Курьерам «Яндекс.Еды» и Delivery Club нужен профсоюз
Вот Россия и догнала Америку: теперь на работе умирают не только работники на складах Amazon, но и курьеры «Яндекс-еды».
Раскрытые в написанной восемь месяцев спустя статье «Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года» подробности о механизме работы «Яндекса» и Delivery с курьерами делают эту аналогию ещё глубже.
В статье описано, что ни «Яндекс», ни Delivery не нанимают курьеров напрямую, а используют для этого субподрядчиков — «логистические компании». На которых, если что, можно спихнуть всю вину: а мы что, мы ничего, этот курьер вообще не наш сотрудник.
А также удобно съехать с вопросов об оплате труда курьеров, что наглядно продемонстрировано в самой статье:
Ведь если вместо найма сотрудников нанять компанию, которая наймёт соторудников, то вопросы об оплате труда соторудников магическим образом превращаются в «финансовые аспекты сотрудничества» с контрагентами.
Знаете, что мне это напоминает?
В 2015 году я делал репортаж о работе сортировочного центра в Пенсильвании. Одна из первых вещей, которые мне тогда бросились в глаза, что почти все складские работники Shopfans — латиноамериканцы (офисные сотрудники, наоборот, были почти все белые). Тогда же мне объяснили, они не нанимают их напрямую — они сотрудничают со специальной компанией, которая им предоставляет рабочих.
Позже я узнал, что это типичная практика в США. Многие из таких работников — нелегалы. Нанимать нелегалов напрямую опасно с точки зрения возможных неприятностей с законом. А если использовать для этого специальную фирму, то все юридические риски она возьмёт на себя, оставив заказчику чистый профит от использования низкооплачиваемого труда.
В России латиноамериканцев на низкооплачиваемых работах с жестокими условия труда, конечно, не встретишь. У нас для этого есть среднеазиаты — но на этом различия, похоже, заканчиваются.
Имя погибшего в апреле курьера «Яндекс-еды» было Артык Орозалиев. 21 апреля его похоронили в маленьком киргизском селе Торт-Куль.
Российские бизнесмены жадно перенимают передовой опыт западных коллег. И не только по разработке современных сервисов, очевидно. Но и по тому, как организовать процессы, скрытые за глянцевым фасадом вылизанных приложений. Включая то, как людей подешевле нанимать и побольше из них выжимать. А что с ними будет — их не волнует. Уволился, не выдержав стресса, или умер — технически, для них одно и то же. Логистическая компания наймёт нового.
Чтобы этого не повторилось — курьерам нужно организовываться для коллективного действия.
Если они потребуют улучшения условий труда и устроят забастовку хотя бы на пару дней — бизнесы «Яндекс-еды» и Delivery Club встанут. Нанять других курьеров, конечно, можно, но это займёт время, которого в доставочном бизнесе просто нет — вся их модель строится на выполнении заказа как можно быстрее, каждая минута на счету.
Курьерам нужно потребовать улучшения условий своего труда. Возможно — прямого найма «Яндекс-едой», «Деливери-клабом» и другими компаниями, пользующимися их услугами — со всеми вытекающими из Трудового кодекса привилегиями.
Самым большим усилием, которое от них потребуется для этого — это скоординироваться для коллективного действия. Которым может быть просто отказ выходить на работу в течение пары дней, сказавшись больными. Интересно, «логистические компании» разрешают своим сотрудникам болеть?
Курьеры — основа таких бизнесов. А значит, эти бизнесы должны нести за них ответственность, а не прикрываться фиговым листочком «сотрудничества с логистическими компаниями».
Пусть у «Яндекса» и Delivery так пару дней «поболеет» больше половины курьерского состава — пусть они напомнят им о человечности и человеческих условиях труда.
Ну так это труд добровольный. Не хочешь и не работай.
Профсоюз нелегалов?
во всех странах в которых есть сильные профсоюзы люди в итоге бе работы сидят. посмотрите Испанию, Францию, Италию половина всей молодежи безработные и сидят на пенсии бабушек и дедушек. Новые компании не появляются никаких прорывных продуктов нет