Программы поддержки выпускников в ИТ: мой опыт
У молодого специалиста всегда есть выбор: пойти работать в компанию, набираться опыта в рамках конкретного департамента и набивать собственные шишки, или рассмотреть одну из программ развития выпускников, которые предлагают многие вендоры, чтобы иметь возможность попробовать разные направления, прочувствовать работу компании изнутри, участвовать в разнообразных инициативах, преумножая свой опыт и расширяя кругозор. Я пошел по второму пути — что из этого вышло, читайте под катом
С чего все началось
Еще со школьных времен мои интересы были сконцентрированы вокруг современных технологий в целом и промышленных технологий в частности. После бакалавриата в Московском Энергетическом Институте я успел поработать в Объединённой Энергетической Компании, где отвечал за внедрение SAP ERM в своем департаменте.
После этого я поступил в магистратуру в Норвежском Арктическом Университете по специальности Промышленная Инженерия. Главный акцент в обучении был на индустриальных технологиях – оптимизация и автоматизация процессов, трехмерное моделирование, работа с технологиями дополненной реальности, а также с процессами, позволяющими сократить негативное влияние на окружающую среду от промышленных производств. Кроме этого, я научился менеджерским дисциплинам, основам проектного управления.
Как я узнал о программе поддержки выпускников
Выбор был непростой. С одной стороны, я мог пойти по стандартному пути и начать работу в какой-нибудь промышленной компании, у меня было несколько довольно соблазнительных предложений. Но еще в Норвегии я узнал, что у многих ведущих вендоров существуют так называемые академические программы, или программы поддержки и развития выпускников. Я промониторил рынок и на российском портале Headhunter нашел подобную открытую вакансию в московский офис компании AVEVA. Так осенью 2019 года началась и моя AVEVA-история.
Что представляет из себя программа
В настоящий момент длительность программы составляет 18 месяцев, в течение которых происходит ротация среди 4 департаментов. По итогу мне предоставляется выбор, в каком направлении я продолжу работать уже как полноценный сотрудник. Моя деятельность в компании сейчас – это работа в команде технической поддержки продаж. Это довольно специфическая история, где нужно, с одной стороны, обладать глубокими техническими знаниями, а с другой стороны – харизмой для проведения встреч с уважаемыми клиентами и партнерами.
В компании выделяют четыре основных направления, что полностью отражает деление линейки продуктов AVEVA по категориям – Проектирование, Мониторинг и Контроль, Управление эффективностью работы активов, Планирование процессов. В нашей российской команде уже есть специалисты по всем этим направлениям. И сейчас в процессе работы у меня есть уникальная возможность изучить все эти направления в реальной рабочей среде. Другими словами, я изучаю «мат часть», теорию, с помощью заданий, которые получаю от европейского ментора программы.
При этом благодаря активному взаимодействию с российской командой, у меня есть возможность поучаствовать в процессе продаж и внедрения на практике. Это полностью совпадает с моими ожиданиями. Я считаю, что мне очень повезло в этом плане. Ведь обычно, когда на работу приходит молодой специалист, на него сразу «вешают» производственные цели и задачи, он очень много чего должен, причем сроки не всегда гуманные.
У меня есть возможность: постепенного погружения в рабочую среду; изучить все аспекты технологий; выбрать то, что мне покажется наиболее интересным. Изначально мне даже представлялось, что это будет такой no-stress процесс, спустя 6 месяцев с момента начала моей программы, я понял, что про no-stress я ошибался. Тем не менее, мой путь — это более профессиональное начало карьеры, чем «в омут с головой», как это часто происходит.
Как происходит процесс погружения
У меня есть ментор программы в Европе, он прокачивает всех моих коллег-выпускников, всего по миру нас 15 человек, теоретическими знаниями, дает различные задания, контролирует процесс их выполнения. На каждый из четырех департаментов (см. выше) выделяется месяц. В течение этого блока мы встречаемся с ключевыми экспертами по конкретным решениям, общаемся с разработчиками, выполняем задания от европейского ментора. После этого мы получаем сначала пробное задание, чтобы все могли проверить, что материал усвоен. Потом, поскольку я вхожу в состав российской команды технической поддержки продаж, я участвую уже в живых проектах, где получаю и использую новые знания «в полях».
Мне уже довелось поездить по городам и весям нашей страны, побывать на нескольких встречах с клиентами в качестве второго технического специалиста. Так же удалось принять участие в некоторых маркетинг активностях компании – поддерживал команду на нескольких форумах и конференциях.
Итак, по прошествии четырех месяцев я должен буду сделать выбор – какое из четырех направления я выбираю как свою основную специализацию. И у меня есть год чтобы максимально развить знания в этом направлении. Я пока не выбрал и не могу сказать, что это будет. Говорят, я смогу прислушаться к своим желаниям, в первую очередь. Но думаю, придется брать во внимание и потребности рынка.
Возможности в рамках международной программы
Быть частью международной команды – это один из тех аспектов, который мне нравится больше всего. К нашей группе из 15 человек относятся крайне внимательно, и основная идея – все двери перед нам открыты. Нет абсолютно никаких шоу-стопперов. От всех участников данной инициативы ожидают инновационного мышления и свежего взгляда на вещи.
Из последних подобных активностей…могу рассказать, что я участвовал в «Зеленой инициативе». Это проект, который разрабатывался совместно с моими коллегами по академической программе. Мы задумались над тем, как мы можем использовать наши технологии для более экологичной работы клиентов, снижая наносимый вред окружающей среде. В результате мы разработали проект, представили его на небольшом внутреннем совещании. И отзывы были настолько положительными, в том числе и отзыв от президента компании, что нас попросили презентовать эту историю на международном форуме AVEVA.
Также мне запомнился процесс разработки технологии block chain в секторе Food and Beverage. Опять же, команда состояла из специалистов самых разных регионов – от Австралии до Бразилии. Результаты мы презентовали CIO компании и получили огромную поддержку и хорошие отзывы.
Мои планы по окончании программы
Спустя 18 месяцев успешные участники получают job offer. У меня с AVEVA практически сразу случился «perfect match». Меня очень будоражит мысль о том, что это не просто высокотехнологичная компания. Это компания, которая предлагает рынку инновационные подходы, двигает его с места, во многом решает и определяет, как промышленные предприятия будут работать в будущем. За буквально несколько лет мир изменился очень сильно. Дополненная реальность, машинное обучение, интернет вещей – сейчас все это уже не кажется магией, это то, с чем я непосредственно работаю каждый день!
Почему стоит участвовать в программах поддержки выпускников
Участие в подобных программах имеет ряд положительных моментов для молодых специалистов:
∙ Постепенное погружение в процессы работы под пристальным наблюдением наставника. Нет боязни сделать что-то не так. Есть страсть и желание развиваться как профессионал.
∙ Все двери открыты. Вы получаете шанс попробовать себя в разных направлениях, чтобы понять, что вам больше по душе и в чем вы можете достичь наилучших результатов.
∙ Тренинги по продукции и технологиям. Постоянный upgrade знаний и навыков.
∙ Участие в реальных проектах. Получить настоящий опыт и практику – отличная возможность для развития себя как личности и бонус к портфолио.
∙ Вы становитесь частью международной команды. Общение с коллегами из других стран, обмен опытом, заграничные командировки способствуют инновационному мышлению и профессиональному росту.
∙ Предложение о работе. Успешные кандидаты получают место в штате компании, в том числе и в ее зарубежных подразделениях. Это, безусловно, большой плюс участия в подобных программах.