{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Мой опыт в построении IT стартапа. MVP и ошибки на старте

Новая идея часто кажется гениальной. Потом проходит время и уже эмоции утихают.

Предыстория

Когда я только начинал создание Report Factory, у меня совсем не было опыта работы с IT командой и вообще построения бизнеса с нуля. Была только идея, которая появилась у меня из профессионального опыта интернет-маркетолога.

Я занимался интернет-рекламой несколько лет, и с каждым годом количество проектов, для которых я настраивал рекламу, росло. Для своих клиентов я регулярно делал отчеты о проделанной работе два раза в неделю минимум. А это запаривает, очень. Как говорят: обезьянья работа.

Так и появилась идея создать сервис по автоматическому формированию отчетов по интернет рекламе, чтобы освободить свои драгоценные часы и часы коллег по цеху.

Этап обучения

Не буду рассказывать про первую версию сервиса, я об этом писал в прошлой статье. Хочу поделиться тем, чему я научился за время разработки и выпуска.
Сначала я хотел сделать идеальный продукт (наивный глупец) =)
У меня не было опыта и знаний (сами понимаете что в итоге выходит в таком случае). Но была гора желаний и сил.

В первой версии Report Factory зарегистрировалось порядка 500 человек в сумме. Многие из них зашли один раз и вышли, из чего я сделал вывод, что сама идея сервиса неплохая, но вот исполнение хромает. Спустя несколько месяцев я уже понимал как работать с командой, как ставить задачи, чтобы двигаться к цели быстрей.

Я пересмотрел тонны видео про психологию общения, про Agile, Scrum, мотивацию, горизонтальное управление, про MVP и стартапы, Customer Development. Картинка в итоге начала собираться в кучу.

MVP — минимальная версия продукта

Когда пазлы сложились, я понял, что начинать бизнес, щупать нишу стоит по чуть-чуть. Стоит найти ядро, сделать его и показать, затем следующий небольшой шаг
В этом мне очень помогла книга Lean Startup.
Я подсмотрел книгу эту у основателя SkyEng (привет и благодарность!)

Когда мне казалось, что это только у меня происходит всякая хрень, я нашел в книге обратное. Что у всех так, ну вот почти поголовно. Это сильно взбодрило.
Там же было написано много про MVP.

MVP — это минимальная версия продукта. Ядро продукта. То, почему бизнес будет интересен клиенту, почему будут покупать. Стоит убирать всю шелуху, делать самый минимум и быстрей выкатываться на первых пользователей.

Вот несколько примеров MVP:

- У сервиса Dropbox MVP была видео, где объяснялось как работает продукт.

- У SkyEng MVP уроки по скайпу (Skype English), и только потом они стали разрабатывать свою систему.

Несколько подсказок, которые характеризуют MVP:

- Бесплатно или недорого стоит

- Быстро можно сделать

Популярная иллюстрация Из Яндекс картинки

Я так по сути и не сделал идеальный MVP, а сразу полез в дебри, деньги и потратил кучу времени. Знания появились позже, но сейчас я ими активно пользуюсь.

Общение с пользователями. Customer Development

Для любого стартапа архиважно общение с пользователями.
Нельзя опираться на свои ощущения и советы знакомых!

В фабрике мы создали в телеграм Чат, куда приглашаем активных пользователей, тех, кто заинтересован в продукте. Многие с удовольствием подсказывают чего не хватает.

Идея в том, что мы делаем продукт для людей, а значит только в диалоге можно выяснить, а как же сделать продукт, которым будут пользоваться, который будет нужен. На профессиональном языке это называется Customer Development (Касдев называют по-русски)

И это касается не только тех, кто начинает, но и тех, кто уже работает.

Нужно получать прямую связь от пользователей.

Общайтесь как можно больше со своими клиентами источник Яндекс картинки

Есть множество видео уроков как делается Customer Development, есть множество способов его сделать. Всё уже придумано, только пользуйтесь.Так вот этот самый Касдев — это основа для развития бизнеса. Если его нет, то бизнесу будет очень тяжело развиваться. Рекомендую внедрять у себя и не важно на каком вы этапе находитесь.

Пример:

Я пригласил пользователей к открытому тестированию Фабрики Отчетов. И наши пользователи шли на это. Многим нравится вносить свою лепту в развитие продукта.

В скайпе сидела наша команда разработчиков, а пользователь демонстрировал экран. Так мы узнали про ошибки в интерфейсе и непонятные кнопки и названия.

Виражи. Заключение

В заключении хочу рассказать про виражи и дать долю мотивации, которой так часто мне не хватало.

Понятие «Вираж» я взял из всё той же книги «Lean StartUp».
Вираж, это когда вы меняете направление развития стартапа, для того, чтобы быть в рынке. Виражей не нужно бояться, их делают очень многие и часто.

При развитии бизнеса обычно действия происходят так:

  • Гипотеза
  • Создание MVP
  • Проверка (Customer Development)
  • Внедрение

Бизнес постоянно делает гипотезы и проверяет их. Рынок очень динамичный и нужно быть на плаву, надо его уметь предугадывать, читать сигналы на 5, 10 лет. А что будет с моим продуктом через 5 лет? Будет ли он актуален?

Если перспектива туманна, проверьте это с помощью пользователей. Возможно можно сделать вираж и вы сохраните все наработки и останетесь в рынке.

Тестирование гипотез - основа выживания

Сейчас я стараюсь каждую свою идею тестировать, а так же думать на 5 лет вперед. Кроме этого я держу в голове, что можно сделать вираж.

IT стартап превратился в некую игру, когда есть много вариантов решения, и в них мне нужно отыскать самый лучший.

Я очень надеюсь, что немного моего опыта и знаний в этой статье кому-то помогут, наведут на мысли, а может и спасут стартап.

Спасибо, что прочитали.

Поделитесь своим опытом в комментариях.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

 Касательно картинки как сделать/не сделать mvp.
Ее везде прикладывают, но она в корне не правильна.
Самая основная суть при создании MVP - это минимум функционала, а не разработка различных продуктов.
Кейс автомобильных компаний, которые начинали с создания велосипедов/мотоциклов не ложиться на реалии 2020 и разработку SaaS сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

И согласен и нет. Бывает, что можно вообще не разрабатывать. Я для того и предоставил пример DropBox (они сделали проморолик и это считалось MVP)

MVP - это широкое понятие и очень сильно зависит от стартапа =)

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Да с какой стати оно широкое понятие, кто вам такое сказал? Ну уже тысячу раз им скопипастили термин, а все равно ещё какие-то разночтения появляются.
https://leanstartup.co/what-is-an-mvp/
Сейчас один перевел сдуру как версия, второй будет ссылаться на него.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Полезная ссылка, благодарю!
Широкая, потому что в разных типах бизнеса будут применены разные характеристики к MVP. 

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Продуктовые характеристики конечно разные, но вот их состав целиком и полностью зависит от правильного перевода этого термина. Поэтому пример выше с дропбоксом не может быть продуктом, это просто презентация.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Этот пример я взял из книги Lean StartUp Эрика Риса. Выше вы привели ссылку на его методологию. 

Я не выдумываю это, а делюсь накопленными знаниями

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Гриценко

Product market fit нашли? Как искали? 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Пока что не удалось достичь. У нас был не очень хороший старт, теперь стоит ряд проблем, по возврату пользователей. В первой версии мы утонули по ряду причин.
Сейчас не торопимся, работаем без платной рекламы. Основная деятельность направлена на работу с лояльностью текущей базы, Customer Development и доработке сервиса на основании CustDev'a

Первичный продукт у нас отчеты по рекламе

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yakovlev

Спасибо, несколько вопросиков. Сколько стоило сделать сервис ? Кто делал, фрилансер или контора ? Сколько времени делали.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Рано, бро, он писал про сервис не тут.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Пожалуйста!)

Мы работаем командой, всего нас 4 человека сейчас. Сервис находится в работе, поэтому конечной стоимости нет. Оплата где-то почасовая, где-то за нужный функционал, плюс дружеские отношения. Боюсь тут я не смогу конкретизировать больше.

Первая версия сервиса ушла в топку и заняла 8 месяцев примерно... В общем беда) А вот обновление и полная переделка - 3 месяца. Сейчас идет четвертый, но мы уже выкатились на минималках. Но это время до точки входа, а вот сколько будем работать с системой - неизвестно. Время покажет =)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yakovlev

4 человека это включая вас ? в каком статусе кофаундеры или просто исполнители ?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

4, не включая меня.
Сейчас все в статусе исполнители.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yakovlev

То есть сервис окупается на столько, что можно оплачивать работу по развитию ? или это личные деньги

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Деньги личные, юнит экономика пока не сошлась. Я еще буду писать о дальнейшем развитии =)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yakovlev

Ок, пишите, интересно посмотреть, что получится.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Gerbei
Автор

Самому интересно) Спасибо, что читаете)

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда