5 лет продавали машины, а когда надоело, создали компанию с оборотом в 304 млн рублей в год
На старте привлекли инвестиции в 450 000 рублей, а через год выкупили у инвестора долю в своём бизнесе за 3 млн рублей.
Максим и Данил познакомились в 2016 году. Тогда оба работали в автобизнесе — менеджерами по продажам в автомобильном салоне. В 2020 году друзья решили уйти из автобизнеса и запустить своё дело. На тот момент у Данила уже была своя сеть салонов красоты, которая называлась «Хочу гладко», которую он впоследствии продал.
Знакомые предложили ребятам размещать мебель известных брендов в торговом центре и зарабатывать на комиссии с продаж. Не понравилось. Было решено запустить свой проект.
Идея заключалась в том, чтобы создавать кастомную мебель. Клиенты не выбирают из представленных моделей, а сами создают дизайн, который им нужен. Выбирают цвет, форму, материал, размеры и другие детали.
Сейчас у ребят своё производство дизайнерской мебели в Казани общей площадью в 3000 м2. Продажи в основном онлайн — 87% от всех заказов. Более сотни сотрудников в компании и магазины в таких городах, как Москва, Казань, Сочи, а так же Алмате. В 2023 году оборот составил 304 млн рублей, когда как в начале пути у них не было даже офиса, чтобы подписывать первые договора с клиентами.
Заработали 20 000 рублей за 15 минут
Запускали бизнес Максим и Данил на инвесторские деньги — 450 000 рублей. Инвестором был их общий знакомый и, забегая вперёд расскажем, что через год ребята выкупили у него долю в их бизнесе за 3 млн рублей.
Начинали с того, что ходили по мебельным магазинам и изучали конкурентов. Что вообще есть на рынке, что активнее покупают, а что совсем не пользуется спросом. Ребята посмотрели, как продают в торговых центрах, и убедились, что сервис там нулевой.
Решили начать со стульев. Стали искать поставщиков, но так как компания была начинающая и маленькая, работать с ними многие отказывались. Максим случайно наткнулся на одного поставщика в Казахстане, с которым в итоге получилось заключить договор.
У Данила был аккаунт в инстаграме с 1200 подписчиками, который остался от одного из салонов. Ребята переименовали его в «Хочу стул» (да, это было новое креативное название компании, совсем ничего не напоминает), оформили профиль, выложили фото своих товаров и запустили рекламу.
Первая продажа случилась 7 сентября 2020 года.
Офиса у ребят не было и первое время все договора заключались в салоне красоты Данила (на тот момент он ещё действовал). Представьте картину, где в очереди сидят девочки на процедурки, а рядом Максим с Данилом подписывают договоры на стулья.
Позже ребята всё же открыли ИП и сняли офис.
В первые месяцы продавали на 300 000 - 700 000 рублей. Позже к ним присоединился ещё один партнёр, Александр, который и дал деньги на запуск шоурума площадью метров 30 м2. После его запуска выручка компании выросла до 2 млн рублей.
К концу года запустили уже собственное производство. Пригласили в команду третьего бизнес-партнёра — Ильнура. В компании именно он отвечал за запуск всех процессов производства и их оптимизацию. Арендовали первое помещение в 300 м2 и наняли одного сотрудника.
С этого момента ребята поняли, что пора начинать выстраивать систему ведения бизнеса. Если раньше они работали только вдвоём, и заказов было не так много, теперь без системы бизнес бы остался стоять на месте.
Главная ошибка – уделяли мало внимания финансам и экономике бизнеса
Все фин. процессы протекали без учёта и аналитики. Чаще всего, на новые идеи и проекты деньги брались прямо из выручки. А это значит, что средства на какое-то время замораживались, и только в случае успеха возвращались в оборот.
Не было фин. аналитики, моделирования и в принципе понимания, как двигаются деньги внутри компании. Инвестируя в реализацию того или иного проекта, всё равно необходимо сначала понимать, может ли твой бизнес сейчас себе его себе позволить, или это скажется на нём негативно.
Сейчас у большинства предпринимателей нет финансиста, на самом деле у многих нет даже бухгалтера, всё считают сами. У Максима с Данилом сейчас в компании работают 2 бухгалтера, а также они проводят собеседования на должность финансиста, потому что в реалиях их бизнеса проводить всю финансовую аналитику самостоятельно они не могут.
Необходимо выстраивать финмодели, считать зарплаты, анализировать, куда стоит вкладывать деньги, а куда нет. Ребята долгое время не знали сколько вообще им нужно зарабатывать, чтобы хотя бы в ноль выходить.
Также выполненные заказы никак не закреплялись документами, просто получали деньги, отправляли заказ и всё. При получении клиент ничего не подписывал, поэтому каждый из заказчиков мог в любой момент оспорить факт оказания услуги. С финансовой точки зрения фиксировать все такие сделки без прилегающих документов практически невозможно. Что-то обязательно теряется и не учитывается.
По подсчётам, только на финансовых ошибках за весь период ведения бизнеса ребята потеряли более 5 млн рублей.
Предпринимателем может быть каждый?
«Точно не каждый. В любом случае, основные навыки, которыми обладает предприниматель, у многих похожи. Это умение общаться, умение продавать: у кого эти навыки выражены, тому гораздо легче в бизнесе.
Более застенчивым, замкнутым людям, которые не любят общаться, им, конечно, гораздо сложнее.
Не каждый может брать ответственность. Даже у нас работает много молодых ребят, и когда задаёшь им вопрос напрямую: “Почему не пробуешь сделать что-то своё?” Получаешь ответы, которые сводятся к одному: боюсь ответственности. Так что всё зависит от того, насколько человек готов взять эту ответственность. За себя, за свою команду и компанию».
На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на [email protected], расскажем вашу историю ✌
Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.
Интересно, какие уроки они извлекли из своего опыта