{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

От гипотезы к бизнесу за 15 шагов

За 2 года из 10 стартапов виживает только 2 ➟20%.

Задумайтесь сколько идей не превращаются в стартапы ➟ так и умирая в голове!

1. Решайте реальные проблемы.

Стартап формируются вокруг решения проблем людей. Поэтому если проблема "надуманная" шансы выживания стартапа резко сокращаются.

Проще стартовать в области в которой Вы уже имеете экспертность. Но даже, если Ваш будущий стартап лежит в области, которую Вы не так хорошо знаете это не повод останавливаться и отказываться от реализации. Не редкость, что взгляд профессионалов ограничен в связи со сложившимися практиками и их личным опытом, и именно это позволяет стартаперам воплощать прорывные идеи на вполне зрелых и незнакомых ранее для них рынках.

2. Тестируйте и обсуждайте идею.

Чем больше разных мнений Вы соберете, тем лучше.

Общайтесь с будущими клиентами, инсайдерами рынка на который собираетесь выйти, компаниями на этом же рынке от лица клиента, чтобы собрать более ценную информацию. Самая ключевая информация, которую Вы можете получить → негативная обратная связь.

Слушайте мнение почему Ваша идея кажется другим провальной → это поможет улучшить её на ранних стадиях. Важно это сделать на "Pre-Seed stage" (предпосевная стадия в рамках которой формируется и прорабатывается идея) или максимум "Seed stage" (посевная стадия в рамках которой разрабатывается первый прототип).

Не нужно бояться, что Вашу идею украдут → это лучше, чем потратить годы своей жизни, деньги, здоровье и нервы на никому ненужный проект.

Никогда не бойтесь конкуренции. Одна компания на рынке сигнал о том, что рынка нет.

3. Анализируйте конкурентов.

Крайне маловероятно, что Вам в голову пришла уникальная идея не имеющая аналогов в мире → если это так Ваши шансы на провал стремительно увеличиваются (рынка нет). Скорее всего придуманное Вами кто-то уже реализовал и этот опыт можно найти и изучить для начала в открытых источниках.
Узнайте, как другие компании смогли справиться с проблемой, которую будет решать Ваш стартап и каких результатов они сумели достичь.

Не копируйте → примите к сведению увиденный опыт и улучшайте.

4. Поймите экономику идеи.

Оцените добавленную стоимость в Вашем проекте/продукте с позиции потенциального клиента. Готовы ли Вы сами платить за это и сколько?
И еще список вопросов на которые желательно ответить самому себе:

  1. Кто Ваш целевой клиент.
  2. Что Вы ему предлагаете?
  3. Почему использование Вашего решения принесет ему выгоду? В чём она?
  4. Оценить выгоду в деньгах. В сэкономленном времени клиентом (чтобы оценить ценность).
  5. Оцените сколько клиент готов платить.
  6. С какой частотой сможет совершать покупки (рекуррентные платежи для сервисов).
  7. Себестоимость и маржа с заказа.
  8. Общие расходы. Отдельно считать маркетинг.
  9. Какой объем заказов нужен для выхода проекта в ноль (самоокупаемость).
  10. Выберите модель монетизации (IT стартапы).
  11. Ключевой вопрос: верите ли Вы в достижении полученных цифр?

Оцените возможность масштабирования и количество времени, через которое Вам оно потребуется.

Не все проекты возможно масштабировать, ограниченность идеи будет ключевым фактором в этом.

Вы должны уметь просчитывать экономический потенциал быстро, на салфетке, буквально на коленке, но лучше всего в уме.

5. Найдите единомышленников.

Одному строить стартап достаточно сложно, кроме обычного выгорания может не хватить сил и необходимых компетенций на получение которых можем уйти достаточно большое количество времени, которого в стартапе не бывает.

Хорошо подобранные участники дополняют опыт друг друга в разных областях и обладают необходимыми связями в них же.

Партнеры должны быть увлечены идеей и верить в команду. С правильно подобранными единомышленниками можно сделать ни один пивот, но одному практически невозможно тянуть воз на себе и не опускать руки, когда команда теряет веру и расходится.

Необходимо помнить, что нет ничего дороже чем первичное распределение долей, в будущем Вы рано или поздно к этому придете. Поэтому выбирайте партнеров чьим деловым навыкам и личным качествам Вы можете доверять в долгосрочной перспективе.

6. Планируйте.

Перед запуском сделайте бизнес-план. Он нужен прежде всего для себя, чтобы понять хорошо ли Вы понимаете свой стартап и его экономику.

Но не тратьте много времени на формальности → Вы еще не один раз будете его переделывать.

7. Стартуйте быстро.

Важно как можно быстрее стартовать не для того, чтобы уложиться в сжатые сроки и выпустить продукт на рынок (это конечно тоже имеет значение) → а для того, чтобы не перегореть потратив все свои силы на этапе бизнес-плана.

Сразу делайте RoadMap (для себя и команды) и приступайте к MVP.

Предосторегите себя от построения чрезвычайно сложного идеального продукта, он таким обязательно будет, но спустя время.

Определите для своего стартапа минимальные результаты в показателях, которые будут приемлемыми для проверки жизнеспособности идеи. Не старайтесь достичь амбициозных высоких показателей на этапе MVP и не в коем случае не занижайте показатели, можно не рассмотреть потенциала развития проекта.

8. Сформулируйте портрет идеального клиента и адаптируйте проект под него.

Адаптация продукта → это тоже про "быстрый старт".

Не стоит ожидать сразу после запуска очередь клиентов, которые не могут больше ни о чём думать, кроме как о Вашем продукте, такой сценарий допустим, если у Вас сильный личный бренд. Во всех остальных же случаях не нужно возлагать ложные надежды на быстрый рост Вашей клиентской базы.

Сконцентрируйтесь на сверхбыстрой доработке продукта в основе, которой будет лежать обратная связь от Ваших первых клиентов.

Лучше сделать идеальное решение для уже имеющихся клиентов.
Награда → лояльность и виральность в отношении Вашего продукта, которые не купить за деньги. Это может дать x2 к росту клиентской базы уже на этом этапе. Кроме того этим действием Вы сможете быстро проверить жизнеспобность идеи/продукта и получить необходимый практический опыт для дальнейшего развития.

9. Сделайте акцент на сервис.

Фокусировка только на продукте может не дать "мощного рычага", который способен дать сервис.

Создайте как можно более идеальный сервис. Клиенты могут закрыть глаза на мелкие небольшие недостатки в продукте, но не смогут простить плохого отношения к ним, которое будет исходить в первую очередь от сервиса.

Лояльность=Сервис. Выйдите за рамки привычного ведения бизнеса.

Первое время можете контактировать с клиентами лично, чтобы собирать обратную связь без "искажений". Взамен клиенты помогут улучшить Ваш сервис и как следствие оказать косвенное влияние на сам продукт, который измениться до неузнаваемости с момента запуска.

10. Анализ и систематизация.

Это должно стать одной из Ваших "бизнес привычек"

Анализируйте и систематизируйте всё, что этому поддается.

Главное, как и в случае с бизнес планом → не переусердствуйте на начальном этапе.

Сделайте интеграцию и постройте автоматизированный сбор статистики Вашего проекта с отслеживанием ключевых метрик. Вы сможете делать срезы по интересующим Вас аудиторным сегментам, интересам, и остальным данным, которые способны предоставить современные системы аналитики. Когортный анализ будет способен дать Вам ответы без глубоких знаний аналитики, где именно у проекта есть слабые стороны, на каком этапе воронки у Вас наибольшее количества отказов и где можно поработать над оптимизацией конверсии тем самым уменьшив стоимость входяшего лида для Вашего бизнеса и увеличить чек клиента, даже LTV (который конечно Вы сможете только оценить при анализе исторических данных от нескольких месяцев и больше, в зависимости от бизнеса).

В случае если, что-то не поддается систематизации → фиксируйте пока вручную, классически на бумаге, а лучше в Google Docs и других облачных сервисах, откуда в дальнейшем Вы эти данные сможете взять любым удобным способом по API через стороннее приложение или наполнить базу данных на подобии Google BigQuery.

11. Подумайте, как привлекать клиентов.

Традиционный рекламный инструмент → "сарафанное радио".

Положительные эмоции, которые даёт касание с Вашим продуктом → несет виральный эффект, его степень можно измерить тем количеством клиентов, которые приходят к Вам повторно и по рекомендации. В настоящее время это редкость, но этого можно достичь, например через сервис.

Но как получить своих первых клиентов? Какие существуют способы привлечение трафика и как быстро наполнить клиентскую базу в сжатые сроки? Существующие рекламные источники. Модели работы и от какой модели отталкиваться CPL или CPS? LTV/CLV какой закладывать, на какой промежуток времени и как его правило считать?

Все эти и многие другие вопросы потребуют ответа именно от Вас.

Без ответов на них невозможно построить экономическую модель проекта и тем более планировать развитие, даже на год.

Эти вопросы Вы должны задавать себе на ранней стадии, до разработки, чтобы к моменту запуска иметь готовый план действий.

12. Контроль расходов.

Нехватка средств на продолжении деятельности-одна из самых частых причин гибели стартапов.

Тратить мало так же необходимо, как двигаться быстро. Ваших личных сбережений и сбережений партнеров должно хватать как минимум до момента проверки жизнеспособности вашей идеи или mvp + 6 месяцев.

Необходимо грамотно планировать расходы, контролируйте финансовые потоки и держите проект на сухом пайке по мере необходимости. Помните, самое главное: после подтверждения жизнеспособности проекта вам потребуется не меньше полугода на привлечение внешних средств, если же своих денег на дальнейшее развитие проекта недостаточно.

Изо всех сил стараетесь приблизиться к точке безубыточности: экономика проекта дает возможность правильно настроить участников команды, а выход на самоокупаемость дает вам мощный рычаг в переговорах с потенциальными инвесторами.

13. Не теряйте фокус.

Будьте в фокусе. Я не могу привести в пример ни одного успешного стартапа, который был был сделан в условиях "частичной занятости" его создателей.

Если вы не готовы тратить 80 часов в неделю на свой бизнес, лучше не начинать его вовсе, заниматься проектом по чуть-чуть не получится → вы должны им жить.

Поэтому подумайте, Как помочь себе и участникам своей команды выделить больше времени на необходимую работу.

14. Не сожалейте о потерянном и верьте в будущее.

Крайне важно уметь вовремя признать ошибку и списать понесенные расходы, особенно важно это на самом раннем этапе развития стартапа, когда вариантов его развития ещё много.
Быстро меняйте подход, если поняли, что двигайтесь в неверном направлении.
Но не стоит сдаваться, если вы верите, что делаете правильные вещи.

Отличить начало конца от начала начала бывает очень непросто.

На первом этапе, когда клиентов недостаточно и проект съедает деньги, а не приносит их, опасение, что "это не сработает", будет преследовать вас постоянно. Лучше иметь сотню восхищенных клиентов, чем тысячу равнодушных. Ищите своё вдохновение и энергию в клиентах.

15. "Хантите" сотрудников с "горящими глазами".

Однажды сил основателей проекта будет уже недостаточно и вы будете неизбежно нанимать людей, чтобы это компенсировать.

На первом этапе важен не столько опыт нанимаемых людей, сколько их энтузиазм и желание создавать, они должны проникнуться вашей идей и "корпоративной культурой". Влюбите их в проект так же, как любите его вы, для этого необязательно давать заработную плану выше рынка, но сотрудник как минимум не должен задаваться этим вопросом постоянно.

Постарайтесь еще до приема сотрудника, выяснить насколько он искренен и способен справляться с нагрузкой в условиях многозадачности (стартап сплошь из этого состоит, роли сотрудников "размываются"). Важно понимать, что инвестирование времени на обучение сотрудников, даже если не используется куратор, сопоставимо с расходами на их зарплату.

В ситуации, когда сработаться не получилось, очень важно не тянуть время безболезненно и быстро расстаться. Для чего? В случае отсутствия внутренней мотивации человек не просто значительно хуже выполняет свою работу, он еще несет дескруктивный дух в вашу команду, тем самым подрывая и разрушая идею вашего стартапа.

Ключевой совет:

Поймите клиентов и "адаптируйте свой продукт".
Если со своим продуктом вы попадете в точку, шансы на победу существенно увеличатся → но к сожалению не до 100% и даже не до 50%.

Успех стартапа зависит от сбалансированности всех существующих составляющих проекта в нужном темпе и на имеющиеся средства.

Создание стартапа → это уникальный опыт и драйв, который я желаю почувствовать каждому.

Источники:

Личный опыт, Сергей Ашин (основатель "Шефмаркет"), книга "Стартап-гайд. Как начать и не закрыть свой интернет-бизнес" (очень рекомендую к прочтению).

Спасибо 🙏 что дочитали до конца и уделили своё время!

Добавляйте материал в закладки и ставьте плюс + если он оказался для Вас полезен, для меня это лучшая благодарность.

Подписывайтесь на мой Instagram, на нем не менее интересный контент 👇

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда