{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ДВИЖ менял подход к клиентскому сервису

Клиентский сервис помогает управлять впечатлениями клиентов. Если они довольны, чек будет расти органически за счет покупки новых продуктов и естественной индексации. Именно поэтому в ДВИЖе долгое время даже не было отдельной позиции сейлза.

Это история про клиентский сервис платформы ДВИЖ, который начался с одного человека и превратился в полноценный отдел. Через какие проблемы мы прошли, что заставляло развиваться и как научиться работать с трудными клиентами — это все и даже больше в нашем кейсе.

С чего все началось

Клиентский сервис ДВИЖа начался с 10 чатов в WhatsApp и одного человека, которого сейчас клиенты знают чуть ли не лучше, чем СЕО платформы. Этот один человек делал все:

  • отвечал на вопросы клиентов в чатах
  • добавлял новых пользователей
  • обновлял информацию в платформе

Персональных менеджеров не было, чат технической поддержки внутри самой платформы не использовался. Многие вопросы с клиентами самостоятельно решал СЕО ДВИЖа. Долго так продолжаться не могло.

Сначала сформировали отдел поддержки, который забрал на себя технические вопросы. Клиентский сервис в лице одного сотрудника стал самостоятельной единицей. Задачи несколько сократились. Нужно было:

  • общаться с клиентами
  • сопровождать клиентов на пути работы с платформой
  • апсейлить клиентов

Развитие шло наугад, и казалось, что выращивать целый отдел нет необходимости.

Первые шаги к росту

Обучение для клиентов

Развитие отдела началось с того, что в 2020 году мы стали проводить обучения для клиентов. Первая попытка показала, что такие мероприятия сокращают количество обращений в поддержку и на входе закрывают большое число вопросов.

Однако процесс шел довольно тяжело: не хватало опыта работы с аудиторией, какие-то вопросы не удавалось закрыть сразу в моменте. Главным оказалось не бояться уйти, чтобы потом вернуться с ответом.

Направление стало развиваться. Следующим шагом мы проанализировали стандартные вопросы от клиентов на входе и включили их в наши обучения. Это значительно упростило процесс адаптации пользователей.

Сейчас, главное, что нам дает обучение — возможность познакомиться не только с руководителями отделов, но и прямыми пользователями. Мы поняли, что общение с ними для нас более важное. Да, покупает руководитель, но качество продукта оценивают пользователи. От них можно получить более честную обратную связь, которая помогает развивать платформу.

Такой подход к сбору обратной связи помогает продавать ДВИЖ внутри компании: ипотечные специалисты сами выступают за пролонгирование сотрудничества, настаивают на дополнительных модулях, потому что они знают, что продукт крутой, и им нравится в нем работать.

А некоторые сотрудники увольняются, приходят на новое место и там рекомендуют ДВИЖ.

QBR

Второй нашей фишкой стала подготовка для клиентов квартальных отчетов — QBR (Quarterly Business Review). Сейчас этой истории уже год. QBR помогает показать нашим клиентам в цифрах, как наш сервис помогает им работать эффективнее.

Сделать эти отчеты по-настоящему полезными удалось тоже не с первого раза. Но мы собирали и собираем обратную связь по ним, каждый квартал вносим изменения, с целью сделать что-то по-настоящему хорошее. Что-то, что клиенты смогут использовать с пользой для себя.

Без трудностей никуда

Клиенты бывают разные…

Не бывает такого, что все клиенты одинаково положительно относятся к внедрению нового инструмента в их работу. К некоторым приходится подбирать индивидуальный подход, чтобы доказать свою полезность.

В работе с одним из застройщиков у нас с самого начала начались проблемы. Руководитель ипотечного отдела категорически не шел с нами на контакт. У нас не получалось найти подход — клиент оставался всем недоволен. Что помогло?

Мы просто пришли к человеку и спросили, что нужно сделать, чтобы он увидел и поверил, что платформа может закрыть его потребности в работе. В ответ получили целый список требований. Провели анализ и стало понятно, что это не просто «хотелки», а стоящие вещи. Мы реализовали большую часть, и это помогло наладить взаимоотношения.

Как влюбить в себя клиента, даже если он критично настроен?

1) Уметь слышать: у таких клиентов обычно есть ряд запросов и требований, которые, как они считают, вы не сможете выполнить.

2) Оперативно отвечать: запросы от таких клиентов стоит приоритезировать, к тому же высокая скорость ответа — большой плюс для пользователей.

3) Показывать продукт не с точки зрения «продать», а с точки зрения пользы. В этом плане очень хорошо работает тестовый доступ: клиент может сам оценить, чем продукт ему будет полезен.

4) Помнить, что на клиента влияют внешние факторы: турбулентность, отзывы разрешений на строительство, задержка ввода. Как правило такие вещи можно быстро выявить.

5) При сложностях в коммуникациях попробовать сменить менеджера: люди могут просто не подходить друг другу. Общительному клиенту — общительного, спокойному — спокойного.

… но все клиенты должны быть важными

Клиентов стало 60, а клиентский сервис все еще состоял из одного человека. Уследить за всеми процессами стало сложно. В какой-то момент один из застройщиков просто перестал пользоваться сервисом. Обращений в поддержку не поступало, и ситуация осталась незамеченной. В итоге клиент и вовсе ушел.

Позже выяснилось, что у него перестала работать часть сервиса. Никаких вопросов не поступило, и мы тоже ничего не спросили. К счастью, застройщик согласился на повторное демо.

После этого стало понятно, что сотрудники должны отслеживать изменения в поведении пользователей на платформе. Только так можно будет успеть спросить, вовремя выявить проблему и не потерять клиента.

Этот урок показал, что одному человеку невозможно распылятся на всех бесконечно. И надо расти.

Надо расти, а как

Функции клиентского сервиса постоянно расширялись: сначала просто общение, затем обучения, а потом еще и демонстрации сервиса с продажами. Один человек уже не справлялся с таким количеством задач. Начался поиск нового сотрудника, который продлился полгода.

Кого искать?

Основная сложность была в том, что хотелось сразу найти кого-то идеального, чтобы второй менеджер был такой же хороший, как первый. Плюс сотрудник клиентского сервиса в какой-то степени становится лицом компании. Его видят клиенты, и он должен поддерживать статус.

Полгода безуспешных поисков показали, что планку надо снижать. Новыми требованиями стали многозадачность, умение обучаться и понимание ответственности.

Наш инсайт: можно обращать внимание на более «дешевых» специалистов без огромного бэкграунда. Главное, чтобы они были готовы расти и способны влюбиться в продукт.

Менеджер клиентского сервиса — какой он?

Hard skills не так важны: можно всему научить. Если человек будет все понимать и знать, но не сможет общаться или будет говорить бессвязные вещи, то и супер знания не помогут.

Как передать клиентов?

Вторая сложность — было непонятно, как правильно передавать клиентов, которые за несколько лет уже привыкли к одному сотруднику. Но быстро стало понятно, что если не научиться это делать, не получится брать новых клиентов и новые задачи. А расти дальше — очень важно.

Первых клиентов новому сотруднику мы передали просто по принципу: «вот листик с клиентами, они твои». Решение оказалось не самым лучшим.

Во многих клиентов нужно вселить уверенность, что новый менеджер точно не хуже предыдущего. Особенно это важно с активными пользователями, которые очень часто взаимодействуют со своим менеджером. Сейчас мы проводим специальные встречи с новым сотрудником и клиентом. Задача — представить его, объяснить, что человек обучен и выстроить доверие. Чтобы клиенты не чувствовали себя просто брошенными.

Несколько слов о настоящем и будущем

К чему мы пришли

За время работы нашего клиентского сервиса мы сформировали своего рода стандарты, которых всегда придерживаемся.

  • Главная идея нашей работы — относиться к клиентам неравнодушно.
  • Если мы обещаем, то выполняем. От пустых обещаний нет пользы ни нам, ни клиентам.
  • Мы должны всегда быстро отвечать.
  • Клиенты должны знать, что к нам можно обратиться абсолютно по любому вопросу: документам, аналитике, ситуации на рынке.
  • Мы следим за изменениями рынка и быстро на них реагируем.
  • Решение вопроса клиента не должно ломаться на наших процессах, которые могут быть несовершенны. Мы готовы измениться, если это поможет клиентам быстрее решать их вопросы.
  • За клиентский сервис в компании должен отвечать каждый сотрудник: так компании будет легче работать и завоевывать доверие клиентов.
  • Мы думаем не о задаче, а глобально о помощи.

Например, у клиента не подтягивается скоринг. Плохой вариант — сходить в поддержку, узнать, что на нашей стороне проблем нет и закрыть вопрос. Хороший — связаться с БКИ и узнать, что сейчас вообще нет возможности показать информацию по кредитам.

Что дальше?

Когда первые этапы формирования отдела пройдены, начинается более углубленная работа. В ближайшее время мы планируем:

  • провести SWOT-анализ клиентского сервиса
  • регламентировать процессы
  • разрабатывать стратегии по работе под каждого клиента
  • разбить текущих клиентов на несколько сегментов, к каждому из которых будет свой подход в работе

Как проверить свой клиентский сервис

В завершение, вместо всех итогов и выводов — 3 простых шага, которые помогут вам проверить качество работы вашего клиентского сервиса.

1. Понять степень удовлетворенности клиентов. Зафиксируйте все обращения в течение нескольких дней и посмотрите, насколько люди удовлетворены качеством решения проблем.

2. Выявить причину узких мест. Возможно, проблема в скорости обработки обращений или навыках сотрудников.

3. Оценить компетентность сотрудников. Команда клиентского сервиса должна идеально понимать, как работает продукт. Если это не так, потребуется выделить время на дополнительное обучение.

0
1 комментарий
Руслан Раянов

Спасибо, что поделились опытом! Многие моменты совпадает с тем, по какому пути шли мы в развитии своей платформы

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда