Корпоративное обучение в эпоху изменений
ЭГО Университет совместно с IC Lab и бизнес-школой ИМИСП организовали и провели online-meetup «Корпоративное обучение в эпоху изменений», где обсудили с экспертами тему развития и обучения сотрудников в новых реалиях и попытались ответить на вопросы: какие инструменты эффективно использовать, как создавать развивающую экосистему, как компании сейчас решают задачи, связанные с подготовкой и переподготовкой персонала в новых условиях.
Спикерами и экспертами стали представители разных отраслей, в том числе, пострадавших от пандемии: Екатерина Скаженик, генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса»; Лев Дмитриев, старший специалист Корпоративного университета ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт Пулково); Ярослав Павлов, первый проректор бизнес-школы ИМИСП; Алексей Филатов, основатель BBCG и Академии Ритейла; Елена Попкова, Chief Knowledge Officer, руководитель Корпоративного университета КРОК; Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice.
Модераторы: Мария Волкова, руководитель отдела маркетинга ЭГО Университета, и Алина Матвеева, Elearning-эксперт и бизнес-партер IC Lab.
Один из важных вопросов, который был затронут на онлайн-митапе: есть ли место корпоративному обучению в кризисной для всего рынка ситуации и в условиях удаленной работы? Спикеры и эксперты были единогласны. Развитие и обучение персонала даже в это непростое время остается одной из приоритетных стратегий компаний. Поменялись подходы и среда, но обучение никуда не исчезло.
Как же компаниям удается сохранить вектор на развитие сотрудников, несмотря на сокращение бюджетов? И почему это сейчас так важно?
При сохранении вектора на развитие и обучение персонала многие компании столкнулись с проблемами и вызовами.
В условиях пандемии многие компании оптимизировали свои затраты, и это перераспределение оказалось не в пользу обучения. Но даже в этой ситуации можно найти выходы. Лев Дмитриев, старший специалист Корпоративного университета «Воздушные Ворота Северной Столицы», рассказал, что они сделали акцент на бесплатном обучении на сторонних ресурсах. Это, с одной стороны, напрямую связано с сокращением расходов, а с другой – с открытым доступом к огромному количеству бесплатного качественного контента, который стал доступен во время пандемии.
Еще одним важным моментом, препятствующим легкому переходу из очного формата в онлайн, стал ограничительный фактор, касающийся запретов на осуществление образовательной деятельности со стороны законодательства и невозможности обучать из-за определенных стандартов.
С проблемой ограничений столкнулся и Корпоративный университет «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт Пулково).
Стоит отметить, что в период ограничений многие российские IT-компании совершили огромный прорыв, хорошо себя зарекомендовав: обновили свои мощности и улучшили свой сервис.
Корпоративные университеты, бизнес-школы, провайдеры при резком переходе из очного формата в дистанционный сталкиваются с одними и теми же вызовами: все игроки корпоративного рынка должны не только научиться адаптировать свои текущие программы под индивидуальные треки каждого слушателя, внутреннего или внешнего заказчика, но и под глобальные изменения на рынке труда одновременно.
Бесспорно, ситуация с пандемией создала импульс к изменениям и инновациям. Именно сейчас многие компании начинают по-настоящему осознавать, что их основная ценность – это сотрудники. Для того, чтобы поддержать свою команду в это непростое время, многие вкладываются в обучение и технологии.
Наступают абсолютно новые образовательные реалии. Но один из главных вопросов остается неизменным. Кого, чему и как учить?
Лев Дмитриев рассказал о том, как развивают навыки сотрудников в это непростое время в Корпоративном университете «ВВСС».
Интересно, что сразу же после перехода на дистанционную работу Корпоративный университет «Воздушные Ворота Северной Столицы» стал одной из компаний, которая провела вебинар по правилам работы из дома для своих сотрудников. Это хороший кейс, который позволяет выполнить несколько задач: психологическая адаптация к серьезным изменениям, поддержка персонала и сохранение эффективности рабочего процесса.
Что изменилось в корпоративном обучении и какие тренды мы видим?
Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice отвечает на этот вопрос так: изменилась роль корпоративной развивающей среды, она становится антикризисной, и те компании, у которых среда именно такая, легче адаптировались к изменениям.
Что же такое корпоративная развивающая среда и какими признаками она должна обладать?
- Разнообразие составляющих «пространства» и «времени» (под пространством мы понимаем уже не только офис).
- Очаги деятельности (деревья проектов, над которыми работают сотрудники и которые поддерживаются средой).
- Ритм событий (регулярность встреч, обучения).
- Пиковые события (вовлеченность всех сотрудников в какие-либо важные и большие проекты).
- Свой язык, сленг, мифология.
- Трансляция миссии и ценностей.
- Поддержка всех проектов, которые реализуются (кластеры проектов).
- Накопление коллективной памяти (управление знаниями в компании).
Из других актуальных трендов были отмечены такие форматы, как коллаборация и swap-обучение. Эти подходы позволяют компаниям обмениваться опытом и лучшими практиками для поиска наиболее эффективных решений.
Если говорить о том, вернемся ли мы к прежним форматам обучения и станет ли онлайн-обучение панацеей, то эксперты отмечают, что именно blended learning – будущее корпоративного обучения. Для тех, кто раньше в меньшей степени использовал дистанционный формат (или полностью ориентировался на очные занятия), пандемия стала неким триггером для развития онлайн-обучения в компании.
Скорее всего, рынок онлайн-обучения будет набирать обороты и после завершения пандемии. Это связано и с экономическими аспектами (онлайн дешевле), и с возможностью анализировать ход и промежуточные результаты прогресса обучающихся в режиме реального времени, и с удобством с точки зрения организации процесса (учиться можно в любом месте, в любое время).
Тем не менее, участники онлайн-митапа отметили, что после окончания пандемии «очка» останется. Данный формат всегда будет востребован в силу ряда неоспоримых преимуществ: особой атмосферы живого общения, возможности прокачки идей в группе единомышленников, получения преподавателем мгновенной обратной реакции учащихся для оперативной корректировки действий и т. д.
Выводы:
1. Те компании, в которых была принята стратегия обучения сотрудников, продолжают ее реализовывать.
2. Онлайн-обучение будет и дальше набирать обороты. Несмотря на то, что люди соскучились по «живому» взаимодействию, все чаще очное обучение будет сопровождаться digital-инструментами.
3. Ценность очного обучения повысится. Резкий переход в онлайн создал ситуацию, когда людей вытащили из зоны комфорта. Поэтому после снятия всех ограничений очное обучение заиграет новыми красками, так как оно снимает те боли и тот шок, которые у людей сейчас присутствуют.
4. Подход к развитию персонала в компаниях стал более осознанным. Выбор того, где и чему обучаться, сейчас очень велик, и люди начинают анализировать, оценивать.
5. Рынок корпоративного обучения изменится. Компании будут искать для себя более гибких провайдеров, которые смогут обеспечить индивидуальную траекторию обучения сотрудников с ограниченным бюджетом, а также предложить новые форматы и создавать человекоориентированный сервис.