Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых
В процессах создания новых проектов парадигмой открытых инноваций есть много подводных камней, из-за чего многие стартап-экосистемы отказываются от них, а те, кто попробуют – сталкиваются с одним из препятствий, которые мы укажем в этой статье.
Хакатоны – мощный инструмент создания стартапов. При правильной работе с командами за месяц небольшого онлайн-хакатона можно получить около 10 проектов стадии pre-seed, готовых к поиску Product Market Fit. На деле лишь единицы хакатонов добиваются таких показателей. В этой статье мы подробно расскажем техники, используемые нами, чтобы добиться таких результатов.
Привет, я Александр Малышев, основатель сообщества разработчиков Russian Hackers. В рамках этой статьи хочу поделиться нашим опытом в организации прошедшего онлайн-хакатона SMZHack, рассказать о возможных ошибках работы с начинающими командами и какой путь необходимо пройти, чтобы получить свежие проекты.
Кратко о чем статья
Хакатоны – мощный инструмент создания стартапов. При правильной работе с командами за месяц небольшого онлайн-хакатона можно получить около 10 проектов стадии pre-seed, готовых к поиску Product Market Fit. На деле лишь единицы хакатонов добиваются таких показателей. В этой статье мы подробно расскажем техники, используемые нами, чтобы добиться таких результатов.
Вместо 2-3 дней мы предлагаем увеличить срок взаимодействия с командами и разбить на несколько этапов:
- Пре-отбор идей
- Интенсивная работа с менторами
- 2-3 недели трекшена после
- Приглашение на питч-сессии
Самый сложный этап – следить за трекшеном команд и система «челленджей» от организаторов. По итогу мы создали 19 проектов, которые оказались намного сильнее тех, которые бывают на обычных хакатонах, а три из них будут выступать на онлайн-конференции Emerge.
Подробно
Если вы захотите обсудить с фондами и акселераторами какие проблемы у них есть, когда они привлекают проекты к себе в воронку, минимум в 30% случаев вы услышите: «Наша компания на каждой питч-сессии знает минимум треть проектов. Мы приходим посмотреть их трекшн». В совокупности с действительно небольшим объемом рынка как покупательской способности, так и в целом стартапов, логично задаешь вопрос:
Из тех подходов, которые доступны, выделим следующие:
- Инкубаторы и IT-парки
- Конкурсы
- Питч-сессии
- Хакатоны, харвесты и аналогичные форматы
- Нетворк экосистемы
- Модель стартап-студии (разработка внутри фонда)
В конечном итоге все сводится либо к разработке проектов внутри компании по модели стартап-студии, либо к фразе: «Если есть хорошие проекты, пусть напишут мне на почту».
В Европе и США достаточно много проектов по поддержке студентов и выпускников – таким образом большое число стартапов получают гранты, нетворкинг и ресурсы ВУЗа, по-этому IT-предпринимательство не отходит далеко от университетской системы.
В России также есть такие системы, по личному опыту, есть свои плюсы и отличия в каждом из регионов. Глобально – наши студенты далеко не всегда готовы к предпринимательству, да и существуют определенные отличия: например, у нас меньше студентов старше 27 лет, а работа в вузе всегда подразумевает исключительно образовательную и научную деятельность, не связанную с предпринимательством.
Это определенная дыра, о которой говорят и в фильме Дудя, и в различных отчетах для чиновников.
Чтобы проверить альтернативный способ создания проектов мы решили провести онлайн-хакатон SMZHack.
Ключевые вводные по хакатону
Компания Wallet One и ФНС ставили цель найти и реализовать проекты по теме самозанятости – перспективному направлению для стартапов и почти полностью пустом рынке, т.к. само законодательное право на тестовые регионы было установлено в 2019 году, а масштабирование на Россию получило только 31 марта 2020 года.
1) Мотивация команд делать продукты
Без полного сопровождения на первом этапе команда, особенно неопытная развалится и не доведет дело до конца. В стартап-экосистеме начинающих проектов организатор должен быть нянькой, которая учит ребенка ходить, познавать мир. Да, это результат низкого уровня софт-скиллов российских разработчиков и высоких навыков в написании кода.
2) Довести дело до конца
Организация хакатона или использование аналогичного инструмента – это лишь малая часть, что должен делать организатор и заказчик. Если ты живешь в квартире с идеальным ремонтом и ужасным подъездом, то ты живешь в средней квартире. Так и в проектах – помимо хакатонов, онлайн-конкурсов и нетворкинга – должна быть среда: например до хакатона должны быть обратная связь каждой команде, а после хакатона – трекинг. Нельзя просто сказать «приходите как заработает, подумаем дать вам денег» – на этом этапе 99.9% проектов умрет. Если инвестируете в мероприятие –мыслите шире и думайте о его выхлопе в горизонте минимум года.
3) Открытость перед всеми
Мы верим, что открытость организаторов позволяет создать больше соревновательного духа. Так, в нашем хакатоне мы сделали несколько акцентов:
- Публикация всех результатов и голосований судей
- Итоговые проекты должны быть доступны для всех
- Проведение открытых голосований
- Публичное обсуждение с комьюнити в спорных ситуациях
При этом вы должны понимать: хакатон – это открытое соревнование
- Идея ничего не стоит
- Реализация идеи важнее самой идеи
Ключевые события хакатона
Хакатон мы разбили на несколько этапов:
- Пре-отбор (2 недели)
- Хакатон (4 дня)
- Финальные питчи
- Онлайн-голосование (1 неделя)
- Питчи финалистов через месяц
- Выступление финалистов на конфернции Emerge
Пре-отбор
Цель пре-отбора – найти среди кучи заявок самые перспективные. Наша рекомендация – относиться к заданию пре-отбора очень аккуратно. Во-первых, оно должно быть гипер-оправданным:
- Если вы даете ТЗ, то учтите, что решать его будут только те, у кого есть время: школьники, студенты, безработные, энтузиасты, которые прогуливают работу
- Если команды будут делать свой проект, то пре-отбор должен проверять креативность: чем свободнее задача, тем лучше
- Если ваша цель широкая воронка проектов – то пре-отбор должен делать только первичную фильтрацию
В нашем случае мы хотели отобрать:
1) Замотивированные
2) Перспективные
Заметьте, насколько свободная формулировка для участников. Свобода в создании проектов = уважение участников. Экспертиза в области должна быть на вашей стороне. На хакатон по-умолчанию приходят таланты, ваша задача как организаторов их раскрыть и дать пендель для быстрого роста.
К дедлайну 14 апреля мы получили около 90 проектов. За три дня коллегия из 10 судей проверяла все эти проекты. У нас было несколько судей, которые проверили все 90 проектов, а остальные судьи проверили примерно по 30. По итогу каждая команда получила от 4 до 9 оценок. На 30 проектов нужно от 2 до 8 часов на проверку.
Посмотреть, как оформлен итог пред-отбора, а заодно почитать про методику как мы суммировали оценки каждого из судей можно по ссылке: http://l.rhck.me/smzhack-pre-selection
Хакатон
Менторские сессии
За каждой командой закрепили пару из менторов: один технический ментор и один продуктовый. В сумме за каждым ментором было закреплено 4 команды, что делало работу комфортным. С каждой командой и менторами был отдельный чат в телеграм.
Плюсы телеграма для онлайн-хакатона:
- Нативное использование всеми участниками
- Молниеносный отклик
Минусы:
- Управлять 20-ти чатами трудно (мы делали отдельный аккаунт для ответов на вопросы)
- Нет групповых аудио-звонков
В целом опыт использования телеграм для онлайн-хакатонов позитивный, однако советуем посмотреть Discord.
Каждая команда бронировала своих менторов через сервис Calendly и получала ссылку на Zoom-звонок. На звонке команда обсуждала прогресс с менторами по одному из этапов работы
- Идея
- Прототип
- Презентация
Цель этапов работы — итерационная разработка продуктов. Вообще, одно из самых сложных в работе с начинающими командами — заставить людей делать что-то сообща с менторами, итерационно.
По итогу менторы стали частью команды и помогали готовиться к выступлениям.
Наш опыт
- 20 проектов из 90 было приглашено на хакатон, 1 команда отказалась по личным причинам, 1 приглашена дополнительно. Из 69 не прошедших отбор проектов только 3 продолжили работу
- 19 проектов из 20 презентовали проекты в конце. Это было выше, чем на обычном хакатоне или на любом другом онлайн-хакатоне. Мы считаем, что заслугой выступила грамотная работа менторов с командами.
После хакатона
Многие проекты умирают после хакатона не умеют рассказать о себе. В частности, пиарить себя в медиа.
Хакатон — это может дать участникам в виде онлайн-голосования – приза зрительских симпатий. Итак, таким образом мы не только проверим кто из команд больше всех верит в свой проект и расскажет об этом друзьям, но и ловко сможет привлечь общественность всеми доступными способами.
Чтобы привлечь внимание к проектам с хакатона мы сделали отдельный лендинг, где поместили все проекты, которые прислали нам решения до 26 апреля. Каждая команда прислала
- видео-демо
- краткое описание
- питч-дек
Посмотреть на проекты самозанятых и оценить их уровень вы можете по ссылке: https://smzhack.ru/vote
Какие выводы мы можем сделать по итогу Онлайн-голосования
- Несколько команд действительно смогли хорошо рассказать о себе в крупных пабликах ВКонтакте – мы смогли дать мотивацию людей рассказать о своих проектах
- Некоторые проекты вместо работы день и ночь продвигали себя ради приза – это негативно повлияло на их работу
- Выбранная площадка для голосования – телеграм не защищена от сервисов по накрутке голосов. Нам пришлось исключить одну из команд, которая использовала прямую накрутку
Мотивация после хакатона
Первое с чем мы столкнулись после ивента – потеря мотивации после хакатона – как со стороны организаторов, таки со стороны участников. Неделя после была минимально продуктивной.
Номинация сработала лучше, чем мы думали: она работает как триггер для участников, словно транслирует «Ребята, пилите проекты!» – то, чего не хватало раньше на наших ивента.
По итогу минимум 6 команд стали регулярно отписываться о своих прогрессах по разработке – а это более 30% от команд после хакатона.
Приглашение на супер-финал также помогло – 15 мая, черед месяц после дедлайна по подачам заявок 6 команд успешно выступили перед заместителем руководителя налоговой службы, Андреем Будариным, который высоко оценил проекты.
Обзор финалистов
3 место – Git Pay – способ заработать на pull-request разработчиков
Git Pay – новый сервис для тех, кто работает с кодом. Он позволяет оптимизировать и грамотно организовать процесс взаимодействия разработчика и заказчика без дополнительных усилий и в привычной для них среде! Git Pay содержит информацию о пул реквестах (pull request), размещенных в различных репозиториях (GitHub, GitLab, Bitbucket), которые могут быть оплачены Заказчиком. Разработчик может найти интересующий его заказ и принять его в работу, заключив сделку с Заказчиком одним кликом. Git Pay берет на себя правовое и документальное сопровождение отношений сторон. Это универсальный инструмент для гибкого согласование условий сделки, проведения платежей, легализации доходов и расходов. Git Pay помогает своевременно и в полном объеме отчитаться перед налоговыми органами, а также предоставляет разработчику гарантии оплаты, а заказчику — гарантии возврата денежных средств.
2 место – Самоделкин
Самоделкин — сервис для продвижения самозанятых, где за полминуты можно создать личный сайт, визитки, вести учёт заказов и легко наполнять социальные сети. Гарант-сервис платежей повышает доверие между заказчиком и исполнителем.
Сайт проекта: https://вбелую.рф
1 место – ХАТАбыч
Наш проект поможет владельцам недвижимости проводить всю сдачу жилья удаленно, без необходимости очно заключать договор, посещать жилье, чтобы убедиться в его сохранности, и беспокоиться об учёте и оплате коммунальных услуг.
Следующий этап
Russian Hackers вдохновились тем, как упорно команды трудились над проектами и решили дополнительно наградить три команды билетами на стартап-конференцию Emerge.
Мы считаем, что пусть наш этап работы как организаторов закончился, но проекты должны иметь в запасе следующий этап и они обязаны подготовиться к выступлению на конференции 1 – 3 июля, чтобы стать лидерами на рынке самозанятых.
В качестве итогов, предлагаем обсудить в комментариях что вы думаете по поводу такого подхода к созданию проектов. Чтобы вы улучшили?
Идея приза в 100к тем кто первый зарелизит это очень круто. Я участвовал 5 раз в StartUpWeekend в Монреале и могу подтвердить что командам не хватает мотиваци по окончании конкурса.
Наша команда тоже участвует регулярно в хакатонах и мы видим изнутри, что проблема мотивации после хакатона — номер один
Полезная статья! Много инсайтов.
Но почему в партнерах хакатона про самозанятых не Министерство экономики, а Налоговая служба? У одной службы мотивация должна быть в развитии экономики, у другой - в сборах. Видимо, "собрать" важнее, чем "развить".
Инициатор хакатона — компания Wallet One, а ФНС поддержали хакатон, предоставив API и поддержку проектам после хакатона. Минэкономики здесь ни при чем