Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года

У «Яндекса» появились страховки, а Delivery Club предлагает сократить смены. Тем не менее условия работы по-прежнему вызывают вопросы у курьеров.

Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года

В середине апреля 2019 года курьер «Яндекс.Еды» Артык Орозалиев умер во время работы. Причиной смерти стал сердечный приступ, вызванный перегрузками.

В августе редакция vc.ru выпустила расследование про условия труда курьеров «Яндекс.Еды» и Delivery Club. Корреспондент vc.ru пообщалась с доставщиками еды, юристами, а также сходила на собеседования в обе компании.

Кратко о том, что удалось выяснить:

  • Курьеры «Яндекс.Еды» и Delivery Club не имеют отношения к сервисам, их нанимают и отвечают за работу с ними компании-посредники.
  • При этом доставщики еды нередко не входят в штат и компаний-посредников: с ними заключают договор об оказании услуг, согласно которому они работают сами на себя.
  • По словам юристов, это позволяет «Яндекс.Еде» и Delivery Club экономить на налогах и страховых взносах, а на курьеров не распространяется целый ряд статей Трудового кодекса: доставщиков могут уволить одним днём без компенсаций или оштрафовать, у них нет отпусков, а стаж работы не будет засчитан при расчёте пенсии.
  • Условия договоров с курьерами во многом не совпадают с их реальными условиями труда.

Узнали, изменились ли условия труда курьеров со времени трагедии.

Какие изменения ввели сервисы

Компании экспериментируют с оплатой и продолжительностью рабочих смен.

«Яндекс.Еда»

У «Яндекс.Еды» нет собственного штата курьеров. Сервис сотрудничает со службами доставки, которые самостоятельно нанимают и обучают курьеров, а также платят им зарплату.

В регионах, где действует специальный налоговый режим (Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан), с сервисом начинают сотрудничать самозанятые курьеры.

По словам пресс-службы «Яндекс.Еды», главное нововведение после смерти Орозалиева — изменение длительности «слотов». Слот — время, которое курьер выбирает для работы с сервисом.

Теперь доставщик не может выбрать слот продолжительностью более 12 часов подряд, а между длинными слотами должен быть перерыв. Компания не раскрывает данные о том, сколько курьер зарабатывает за 12 часов.

Если курьер выбирает слоты длительностью больше 40 часов в неделю, система предупреждает о чрезмерной нагрузке. Пресс-служба «Яндекс.Еды» отказалась отвечать на вопрос, контролирует ли компания предупреждения и принимает ли меры, если курьер их игнорирует.

Осенью сервис запустил программу страхования курьеров-партнёров во время работы. Пострадав во время смены, доставщики могут получить страховое возмещение до 2 млн рублей.

По данным пресс-службы, чтобы получить компенсацию, курьер должен сперва рассказать службе поддержки сервиса о травме. Затем с ним свяжется страховая компания, она и принимает решение о выплате. Срок принятия решения — от двух дней до двух недель.

Руководитель PR-проектов «Яндекс.Еды» Елена Новикова подчеркнула, что страховая программа покрывает случаи, которые наступили с 14 октября 2019 года включительно.

Программа запущена по инициативе «Яндекс.Еды» и оплачивается компанией. Она действует во всех городах России, где работает сервис (34 города), для курьеров услуга бесплатная. Им не нужно отдельно подключаться к программе: страховка начинает действовать, когда доставщик начинает разносить заказы.

Также для курьеров заработала горячая линия, куда они, по словам пресс-службы, могут дозвониться для решения экстренных вопросов не более чем за две минуты.

Новикова рассказала, что сейчас компания разрабатывает систему, которая поможет курьерам получать дистанционные консультации врачей.

Delivery Club

У Delivery Club, как и у «Яндекс.Еды», нет своего штата курьеров, сервис сотрудничает с логистическими партнёрами. Пресс-служба Delivery Club заметила, что параметры работы с ними за год не изменились.

В то же время изменения в работе курьеров есть. Вместе с логистическими партнёрами компания установила график: курьеру рекомендуют работать четыре, шесть, восемь или десять часов в день (прежде рекомендаций не было).

По словам пресс-службы Delivery Club, короткие смены позволяют сделать логистику эффективнее, подстраивая количество курьеров под дневные пики.

По этой причине осенью Delivery Club рекомендовал логистическим партнёрам снизить минимальную продолжительность смены с пяти до четырёх часов и перейти к планированию, исходя из четырёх типов смен.

Помимо изменения продолжительности смен, компания предложила ввести в каждой территориальной зоне (локация, в пределах которой работает доставщик еды) позицию старшего курьера.

С осени 2019 года старшие курьеры помогают адаптироваться новым сотрудникам: влиться в коллектив и правильно работать с курьерским приложением.

Как изменилась работа по словам курьеров

Рабочие смены действительно стали регулироваться строже, но оплата труда вызывает вопросы.

«Яндекс.Еда»

Курьер Сергей Иванов (фамилия и имя изменены) работает в «Яндекс.Еде» с конца августа 2019 года. Он рассказал, что его устраивают условия труда в компании.

По словам Иванова, с августа в компании изменили систему оплаты. Теперь доставщик еды получает 55 рублей за приём заказа, 55 рублей за доставку и 35 рублей за каждый пройденный километр (прежний размер выплат «Яндекс.Еда» не раскрывает).

Если же заказ нужно отнести в точку, которая находится дальше 2 километров, курьер получает ещё 35 рублей.

Иванов подтвердил, что в компании ввели систему страхования курьеров и проинструктировали доставщиков о взаимодействии с ней (однако пояснить, как она работает, он не смог).

Курьер отметил: после открытия «Яндекс.Лавки» доставщики разделились на тех, кто закреплён за новым сервисом и разносит в основном его заказы, и тех, кого чаще направляют на заказы из ресторанов-партнёров «Яндекс.Еды».

Delivery Club

По словам курьера Петра Локшина (имя и фамилия изменены), изменения в работе доставщиков Delivery Club действительно связаны с рабочим временем.

Сейчас смены, отметил Локшин, длятся от 4 до 16 часов. Продолжительность зависит от предпочтений курьера и от того, хватает ли сотрудников в зоне доставки.

Самое раннее время, в которое доставщик Delivery Club может начать смену, — 6:00, самое позднее — 00:00.

За выполнение заказа курьер получает около 140 рублей, из которых 20 рублей — оплата пройденного километра.

По словам Локшина, сейчас компания активно продвигает ночные смены, предлагает курьерам поработать с 23:00 до 3:00 или 4:00. Он считает: это происходит потому, что Delivery Club смог увеличить количество ночных заказов или сократил количество курьеров.

Локшин склоняется к первой версии, так как теперь компания сотрудничает с McDonald’s, откуда ночью, по его словам, поступает значительная часть заказов.

Предложение выйти на ночную смену. Премия за работу считается в «дополнительных заказах». В этом случае доставщик получит 840 рублей
Предложение выйти на ночную смену. Премия за работу считается в «дополнительных заказах». В этом случае доставщик получит 840 рублей

Локшин также подтвердил, что в Delivery Club есть позиция старшего курьера, но введена она давно. Сами доставщики называют коллег бригадирами.

Бригадиры занимаются проверкой аккаунтов курьеров (чтобы каждый работал под своим и не было третьих лиц) и их формы. Если старший курьер поймает коллегу за работой под аккаунтом другого человека, его уволят.

Со 2 ноября 2019 года изменилась система оплаты труда доставщиков. В «основном информационном канале DC», к которому подключены все курьеры, появилась информация о новых способах расчёта работников, согласно которой «более активные курьеры смогут зарабатывать больше».

За 12 часов и 15 заказов при среднем расстоянии от ресторана до клиента 2 километра курьер получит 2400 рублей. Но по старой ставке получалось 3000 рублей:

  • 125 рублей в час.
  • 100 рублей за заказ.

«Каким образом более активные курьеры смогут зарабатывать больше, непонятно», — недоумевает Локшин.

Что изменилось в работе «Яндекс.Еды» и Delivery Club после гибели курьера в апреле 2019 года

Он считает, что систему разрабатывали давно и тестировали на узком кругу курьеров. При этом, комментирует Локшин, их ставки были выше 120 рублей за заказ и 20 рублей за километр.

Курьер уверен, что цифры «подкрутили» под более удобные или приближённые к «Яндекс.Еде».

Комментарий Delivery Club

Пресс-служба Delivery Club подтверждает: сервис предоставляет услугу ночной доставки, она работает до 3:00.

Логистические компании предлагают бонусы курьерам, выходящим на ночные смены. Чтобы размер бонуса был ясным, его измеряют в «дополнительных заказах».

О размере бонусов пресс-служба сервиса говорить отказалась, пояснив, что не комментирует финансовые аспекты сотрудничества с логистическими компаниями (которые и выплачивают зарплату доставщикам).

Что касается продолжительности смен курьеров, в Delivery Club подчеркнули: график работы формируется на основе предпочтений самих доставщиков.

Но если курьер запрашивает смену длиной более десяти часов, время работы подтверждает логистический партнёр. Ответ зависит от того, не повредит ли смена работнику и соблюдается ли трудовое законодательство.

Пресс-служба компании также сообщила, что ни Delivery Club, ни логистические партнёры не заинтересованы в том, чтобы курьеры работали длинными сменами.

2727
86 комментариев

Курьеров никто не заставляет подписывать договоры и работать. Не устраивают условия - выбирайте другую работу. Забавно, что общество катит бочку на все компании, вводящие новые уровни сервиса для клиента. Раньше постоянно были статьи о нечеловеческих условиях в Макдаке, потом ужасы работы поджидали россиян в сетях электроники вроде Мвидео, потом Яндекс.Такси, теперь вот курьеры. И везде "злые корпорации" заставляют бедных сотрудников умирать. Если на каком-то производстве человеку руку защемило или он умер - новостей об этом не будет, это же завод. Но стоит попасть в чрезвычайную ситуацию курьеру - об этом пишут все СМИ, поднимая хайп. 

34
Ответить

Задача любого государства - забота о гражданах и охрана труда. Это должно быть в любом цивилизованном государстве. В данном случае происходит все из-за того что законы отстают от реалий. Но молчать об этом явно не стоит.

69
Ответить

Ну раньше (начало 20 века) так и было - работник мог пойти на все четыре стороны, если ему что-то не нравилось. Всвязи с чем имели рабочие дни по 14 часов, ни отпуска, ни страховки, и одна пара ботинок на год. А компании объединялись в картели, чтобы работник не искал лучшей жизни у конкурента.

Потом возникли профсоюзы, которые отстаивали права работника. Благодаря работе профсоюзов в 20 веке, сегодня мы имеем в РФ одно из наиболее лояльных к работнику трудовых законодательств в мире.

История повторяется, и сегодня условия работы уже и так хороши, и люди стали отказываться от профсоюзов, перестали ходить на стачки и т.п. Последствия не заставили себя долго ждать - ушлые работодатели в отраслях с не самым сложным и дорогим трудом снова принялись хуесосить работников.

35
Ответить
Комментарий удалён модератором

Этот же пост в редакции XIX века: "Крестьян никто не заставляет ехать в города и работать на заводах по 16 часов без выходных. Забавно, что общество катит бочку на все компании, вводящие новые уровни механизации"

9
Ответить

Если на каком-то производстве человеку руку защемило или он умер - вздрючат всех без вазелина так, что еще год сидеть больно будет. Если имели место грубые нарушения ТБ, то дело может дойти и до реальных сроков.

7
Ответить

Ловите атланта

4
Ответить