{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему переезд на новое ПО — такая боль для сотрудников и руководителей. Рассказываю, как уменьшить стресс

ОЧЕНЬ краткое содержание статьи: Лучший способ усложнить переезд на новое ПО — неправильно выстроить команду внедрения и процесс сбора требований. Работать стоит не по водопаду, а по Agile с периодическими CustDev с конечными пользователями. А теперь поподробнее о том, что всё это значит.

Эта статья для тех, кто хоть раз переводил или сейчас переводит команду на новое ПО. Если вы этого ещё не делали, скорее всего, вам придётся — без пересмотра, замены или внедрения новых инструментов не обходится ни один развивающийся бизнес.

Меня зовут Тимонов Максим, я дизайн-директор. Разрабатывал в роли продуктового дизайнера и лида как проекты с нуля, так и кастомизацию готовых продуктов или целиком обёртки к ним.

Сейчас я выступаю в роли дизайн-директора BPM-системы «Первая Форма». Мы делаем low-code конструктор для настройки бизнес-процессов любой сложности. В этой статье я постараюсь сформулировать боли общего процесса переезда и расскажу, чего нельзя избежать, а что можно сделать лучше.

Картина маслом: общение руководителя, который планирует автоматизировать процесс, с сотрудниками

Как усложнить переезд на новое ПО ещё на старте проекта

Представим, что вы уже выбрали решение и пришли за ним к вендору или интегратору. Сам поиск идеального ПО — это долгий и сложный процесс, о котором нужна отдельная статья.

Итак, вот что случается через раз во время первой встречи. К вендору приходит IT-директор или менеджер, отвечающий за закупку ПО. Никто из них не является конечным пользователем системы. В последний раз мы обсуждали процессы для продюсеров, ко мне пришёл менеджер по внедрению и два топ-менеджера из других отделов.

Мы обсуждаем требования — обычно в этот момент у рабочей группы уже есть некоторые ожидания, сформированные на базе своего или чужого опыта. Но мнение конечных пользователей всё ещё игнорируется.

Затем мы настраиваем систему, проходим ПМИ, запускаем пользователей и — какая неожиданность — им всё не нравится. А что случилось?

Когнитивные искажения. То, что кажется удачным рабочей группе, без CustDev пользователям может выйти боком

5 частых проблем рабочей группы

Вот небольшой список ям, куда падает переезд на новое ПО. Дальше в статье я подробно их раскрою.

В этих примерах заказчик — это любой менеджер, диктующий условия, которые для него критически важно соблюсти при настройке конкретного процесса. Далеко не факт, что в реальной жизни все эти ситуации произойдут одновременно.

  • Заказчик упёрся в формальные требования. Если клиент настаивает на «правильно ВОТ ТАК» и не хочет вникать в логику системы, исполнитель рано или поздно сдастся и закроет требования костылями. Но опыт конечных пользователей по итогу будет такой себе.
  • Диалог идёт на птичьих разных языках. В каждой системе свои понятия, и важно сверять термины на берегу, чтобы не путать заказчика и исполнителя. В «Первой Форме», например, подписи — это конкретно подпись к задаче или цифровая подпись к файлу. А в другом продукте, с которого к нам переходили, так назывался весь процесс согласования договоров, то есть весь бизнес-процесс задачи.
  • Заказчик навалил «ненужных» требований. Начинать надо с малого, вроде бы это очевидно. Но некоторые сразу рисуют в требованиях сложные условия, множество статусов и автоматизации для всех случаев жизни. При этом каждое новое условие умножает время и стоимость реализации, и это откладывает получение ценности здесь и сейчас.
  • Уход в когнитивные искажения команды заказчика. Каждый же хоть раз слышал «Всё фигня, нам не нравится, мы привыкли иначе». Выходить из этого сообщения можно через метрики, user story и референс-примеры. Прямое обсуждение в формате «А нам нравится» порождает только конфликты.
  • Оценка опыта за сотрудников. Фраза «Мне не понятно, а значит, и сотрудники не смогут разобраться» — субъективное мнение с когнитивным искажением-обобщением. В такие моменты мы обычно предлагаем попросить 10 сотрудников оценить удобство участка системы по 10-балльной шкале (по метрикам CES/CSI). В среднем выходит 7-9 баллов, и руководитель рабочей группы соглашается.

Но почему так тяжко привыкнуть к новому? Проблема в продукте?

Помимо того, что в B2B конечных пользователей обычно забывают спросить, что им нужно, дело ещё в работе мозга. Сила привычки в рутинном процессе значительно упрощает выполнение задачи. А вот чтобы выстроить новые нейронные связи у взрослых людей, придётся напрячься.

Из этого следует, что переезд на новое ПО всё равно будет трудным. Что можно сделать — это максимально учесть предыдущий опыт работы.

Если на этапе внедрения все общение между командой вендора и принимающей стороной сводится к неконструктивным жалобам, эскалациям и выпадам вроде «Вы нас не слышите», охладить дискуссии можно с помощью следующих UX-метрик:

  • CES (Customer Efforts Score) — индекс усилий, которые нужно приложить, чтобы решить задачу в системе.
  • CSI (Customer Satisfaction Index) — индекс удовлетворённости на конкретном участке интерфейса.
  • CSAT (Customer Satisfaction Score) — индекс удовлетворённости всей системой.

О том, как их посчитать, уже исчерпывающе написали здесь.

Простой пример: за годы работы команда усвоила, что приоритетные задачи начальник пишет в письме с темой «Заняться», а утверждает фразой «Выглядит неплохо».

Если мы переходим в новую систему и отказываемся от почты, процесс ломается. Да, в новом решении могут быть приоритеты, статусы и возможность принять работу подписью. Но это всё ещё абсолютно новый опыт для всех участников процесса, и в таком случае трава будет зеленее в почте.

А «больнее» всего будет руководителю. У него нет ни времени, ни сил привыкать к новым названиям, кнопкам и этапам. И если не учесть его потребности, может возникнуть конфликт с идеологами цифровизации.

Поэтому чем ближе новый опыт к предыдущему, тем ниже когнитивная нагрузка и проще переезд на новое ПО.

Нередки случаи, когда при наличии протоптанных тропинок всё равно прокладываются дороги «не там». Игнорирование потребностей ведёт к тому, что решение тоже будут игнорировать

Как вендор или интегратор может улучшить переезд на новое ПО

Итак, что команда внедрения может и должна взять на себя.

Собрать требования рабочей группы

Мы должны как сформировать список всех базовых user story, так и уточнить технические критерии. Без первого мы не сможем точно понять, как будет работать функция и как она должна выглядеть в интерфейсе, а без второго — внести критически важные поля и настройки. Дальше я приведу пример такой ситуации.

Настроить интерфейсы и процессы, стараясь учесть прошлый опыт, если он был

Важность этого я обосновал выше. Пример — сотрудники работали задачами в Outlook, где в одной части экрана список писем, а в другой содержимое задачи.

Здесь играет не только привычка, но и удачная компоновка деталей интерфейса для конкретной деятельности — для потоковой обработки действительно удобнее открывать задачи в формате Outlook. Модальные окна перекрывали бы поля таблицы и отнимали время на скрыть/открыть.

Второй пример — команда работала по Agile и вела проекты в Trello. Для них удобнее открывать задачи из Kanban в модальном окне, чтобы видеть только саму задачу, без других мешающих элементов. То есть наоборот — визуальная изоляция информации ценится больше.

Требования по нагруженности и плотности информации в интерфейсе сильно зависят от роли и компетенций сотрудника. Вот примерная формула:

Чем проще роль сотрудника, тем быстрее он должен привыкнуть к системе и начать полноценно в ней работать. Для этого интерфейс должен быть максимально привычным, понятным и линейным, а его освоение — не требовать длинных дорогих курсов обучения.

И наоборот — чем сложнее должность сотрудника, тем больше данных и манипуляций с ними он производит. И здесь уже можно дать время на погружение, но предусмотреть ролевой доступ с разграничением информации. И, конечно, заложить процесс онбординга для работы с процессом.

MobileFirst

Ещё на этапе выбора продукта вам стоит продумать, есть ли в планах использовать систему не с десктопа. При этом стоит учесть, какие это будут устройства, для каких ролей и какой части процесса. Тогда мы можем реализовать функции для тех, кто часто работает вне офиса. Например:

Руководители. Защищённое корпоративное приложение позволяет им получать автоматизированные уведомления о проблемах и вопросах вне офиса. Например, пока коммерческий директор сидит на переговорах без доступа к ноутбуку, новички-сейлы могут слить продажу.

Сотрудники на местах и выездах: курьеры, проверяющие, работники складов. Для одного клиента мы настроили считывание штрихкодов на документах через приложение. Работники архива получают короба с документами на хранение, сканируют штрихкод и через систему могут контролировать сроки. На десктопе же функции считывания нет, потому что там она не нужна.

Офисные сотрудники. Через мобильное корпоративное приложение они могут оформить больничный, внести в систему результаты выездной работы, присутствовать на планёрке из пробки.

Брендирование системы

Это ещё один слой, влияющий на удовлетворённость от работы в компании и HR-бренд. Вендор может задать цвета, шрифты, логотип, иконки и иллюстрации на определённых экранах. Отдельная опция — бренд-приложение в сторах, у которого будет свой цикл обновлений и оформление.

Пример темизации бренд-приложения

Как заказчик может упростить переезд на новое ПО

От вендора зависит не всё. Теперь посмотрим, что можете сделать вы.

Спрашивать мнение сотрудников

В основном в компаниях нет Agile-коучей и других специалистов, которые могут регулярно анализировать и оптимизировать бизнес-процессы. Поэтому в каждом отделе и между ними складывается уникальный опыт рабочего взаимодействия. Если у вас не так, расскажите в комментариях.

Цель сотрудников — выполнять свою работу и закрывать KPI. Соберите их привычные практики и передайте вендору в сыром формате интервью или в виде уже обработанных выводов. Сформируйте тестовую группу сотрудников, к которой можно регулярно обращаться. Это значительно увеличит точность проектирования.

Сотрудники заинтересованы в том, чтобы хорошо выполнять работу, в срок получать зарплату, не получать штрафы и зарабатывать бонусы. Их обычно не интересуют цели компании по цифровизации, для них это барьер в работе

Один клиент прислал нам как образец Excel-таблицу со списком получателей разной документации. В одном столбце был код формата «ДГ 241206-00-2432», но никаких пояснений не было. Мы настроили тестовый процесс по первичным требованиям с полем для кода, запустили сотрудников. Они остались недовольны.

Оказалось, что цифры «00» в середине этого кода обозначали группу топ-руководителей. В Excel были настроены фильтры по набору групп и условное форматирование цветом, которое в требованиях не описали. Никто кроме исполнителей не знал об этой условности, но на ней был завязан целый бизнес.

Как выглядят человеческие договоренности, положенные под капот BPM-системы. С изменениями статусов, условиями и всеми зависимостями критериев

Сначала оптимизируйте, потом — автоматизируйте

Как я упоминал выше, при избыточных критериях к новому процессу легко увязнуть в многоэтажной настройке. 10 статусов и 20 согласований разумны для сложного и рискованного проекта стройки с циклом в год-два. Но не для задач, которые должны закрываться за два рабочих дня.

Один наш клиент собрал пожелания к процессам от заказчика — HR-команды, — но не проанализировал критичность и не дал нам провести с пользователями интервью.

Так, в списке оказался пункт, что на середине онбординга в качестве наблюдателей подтягивались гендиректор и вся группа HRBP. Им начали приходить все типы уведомлений о движении задач и их изменениях.

Уведомления превратились из полезного инструмента в непонятную кашу с логами. Действительно важные сообщения в ней было не найти, система стала «плохой и неудобной». Исправить ситуацию помогла только эскалация проблемы и снятие требований от первого менеджера.

Вендор может автоматизировать любые мелочи и условия, но надо ли это вам? Избыток контроля, информации или запроса действий вызовут путаницу. Поэтому сначала стоит привести требования в порядок и отказаться от условий, мало влияющих на конечный результат.

Не превращайте процесс одной задачи в дебри условий и проверок

Ищите в компании сотрудников, заинтересованных в новом решении

Обычно тиражированием системы в компании занимаются рабочая группа. Это их задача — показать пример работы с системой

Но для лучшего результата стоит искать в компании тех, кто реально готов использовать новое решение, и собирать их отзывы о системе. Желательно, если это будут новички, которые не успели словить обобщение «Раньше было лучше». Они не воспримут переезд на новое ПО в штыки.

Диффузия инноваций, отображение того, как, почему и с какой скоростью распространяется всё новое. Её сформулировал социолог Эверетт Роджерс в 1962 году

Этот график показывает распространение инновации во времени. В начале в команде будет минимум сотрудников, которые без проблем захотят пользоваться решением, и именно их нужно поддержать. Идеально, если среди них будет лидер мнений, чей опыт может перекрыть предвзятость.

За новаторами подтянется раннее большинство, а тренинги помогут растолкать «отстающих» и погрузить их в инструменты. И начать выстраивать новые нейронные связи и привычки.

Вместо итога

Переезд на новое ПО в B2B похож на смену квартиры, где вся команда — это дети. Их мнение — не ключевое на первых этапах, но им нужно привыкать к новому окружению. И если это вызывает проблемы, ситуация может эскалироваться до блокировки работы отдела и конфликта с вендором из-за «некачественного решения».

С корпоративными системами — также. Сотрудники учатся пользоваться новыми инструментами, выстраивают новые договорённости и при этом пытаются сохранять эффективность в условиях стресса. И если не уделить внимание их потребностям и не помочь во всём разобраться, случится истерика.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Eliseev

Самое главное для меня это подготовить команду, если этот пункт выполнить успешно, дальше никаких серьезных проблем не должно быть!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ковалева

Идея про сбор требований и обратной связи супер.
На моем прошлом месте работы был процесс бронирования дизайнеров через старшего: время брони открывалось, все писали, кому кого и на сколько надо, старший диз распределял.
Процесс работал без ошибок годами. В моменте его решили изменить и перестроить на календарь — чтобы менеджеры сами в отдельном календаре бронировали слоты. Через неделю собирали обратную связь — менеджеры часто бронями залезали друг на друга, была путаница. От календарей отказались в угоду скорости и эффективности.
Зачем здесь эта паста? Не знаю. Просто хотелось подтвердить мысль, что фидбэк супер-важен, иначе можно накуролесить

Ответить
Развернуть ветку
Адель Рахматуллин

Скрин со схемой похож на неиросетку)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Котлякова

Главное: спросите конечных пользователей, как им система. Иначе вам жопа

Ответить
Развернуть ветку
Налейте кофе и отойдите

Это всё хорошо, но давайте обсудим интервью Дурова с Карлсоном 😁

Ответить
Развернуть ветку
Виталина

и попросим вернуть стену

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пуртова

Макс, титаническая работа - молодец!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Вихорева

Переезд на новое программное обеспечение действительно может быть стрессовым как для сотрудников, так и для руководства. Статья очень хорошо объясняет причины этого стресса и предлагает практичные советы по его снижению. Особенно понравились рекомендации по обучению команды и постепенному внедрению изменений, что может помочь всем адаптироваться без лишнего давления. Считаю, что каждый менеджер должен прочитать эту статью перед началом перехода на новую систему, чтобы подготовиться к возможным трудностям и минимизировать их влияние на рабочий процесс.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда