5 главных ошибок в первый год ведения бизнеса

Статья основательницы маркетингового агентства в Канаде на первый день рождения своей компании. Угадайте, сколько ошибок из 5 не повторяют предприниматели в России. Спойлер — ноль. #факапысакцентом

Ванесса Грин

Агентство создает контент и разрабатывает коммуникации брендов для малых и средних бизнесов.

Я основала консалтинговое агентство всего минуту назад — если точнее, 525 600 минут назад.

В течение этого времени я приняла миллионы решений, какие-то основываясь на личном опыте и понимании, а какие-то исключительно интуитивно. Неудивительно, что не все из них сыграли в мою пользу.

Не буду мучать рассказами о том, каким чудесным был первый год (хотя временами так и было), а поделюсь возможными трудностями, проблемами и причинами неудач при открытии своего бизнеса, потому что большую часть времени — это утомительный труд, и никто здесь не застрахован от ошибок.

Итак, начнём, по порядку.

Я не разобралась с ценообразованием

Ненавижу ценообразование. Я считаю, это невыносимо, и думаю, что всегда останусь при своём мнении. Я либо боюсь потерять клиентов из-за завышенной цены, либо недооцениваю свои услуги, слишком сильно занижая цену. Золотой середины просто нет. Я изучила тарифы, основанные на стоимости услуг, проектно-ориентированные тарифы, почасовые тарифы (чего, по-видимому, вообще никогда не следует делать), и всё еще не пришла к модели, которая бы мне нравилась.

Когда работаешь полный день, у тебя происходит всего один разговор об оплате — ты обсуждаешь зарплату, когда устраиваешься на работу (и, возможно, говоришь об этом ещё пару раз, когда хочешь обсудить повышение). Но когда работаешь на себя, ты разговариваешь об оплате с каждым новым клиентом или по каждому новому проекту. Невероятно сложно знать заранее, сколько денег требовать за свои услуги, сколько времени займет работа и как соотнести со всем этим затраты, основываясь не только на потраченном времени, но и на имеющемся опыте.

С этим мне еще предстоит разобраться. Думаю, что я потеряла много потенциальных клиентов за последние 12 месяцев, но мне придется бороться с этим, пока я работаю на себя.

Я наняла дерьмового бухгалтера

Когда начинаешь свой бизнес, хочется нанять сотрудников, с которыми тебе комфортно работать. Которые тебя понимают. Которые тебя поддерживают и искренне хотят помочь.

К сожалению, не все работники сделаны из одного теста.

Мой первый бухгалтер заставляла меня чувствовать себя полной дурой каждый раз, когда я задавала ей вопрос. Из-за этого я стала избегать её и даже перестала отвечать на её телефонные звонки. Но когда работаешь на себя, избегать своего бухгалтера — плохая идея. Месяцами я не получала от неё известий, но счета по прежнему приходили каждый месяц, и я не могла понять, за что плачу.

В итоге я с этим покончила, наняв нового бухгалтера. Наверное, стоило уделять ей больше времени, анализируя работу и пытаясь понять, в чём проблема. Всё-таки старая как мир поговорка верна: “Я знаю, что ничего не знаю”.

Я слишком долго не могла составить договор

Тьфу-тьфу-тьфу (постучите по дереву), до сих пор мне очень везло, ни один из моих клиентов меня не кинул. Пока что. Но я знаю, что когда-нибудь это произойдёт. Не так уж и важно, решу ли я обращаться в суд или нет, по крайней мере у меня будет некоторый юридический рычаг в виде официального договора с клиентом.

Когда я начинала свой бизнес, я подумала “Ну, пока ничего плохого не случилось, а вот уж если случится, тогда и начну составлять договоры”. Но эти размышления, конечно же, обманчивы.

Что если клиент откажется платить по крупному проекту, на который ушло очень много часов? Что тогда?

Я посвятила очень много времени тому, чтобы установить условия оплаты по проектам, и теперь беру 50% в качестве предоплаты. Даже если клиент вдруг откажется платить, я не останусь с пустыми руками.

Я предоставляла услуги, которыми мне не нравилось заниматься

Определиться со спектром предоставляемых услуг очень важно - есть услуги, которые я продаю, но не рекламирую, и услуги которые я рекламирую, но не очень часто занимаюсь их предоставлением. Когда я только начинала, я буквально хваталась за всё подряд, чтобы понять, что из этого сработает.

Оказалось, что я не люблю создавать контент для социальных сетей. После того, как я увидела, насколько лучше это получается у других людей, я поняла, что это не самая моя сильная сторона. Сейчас это настолько специализированный маркетинговый канал и я не думаю, что у меня достаточно навыков, чтобы с этим справиться.

После некоторых вопросов о менеджменте социальных сетей я поняла, что мне совсем не нравится этим заниматься. Когда только начинаешь, хочется на всё отвечать “да” и боишься кому-либо отказать. Но сейчас я вежливо отказываюсь, и рекомендую более опытных экспертов по социальным сетям, способных помочь в их ситуации.

Я потратила слишком много времени, чтобы научиться говорить “нет”

Я брала проекты, которые мне не нравились, и клиентов, которым я не подходила, потому что боялась потерять деньги. Возможно нет на свете фрилансера, который бы такого не делал. Но я поняла, что не всё дело в деньгах. Репутация и клиентская база, отражающая ценности и навыки, так же очень важны. Понимание того, какие клиенты и проекты тебе не подходят — невероятно важно для долгосрочной выживаемости бизнеса.

Я до сих пор не могу быть на 100% уверена в принимаемых решениях, но, надеюсь, у меня впереди еще много лет, чтобы с этим окончательно разобраться.

С некоторыми вещами я все-таки разобралась, но в бизнесе не удастся вечно почивать на лаврах. Нужно совершать ошибки, извлекать из этого уроки и двигаться дальше. Уверена, что с годами у меня будет еще больше ошибок, которыми я смогу поделиться.

На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на [email protected], расскажем вашу историю ✌

Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.

0
1 комментарий
Denis Buslaev

В первый год самое главное запастись толковым бухгалтером и юристом и тогда бизнес в гору!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда