Как привлечь в акселератор «зубастые» стартапы? Инсайты от коуча
Меня зовут Михаил Захаревич – я управляющий партнер «Центра коммерциализации инноваций» и предприниматель. Более 10 лет я специализируюсь на развитии научно-технических и инновационных проектов, выступал экспертом корпоративных акселераторов таких компаний как Уралхим, Татнефть, МТС, PepsiCo, Северсталь.
Сейчас в качестве коуча я участвую в ForestTech Accelerator, одной из первых в России площадок для поиска и пилотирования новых технологий в ЛПК. Опыт этой работы подарил несколько инсайтов, которые могут быть интересны всем участникам такого сложного процесса как корпоративные инновации.
Сейчас в ForestTech Accelerator (FTA) идет этап акселерации. Ему предшествовали 1,5 месяца работы предакселератора и Selection Day. За то, чтобы попасть в 10-ку проектов-финалистов, развернулась нешуточная борьба. А для экспертов Selection Day стал настоящей головной болью: приходилось выбирать из достойных самых достойных, а это гораздо сложнее, чем определить лучших из худших.
Максимально высокий градус конкуренции при отборе на этап акселерации – «сценарий» нетипичный. Поясню. Как правило, все проекты в корпоративных акселераторах можно разделить на три категории. Первая – проекты очень сильные, на счету которых есть продажи, клиенты, опыт. Категория вторая – «уже не новички»: у таких команд есть более-менее неплохой продукт, но нет хорошего опыта продаж. Есть и совсем сырые проекты: стартапы с очень неглубоко проработанным продуктом или даже те, кто предлагает проект на уровне идеи. Чаще всего именно первая или вторая категория проектов и проходят из предакселератора на этап акселерации.
В FTA же подались очень крепкие решения и таких стартапов было большинство. Если не брать в расчет «муки выбора» - а отбор, повторюсь, был очень сложным именно по причине высокого качества проектов, то именно к такой ситуации стремится любой акселератор. Сильные проекты на входе = удачный пилот и масштабирование технологии на выходе. Как же привлечь в корпоративный акселератор стартапы «с зубами»? Вот несколько выводов и инсайтов.
Наломать дров, но снять сливки
Один из моих университетских преподавателей любил повторять фразу: лучше быть первым, чем лучшим. Эта максима применима для многих сфер жизни, а для поиска новых решений в отрасли, где до тебя никто инновации «не пылесосил» - это готовый рецепт success story. Да, быть пионером – это по определению наломать немало дров. Но у этих рисков есть обратная сторона – именно пионер снимает сливки.
И наоборот, любое промедление может быть подобно смерти. Чем дольше корпорация готовится к запуску акселератора и доводит до блеска внутренние процессы, тем больше риски прийти на рынок инноваций и увидеть там выжженное поле. Процессы, безусловно, важны, но их всегда можно докрутить по ходу работы акселератора. Cама логика развития лучше всего подскажет, как именно это сделать.
Совет, который я могу дать любой корпорации, думающей о запуске корпоративного акселератора. Если инновационный менеджмент для вас область новая, внутри компании нет опытного подразделения, для быстрого и безболезненного вхождения в тему корпоративных инноваций нужен хороший партнер. Опираясь на опыт работы с разными корпорациями, партнер (он же одновременно выступает оператором основных процессов акселерации), поможет составить программу акселератора, укажет на подводные камни и подскажет, как их обойти. Наличие партнера не просто расставляет все точки над i, но уже на этапе программирования работы акселератора снимает часть проблем.
Шире круг
Инициатором ForestTech Accelerator выступил «Приангарский ЛПК» - компания, имеющая полный цикла производства, от делянки до отгрузки готовой продукции клиентам. Это вторая составляющая, позволившая собрать широкий перечень качественных проектов. Логика такова: чем больше у компании процессов - начиная от производства и заканчивая работой с конечными потребителями, тем большему кругу стартапов будет интересно поработать с предприятием. При этом каждый из процессов соберет лучшие решения и идеи. В случае же, когда поиск решений идет под узкую задачу выбирать в конечном счете приходится не только из сильных претендентов, но и из решений под вопросом, но имеющих потенциал. Поэтому, как минимум, при первом касании с рынком инноваций корпорации не стоит сужать поле для поиска. Искать решения можно не только в основных производственных, но и в сопутствующих процессах – HR, учет рабочего времени, маркетинг и продажи.
Нужно заметить, сегодня сильные стартапы все чаще видят в акселераторах не только и не столько площадку для ускорения проекта, сколько площадку для установления контакта с корпорацией. Им гораздо проще донести свои решения до конкретного заказчика через такую дружественную и гибкую среду как акселератор, нежели делать это через, скажем, классические тендерные процедуры.
Вместо постскриптума
Два вышеперечисленных условия серьезно усиливают магнетизм акселератора для крепких стартапов. Однако главный секрет привлечения сильных проектов и команд все-таки в другом. Решая, идти в акселератор или нет, первое на что ориентируются стартапы – это оффер от корпорации, он должен быть вкусным, реалистичным и четким. То есть корпорация должна внятно понимать свои проблемы, обозначить перечень решений, которые она ждет, и закрепить обязательства – в идеале это финансирование и пилотирование технологии, а далее и ее масштабирование.
Но и этого недостаточно. Второй обязательный пункт – качественно провести первый акселератор и по его завершению предъявить результаты (пилотирование, масштабирование технологии) рынку. Ничто так хорошо не продает корпорацию как партнера для инноваций, как истории успеха. При соблюдении этих условий и готовности корпорации вкладываться – временем и средствами - в работу со стартапами, маховик инноваций можно раскрутить до очень высоких скоростей.