{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

«Тинькофф» внёс в УКБО безусловное согласие клиента на обработку его биометрических персональных данных

Вчера в новостных ресурсах распространили новость

«Тинькофф» запросил у клиентов согласие на обработку фотографий для биометрии Статьи редакции

После этого цифровые слепки могут отправить в Единую биометрическую систему.

«Тинькофф» разместил в Stories в своём приложении просьбу дать согласие на обработку биометрических персональных данных и её результат, включая векторы Единой биометрической системы (ЕБС).

Клиентам на отзыв согласия на обработку биометрических персональных данных «Тинькофф» присылает стандартную отписку:

Ответ на запрос об обработке биометрических персональных данных

Т.е., банк не считает фотографию, которую делали при выдаче карты, биометрией. Но банк решил обработать фотографию, и сделать "цифровой слепок изображения", который "относится к биометрическим данным"

В комментариях представители банка отвечают:

Но в редакции 43 УКБО внесли пункт 2.24, согласно которого "клиент дает свое согласие на обработку его биометрических персональных данных, полученных в результате фотографирования и/или записи голоса":

п.2.24 Условий комплексного банковского обслуживания физических лиц

По законодательству РФ биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных (ч.1 ст.11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»), предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным (ч.3 ст.11 N 152-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.9 N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным.

Трудно согласиться с тем, что безусловное согласие на обработку биометрических персональных данных, внесенное в УКБО, на содержание которого клиент не может повлиять, можно назвать свободным, конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным.

У меня вопросы к сообществу:

1) Если клиент не давал своего согласия на обработку биометрических персональных данных, но банк внёс это согласие в УКБО, то продолжая пользоваться услугами банка, клиент автоматически "даёт" своё согласие на обработку биометрии?

2) Если клиент отзывает своё согласие на обработку персональных данных (вне зависимости от того давал он его или нет), а после банк выпускает новую редакцию УКБО, и клиент продолжает пользоваться услугами банка, то ему снова необходимо отзывать своё согласие?

3) Является ли правомерным внесение в УКБО пункта о безусловном согласии клиента на обработку его биометрических персональных данных?

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Тинькофф

Добрый день.

Мы внесли в условия обслуживания пункт о согласии на обработку биометрических данных, но чтобы удостовериться, что клиенты осознано дают согласие, мы дополнительно запрашиваем согласие лично. В случае отказа, мы не будем передавать или обрабатывать биометрию. Если вы не откажетесь, то будем. Мы всегда рассказываем об изменениях в условиях обслуживания на своем сайте, клиентов не оставляем без информации.

По третьему вопросу узнаем, а затем вернемся с ответом.

Ответить
Развернуть ветку
moscowpan

гениально: сначала вносим, потом узнаем правомерно ли и ответим

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Мы внесли в условия обслуживания пункт о согласии на обработку биометрических данных

Получается, клиент де-юре, исходя их условий УКБО, которые являются неотъемлемой частью Универсального договора, "дал свое согласие на обработку его биометрических персональных данных"? Так выходит?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Добрый день.

По третьему пункту отзыва. Нет, редакция УКБО не влияет на отзыв согласия. Второй раз это не нужно будет делать.

Если вы не ответили на наше дополнительное уточнение, то мы будем обрабатывать биометрию внутри банка, но не будем передавать ее в ЕБС.

Клиент дает свое согласие подписав УКБО, но мы дополнительно уточняем у него, чтобы не возникло недопонимания.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Если вы не ответили на наше дополнительное уточнение, то мы будем обрабатывать биометрию внутри банка

Что такое "дополнительное уточнение"?

Клиент дает свое согласие подписав УКБО

Каким образом клиент ПОДПИСЫВАЕТ УКБО?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы запрашивали у клиентов согласие на сбор биометрии. Вы можете отказаться.

УКБО вы подписываете вместе с заявлением-анкетой на встрече, когда получаете карту.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

Когда я подписывал заявление-анкету в УКБО не было упоминания о биометрических данных. Сейчас Вы этот пункт внесли и не уведомили. Вопрос знатокам и банку @Тинькофф : Я правильно понимаю что если сейчас не получен мой отзыв о сборе биометрических данных, то банк начал их собирать в безусловном порядке на основании измененной версии УКБО даже не смотря на то что я соглашался с прежней редакцией УКБО ?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Если вы не ответили на наше дополнительное уточнение, то мы будем обрабатывать биометрию внутри банка, но не будем передавать ее в ЕБС.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

Увидел только Разрешить - но нет кнопки отказаться

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

но срок передачи биометрии для банков истек 2 октября )) https://www.interfax.ru/business/923657
что сейчас они там у себя сделают большой вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

написано же , что те кто не успел все передать будут оформлять через лицензию Минцифр. Я думаю ее получат все банки рано или поздно.

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

но не сейчас же прямо, у них сейчас лицензии минцифры нет :D
к тому же с 1 января только через ЕБС биометрия?

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

Скиньте скрин окна при нажатии на "Подробнее"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин
Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Если вы не ответили на наше дополнительное уточнение, то мы будем обрабатывать биометрию внутри банка

Вы же всем пишите, что банком не обрабатываются биометрические персональные данные
https://leonardo.osnova.io/5b3e154a-55e9-5b00-8a1b-7ca8a38a74e7/

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

если проигнорировали кнопку Разрешить то реально банк в ЕБС ничего не передает. Но есть огромные вопросы
1. Я например не давал письменного согласия банку @Тинькофф на сбор, хранение и обработку биометрических данных ни в каком виде( ни с передачей в ЕБС , ни для использования внутри банка
2. Зная дыры с безопасностью ( например https://vc.ru/claim/875388-tinkoff-mobayl-vruchil-moy-esim-moshennikam-a-te-oformili-na-menya-kredit-v-tinkoff-banke ) храние биометрии становится просто опасным тем более без моего согласия

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

Вся эта афера банка с биометрией - неправомерна. Никто не давал банку письменного согласия на обработку биометрии. Есть требования законодательства к письменному согласию (ч. 4 ст. 9 ФЗ-152), и п.2.24 этим требованиям не соответствует. А кнопка "Разрешить" в приложении также не является письменным согласием.
Но банк, похоже, плевал на законы. Надо писать обращение в Роскомнадзор, пусть проверят законность действий банка.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы будем обрабатывать биометрию внутри банка, но не будем передавать ее в ЕБС, если вы не согласились с дополнительными уточнениями.

Чтобы отказаться от обработки биометрии внутри банка, пожалуйста, напишите нам в чате поддержки.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Мы будем обрабатывать биометрию внутри банка

На каком основании?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

На основании согласия, которое получим от клиента.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

Я вам неоднократно задавал вопрос: каким образом вы получили от клиента ПИСЬМЕННОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ согласие на обработку биометрических персональных данных?
Внесение п.2.24 в УКБО или кнопка "Разрешить" таковым не являются.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Условия комплексного банковского обслуживания — часть договора. При подписании документов на встрече вы соглашаетесь и с ними. В п. 2.24 условий обслуживания предусмотрели согласие на обработку биометрических данных. Чтобы удостовериться, что клиенты осознано соглашаются на передачу и обработку биометрических данных, мы дополнительно запрашиваем согласие. В случае отказа мы не будем их передавать и обрабатывать. При запросе согласия в истории есть кнопка «Подробнее». По ней вы можете посмотреть сам документ согласия.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

С требованиями законодательства к согласию в письменной форме (ч. 4 ст. 9 ФЗ-152) знакомы?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Законодательство не нарушаем. Указали вам порядок получения согласия. Мы не проводим юридических консультаций.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

Надеюсь Роскомнадзор вам их проведёт

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

через чат вы почему-то отказываетесь отзывать согласие (которое никто вам не давал) о сборе биометрии.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Вы давали нам согласие 19.10.2023. В отзыве согласия мы вам не отказывали, а сообщили, что для этого нужно пройти идентификацию по телефону. Вы отказались ее проходить. Сейчас проверили и видим, что можем отозвать согласие и без звонка. Уже сделали это. Больше мы не храним биометрические данные, не обрабатываем их и не будем отправлять в Единую биометрическую систему.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2022 №572-ФЗ Банк обеспечивает
размещение биометрических персональных данных в Единой биометрической системе, а также о возможности
направления мною в Банк отказа от такого размещения до момента их передачи в Единую биометрическую систему. Сейчас давать отзыв уже поздно. Фишка в том что не все дошли до этого окна

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ПДн
Автор

Согласно ст.11 ФЗ-152 оператор ПДн должен получить от субъекта письменное согласие на обработку биометрических ПДн.
Ниже читайте ниже ответ юриста:
https://vc.ru/legal/872877-tinkoff-vnes-v-ukbo-bezuslovnoe-soglasie-klienta-na-obrabotku-ego-biometricheskih-personalnyh-dannyh?comment=6553935&from=copylink&type=quick

Включение пункта в УКБО не означает дачу согласия на обработку биометрии.
Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор

Чуть меньше, чем все клиенты подписывали заявление-анкету, когда в УКБО ещё не было п.2.24.

Мы запрашивали у клиентов согласие на сбор биометрии. Вы можете отказаться.

Чтобы отказаться, надо выполнить действие - написать вам, так?
А если не отказывался и не соглашался (не заходил в Stories или проигнорировал кнопку "Разрешить"), то что?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы имеем право изменять состав услуг.

Над вторым вопросом работаем, ответим вам после уточнения.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Уточним информацию и по итогу к вам вернемся.

Ответить
Развернуть ветку
ПДн
Автор
Если вы не откажетесь, то будем.

Разъясните, пожалуйста, если клиент не давал своего согласия на обработку биометрии и не отказывался (не заходил в Stories или проигнорировал кнопку "Разрешить"), то вы будете... обрабатывать биометрические персональные данные?!!

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Дополнительно этот момент проверим и ответим.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

проигнорировал кнопку "Разрешить" - даже кнопки такой не было

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Энтони

Ну беспредельщики же. Получается, теперь с ними ничего нельзя сделать, нас не спрашивают. Правильно я сделал, что ушел из этой помойки

Ответить
Развернуть ветку
Пэ Гусев

В лучшую помойку?:)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Тулинова

Тема персональных данных - сложная. С моей точки зрения Тинькофф не до конца проработал вопрос с обработкой биометрических ПДн клиентов-ФЛ. Ответы на поставленные вопросы следующие: 1. Никакого автоматического согласия на обработку биометрических ПДн быть не может. 2. Согласие должно быть явным, продолжение пользование услугами банка таким согласием не является. 3. Включение пункта в УКБО не означает дачу согласия на обработку биометрии.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Cookie

Банк помимо пункта в УКБО получается уже и сторис сделал, и пуш еще в конце весны отправлял про ебс и биометрию, еще через свой журнал писал про биометрию. Да и по моему только ленивый не знает что нужно успеть отказаться от сбора биометрии, пока это не стало обязаловкой.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий А

из 3 вопросов, я бы сформировал один:

правомерно ли банком одностороннее внесение изменений в УКБО, которое явно ущемляет права другой стороны? Нет.

Потому что сегодня это персональные данные и биометрия, а завтра это обязательство передать личное имущество президенту банка.

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

Телефон курьера компании осуществляющей доставку не сертифицирован для сбора и обработки биометрических персональных данных :D

Ответить
Развернуть ветку
moscowpan

представителя! курьеры обижаются)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
ПДн
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Khohlov

Тинь настойчиво идет по пути копирования остальных банков. И куда с него бежать, когда окончательно скурвится?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда