Электронные больничные: как избежать конфликтов

Далеко не все организации готовы к работе с электронными больничными, и поэтому вынуждены отказывать работникам в оплате таких больничных. Правомерен ли отказ, и как смягчить конфликты между работодателями, работниками и медицинскими организациями?

В закладки
  1. Что говорит закон?
  2. Конфликт с медицинской организацией
  3. Личный кабинет страхователя на сайте ФСС
  4. Образец письма в клинику с просьбой заменить электронный больничный на обычный
  5. Конфликт с работником
  6. Образец записи в ПВТР

1. Что говорит закон?

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности … с письменного согласия застрахованного лица сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа … в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

То есть закон предусматривает, что врач сможет оформить электронный больничный при выполнении двух условий:

  • И медицинская организация, и работодатель зарегистрированы в единой интегрированной информационной системе (ЕИИС) «Соцстрах».
  • Работник дал письменное согласие на оформление листка нетрудоспособности в электронном виде.

Несмотря на простоту этих условий, оформление электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) чревато конфликтами между всеми сторонами электронного оборота. Разберем подробнее действия работодателя по предотвращению или хотя бы минимизации таких конфликтов.

2. Конфликт с медицинской организацией

Некоторые работодатели узнают о существовании ЕИИС “Соцстрах” лишь после того, как работник приносит талон с номером ЭЛН. Сразу возникает вопрос: обязана ли организация-работодатель зарегистрироваться в ЕИИС “Соцстрах”? Ответ отрицательный: ни цитированный закон № 86-ФЗ, ни “Правила информационного взаимодействия…”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567, не обязывают работодателя становиться “участником системы информационного взаимодействия”.

Законом 86-ФЗ обязанность работодателя участвовать в формировании электронного листка нетрудоспособности не установлена…

Однако, несмотря на достаточную ясность вопроса, конфликта с медучреждением избежать удаётся не всегда. Основная проблема в том, что законодатель не предусмотрел никакой обратной связи между медицинскими организациями и работодателями. На сайте ФСС при рассмотрении простого вопроса “Должен ли пациент заранее узнать у своего работодателя, принимает ли он электронные больничные, или эту информацию может проверить медицинское учреждение при работе с ЕИИС «Соцстрах»?” ведомство фактически уходит от ответа.

В результате врачи в лучших традициях административно-командной системы массово оформляют работникам ЭЛН, не озаботившись сперва поинтересоваться технической готовностью работодателей.

В принципе, ЭЛН – вещь перспективная и правильная. Несомненно, за этой технологией будущее. Поэтому самый правильный способ избежать конфликта с медицинской организацией – стать участником ЕИИС, благо это не так сложно, как может показаться.

Способ №1, самый простой: все основные программные продукты (1С, Парус, СБИС, Контур, Компас) уже давно предусмотрели возможность работы с ЭЛН. Поэтому если работодатель пользуется чем-то из перечисленного, ему достаточно просто обновить и настроить соответствующую программу. Такую возможность предлагает и сам ФСС.

3. Личный кабинет страхователя на сайте ФСС

Способ №2, более основательный: работать с ЭЛН напрямую через кабинет страхователя на сайте ФСС, или же через бесплатное программное обеспечение АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», которое можно скачать из того же кабинета страхователя. Сложность в том, что для входа в кабинет организация должна быть зарегистрирована на ЕСИА “Госуслуги”. Процесс многоступенчатый и небыстрый:

  • Создание подтвержденной учётной записи руководителя на портале “Госуслуги”. В зависимости от способа подтверждения может понадобиться усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя.
  • Создание учётной записи организации через подтвержденную учётную запись руководителя.
  • Создание электронной подписи организации, совместимой с ЕИИС «Соцстрах». Возможно, этот шаг не понадобится, если в организации уже есть электронная подпись для сдачи отчетности.

И только после этого работодателю станет доступен личный кабинет страхователя.

​Интерфейс кабинета страхователя на сайте ФСС
​Интерфейс кабинета страхователя на сайте ФСС

4. Образец письма в клинику с просьбой заменить электронный больничный на обычный

Если в силу неких причин работодатель всё же не готов к работе с ЭЛН, а работники уже их приносят, то работодатель будет вынужден отправлять работников назад в медучреждение за привычным бумажным больничным. Согласно уже цитированному письму ФСС России от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462, в случае технической неготовности работодателя по формированию ЭЛН медицинская организация вправе заменить сформированный ЭЛН на обычный листок нетрудоспособности.

Из-за этого “вправе“, а не “обязана” и происходят конфликты. Их накал варьируется от региона к региону и от учреждения к учреждению, но один универсальный совет всё же можно дать. Поликлиники охотнее идут навстречу просьбам работников переоформить ЭЛН на обычный листок, если просьба сопровождается письменной справкой на официальном бланке организации о невозможности работы с ЭЛН ввиду технической неготовности.

Образец такого письма-справки можно скачать по ссылке ниже:

Все же стоит обратить внимание, что согласно законодательству Российской Федерации на сегодняшний день требований переходить только на электронные листки нетрудоспособности нет.

Но даже столь убедительная подготовка не гарантирует работодателя от необходимости муторных переговоров с заупрямившимся руководством клиник. Поэтому при нежелании работодателя участвовать в электронном взаимодействии более надёжный способ предотвращения конфликта – действовать через работников.

5. Конфликт с работником

Как мы помним, вторым условием выдачи ЭЛН является письменное согласие работника. Для предотвращения конфликта работодателю необходимо провести тщательную разъяснительную работу с персоналом, суть которой сводится к следующему:

  • У работодателя отсутствует техническая возможность обработки ЭЛН.
  • В связи с этим работникам не следует поддаваться на уговоры врача дать письменное согласие на оформление ЭЛН, а следует настаивать на выдаче стандартного бумажного бланка.
  • В противном случае работнику всё равно придется повторно обращаться в медучреждение с просьбой заменить ЭЛН на бумажный бланк, что может обернуться нешуточными хлопотами и задержкой оплаты больничного.

6. Образец записи в ПВТР

Помимо этого, позицию работодателя относительно ЭЛН следует закрепить, например, в правилах внутреннего трудового распорядка:

В связи с технической неготовностью ООО “Вектор” к формированию электронного листка нетрудоспособности, ООО “Вектор” принимает от работников листки нетрудоспособности лишь в бумажном виде. Во избежание конфликта с медицинскими организациями и связанных с этим задержек с оплатой периодов временной нетрудоспособности, настоящими Правилами рекомендуется всем работникам ООО “Вектор” при закрытии периода временной нетрудоспособности требовать в медицинских организациях выдачи именно бумажных листков нетрудоспособности в соответствии с Письмом ФСС России от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462 “Об участии медицинских организаций и страхователей в формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Можно также порекомендовать выдать каждому работнику памятку с названием компании и краткой информацией о том, могут ли работники запрашивать ЭЛН.

В продолжение темы электронного взаимодействия рекомендую ознакомиться со статьёй Электронные трудовые книжки: главное.

{ "author_name": "Ilia Aleksandrovich", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 98865, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 24 Dec 2019 13:39:30 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
(function(d, ver) { var onload = function (container, isProduction = false) { const params = { container: container, location: 'article', }; if (isProduction) { params.css = 'https://specialsf378ef5-a.akamaihd.net/MicrosoftTeams/all.min.css?' + ver; } new Special.Special(params); }; var container = d.getElementById('special-microsoft-teams'); if (container) { if (typeof Special === 'undefined') { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://specialsf378ef5-a.akamaihd.net/MicrosoftTeams/all.min.js?' + ver; s.async = true; s.onload = function () { onload(container, true); }; d.body.appendChild(s); } else { onload(container); } } })(document, '823c2790');
0
3 комментария
Популярные
По порядку
1

Сам внедрял электронные больничные в больнице ещё в 2017-18, как только они начали появляться. Ну чисто по моему мнению эти самые электронные больничные должны были сократить количество бумажек, но получилось ровно наоборот: теперь пациент подписывает согласие на обработку персональных данных (иногда не одно), согласие на получение электронного больничного и сам номер электронного больничного на бумажке. Из этой цепочки можно было бы как минимум убрать номер электронного больничного!
В идеале: у работодателя в ФСС есть список сотрудников, информация о больничном обновляется автоматически. Больница выдаёт больничный только если работодатель есть в ФСС.

Ответить
3

Электронный документооборот по-русски) С электронными трудовыми книжками та же история. По тем работникам, кто не выскажет желания перейти на электронные книжки, работодателю нужно будет вести и электронные книжки, и бумажные. А поскольку таких работников явно будет большинство, то объём бюрократической работы лишь увеличится. По крайней мере, на ближайшие несколько лет.

Ответить
0

"можно было бы как минимум убрать номер электронного больничного" - Так ведь ID больничного  существует независимо от "показывать" и "не показывать".

Ответить

Комментарии