{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы перезапускали Coffee Machine и что следует учесть, запуская бизнес с инвестором

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.

Я думаю, у каждого предпринимателя, который строил бизнес с инвестором, найдется своя история о том, как инвестор сделал ему больно. Я уже начал говорить об этом в предыдущем посте, рассказав историю об открытии первого автокафе Coffee Machine и о том, как инвестор просто выгнал нас из созданного нами бизнеса. В этом посте расскажу о том, как мы перезапускали Coffee Machine с новыми инвесторами; что важно учитывать, запуская бизнес с инвестором; почему выбор локации для автокафе так важен. А в конце традиционно попрошу у вас совет.

После расставания с инвестором у нас осталось имя Coffee Machine и связи, но денег не было, поэтому мы запустились с новыми партнерами, но не во Владивостоке, а в Находке.

Новое автокафе Coffee Machine открылось в мае 2012 года, через три месяца после нашего увольнения из бизнеса. В этот раз мы постарались учесть ошибки, и построили улучшенный вариант павильона с водопроводом, туалетом, электричеством и отдельным складским помещением.

Наше первое автокафе на Некрасовской улице во Владивостоке стояло на проходном месте, и нам наивно казалось, что все дело в качестве продукта, а выбор локации вторичен. В Находке мы поставили павильон в микрорайоне «Южный». И быстро осознали, что место имеет значение. Автокафе располагалось так, что его не было видно со стороны дороги. Поэтому машины просто проезжали мимо, не замечая его. Гости стали появляться только после того, как мы переместили павильон на проспект Мира возле оживленной транспортной развязки.

Именно тогда мы осознали, что прибыльность автокафе очень во многом зависит от локации. И главный критерий — это трафик. Чем больше автомобилей проезжает мимо, тем выше будет доход. Но это далеко не единственный важный фактор.

Например, район тоже важен. В новостройках квартиры обычно покупают платежеспособные молодые семьи, такие люди готовы платить 180 рублей за хороший кофе. А вот в промзоне рассчитывать на такое не приходится.

Выручка автокофейни выше, если рядом расположены другие заведения общепита. Люди любят места, где есть выбор, поэтому такая локация становится местом притяжения гостей. По этой же причине расположение рядом с крупным торговым центром с фудкортом для автокафе является неудачным. Выше вероятность, что гости скорее отправятся на фудкорт, где больше вариантов.

Вступая в отношения с новыми инвесторами, мы снова договорились об условиях 30% на 70% — просто потому, что у нас не было денег. Хотя и понимали, что доля в бизнесе менее 50% делает нас с точки зрения законодательства ущемленными в правах. С новыми партнерами мы оговорили, что в любом случае за нами остается бренд Coffee Machine, зарегистрированный на отдельную компанию. А чтобы не потерять бизнес во второй раз, мы заключили с ними инвестиционный договор, где зафиксировали, что в случае расставания они должны выкупить нашу долю по рыночной цене. По условиям договора все активы находились на балансе компании — так никто из нас не мог самовольно присвоить павильон или оборудование.

В общем учитывая прошлый негативный опыт мы со вторыми инвесторами постарались прописать все то, о чем мы договорились на словах, в уставе. Многим начинающим предпринимателям кажется, что устав — формальность. Но это не так. Устав — важный документ, не надо его недооценивать.

Устав — это «конституция» вашего маленького государства. И когда возникают какие-то спорные ситуации можно обойтись без суда, достаточно вернуться к уставу, в котором есть все договоренности. Часто люди со временем просто забывают то, что друг другу обещали. А демонстрация документа, который они сами подписали, обычно действует отрезвляюще.

Сейчас с любыми партнерами я стараюсь договориться обо всем на берегу. И самое важное — обязательно проговорить самый худший возможный исход. Например, что будет, если мы никак не сможем договориться, совершенно разругаемся и ни у одной сторон не останется ни моральных, ни физических сил продолжать совместную работу. Представив все это, мы должны четко прописать все условия «развода»:

  • Как мы будем делить имущество в разных ситуациях (если компания разорена, если приносит много денег)? В каких пропорциях?
  • Кто у кого что выкупает? На каких принципах?
  • Как мы будем оценивать наш общий бизнес? Кто будет проводить оценку?
  • Если бизнес приносил прибыль, будет ли она вычитаться из первоначальных инвестиций? И т.д.

Более подробно о том, что необходимо учесть, запуская бизнес с инвестором, я рассказывал в колонке RB.RU.

В итоге со своими вторыми инвесторами мы тоже расстались. И я хочу сказать, что в таких ситуациях никто не виноват. Каждая из сторон действуют в рамках своих интересов, и у каждой своя правда. Поэтому один из самых важных опытов предпринимателя — это научиться договариваться до старта совместного проекта. Исследовать сложные моменты, отрефлексировать их и сделать выводы на будущее.

В заключение хочу вас спросить вот о чем. Как вы думаете, надо ли в книге рассказать о том, как предпринимателю подготовиться к работе с инвестором?

Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда