Нужно ли выдать чек онлайн-кассы покупателю, если он – самозанятый?
Интернет полон статей о том, как именно самозанятым выдавать чеки клиентам за свои услуги, но быстрый поиск не находит ничего про случай, когда самозанятый сам выступает клиентом и покупает что-то у компании или ИП для собственного бизнеса.
Разбираемся.
Самозанятым в порядке эксперимента можно зарегистрироваться в 4 субъектах РФ: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Самозанятый может реализовать товары или услуги. Но что делать, если самозанятый хочет что-то купить или заказать для своего бизнеса у компании или ИП?
Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ обязывает выдавать чек при любых расчетах. Исключения указаны в статье 2 закона, для нас интересен пункт № 9:
Т.е. не выбивать чеки и не отчитываться об операции в налоговую вправе организации и индивидуальные предприниматели при расчетах между собой (и то не при всех, но это детали).
Правовое положение самозанятых регулируется ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", в статье 2 которого прямо указано:
Т.е. на такой тип налога может перейти ИП или физическое лицо без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если у гражданина нет регистрации в качестве ИП, то такой гражданин, будучи самозанятым, для прочих законов РФ остается физическим лицом, к которому применяются общие правила правоотношений с физическими лицами.
При этом, формулировка закона о кассах не позволяет включить физическое лицо, которое зарегистрировалось в качестве самозанятого, в перечень“организации и/или индивидуальные предприниматели”, расчеты между которыми можно проводить без чеков.
Самозанятые прямо не указаны в перечне исключений, следовательно для расчета "самозанятый - компания/ИП" компания обязана выдать чек о поступлении денежных средств от физического лица.
Поскольку все, что касается самозанятых, на федеральном уровне идет в порядке эксперимента, возможно такое разночтение в правилах будет исправлено.
а что толку самозонятому от этого чека, который ему кто-либо дал?
налогоблагаемая база ведь у него только доходы, показав расходы он ее никак не уменьшит
Это принципиальный вопрос не для самозанятых, а для тех компаний и ИП, которые в основной своей деятельности привыкли работать друг с другом. Если раньше можно было, например, иметь веб-студию и делать сайты и компаниям, и физическим лицам и без проблем принимать от них оплату, то после введения онлайн-касс рынок разделился на тех, кто оказывает услуги только компаниям и ИП (и не оформляет онлайн-кассу), и на тех, для кого сущность клиента не принципиальна (и оформляет онлайн-кассу и ведет ее отчетность).
Большинство компаний по моему опыту относятся как раз к первой категории. Поток заказов от физлиц у них стремится к нулю, и заводить онлайн-кассу ради одной продажи в месяц нерационально.
Теперь в классификации заказчиков услуг таких компаний появилась новая категория - самозанятые, и компании (и ИП) не очень понимают, что с такими заказчиками делать, и как законно получить от них оплату за свои работы или услуги.
Так что этот разбор в первую очередь для них.
Кажется, что нужно.
Раз СЗ при оплате ИП и ЮрЛ платит 6%, а также указывает расход через приложение или ЛК СЗ и там уже приложение выбивает чек.
Значит если СЗ что-то купил у ИП, то и ИП должен выбить чек.
Применять аналогию подхода тут сложно, но, исходя из формулировок закона, получается, что чек нужен, а значит нужна и касса.