу? на Озоне работаю 4 года, площадка в отличие от ВБ и, особенно Яндекса работает корректно и развивается. что касается статьи, то как проф.юрист со стажем 20+ могу сказать. что это дешевая реклама юр.услуг убогого юриста и то что VC такой херней занимается , говорит, что дела унее плохи и прихоится побираться на рекламе всяких клоунов!((( удачи дурачек!

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Да хоть какая тут будет реклама, на суть статьи это не влияет никак. Человек полтора года пытался получить свой товар или деньги за него. С точки зрения "проф.юриста с 20+ летним стажем" Это как, нормальное положение вещей? Корректная работа "партнёра" в лице озон?

Озон в отличие от ВБ и Яндекса работает корректно? В каком месте? Поддержка мёртвая во всех трёх площадках, вот только в Яндексе, хотя бы, реально решают вопросы, причём довольно оперативно, но сроки размещения+модерации оставляют желать лучшего. А озон идёт напрямую по стопам ВБ, забивая болт на корректную работу партнёра, предоставления качественного сервиса и т.д. Я бы мог долго и с кучей примеров это объяснить, но смысла в этом не вижу. Озон работаЛ корректно, где-то три месяца назад, сейчас же его работу корректной язык не повернётся назвать.

З.ы. сынку 36 годиков и вежливо разговаривать имеет смысл с теми, кто этого заслуживает, а не с теми, кто несёт откровенную дичь, ещё и переходя на личности. За 4 года ни разу не столкнуться с косяками озона? Серьёзно? Я за год работы могу перечислить десятка два сходу (треть из них уже исправлено, но появились новые). Поэтому и сказал, что либо сказочник, либо крупный ритейл с привилегиями (как в случае с одним из наших направлений ТД "Эксмо"). Другого тут не дано.

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

VC же занимается другой херней и уж точно не "рекламой убогого юриста" (С чего это взялось - не понятно, может у него дела в разы лучше твоих, с чего этот высер? Или вы знакомы лично с ним? Или конкуренция с компетенцией глаза колит?). А дурачка по утрам в зеркальце, удачи.

Ответить
Развернуть ветку
алексей луняка

колИт мне глаза ваша безграмотность и хамство, не более!))

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

И как обычно ты просрал все вопросы и дое*** до какой-то чуши (будем считать, что я использовал существительное, а не глагол). Это ты там про дурачка мне втирал и требовал к себе вежливости? С чего? С высеров без ответов на контекст? Ты ответь на мои вопросы выше, а ещё, заодно, напиши ка в какой нише ты там 4 года торгуешь без проблем вообще (единственная ниша, в которой не может быть проблем - цифровые товары).

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Че там, ответ будет или "юристу с 20+ летним стажем" не гоже отвечать продажнику с 18+ летним стажем?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Написал человек, пишущий слово «дурачок» через букву «ё»:

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Ну, чë там, инфа будет, грамотный ты наш?

Ответить
Развернуть ветку
Books 4 Life

Ну и? Ты 2 недели ищешь информацию о том, чем занимаешься? Или прям настолько всё круто, что нет пары секунд написать, хотя до этого отвечал каждый день?)

Как я и говорил - не больше, чем фуфлогон (но, в данном случае, было бы правильнее из первого комментария)

Ответить
Развернуть ветку
282 комментария
Раскрывать всегда