{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сто тысяч за коробку с проводами?!» 5 историй о том, к чему приводит экономия на компьютерах в офисе

Меня зовут Андрей Лодочников, я работаю в сфере ИТ больше 20 лет. Сейчас руковожу компанией «Решение», которая предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга в Екатеринбурге (и не только).

И все эти годы меня мучает один и тот же вопрос: почему так много предпринимателей не хотят экономить?

Вот я предлагаю клиенту два решения его задачи. В первом случае мы сэкономим сейчас, но потом можем потерять намного больше. Во втором — сейчас потратим чуть больше, но в перспективе сэкономим значительную сумму.

Примерно 80% клиентов выбирают первый вариант, даже если у них есть финансовые возможности на второй. И это для меня загадка: почему так? Наша национальная особенность, что ли?

Сразу скажу: я за экономию. Я не люблю тратить лишние деньги, в том числе деньги клиента. Любое вложение должно себя оправдывать на 100%, в том числе и затраты на «компьютерные дела». Но я против вредной экономии, которая приводит клиента к неприятностям. И меня, соответственно, тоже.

Вот несколько историй такой экономии. Четыре с грустным и одна со счастливым концом :)

История 1: о жестком диске за 30 тысяч

У клиента агонизирует жесткий диск, невооруженным глазом видно, что не сегодня-завтра ему конец. Надо покупать новый. Советую коммерческому директору, какой лучше купить, чтобы работал дольше (марку писать не буду, чтобы не сочли за рекламу). Объясняю, почему нужен именно такой.

Предлагаю: давайте куплю сам. Не корысти ради :) Просто я его хорошо знаю и уже предчувствую, чем кончится его самостоятельный поход в магазин.

Котом в мешке, купленным на весенней распродаже.

Человек меня слушает, но вежливо отшивает: мол, не велика задача, разберусь самостоятельно. Едет в магазин и выбирает «самый подходящий» вариант, на 2 тысячи дешевле. Я вздыхаю. Предупреждаю еще раз, что не стоит рисковать, но клиент непреклонен: «У нас нет сейчас столько денег, чтобы купить что-то подороже, на всем экономим, ужимаемся. Для нас эти 2 тысячи сейчас имеют значение».

Где-то через полгода экономия становится очевидной для всех. Новый диск ломается, коммерческий директор в растерянности: на диске информация, которая ему чрезвычайно нужна. Настолько нужна, что он идет и платит 30 тысяч (!) за восстановление диска. Информацию, впрочем, восстановить так и не удается.

История 2: о том, как клиенты платили мошенникам

Клиент купил Sip-телефон. У официальных дилеров показалось дороговато, взял с рук на «Авито». И некоторое время был очень доволен: купил по дешевке, а телефон работает на ура. Через некоторое время аппарат все-таки забарахлил, и клиент попросил посмотреть, что за неполадка.

Однако ни он, ни мы не предполагали, что эта техническая неполадка — еще не самая большая неприятность. Мы забрали телефон в офис, и пока тестировали, с нашего телефонного счета улетело 1000 рублей. Оказалось, что этот замечательный телефон перешит на угон учетки. И мошенники продали его на по дешевке именно поэтому: списывали деньги с компании за счет звонков на платные номера.

Излишне говорить, что убыток оказался намного больше той суммы, которую клиент потратил бы на покупку аппарата у официальных дилеров.

История 3: о трехдневном коллапсе, которого удалось избежать

Как-то прихожу в компанию, которую мы обслуживаем, и за разговором напоминаю директору, что сервер у них дышит на ладан. Накрыться может в любой момент. И лучше обезопасить себя и купить новый прямо сейчас.

У многих директоров слова «надо купить прямо сейчас» вызывают инстинктивную реакцию защиты: «Не надо. Или не сейчас». Но с Иван Иванычем мы работаем давно. Он мне доверяет, поэтому сразу переходит к делу: «Сколько?»

На тот момент сервер, который наилучшим образом подходил под их задачи, стоил 100 тысяч рублей. Эту сумму я и озвучил Ивану Иванычу. Директор был в шоке:

— Сто тысяч за коробку с проводами? Нет, Андрей, давай пока подождем. Пусть этот отработает свое, а потом подумаем.

— Хорошо, — говорю. — Можем подождать, пока этот не сломается. Тем более, что сломается он очень скоро, и мы будем вынуждены его менять. Но тогда в компании случится примерно 3 дня простоя.

— Ну так и что? — удивляется Иван Иваныч.

И тут я задаю директору вопрос, который заставляет его крепко задуматься:

— А сколько стоят 3 дня простоя в вашей компании?

Мы взяли бумажку и начали считать. Начали с зарплаты всех сотрудников, которую им за эти 3 дня простоя компания заплатить обязана. Даже если они совсем не работают.

Простой в офисе — дело веселое :)

Так вот: даже сумма зарплаты получилась у нас больше 100 тысяч! А если прибавить сюда недовольных клиентов, рекламации и упущенную выгоду — и новый сервер, который все равно придется покупать?

Сервер мы тогда купили, и он до сих пор работает бесперебойно. Благодаря благоразумию клиентов и их доверию к нам удалось избежать трехдневного коллапса на предприятии со множеством потерь.

История 4: о бесплатном и коварном вайфае

Даже небольшой простой — это убытки. Представьте ситуацию: не работает принтер на складе. Вызывают мастера, ждут, мастер исправляет неполадку — проходит не меньше часа. При этом несколько машин стоят и ждут погрузки. У машин почасовая оплата, и вот уже убытки. Плюс недовольные клиенты, плюс потеря времени и нервов.

У нас есть клиент, к которому мы ездим очень часто. Когда нам звонят из этой компании, я с точностью до 80% могу предсказать, что там случилось: «У нас принтер не работает!» И знаю, почему это происходит: все 20 офисных компьютеров подключены к этому принтеру по Wi-Fi.

Конечно, я неоднократно говорил директору, что завязывать рабочий процесс в офисе на Wi-Fi — это неправильно. Лучше провести к оргтехнике провода. Но директор, хоть мы во многом находим с ним взаимопонимание, в этом вопросе со мной не согласен. Ему кажется, что Wi-Fi — это удобно и бесплатно.

Насчет того, что это удобно, могут быть разные мнения. Хотя я уверен, что если в офисе работают больше 10 сотрудников, а сам офис расположен в крупном деловом центре — то это очень неудобно. Особенно если стоит старый маршрутизатор на 2,4 ГГц, у которого всего 13 каналов. Постоянные помехи (офисов-то рядом много!), потеря скорости даже до 10 Мбит.

Но то, что эта технология для компании не бесплатна — мало кто думает. Допустим, принтер опять не работает. Проблему надо диагностировать и решать на месте: сетевые карты, ноутбуки и устройства разные, протоколы разные, много точек доступа. То есть, это дополнительный выезд специалиста и потраченные деньги.

Я недавно подсчитал: если бы клиент сразу согласился провести в офисе провода, он бы давно окупил деньги за дополнительные выезды, которые он заплатил нам за всё время.

История 5: о дохлом ИБП, который считали живым

Самая распространенная ситуация, при которой клиенты пытаются сэкономить на ИТ-обслуживании — это «менеджер с функцией сисадмина». Я подробно описывал одну такую ситуацию в статье «У нас менеджер Вася компьютерами занимается».

Менеджер — это условная категория, на самом деле это может быть любой сотрудник. Которому в нагрузку к его прямым обязанностям поручили еще и «заниматься компьютерами». И который, как правило, не может одинаково усердно служить двум господам: у него «провисает» и основная работа, и компьютерная.

Он, конечно, сколько-то разбирается в ИТ. Но профессионально расти у него нет ни времени, ни мотивации, поэтому обычно делает всё на коленке. И понятно, что в такой ситуации нет и речи о своевременных бекапах, безопасности баз и вообще системном подходе к ИТ-инфраструктуре фирмы.

Недавно к нам обратились клиенты, небольшое рекламное агентство. У них вышел из строя сервер. Функции сисадмина на предприятии выполнял печатник цифровой машины, он же нам и сказал, что компьютер сломался после скачка напряжения (внезапно отключили, а потом включили электричество).

— У нас ИБП есть, — сказал он нам. — Но почему-то не помогло.

На деле оказалось, что ИБП уже старый и батарея давно умерла. То есть, аппарат выполнял функцию чисто психологическую: «есть, значит, защищает». По факту сервер был никак не защищен, и никто не знает, сколько ему досталось жестких перезагрузок до той поры, когда он уже не выдержал.

Нам оставалось только посетовать, что ребята не пришли раньше. Мы такие вещи проверяем сразу, когда делаем аудит ИТ-инфраструктуры любого предприятия. Потери сервера можно было бы избежать.

— Да мы думали, — объяснили они нам, — но решили пока сэкономить.

И тут я понял, что пора писать статью на vc.ru :)

Потому что бороться с этой национальной чертой можно только сообща.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Amy Merritt

Слушай, человек! Я дочитала до истории 3 - это такой бред!!!   Или обслуживаемые тобой «компании» - латоШники на местных развалах, либо ты просто ПИ..Ш !   PS испанцы - экономят на всем что есть не одежда от gucci ,   Но в части офисного компьютерного борохла - строго все новое, гарантийный срок 2 года, далее поэтапная замена. Все сервера и данные - зеркалирование и cloud технологии ! Работала и в италии и в испании ( ~ 7 лет) насчет экономии на воде, туалетной бумаге, парковке и еще 100500 пунктов насмотрелась , но не на технике!!!!! И это самые экономно-жадные нации 

Ответить
Развернуть ветку
Андрен Норов

бред это твой коммент, если не понимаешь о чём пишет автор и вообще не разбираешься в вопросе, то зачем вставлять свои никому не нужные и не к месту 5 копеек, что бы все узнали что ты была в испании и италии?

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Андрей Лодочников
Автор

Amy, напомню, у нас не Италия и не Испания :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Ф.

1. Любой жесткий диск может сдохнуть в любой момент, разницы между средним и премиум сегментом нет, если это конечно не серверный вариант, но там разница в разы и явно не ваш случай. 
2. Если перепрошили в одну сторону, значит можно и в другую.
3. Сервак за 100к может так же сдохнуть как и сервак за 20к с авито, я так понимаю речь идет о обычном ПК, Б/У серверное решение с авито будет стоить +- 200к, про новье вообще молчу.
4. Про вай фай выше писали если верно настроено, само восстановится после перезагрузки роутера и принтера соответственно. 
5. Что вы считаете сервером?

По факту, бекапы наше всё, любое железо может сдохнуть в любой момент, ну и облачные решения в помощь. 

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

тоже не очень понял, как можно определить, что "сервер вот-вот подохнет"
Диск застучал - можно заменить, вентилятор сдох - заменить, блок питания - заменить

Разве что кондеры на мат плате вздулись

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Жрец Цукиеми

Ну, не только же в жестком диске дело. Тут и распределение, и сеть и ИБП. Если нагрузка высокая, нужно перераспределять. И, собственно, не только в железе дело, иногда нужно пересматривать весь процесс работы самих работников, бывает делают много бесполезной работы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Дроздов

Потом может и не наступить. Поэтому многие не готовы инвестировать в будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лодочников
Автор

Возможно... Но обычно оно наступает гораздо раньше, чем его ожидали :) Вот как в примерах.

Ответить
Развернуть ветку
Макс

А зачем вы работаете с ними? Андрей, вроде жеж наверное есть чем заняться - ну есть образование, понимание как и что работает? Зачем этот бизнес - или я ошибаюсь и он все таки приносит какую то кучу денег что бы оправдать все это?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

"А зачем вы работаете с клиентами" — странная фраза. Вы точно это хотели спросить?
Автор получает деньги за свою работу, но он хороший специалист и подсказывает клиентам как сделать так, чтобы у них было хорошо, а не у него много выездов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лодочников
Автор

Вот как тут Юлия написала ниже — хочу быть полезным миру :)

Мне нравится настраивать ИТ-инфраструктуру в офисах и на производствах. Когда всё работает, всё налажено, людям удобно, комфортно, не надо отвлекаться на разные траблы с техникой — и я к этому причастен, мне это в кайф. Клиенты мне обычно от души благодарны. Команда у меня хорошая.

Деньги дело это тоже приносит - не космические, но нормально.

Нет, есть много людей, которые понимают, что такое инвестиции в технику, и качество, и экономия в перспективе - с ними работать вообще песня :) Есть - очень много! - тех, кто хочет сэкономить прямо сейчас, это вот примеры, которые я привел. Но там или удается договориться, или человек обжигается и сам понимает в следующий раз.

Ну, а если систематически не получается консенсуса, значит, расстаемся.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Попов

Это же аксиома. Если вы работаете с каким-то инструментом, то этот инструмент ваш хлеб и никогда не сэкономить на это. Не зря сказано - жадность погубила фраера.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лодочников
Автор

Вот тоже думаю - ну аксиома же! Потом смотрю вокруг - нет, пока еще теорема :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Чернов

А такой позыв хороший был - реклама через смешные кейсы. Но аудитория тут не лохи оказались))

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

чо рекламил?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sidorov

Что-то похоже на записки эникейщика...
1. История про ЖД говорит нам о том, что целая компания надеется на один жесткий диск, а самый умный сотрудник советует продолжать так же делать, но на более дорогом, уменьшив вероятность потерь на грубо говоря на 1%. Вообще-то должен быть как минимум софт рейд зеркало для таких задач, чтобы можно было тупо менять диски по мере выхода из строя, а не строить сомнительные предположения "вот щас уже помрет". И да, организация минимально надежного рейда не стоит дороже 5000р.
Это конечно феерическая история после которой нужно заканчивать чтение стать. 
2. Ну и купили шитый телефон, сэкономили денег, прошили назад, кинули мошенников на бабки, получили дешевый телефон, вполне норм вариант, если уж совсем нет денег даже на макдачку.
3. Какой такой сервер за 100? Это же просто компуктер домашний. Что за признаки - что старый сервак откинется? Не дешевле просто держать дубль слабого места?  Компуктер аля сервер стоит менять только тогда, когда необходимый апгейд тянет пол компа. Ну и интересно посмотреть, чем такая мелкая компания загрузила сервак за 100к. 
4. Вифи он вообще то разный, судя из истории речь идет о роутере ксиеми за 3000р. Тут вам ничего не поможет, ни провода, которые повесят на свич за 500р, ни роутер без Вифи за 2000р. Есть нормальный вайфай от того же микротика, который можно восстанавливать на любой другой такой же железки за 2 минуты, но опять же нужно иметь дубль критически важной инфраструктуры. 
5. История о том, как более продвинуты Вася пришел учить местного Васю. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей П

Насчëт 5го пункта: грустный пункт. Продвинутый Вася не может работать в обычной конторе, поэтому в этой конторе всегда будут проблемы. Объясню почему:
1.Умный молодой Вася приходит в контору.
2. Настраивает там всë по ночам (чтоб не мешаться).
3. Всë прекрасно работает.
4. Если что-то ломается, то это чинится либо быстро (сам-же настраивал), либо ночью.
5. Всë оставшееся время Вася либо сидит на профильных форумах (самообразование), либо играет (молодой!).
6. Директор и иже с ним видят только то, что Вася играет.
7. Вася получает втык, и все его уверения что он получает З/П за то что ВСË РАБОТАЕТ! никто не слышит.
8. Умный Вася уходит из конторы (причины придумайте сами).
9. Через некоторое время всë рушится (предсказуемо).
а) никто не понимает почему (ведь Вася ничего не делал, только играл...)
б) наверное Вася специально всë так запрограммировал.
Эту историю можно продолжать бесконечно...
Итог один. Если директор жмот - то он жмот. Если умный, то понимает что иногда нужно потратить больше когда нужно, чтоб съэкономить потом. Научить такому невозможно, можно только научиться самому.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
m0xfff

С принтером и Wi-Fi странно очень. Конечно, со скоростью будут проблемы и связь может разрываться из-за помех, но всё должно восстанавливаться само.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Присяжный

Тупой виснущий принтер, причем по проводу сеть не теряет. Обычная бытовая какашка за 3-5 тысяч. Сам сталкивался

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Интересный опыт, все в точку и очень знакомо, спасибо) 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лодочников
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Таких историй миллион и не только в it. Пример.
У друга гостиница на Азовском море, рядом строят новую гостишку.
Ставят самые дешёвые кондеи, насосы, компрессоры. И все это в сезон начинает наебываться поочереди. Друг перед сезоном сделал ТО всего и чувствует себя хорошо, у него все оборудование выше среднего или топ.
В сезон вызов кондиционерщика может доходить до 5тр и ещё надо ждать, и так со всеми спецами.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

а номер стоит одинаково. в итоге соседняя гостишка отбивается за сезон, а другу еще 3 года ипотеку отдавать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Наталья Свиридова

Это хорошие истории. 
У нас, например, в офисе, все компы полуживые собранные из десяти. Только мой ноут за год пересобирали раз пять, наверное, ибо то одно полетит, то батарея вздуется, то ещё много всего ещё)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лодочников
Автор

Наталья, то-то и оно. А ведь если батарея вздулась, работа Ваша страдает. И всего предприятия в итоге - тоже :(

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Наталья Свиридова

Всё верно. А если к этому прибавляется "приедь в офис", ну, так как удалёнка, посиди, пока поменяем, поедь обратно – ну, вы понимаете)

Ответить
Развернуть ветку
Aleks

Какие-то мрии яжеговорильщика. Диск который купил директор накрылся? Так любой может накрыться, хотя вероятность конечно не большая. Сервер вот-вот накроется. Что за сервер? Что в нем накроется? Это же не телевизор, почти всегда можно поменять комплектующие. К принтеру 20 клиентов через вай-фай, ну и что? Они же все через роутер подключены. Какая разница сколько их? Какие-то ит-одноклассники, с поучительными историями от пенсионеров.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Барков

Бред какой -то, особенно про диск.
Жёсткий диск это расходник, они все ломаются. Выбирают диск не по надёжности, а по характеристикам.

Если нужна бесперебойная работа делают рэйд.
А если хранится важная информация -делают бэкап.
Если пытались восстановить с диска - значит виноват сисадмин.
У грамотного сисадмина есть бэкап.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда