Что учесть при составлении договора франшизы
На первый взгляд франшиза — это хороший метод развития бизнеса. И для того, кто ее покупает, и для того, кто ей владеет. Но...
- каждый третий покупатель франшизы работает себе в убыток более года;
- почти каждый владелец франшизы находит несоответствия в филиалах;
- франчайзи разрывают договоры и на «пригретом» месте начинают развивать собственный бренд;
Зерно этих проблем чаще всего кроется в договоре франшизы.
Составить и согласовать договор нужно так, чтобы сделка была безопасной и выгодной для обеих сторон.
Какие активы можно передать по договору франчайзинга
- товарные знаки - ключевой объект, все прочие передаются вместе с ним;
- коммерческие обозначения;
- патенты;
- способы ведения предпринимательской деятельности и секреты производства — ноу-хау;
- программы для ЭВМ и базы данных;
- объекты авторского права: фото, видео, тексты, анимации и др.
Все перечисленные объекты, кроме ноу-хау, охраняются законом и имеют правообладателя. Секреты производства не защищены ни исключительным, ни авторским правом. Единственный способ сохранить их — соблюдать режим коммерческой тайны.
Обязательные условия для заключения договора франчайзинга
Чтобы франшиза имела юридическую силу, учитывайте эти моменты:
1. Товарный знак должен быть зарегистрирован
Товарный знак — один из основных инструментов бизнеса. Он защищает от конкурентов, помогает выделиться на рынке и открывает двери на все торговые площадки. А еще наличие товарного знака — обязательное условие для существования франшизы. Нет официального бренда — нет и предмета договора.
К сожалению, в сети все еще встречаются предложения купить франшизу по "вкусной" цене. А когда дело доходит до обсуждения деталей, оказывается, что продавец не имеет никаких прав на обозначение.
2. Обе стороны договора — ИП или компании
Заключать договор коммерческой концессии могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 1027 ГК РФ).
Самозанятые получили возможность регистрировать товарные знаки, но франшизы им недоступны.
3. Договор франчайзинга необходимо зарегистрировать в Роспатенте
Чтобы франшиза начала действовать, ее необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Ведомство не только оформляет товарные знаки, но и фиксирует передачу прав на них, в том числе и частичную — по договору коммерческой концессии.
Каждой франшизе — индивидуальный договор
Любой бизнес уникален, поэтому единого договора коммерческой концессии не существует. Документ составляется индивидуально под каждую сделку.
Шаблон из интернета здесь не подойдет и даже может нанести вред, ведь он не учитывает интересов ни одной из сторон.
Обязательно укажите в договоре:
1. Предмет — какие объекты ИС передаются франчайзи в пользование
Подробно перечислите все сведения об интеллектуальной собственности: номер товарного знака, даты приоритета и истечения срока действия обозначения, логотип, если таковой есть.
2. Срок действия договора
Договор коммерческой концессии заключается на срочной основе и продляется по мере необходимости. Определите точные границы сотрудничества и пропишите их отдельным пунктом.
Срок действия договора не должен выходить за рамки срока действия товарного знака.
3. Объем исключительных прав
Нужно четко указать, какие права франчайзер дает приобретателю. В том числе — на какой территории будет работать франшиза — страна, субъект, район, улица.
4. Размер и порядок выплаты вознаграждений
Франшиза не бывает бесплатной. Она обязательно предусматривает два вида выплат:
- паушальный взнос — единоразовый платеж при передаче прав;
- роялти — ежемесячные взносы за использование интеллектуальной собственности.
Без указания вознаграждений договор не будет считаться действительным.
5. Обязанности сторон
Например, правообладатель и приобретатель не могут конкурировать на территории действия франшизы. Также должны быть учтены корпоративные и производственные стандарты, которые нужно соблюдать.
6. Условия расторжения договора
Прямо перечислите условия, при которых может быть расторгнут договор. Например, истечение срока, неуплата роялти или разглашение условий работы.
7. Требование о сохранении коммерческой тайны
Нельзя чтобы об особенностях ведения бизнеса узнали конкуренты. Чтобы исключить такие риски, пропишите свои ноу-хау как коммерческую тайну и раскройте их суть отдельно - в приложении к договору.
8. Система штрафов и порядок выплат
Желательно прописывать не общие формулировки, а конкретные санкции. Например, «за нарушение стандартов производства — штраф 10 000 рублей».
Стороны могут добавлять новые пункты в зависимости от вида деятельности и обоюдных требований. Чем подробнее условия, тем понятнее схема сотрудничества и меньше шансов поставить бизнес под угрозу.
Договор коммерческой концессии строго регламентирует обязательства франчайзера и франчайзи. Заключая его, вы защищаете собственные права и будущее вашего бизнеса.