{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Первые штрафы за (не)маркировку рекламы

Что по понятиям?

Мало кто не в курсе, что с 2022 года интернет-реклама стала подлежать так называемой «маркировке». При этом на рынке так сложилось, что понятие «маркировка» участники зачастую понимают по-разному (особенно при обсуждении ответственности), вкладывая в него как минимум три варианта того, что должно быть указано в рекламе:

🔹 пометка «реклама» + информация о рекламодателе

🔹 идентификатор (токен) рекламного материала

🔹 пометка + рекламодатель + идентификатор

И как правильно?

Начнем с того, что законодательно термин «маркировка» в отношении рекламы не предусмотрен и не применяется. Он неформальный и закономерно был рожден самим рынком, когда впервые стали упоминаться соответствующие изменения в закон «О рекламе» в 2021 году и их нужно было как-то коротко объединить и назвать.

Изменения в закон заключались во введении новой статьи, посвященной регулированию «рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, содержание которой включало в себя правила размещения интернет-рекламы и контроля за ней. Среди прочих требований появились те самые правила о размещении пометки «реклама» и идентификатора.

Маркировка подразумевает под собой все требования закона к интернет-рекламе, в связи с чем маркировка включает себя указание:
пометки «реклама» + информации о рекламодателе + идентификатора.

Пример правильной маркировки рекламы (данные изменены)

Использование термина «маркировка» представляется удачным, а логика его появления понятна. В 2021 году маркировка уже применялась во многих сферах и цель ее применения везде единая: идентифицировать товар/услугу и осуществить за ними контроль.

Ответственность за (не)маркировку

Вопросами контроля за рекламой и всем, что с ней связано, уже 20 лет занимается ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Внезапно в законе появился РКН (Роскомнадзор), ранее не имевший отношения к рекламе и соответствующему закону (на самом деле органов еще больше, но они упоминаются не в законе, а в подзаконных актах к нему) ¯\_(ツ) _/¯.

Связано это с тем, что в законе о рекламе сложилась нетипичная для него ситуация:

🔹 за нарушениями в отношении пометки «реклама» и информации о рекламодателе следит и привлекает к ответственности ФАС, а

🔹 за нарушениями в отношении идентификатора (токена) следит и привлекает к ответственности Роскомнадзор.

Соответственно, если раньше к ответственности за нарушение требований о рекламе привлекал прежде всего ФАС, то теперь это и РКН.

Первые штрафы от ФАС

В начале осени в сети активно форсилась информация про штрафы за 16 публикаций без пометки о рекламе в телеграм-канале «Мой Нижний Новгород».

При этом новость разлетелась по рынку вместе с вводящими в заблуждение, некорректными оценками и комментариями маркетологов, журналистов и даже юристов. Отмечу несколько таких тезисов: это первый штраф за маркировку, миллионные штрафы, ФАС не может штрафовать и просто передает информацию РКН, и прочее.

Штраф 2 милллиона рублей самозанятому (нет)

Основанием такой некорретности утверждений коллег послужило непонимание указанной выше информации о том, как между ФАС и Роскомнадзором разделен контроль за нарушениями маркировки.

Антимонопольная служба имела возможность и привлекала к ответственности уже в 2022 году, но не по специальной норме об ответственности именно за маркировку, а по общей норме (юридические термины, sorry) за нарушение требований законодательства о рекламе в целом (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).

Штрафы по этой общей норме для граждан и должностных лиц в десятки раз меньше, чем по специальной (она будет ниже):

▪ граждане — от 2 до 2.5 тыс. рублей
▪ должностные лица — от 4 до 20 тыс. рублей
▪ юридические лица — от 200 до 500 тыс. рублей

Соответственно, в самом худшем случае (на деле всё лучше) максимальный штраф, который может получить в таком случае самозанятый гражданин, разместивший те самые 16(!) постов с нарушениями, составляет 320 000 руб.

Первые штрафы от Роскомнадзора

За отсутствие токена либо неверное его размещение с 1 сентября 2023 года предусмотрен штраф (та самая специальная норма — ч. 16 ст. 14.3 КоАП):

▪ граждане — от 30 до 100 тыс. рублей
▪ должностные лица — от 100 до 200 тыс. рублей
▪ юридические лица — от 200 до 500 тыс. рублей

Штраф 300 000 руб. индивидуальному предпринимателю (да)

Первопроходцем оказалась ИП Елена Лисовская (блогер «Лиса рулит»), которую оштрафавали на 300 тыс. руб.: по 100 тысяч за каждую из трех публикаций, которые она разместила без токена. Штрафы обжаловать Елена не планирует.

В заключение

Несмотря на то, что прошло два года с момента начала обсуждения маркировки с Роскомнадзором, к ней по-прежнему остается много вопросов.

Кроме того, в данной статье мы не рассматривали иные аспекты ответственности за нарушения маркировки (например, а кто виноват и кто будет платить? как снизить штраф? кто больше/меньше в зоне риска?).

Так сложилось, что я прикоснулся к разработке нормативного регулирования маркировки. Принимал участие во встречах с Роскомнадзором на этапе разработки подзаконных актов, конференциях с участниками рекламного рынка и ФАС, прочих мероприятиях, занимался ей в eLama.

Поэтому, если вам нужна помощь по маркировке и любым другим административно-правовым вопросам, обращайтесь, буду рад помочь 🖖 Спасибо!

0
3 комментария
H0ttabych .

Тупо инструмент для того, чтобы выдавливать неугодных с рынка, так как "промаркировать" полностью по закону чтобы не придраться - невозможно, размеры штрафов - достаточные для того, чтобы загубить любой стартап или малый бизнес, а рекламой могут посчитать всё, что угодно, вплоть до ссылки на другой свой же ресурс (нет чёткого определения, что является рекламой, а что не является).

Ответить
Развернуть ветку
Igor Bolotov
Автор

Найти аргументы в пользу маркировки непросто, конечно, а минусов десятки. Но учитывая, что она теперь с нами, ключевой вопрос в том, как этот инструмент использовать (пока что снисходительно, могли бы показательно жестче) и как снизить ее издержки.
Относительно того, что считать рекламой: понять, она это или нет, можно, но иногда нужна помощь специалиста.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Александр Р.

Перерыл все, и не могу найти больше кейсов о том, кого же все таки уже оштрафовали по маркировке кроме того самого нижегородского канала. Где посмотреть список тех, кого оштрафовали? это открытая информация?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда