{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Работаешь 25/8? Молодец. А когда отдыхать и проводить время с семьей?

Все вокруг такие эффективные, делают по 150 дел в минуту, руководят 30 бизнесами, работают по 25 часов в день, а ты — нет? В эпоху эффективности непозволительно даже думать об отдыхе. Или иногда все же думать стоит? Так как работать и не забывать, что жизнь — не только дедлайны, горящие сроки и постоянная погоня за очередной выполненной задачей?

Привет! Меня зовут Евгений, и я владелец агентства полного цикла в Telegram. Когда-то, начиная самостоятельным фрилансером, владея своими каналами и успевая учиться сначала в школе, потом в институте, я хотел стать более эффективным и успевать делать больше. И вот, спустя почти шесть лет такой работы, я хотел бы поделиться своими наблюдениями по тому, как успевать делать больше, лучше и эффективнее. Ну и как не забывать отдыхать, жить, видеться с друзьями и родственниками, а еще иметь время на «потупить в интернете», посмотреть мемы и картинки с котиками или поиграть во что-то.

Дисклеймер

Выгорание — страшная штука, до которой нельзя себя доводить. Когда вокруг все кишит инструкциями по тому, как управлять временем лучше и делать больше, многие срываются и доводят себя до серьезных заболеваний. Эта статья направлена в первую очередь на высвобождение личного времени. Да, без работы и если ты не долларовый миллиардер, прокормить себя будет трудно. Но жизнь — не только работа и ничего, кроме неё.

Советы в статье — мой личный опыт и наблюдения вкупе с прочитанными книгами и статьями, работой с психологом и общением с другими людьми с теми же проблемами. Но они подойдут не каждому, как и возможные советы из комментариев. Ориентируйтесь в первую очередь на себя и свое самочувствие, какой темп жизни комфортен лично вам.

Режим дня

Восемь часов на сон, восемь - на работу, восемь - на досуг и семью. Примерно такое распределение считается «идеальным». Но как часто получается держать баланс именно так? А сколько реально рабочего времени будет в этих восьми часах?

Зачастую из этих восьми часов на «рабочее время» мы тратим гораздо больше, урезая личное время или сон. Надо ли говорить, что такое отсутствие баланса будет вредить гораздо больше, чем помогать? Организму в любом случае надо ~8 часов на восстановление, и если создать условия, при которых вы будете месяц спать меньше, организм будет тянуть одеяло на себя и спать по 10-12 часов, и добро пожаловать в сбитый режим.

А так как работать меньше мы не можем, скорее наоборот: время на работу увеличивается из-за недосыпа и плохого самочувствия, урезается время на себя и на отдых.

Понимаю тебя, котяшочек, понимаю…

И как же из такого круга выйти? Начать нормально высыпаться, выстроив режим дня. Не просто так врачи говорят про то, что ложиться надо до 00, а вставать не в 12-14 дня. Все же они почти десять лет учатся и стажируются, чтобы называться врачами.

А сколько работы в «Работе»?

Как вы думаете, сколько на самом деле вы работаете в течение всего рабочего дня? Да, по графику, даже в офисе вы работаете с 9 до 17, например. Но:

— Попить кофе

— Покурить

— Поговорить

— Пообедать

— Поперекладывать бумажки

— Сходить в туалет

И прочие прелести работы в офисе уменьшают фактическое рабочее время до нескольких часов (в лучшем случае). Я сейчас не к дискуссии о том, что офисы хуже/лучше удаленки, на удаленке список отвлекающих факторов куда выше, если человек работает в том же помещении, где спит, отдыхает и есть. А если у него дома еще и другие люди, то фактическое рабочее время снижается до 30-40 минут в день. Это то время, когда реально выполняются какие-то задачи, делаются дела. Вы можете час просидеть над статьей, фактически написав её за 30 минут, остальное время подбирать нужные слова, читая чужие заголовки и прочее-прочее.

Да, наверное, время это утрировано и у каждого свое, но признайтесь честно: никто не работает 8 часов, чтобы прям не выдохнуть и не отвлечься. Ну разве что у вас не горят дедлайны, но об этом позже.

Сколько стоит ваша минута?

Идея из книги Дэна Кеннеди «Жесткий Тайм-Менеджмент». 500 ген. директоров с издательством Fortune поделились, что реально продуктивны они 28 минут в день. У ребят поменьше — в среднем около 1.5-2х часов в день.

Тогда в день по факту из 8-10 часов вы реально работаете 2 часа. Остальное время тратите на рутину, перекладывание бумажек, имитацию бурной деятельности и прочие прелести. Даже когда вы работаете, вы можете работать в половину, отвлекаться и так далее.

2 часа ~ 5 дней в неделю, за исключением праздников и выходных. 248 рабочих дней в 2024 году, из них убираем еще процентов 15 на внезапные выпады по болезни, семейным обстоятельствам и так далее.

Остается около 210 дней по 2 часа в день. Это 420 часов или 25200 минут. А теперь делим ваш реальный или желаемый заработок на эту сумму.

Получившаяся сумма может как порадовать, так и ввести в депрессию. Ведь самые тревожные люди теперь будут думать о том, что они не могут позволить себе целых 60 минут отдыха/дороги и прочего, так как за это они заплатят определенную сумму денег.

Но воспринимать эту цену надо несколько иначе. Рассчитывайте, исходя из этого, стоимость ваших услуг, стоимость «бесплатных» советов халявщикам, общения с коллегами о жизни. Работа нужна, чтобы работать, у вас есть задачи, примерно как с домашкой в школе/университете (только чуть строже). И да, может быть такое, что, сделав работу, вы получите новую, но так же вместе с этим может идти и прибавка по вашей оплате или, в случае с фрилансером, дополнительное время на совершенствование себя или банально, отдых.

Сделал дело — гуляй смело!

Народная мудрость

Устал — Отдохни. А не занимайся ИБД

ИБД — это Имитация Бурной Деятельности. То есть все то, что фактически не двигает работу. Выравнивание клеточек в экселе, подбор красивого шрифта, поиск самой лучшей картинки и так далее. Всё, что угодно, но не работа. У каждого это проявляется по-разному, я могу быть Неопознанным Бобром (бездействует), гипнотизируя таблицу/документ взглядом, или отойти за доставкой, потом разбором продуктов, потом срочно надо протереть поверхности. Короче, отвлекаюсь от работы как могу.

Вот это надо пресекать, и если вы понимаете, что толку от вас никакого нет, вы не делаете пользу, отдохните. Только без мыслей «вот такая я гадина, отдыхаю вместо работы», а прям хорошенько отдохнуть и вернуться в строй.

Самое страшное, что можно сделать, это толком не отдохнув и толком не проработав, тянуть это неделями и месяцами, каждый понедельник желая просто спать. Выгорание уже машет вам ручкой и ждет в своих объятиях.

В общем, запомните: устал — идешь отдыхать. И без отдыха не возвращаться, выгореть легко, вернуться потом — нет.

Чаты — зло

Когда-то я писал в блоге про чаты для админов, где говорил, что они — зло и источники прокрастинации. Как оказалось, это проблема не только админских чатов, а вообще всех: и чатов дизайнеров, и чатов репетиторов, и чатов копирайтеров. В таких чатах часами люди обсуждают что-то или кого-то, спорят, смотрят, как один человек ругается с другим. И тут раз, а несколько часов уже прошли, дедлайны горят.

В общем, старайтесь убирать от себя все то, что так легко засасывает, хотя бы в рабочее время. Мемы, тикток, чаты и видео можно смотреть часами и не замечать, как уходит время.

Жизнь по таймеру

Знаете, как понять, как и на что тратится всё время? Попробуйте несколько дней пожить по таймеру. То есть буквально каждое действие надо записать поминутно с момента пробуждения и до конца рабочего дня.

Так вы увидите, куда и как на самом деле тратится время. От «Смотрел тикток с 9:40 до 10:10» до «Ругался с клиентом 16:15-17:00». Этот список — только для вас, чтобы увидеть все дырки, через которое время и утекает.

Например, каждый день вы тратите по 2 часа на дорогу. Почему бы не потратить эти 2 часа на чтение аудиокниги или прослушивание подкаста? А если вы не за рулем, то почему бы не попробовать поработать в общественном транспорте, пусть даже и с телефона? Наверняка какая-то часть работы, пусть даже минимальная, может быть сделана не с ПК/Ноутбука. Главное увидеть эти дыры.

Что с ними потом делать? Сохранить и вернуться через пару месяцев, «залатав» утечки времени.

Планер дня

Не важно, делаете ли вы это в ноушене или в тетрадке-ежедневнике. У вас приложение на телефоне или бот в Телеграме. Важно планировать свои дела и задачи, и чем меньше времени на это тратится, тем лучше ваш способ.

Мне, например, трудно вести таблицы/ноушены, поэтому я нашел удобное приложение и в нем веду организацию дня. Лично мне удобно одно, кому-то — другое, но без этого с «да я все помню» вы наверняка что-то да забудете.

Потратьте время на себя и подберите себе пусть даже платный, но действенный способ трекать свои задачи. Все встречи, дела, походы к врачам, созвоны и прочее должно быть всегда под рукой.

Под рукой это должно быть, чтобы помнить всегда, как много дел вы делаете. Выгорание часто наступает от того, что человек делает дела, а не видит результата. Для «фиксации» этого результата нужно фактически увидеть то, что вы сделали в трекере ли или в таймере дня из прошлого пункта.

Взяли в конце дня список, посмотрели и сказали: «Какой же я молодец!». Без этого не будет ощущения прогресса и удовлетворения от даже важной работы.

Делегирование

Страшное слово каждого фрилансера. Но рано или поздно с ним столкнется каждый, кто захочет расти

Что есть делегирование? Не буду лезть в терминологию, потому просто: это когда вы часть своей работы отдаете кому-то другому вместе с частью оплаты.

«Но как же так? Отдать свою работу кому-то, то есть лишиться заработка? А если он/она накосячат? А как он/она поймут, как и что делать? Да ну нафиг, лучше сам(а) дальше буду все делать» — подумает тот, кто никогда не делегировал, и будет прав. С такими страхами сталкивается каждый, поэтому давайте по-порядку:

Зачем и что делегировать?

Делегировать надо то, что не приносит материальную пользу напрямую. Предположим, вы дизайнер сайтов. Сами находите клиентов, сами общаетесь с ними, договариваетесь, делаете КП, подписываете договор, сами делаете дизайн, сами его верстаете, подписываете акты. Вот что из этой цепочки не приносит деньги напрямую?

Например, поиск клиентов. Приносит пользу, но можно это оптимизировать путем ведения личного блога, а ведение и трафик отдать кому-то другому, например.

Общение с клиентами. Скорее всего, оставить надо себе, так как вам же потом дизайн и делать. Но что если взять себе помощника, который будет вести коммуникацию с вами, а потом поможет с составлением КП? Уже чуть-чуть времени вы освободите, а через время помощник сам будет говорить с клиентом и всё передавать дизайнеру.

Подготовка документов/актов/приложений. Почему бы не отдать юристам на аутсорсе, которые сделают это и лучше, и качественней? А вы не забудете подписать что-то, не попадете на штрафы и в целом потратите время на выполнение работы.

Создание дизайна и верстка. Почему бы не взять себе помощника-ученика, который будет часть дизайна делать самостоятельно. или же помощник возьмет на себя верстку в конструкторе. Это облегчит работу и освободит вас. А в будущем можно простые заказы отдавать другому человеку, забирая часть денег себе.

И подобных примеров того, что можно отдать, очень много и есть у каждого фрилансера. При делегировании всегда смотрите на то, что приносит деньги напрямую, а что не приносит их напрямую. То, что не приносит — отдавайте помощнику/на аутсорс, а то, что приносит — оптимизируйте, автоматизируйте и обучите других людей под себя.

Но ведь я буду получать меньше!

Первое время, да, и не нужно обманываться, что это не так. Раньше вы получали 100.000р за сайт, платили налог 6% и уходили с 94.000 рублей. А сейчас надо будет заплатить тут, там, сям. И уже из 100.000 рублей останется 50.000. Но с другой стороны, вы сможете сделать не один сайт, а три, и это уже 150.000 рублей чистыми, потратив столько же времени на работу. А будет очередь больше, сайт начнет стоить дороже, а потом ученики начнут сами делать часть работы, и так вы сможете делать уже десять сайтов в месяц небольшой студией.

Если правильно оптимизировать работу, вы сможете вырасти как профессионал в том, что умеете делать только вы, а не останетесь посредственным человеком-оркестром.

А если человек не сможет делать всё, как мне надо?

Никто и никогда не умеет делать всё с первого раза, и тут надо терпение и время. Объяснить человеку, как для вас надо делать какую-либо работу, не сложно. А вот научить его на практике, проверить, перепроверить, указать на ошибки (причем правильно) — это тяжелее. Сначала будут косяки, глупые ошибки, и все будет выглядеть так, будто помощник пытается вам навредить. Если вы поборите в себе желание поскорее всех уволить, закрыться от всех и остаться с одним заказом, зато сам, научите человека всему, покажете где правильно, а где нет — вы станете лучше, так как научитесь делегировать, и получите все плюшки, описанные ранее.

Заключение

Все то, что я перечислил, это лишь верхушка айсберга: что-то я делаю неосознанно и не вспомнил даже во время написания статьи, а что-то я делал, но мне не помогло или не понравилось. В любом случае способов быть эффективным, но не уставшим, много, поэтому ко всем, кто дочитал до конца, у меня вопрос:

Фрилансеры, владельцы бизнеса, генеральные директора и директора направлений — рассказывайте в комментариях, кто вы и как оптимизируете свою работу. Как и что делегировали, как и чему обучали людей? Как следите за порядком своего дня? Какие фишки есть у вас, которыми вы готовы поделиться с другими? А чего не знали?

0
52 комментария
Написать комментарий...
KendSharrien

у меня нет баланса, я либо не работаю либо работаю без выходных

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Коржиков
Автор

Мне кажется, в таком режиме очень трудно не протянуть
Все же люди живут на контрастах: хорошо поработал, хорошо отдохнул и тогда понимаешь, что действительно отдохнул и поработал

А если только работать/только отдыхать, мозг сломаться может

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Меркер

Да, менталка у меня летит. Но онас рождения летит, так что я привыкла) а вообще очень стараюсь держать баланс, но иногда зацикливаюсь на чём-то одном в данном случае на работе и всё летит в тартарары.

Я даже заметила примерное время года, когда я сильно перекашиваюсь в сторону работы, это осень-зима, когда начинаются холодные времена,. Потому что в холодное время года я не выхожу из дома, а в 4х стенах невыносимо ничего не делать.
В итоге зацикливалась на работе, чтобы казаться себе полезной и делаю только хуже. А с возвращением тепла вспоминаю все джедайские техники и возвращаюсь в обычный режим, чередуя работу и отдых.

Вообще есть прикольная техника, она взята от писателей художественной литературы, лично я прочла её у Кендры Левин в книге "Одиссея писателя".

Кендра в книге о работе над писательскими рукописями разбирает 12 архетипов героев. И там, в 5 главе есть стражи порога-это вещи, которые отвлекают писателя от работы. В отрыве от писательства-это вещи, которые отвлекают любого человека: Гидра — когда дел и отвлекающих мелочей до потолка и ты берёшься за всё сразу. В итоге ничего не делаешь. Ракшаса — монстры прокрастинации, которые отвлекает от текущих дел мечтами о будущем. И Тролль — самокритик. Вот мои демоны — это Ракшаса и Гидра, причём Гидры больше. Это я сейчас к тому про монстров и писателей, что если ты знаешь, что конкретно тебя отвлекает, то с этим проще справиться.) мб, тоже поможет)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Коржиков
Автор

Надо обязательно будет прочитать, звучит интересно)

Про время года прям в точку, не думал об этом, но летом даже домосед вроде меня гораздо охотнее выбирается куда-то, а зимой и осенью (после яркого лета) ничего не хочется и сбегаешь в работу

Спасибо за рекомендацию)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда