18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND

Прописные истины руководителя Digital студии. Часть 1

Дисклеймер: В данном тексте я не претендую на абсолютную правду, а лишь делюсь своими мыслями и опытом с начинающими и не только руководителями.

Привет, дорогой друг! Прошло 6 лет с момента, как я с двумя партнерами запустил digital студию Высота. За эти 6 лет, произошло очень много событий, взлетов и падений, перегораний и вдохновений.

Как-то раз услышал от одного уважаемого клиента интересный факт - большинство авиакатастроф происходят из-за ошибок опытных пилотов. Причина этому - пренебрежение прописными истинами.

Тогда я задумался над его словами, и вправду, когда мы только учимся водить автомобиль, мы не позволяем себе отвлечься на мессенджер в телефоне или вытащить в окно голый зад на глазах инструктора.

Поэтому я решил написать статью себе - человеку, который 6 лет назад открыл студию с двумя партнерами и без знания упомянутых "прописных истин".

Про партнеров.

Самое крутое и одновременно печальное в партнерстве - ты не один. Мы начинали работать втроем, голодные, в офисе 8 кв.м с тремя столами, стульями и ноутбуками.

Я вспоминаю это время, как одно из самых интересных в истории студии. Супер синхронизация трех абсолютно разных людей! Возможно, сейчас я излишне романтизирую, но тогда мы делали многие вещи в первый раз и удивлялись, как легко решаем местами безвыходные ситуации.

Но все когда-то заканчивается, и это нужно понимать при работе с любым человеком, будь то партнер, сотрудник или клиент. Мы прежде всего просто люди, у нас разный уровень энергии, причины быть мотивированными, желания и слабости.

Через 4 года совместной работы, как мы не пытались договориться, приободрить друг друга - закончилось тем, что мы "кикнули" из команды первого партнера, по причине его безграничной лени, еще через пол года я прощался со вторым, по причине его незаинтересованности и усталости (от меня, проектов и еще чего-то).

Самое главное, что я понял - если ты решил работать с партнером(ами), то это никогда не будет проходить гладко. Это полноценная семья со своими обидами, сыном-двоечником, батей с ремнем и дочкой-наркоманкой.

Конечно можно перечислять достаточно банальные вещи, например: не вступай в партнерство с другом (что конечно является общепризнанным опытом), выбирай человека по уровню, но никто почему-то не говорит, что партнерство это полноценный брак с любовью, верой, разочарованиями, обидами, ором и прочей чепухой.

Я не смог договориться и остался единственным владельцем. Вердикт - партнерство призвано облегчать наш путь в бизнес, но на деле часто становиться обузой и причиной падения проекта, и метания дерьмом. Почему же так? Где логика? А ответ на мой взгляд кроется в неумении большинства из нас быть партнерами.

Что должен знать каждый партнер:

  • Кто он в проекте, и зачем он тут нужен. Этот пункт должен быть задокументирован и подписан. Четко сформулированный круг обязательств, поможет всем понять, кто за что отвечает.
  • Что будет если вы решите разойтись. Этот вопрос, должен быть поднят на старте обсуждения партнерства. Вы должны четко понимать ответ на этот вопрос, а лучше составить договор между соучредителями. Так, вы обезопасите себя и проект, в который собрались вложить душу.
  • Не забывай, что партнер - это не лучший друг. Относится к тем, кто любит излить душу во всех подробностях. Помните, что доверять можно только самому себе, и чем меньше твой партнер знает информации, выходящей за рамки бизнеса - тем лучше ты себя будешь чувствовать в будущем. Лично я, не раз обжигался и долго учился пониманию, что у любой информации есть границы доступа и последствия.
  • Централизуй поступление денег. В моем опыте партнерства не было проблем с честностью, но на старте, мы стали невольными зрителями жизни другой команды, в которой один из соучредителей быстро показал себя и стал очень некрасиво тащить из кассы. Отдельно я расскажу о ведении финансов и раскрою эту тему.
  • Закончи токсичное партнерство. Если ты ощутил, что совместная работа не идет и систематически сталкиваешься с одними и теми же проблемами, то найди мужество завершить партнерство. Помни - ты не расстаёшься с девушкой/парнем, а заканчиваешь сотрудничество. Сделай это позитивно и иди вперед. Вскоре ты поймешь, что ведение бизнеса одному - это очень крутой опыт, в котором во всех бедах виноват лишь ты ;)

Про команду.

Когда мы взяли первого сотрудника, то были так взволнованы его появлением, что вскоре со свистом уволили. Человек очень быстро расслабился и накопился шар негатива из выходящего за рамки работы общения. Следующий сотрудник при опоздании в офис хлопал дверью, и на сделанное замечание орал: "можете меня уволить, если вам что-то не нравится!" (хотел бы получить фотку выражения своего лица в этот момент). Похоже на команду мечты?

Этот опыт сделал меня жестким по отношению к новым сотрудникам. Искренне не понимал: ну почему я должен был "рвать и метать", чтоб человек начал слушать, слышать и делать. Сейчас могу ответить на этот вопрос - просто не знал другие варианты, воспитанный методом кнута и пряника, я долго жил в данных рамках.

Сегодня, изменения в команде происходят крайне редко и, как правило, на позитивной ноте. Сколько я помню, команда всегда работает овертайм.

Ребята так болеют за проект, что в минуты моей слабости и перегорания самостоятельно продвигали новые идеи и форматы работы заставляя меня плакать от умиления, паршивцы).

Всего я нанял 24 человека, уволил 15, и 3 человека попрощались с командой самостоятельно. Сейчас в штате студии 6 человек + удаленные исполнители. Средний срок работы ребят в студии составляет 2,8 лет.

Коротко, что я понял на данный момент:

  • Скилл не решает. Я глубоко уверен, что скилл не является приоритетом при найме сотрудника. Всех достойных кадров мы вырастили самостоятельно. Ищи открытых, искренних, интровертов (шутка). Удели время на неформальное общение на первом собеседовании, дай возможность переключиться с "языка собеседования". Как показала практика, ребята, выращенные с нуля, будут с тобой и в жар и в холод. Здесь стоит оговориться: "с нуля" - это не вытащить с завода слесаря и сделать из него фуллстака. Скорее потенциальный сотрудник должен иметь базу без большого опыта практической работы.
  • Руководитель - это не страшный зверь. Появление руководителя в кабинете не должно вызывать изменение осанки сотрудников и повышение скорости печати на клавиатуре. Есть тип руководителей, способных просто одним взглядом убить все желание работать и задерживаться в этом месте хоть на минуту больше. Часто такое поведение руководителя является следствием опыта работы с подобным персонажем или не уверенности в себе. Работай над собой, или станешь собутыльником HR-специалиста.
  • Следи за градусом. Были случаи появления в коллективе недовольных нытиков, симулянтов бурной деятельности и даже человека, который вызывал страх у коллектива (фронт алкоголик с жилищными проблемами; благо, вовремя отправили в путь). От таких людей нужно избавляться незамедлительно, или команда начнет разваливаться.
  • Рабочее место - это святое. Я достаточно поработал в студиях разного уровня, чтобы сказать - 90% из них имели отвратительные рабочие места. Искренне не понимаю, как можно посадить человека за офисный стул (тот самый: черный, с ножками и дебильной спинкой) и компьютер, мощность которого измеряется количеством открытых вкладок. Для таких есть отдельное место в аду. Я думаю, тут все понятно.
  • Если решил уволить - Just Do It. Практика показывает, если у тебя появляются мысли об увольнении - то, рано или поздно, это случится (обычно, когда дальше работать невозможно). Не тяни, просто сделай это. В противном случае, ты будешь злиться на себя, сотрудника и топтаться на месте.

Про финансы.

Я плохой пример того, как нужно обращаться с деньгами. Одна из причин - я, скорее, тимлид, чем бизнесмен. Сейчас я учусь финансовой грамотности и планированию, что и позволило увидеть картину целиком.

Мы очень часто сталкивались с тем, что денег нет. Одна из причин, почему студия существует сегодня - я умею продавать. Но каким количеством нервных клеток дается такой путь...

Вместо стабильной работы с финансами, многие из нас в последние дни перед важными платежами становятся "Волком с Уолл-Стрит". Как правило, в такие моменты, мы соглашаемся на сомнительные условия и работаем с чем придется.

Вот советы, которым я придерживаюсь сегодня:

  • Продавай время. У любого коллектива, продающего интеллектуальный продукт, есть только одна валюта - это время. Все продукты и движения в студии считаются только в человеко-часах. Посчитай, сколько тебе стоит час каждого сотрудника, заложи в этот час регулярные расходы, разделенные на кол-во сотрудников, и умножай на сколько позволяет совесть (ориентируясь на рынок). Теперь, ты можешь посчитать любой проект/задачу и быть в плюсе. Для тех, кому я открыл Америку - пересчитайте все проекты на абонентке по кол-ву часов в месяц, и картина станет понятна. Это поможет понять, почему задачи есть, а денег нет.
  • Забудь про Exel. Мы 4 года вели финансы в таблице exel. Сейчас я понимаю насколько это убогое занятие. Куча бесполезной ручной работы. Лично я использую план-факт. Он синхронизируется с банк-клиентом, показывает предстоящие кассовые разрывы для возможности повлиять на ситуацию заранее. Уверен, что подобных сервисов достаточно - выбирай любой.
  • Метод 3/3/3/1. Данный метод не самый гибкий, но он хорошо работает для ребят вроде меня, без серьезного финансового бэкграунда. Смысл подхода: 30% - это постоянные расходы (ФОТ, аренда, интернет, налоги, печеньки). Следующие 30% - это расходы на проекты (оплата сервисов, оплата сторонних специалистов и т.д.) Далее 30% - это ваш личный доход. 10% - это остаток на развитие (реклама, обучение, накопление подушки безопасности). Формулу можно менять под свои реалии.
  • Назначь себе дни зарплаты. Большая проблема была в постоянном доступе к деньгам. У тебя, конечно же, все сходится и под контролем, но по факту, удивляешься, как в первый раз: "где деньги, Билли?". Итак, получай ЗП вместе с командой. Если нужен бюджет, чтоб прожить на момент разрыва - копи, ищи, но забудь, что можешь брать деньги из бизнеса.

Это первая часть сета статей. Далее я хочу поделиться мыслями о продажах, продакшене проектов и отдельно поговорить о клиентах.

Также оставлю свой tg @DSvvvv для тех, кто захочет лично пообщаться. Всегда рад ;)

0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Evgeny Kosharovsky

"Это жизнь!" (с)
Автор, пройдёте ещё пару судебных тяжб и банкротство - и вам цены не будет, гвозди из таких людей делать ))
Ждём следующих серий.

Ответить
1
Развернуть ветку
vysota.digital

Не хотелось бы, но опыт ценный :) Спасибо за отзыв 

Ответить
1
Развернуть ветку
Oleg Bahmutsky

Комфортное изложение. Дерзай. Подписался.

Ответить
1
Развернуть ветку
vysota.digital

Благодарю 🖖

Ответить
0
Развернуть ветку
Ярослав Перелыгин

Согласен со многими моментами. В некоторых даже увидел себя и свой опыт. Тоже постепенно пришел к выводу, что лучше работать одному без партнеров. Должны быть руководящие должности, ответственные люди на местах, но не партнеры.

Партнерство возможно. Но немного в другом виде. К примеру, у меня есть товарищ, который хорошо преуспел в одном направлении. Но ему каждый год не хватает собственных оборотных средств. Он предложил мне вложиться. Кто мы? Скорее всего партнеры. Но тут у каждого своя четкая роль. Мы не будем каждый день встречаться в офисе и обсуждать до ночи различные вопросы.

Но опять же это мое субъективное мнение. Есть ведь примеры и успешного тесного партнерства. Все зависит от людей.

Ответить
1
Развернуть ветку
vysota.digital

Спасибо за комментарий. Действительно, есть масса примеров успешного партнёрства. Не перестаю верить, что смогу построть нечто подобное 😁

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
Банкомат «Тинькофф» не засчитал $5000

Ох, и не думал я, что буду просить помощи тут...

Сооснователь Nginx Игорь Сысоев покинул компанию Статьи редакции

В заявлении он объяснил, что теперь будет проводить больше времени с семьёй и друзьями.

Банки Wall Street ожидают более агрессивных действий от ФРС

В США за последние 40 лет потребительская инфляция достигла угрожающих значений

Гендиректор Activision Blizzard Бобби Котик объяснил сотрудникам сделку с Microsoft — это шаг к созданию метавселенной Статьи редакции

Он заявил, что компания за 31 год создала сообщества из сотен миллионов игроков. Следующий шаг — объединить эти сообщества.

Работа только для взрослых: чем занимается кавист и как им стать

Кавист — это специалист по вину и другим видам алкоголя, который работает в торговом зале. Он управляет поставками и размещением товара на полках, а еще консультирует покупателей: помогает выбрать лучшее. Мы решили рассказать о том, как устроена профессия и где учатся на кависта. А в конце — парочка полезных советов по выбору вина для всех…

Креативные индустрии будут расти по плану

В РСПП обсудили проект Плана по реализации Концепции развития креативных индустрий, подготовленного Министерством культуры РФ с участием Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и Федерации креативных индустрий.

Цены на Wildberries с айфонов выше, чем на компьютере или андроиде

Торгуем на маркетплейсах. Вчера с удивлением обнаружили, что один и тот же товар выводится с разными ценами: на компьютере и андроиде - та цена, которую устанавливали мы, на айфонах - на 5-15% дороже.

«Сгоревшая» мечта о финансовой свободе

Я слесарь-сварщик, который работает на «дядю» в цеху по изготовлению металлических изделий. Вот как я попробовал заняться своим проектом.

Digital Horizon вложился в поставщика инфраструктуры для инвестиционных решений WealthKernel в раунде A+ на $ 7 млн

Привлеченные средства компания использует для выхода на европейские рынки, запуск внутридневной торговли и дальнейшее развитие API-инфраструктуры.

Команда WealthKernel
Microsoft объявила о планах купить разработчика игр Activision Blizzard за $68,7 млрд Статьи редакции

Акции игровой компании выросли на 38% на премаркете на фоне новости.

Nestle объявила о переводе всех своих российских фабрик на ветряные электростанции Статьи редакции

Компания инвестирует в проекты по повышению энергоэффективности на всех предприятиях, чтобы сократить количество потребляемой энергии.

null