{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать курс по копирайтингу и обучить 470 человек за 2 года: кейс Digital Broccoli

Как создать из своей экспертизы новый продукт или услугу? Какие навыки пригодятся и какие шаги нужно пройти, чтобы не потерять кучу нервов и сил, сделать что-то стоящее и в итоге заработать, а не потерять?

Меня зовут Миля Котлярова, я делаю проект об осознанном фрилансе Digital Broccoli и веду курсы для начинающих фрилансеров и копирайтеров. В этой статье хочу поделиться своими наработками в создании своего инфопродукта.

От вебинара до системы сервисов

Свой первый инфопродукт я сделала, когда у меня было две тысячи подписчиков в канале в Telegram. Это были три вебинара про фриланс: как перейти, откликаться на вакансии и строить личный бренд.

На тот момент – 2017 год — почти не было четких и полных инструкций о том, как выходить на фриланс и общаться с заказчиками, как и понятных обзоров способов поиска работы где-то кроме бирж. В своем канале я старалась рассказывать о серьезном фрилансе, но вскоре поняла, что отдельными статьями и постами этот запрос не закроешь.

Тогда я решила сделать серию вебинаров. Цель — провести человека от первого этапа, когда он выбирает направление фриланса, до финала, когда он уже выходит на рынок и работает с заказчиками. Тогда эти вебинары не зашли: из 2000 подписчиков в канале всего несколько человек пришли на эфиры. Но это была хорошая проба пера, мне понравился сам процесс: структурировать информацию и доносить ее людям, которые ее в таком виде еще не получали. А собранная воедино информация по запросам новичков помогла сделать новый, уже более успешный курс уже в 2019 году — «Крутой фрилансер».

К тому же, расходов почти не было: я проводила вебинары на платформе Clickmeeting на бесплатном тарифе, делала запись экрана в Monosnap и выкладывала вебинары на Vimeo, давая доступ вручную каждому слушателю. На этом этапе я вкладывалась только в развитие канала.

Потом я увлеклась копирайтингом и контент-маркетингом, накопила базу знаний. В процессе мне не встречалось курсов по копирайтингу по доступной для новичков цене, не считая дорогих от Ильяхова и Сарычевой с ценником около 50 тысяч за модуль. А еще на большинстве курсов учили писать для бирж и зарабатывать 50 рублей за тысячу знаков.

Я злилась на биржи и на такие курсы: очень хотелось, чтобы люди понимали, что можно зарабатывать текстами нормальные деньги, не обязательно писать странные SEO-статьи для поисковиков и заполнять карточки в интернет-магазинах. Мне хотелось показать, что можно заниматься любимым делом, вкладываясь в него, делать лендинги, рассылки, полезные экспертные статьи и получать при этом столько, чтобы хватало на жизнь и путешествия.

В итоге энергия злости на дешевые тексты преобразовалась в цель: я захотела сделать свой курс по копирайтингу. К тому моменту канал вырос уже до 10 000 подписчиков, и на первый поток записалось 15 человек за 2 дня. Так как я не знала, сколько человек смогу вести одновременно, я остановила запись и создала лист ожидания — в него записалось сразу 70 человек, многие из которых потом пришли на новые потоки.

Это был успешный запуск, который продолжается до сих пор — я обучила уже 12 потоков копирайтеров, в каждом от 15 до 25 слушателей. В нем много практики: после курса студент пополняет портфолио сразу шестью текстами, которые не стыдно показать заказчикам.

Так выглядит половина программы курса. Вторая половина — лендинги, рассылки и основы работы с заказчиками.

Курс я постоянно дорабатываю и дополняю, чтобы студенты получали нужные на рынке навыки и им было удобно учиться: после каждого потока собираю обратную связь и прошу рассказать, что понравилось, а чего не хватило и что помогло бы пройти курс более эффективно.

Форма для обратной связи, всего в ней 7 вопросов

Первый поток шел две или три недели, все было очень плотно, люди не успевали сдавать домашки. Я поняла, что курс нужно подрастянуть, и сейчас он идет два месяца. К следующему потоку я собрала обратную связь, выяснила, что в программе не хватает некоторой базовой информации.

Здесь сыграло роль «проклятье знания»: с высоты опыта кажется, что то, что знаешь ты, знают и все остальные. В процессе приходилось это преодолевать, и обратная связь от учеников мне очень помогала. Без опыта я бы не смогла понять, какую именно информацию важно добавить.

Поэтому первый совет всем, кто хочет запускаться: запускайтесь! Доработаете продукт в процессе. Некоторые вещи без обратной связи просто невозможно узнать и понять.

После запуска первого курса у меня начали появляться идеи для других курсов. Это был похожий процесс, такой же алгоритм. Я вижу запрос, вижу, что на рынке не хватает структурированной информации, понимаю, что на него проще ответить одним курсом, чем множеством статей — и начинаю работу.

Сейчас Digital Broccoli – это экосистема инфопродуктов для фрилансеров. У меня есть сайт с посещаемостью 60 тысяч человек в месяц, телеграм-канал и email-рассылка с общей аудиторией 30 тысяч подписчиков, сервис по учету финансов и калькулятор часовой ставки для фрилансеров.

Что нужно уметь, чтобы создать курс?

Главный навык, который пригодится вам при создании инфопродукта – это предпринимательское мышление. Это способность видеть полную картину вашего проекта, распределять ее на отдельные задачи и элементы, а затем по отдельности с ними работать.

Вы понимаете, что нужно сделать, чтобы перейти из точки А в точку Б, понимаете, где находитесь на этом пути, и при этом не упускаете из виду конечную цель. Вы можете выстроить стратегию, причем в разных направлениях: финансы, маркетинг, организационная и техническая части, поиск сотрудников.

Второе важное условие успеха – это универсальность. Нужно разбираться в каждой части своего проекта хотя бы на базовом уровне. Я привлекаю подрядчиков и разработчиков, но я бы не смогла управиться с сайтом и эффективно работать, если бы мне пришлось нанимать отдельного человека на каждый чих и каждую поломку. Есть много мелочей, которые лучше уметь самостоятельно решать, иначе потратишь очень много денег на старте.

Базовое понимание процессов поможет вам в том числе и в делегировании. Вы сможете ставить понятные задачи подрядчикам и оценивать, сколько это может стоить. Когда бизнес растет, имеет смысл вкладываться в людей, расширяться, но это уже следующий этап.

Чтобы расширить свои знания, я проходила курс по управлению диджитал-продуктом, где получила крепкую базу о том, как запустить любой онлайн-проект с нуля, узнала про техническую, организационную и финансовую части. Чуть позже я проходила курс по управлению финансами. Он, кстати, не только научил меня рассчитывать бюджет проекта, но и помог сделать сервис по учету финансов.

Все остальное я изучала из открытых источников: статьи, вебинары, конференции.

Если вы планируете запускать свой курс, без предпринимательской базы никуда. Познавать все на своем опыте может быть слишком больно и стоить слишком дорого. Имеет смысл также пройти специализированные курсы по педагогическому дизайну, педагогике, чтобы уметь преподавать.

Теоретическая база важна, но важнее понимание процессов, которые происходят вокруг. Смотрите, как работают предприниматели и бизнесмены, впитывайте их опыт. Читайте больше кейсов, ищите способ попасть в тусовку: через чаты, сообщества.

Этапы создания курса

Шаг 1. Проблема, целевая аудитория, востребованность

На этом этапе вы изучаете рынок. Сначала нужно понять, какую потребность будет закрывать ваш продукт — и есть ли эта потребность вообще.

В инфобизнесе важно понять, есть ли что-то подобное вашему продукту — наличие конкурентов подтверждает востребованность и наличие спроса, это значит, что продукт нужен людям.

Не пугайтесь конкурентов: чем их больше, тем выше спрос, а выделиться можно новым способом закрытия уже существующей потребности. И наоборот: если такого продукта, как у вас, нет на рынке, значит, продукт не нужен, и потребности нет.

Когда я начинала, было много курсов по копирайтингу, но не было такого, который учил бы качественному копирайтингу с высоким бюджетом. Если бы я начала учить чему-то, чему сейчас не учат, люди могли бы не пойти — они просто не знали бы об этой профессии.

У меня есть курс по контент-маркетингу. Массовая холодная аудитория не понимает, кто такой контент-маркетолог, о нем в русскоязычном инфополе говорят мало. Поэтому на курс пошли те, кто у меня уже учился, и те, кто меня читает, знает, чем я занимаюсь, и хочет заниматься чем-то подобным.

Шаг 2. Составьте программу

Соберите свои знания и структурируйте их: двигайтесь от простого к сложному, от общего к частному. Составьте план уроков и распределите информацию, подумайте об интерактивах и домашних заданиях. В этом поможет информация по педдизайну, педагогике, можно и нужно привлекать квалифицированных методистов.

Шаг 3. Решите технические вопросы

Определитесь, где будет размещаться курс, в каком формате он будет проходить.

Первые курсы лучше проводить вебинарами: если вы будете записывать уроки заранее, вы потратите много ресурсов, но продукт может не окупиться.

В онлайне все намного проще, чем в офлайне: вы объявляете программу, расписание, люди записываются, проводите уроки, собираете обратную связь. Так вы обкатаете ваш материал, поймете, чего людям не хватает, доработаете, и уже потом можно записывать видеоуроки или сделать их из записи вебинаров.

Шаг 5. Продумайте маркетинг проекта

Сделайте лендинг и запустите на него трафик, используйте все каналы, где может быть ваша аудитория.

Перед запуском рекламы нужно собрать аудиторию, которая придет на курс первой. У меня была база подписчиков моего телеграм-канала. Можно сделать прогрев и провести для начала бесплатный марафон/вебинар по теме вашего курса или создать простой email-курс. Продать курс без прогрева сейчас почти невозможно: люди не готовы отдавать 15-30 тысяч без доверия. Поэтому нужно либо собирать лояльное сообщество и продавать ему, либо использовать воронки продаж: сбор базы, бесплатные вебинары, полезный контент.

На этом этапе люди смогут понять, интересна ли им эта тема, есть ли сейчас потребность в получении тех навыков, которым вы учите. Также они смогут оценить ваш уровень экспертности, поймут, подходите ли вы им по подаче и подходу к обучению — иногда харизма и личные качества преподавателя перевешивают по важности программу курса.

Шаг 6. Не останавливайтесь в развитии

Чтобы ваш продукт оставался актуальным и востребованным, нужно постоянно его обновлять, собирать обратную связь, смотреть, что людям нравится, а что нет. Получается ли у них к концу курса достигать той цели, что вы ставите в начале? Если нет, значит, чего-то не хватает: практики или базы. У моего курса есть костяк информации, которую я выдаю каждому потоку. Но есть детали, которые я добавляю и меняю с каждым новым набором.

Совет: работайте по принципу MVP – минимально жизнеспособного продукта. Оставьте мечты сразу сделать идеальный курс, двигайтесь небольшими шагами, развивайте его постепенно, собирая обратную связь после каждого потока.

Как посчитать стоимость курса

Чтобы посчитать стоимость продукта, начните с ваших трудозатрат по часам.

Во-первых, ведение курса. Если у вас будет 10 вебинаров по 2 часа, это минимум 20 часов. Затем добавьте время на курирование студентов. Например, у вас будет 10-15 активных студентов из группы на 30 человек. На каждого у вас уходит по 6 часов. Это еще 60 часов. По итогу вы получаете 80 часов вашего времени. Умножьте эту цифру на вашу часовую ставку — допустим, две тысячи. Получается, что как минимум 160 тысяч – стоимость ведения курса.

Добавляйте к этому затраты на рекламу и прогрев, оплату работы подрядчиков и сервисов. Получится, что стоимость доступа к курсу для одного студента должна составлять минимум 10-15 тысяч рублей.

Кому доверить юридическую и финансовую часть

На начальном этапе я все делала сама, но сейчас стала привлекать юриста, который составляет договор оферты и пользовательское соглашение. Если есть возможность, делегируйте юридические вопросы. Пусть лучше профессионал составит ваши документы, чтобы впоследствии вам было проще решать любые проблемы.

В свое время я изучила очень много текстов, статей, вебинаров по поводу оплаты курсов. Сначала мне помогали подрядчики, потом я поняла, что на самом деле все делается очень легко, и настроила все сама.

Я использую связку «эквайринг от ЮКассы + плагин для обучения LifterLMS + плагин для оплаты WooCommerce», к ней привязаны рассылки в Mailerlite. Все работает автоматически: студент оплачивает курс, получает доступ к закрытому контенту, письмо с инструкциями и ссылку на телеграм-чат, где проходит обсуждение и куда я кидаю ссылки на вебинары, они проходят в Zoom. В Зуме же я их и записываю, а потом заливаю на видеохостинг Vimeo – там гибкие настройки приватности и плеера. Если нужно, я вырезаю лишнее в Adobe Premiere Pro — монтаж я пока не делегирую, потому что по первой фрилансерской профессии я как раз видеомонтажер.

Если не разбираетесь в системах оплаты и технических нюансах, лучше нанять подрядчиков, чтобы не тратить нервы на освоение навыков, которые вам больше не пригодятся.

Когда начать делегировать

Команда нужна, когда вы понимаете, что не успеваете охватывать все и много времени тратите на рутину. На то, что вам неинтересно, неактуально, забирает энергию и не дает тех результатов, которые давало раньше. В какой-то момент это чувствуют все предприниматели. На этом этапе нужно обязательно начинать делегировать.

Необязательно сразу собирать большую команду из десяти человек. Можно ее собирать постепенно, начать с 1-2 человек.

Но нанять команду – это не только избавить себя от рутины, но и добавить новых задач. Вам нужно будет управлять командой, контролировать выполнение задач, проверять отчеты.

Сейчас у меня есть несколько авторов на фрилансе, которые пишут статьи на сайт, SMM-щик для инстаграма, помощники по организационным моментам: залить уроки, отправить доступы. Я работаю с выпускниками: так я уверена в качестве работы и не трачу время на испытательный срок и тестовые задания.

Чтобы стартовать с инфопродуктом, нужен внутренний импульс. Если вы видите потребность людей, у вас есть идея продукта, который может эту потребность закрыть, вы на правильном пути. Если у вас есть опыт и знания, готовность проделать большую работу – вы готовы сделать свой первый инфопродукт.

А если вам нужна помощь в упаковке курса, консультация по продукту, маркетингу и контенту — пишите мне в фейсбуке или телеграме.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда