{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Собрать AR-версию Hyundai NEXO за 10 дней в ОАЭ и не сгореть

Я — Михаил Гайдамака, креативный продюсер и основатель студии интерактивных медиа Gaidamaka.pro. А еще я люблю профессиональные челленджи. Расскажу, как мы строили AR-модель Hyundai NEXO для выставки Future Mobility в ОАЭ, сохраняли спокойствие и матерились про себя

Зачем мы в это вписались

Так выглядела AR-инсталляция в Абу-Даби, о которой пойдет речь

С помощью инструментов дополненной реальности клиент хотел показать посетителям выставки, как устроен водородомобиль Hyundai NEXO изнутри. И выиграть борьбу за внимание в условиях конкуренции с новыми моделями Tesla и BMW. Агентство 24TTL искало подрядчика, который соберет AR-презентацию в рекордные сроки, за 10 дней, а еще запустит настроит ее работу на выставке в Абу-Даби.

Нашли нашу студию, как это часто бывает, по сарафанному радио. До сих пор для нас это важный источник клиентов. Спасибо репутации: за 11 лет карьеры — ни одного сорванного проекта, все всегда запускалось вовремя. Это особенно ценится в индустрии ивентов: в тот момент, когда мимо стенда пройдут самые важные персоны, все должно работать. Застройщики, декораторы, прокатчики медиаоборудования могут нечетко соблюдать график. Но медиаконтент — последний в цепочке и должен всегда быть запущен в срок. Мы с этим справляемся.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Идеальный продюсер проекта, на мой взгляд — человек, который всегда думает, что может пойти не так, но не теряет головы при постоянном внутреннем переборе вариантов возможного провала. Что-то может сломаться, не запуститься, не доехать, затормозить, отвалиться, упасть. Моя главная продюсерская задача — эти риски минимизировать. А если риск срабатывает, сразу же предложить решение — «а мы сделаем вот так».

Здорово, что в этой задаче клиент сразу понимал, что хочет. Нам показали конкретные референсы и сказали: хотим показать машину на просвет. А еще важно донести, что она питается свежим воздухом, а вместо выхлопных газов из трубы капает питьевая вода.

Водородомобиль Hyundai NEXO. Красивое (с)  М. Гайдамака

Очень хотелось попробовать новую интересную технологию, поэтому мы решились взять проект с таким близким дедлайном. Импонировало, что с помощью AR тут никто не пытается казаться, пускать пыль в глаза. Просто способствуют принятию взвешенного решения, показывают все, как есть: вот топливный элемент, вот батарейка, вот движки, а тут вместо газа выходит вода. По-моему, идеально.

Предварительные работы в России: адаптация чертежей, выбор платформы и целевого устройства

Клиент передал нам тяжелые инженерные 3D-чертежи автомобиля. Нужно было оптимизировать 3D-модель на их основе к ограничениям мобильных устройств, которые будут использовать представители компании на стенде. Целевым устройством выбрали передовой планшет iPad Pro.

Для срочных проектов с дополненной реальностью мы предпочитаем устройства Apple. У них удобный для разработчиков API ARKit, с которым мы работаем через Unreal Engine.

Несмотря на то, что большинство разработчиков выбирает Unity, наш окончательный выбор — Unreal. Это передовой и стремительно развивающийся движок с открытым исходным кодом, который позволяет быстро себя кастомизировать под нестандартные задачи. А сильная сторона техники Apple — хорошая совместимость между устройствами — именно это спасло судьбу проекта чуть позже, когда планшеты внезапно заменили.

3D-чертежи, которые мы получили от заказчика

Адаптация чертежей потребовала порядка 60-ти часов, уложенных в пять напряженных дней. Сложность состояла в том, что для сдачи работы в срок нужно сразу учитывать ограничения производительности мобильных устройств. На «перебор» вариантов времени нет. В такой ситуации все должно срабатывать без лишнего обдумывания, практически на рефлексах. Справится только опытный специалист.

ОАЭ: установка, отладка. Тысяча и одна неполадка

Для запуска я прилетел в ОАЭ. Первое личное впечатление от Дубая — все вокруг будто ненастоящее.

Например, вдоль дороги из аэропорта посажены деревья. Они не приспособлены к жизни в этом климате и за пару лет сгорают. Их сразу же заменяют. Посреди пустыни — снежная гора под куполом, искусственные озёра. Рядом — самое высокое здание в мире. Вокруг агрессивное потребление: отведайте капучино, посыпанный пищевым золотом. Как по мне, пускай оно лучше пойдет на медицинские приборы, чем покроет меня изнутри.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

На месте нас ждало несколько сюрпризов. Во-первых, вместо iPad Pro нам выдали версию начала 2018 года, ориентированную на учебные заведения. Возможно, желание сэкономить или невнимательность к спецификации. Это устройство могло выделить для работы приложения не 2 Гб оперативной памяти, а 600 Мб — в три раза меньше. Но в таких случаях не выпендриваешься, а делаешь все возможное для успеха мероприятия. Пришлось срочно оптимизировать программу под него.

Во-вторых, как это часто бывает в ивент-индустрии, график запуска сдвинулся. Автомобиль, нужный нам для калибровки AR-приложения, оказался на площадке не в 11 утра, а в 5 часов вечера — всего за 14 часов до открытия выставки. Что ж, за это время мы хорошо посидели на берегу. Наработанное опытом спокойствие помогает принять обстоятельства, которые не можешь изменить. Начинает трясти, колотить — сажаешь ресурс, который потребуется позднее. И только годы, проведённые в профессии, позволяют реагировать на такие сюрпризы очень спокойно.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

В-третьих, выяснилось, что разработчики Unreal Engine допустили несколько ошибок в линейной алгебре, связывающей новую версию движка и ARKit от Apple. С помощью математических преобразований в AR-движке задают ориентацию пространства и повороты объектов. В новом релизе Unreal Engine координаты обрабатывались неправильно, поэтому физическое пространство, пространство камеры и пространство интерактивной сцены не совпадали.

Так вечером перед выставкой мы обнаружили, что трёхмерный объект в приложении не совмещается с реальным автомобилем. А откат на старую версию движка, в которой всё работало корректно, был невозможен: организаторы только что обновили операционную систему (iOS) планшета, и наше программное обеспечение, собранное на предыдущей, просто не запускалось.

Нестыковочка
Нестыковочка №2

Поиск решения через официальные каналы поддержки разработчиков окончился ничем. Поэтому мы угадывали потерянные кем-то коэффициенты прямо на площадке. Компьютер разработчика, на котором происходила сборка приложения, находился за 5000 км. Компиляция исполняемых файлов занимала около 20 минут. Еще 20 минут я скачивал новую версию программы по очень медленному мобильному интернету прямо у выставочного стенда в Абу-Даби. Затем модель проверялась и подбор коэффициентов повторялся заново.

6 часов до открытия — и ничего не работает. Решение этой проблемы заняло всю оставшуюся ночь. Происходящее напоминало ручную стыковку двух спутников на очень далёкой орбите — скажем, Марса. За полтора часа до официального начала мероприятия приложение заработало.

Чем все закончилось

AR-модель водородомобиля Hyundai NEXO пользовалась огромной популярностью на выставке и заинтересовала даже членов королевской семьи. По количеству оказанного внимания выставочный стенд Hyundai зачастую соперничал с соседями — новейшими спорткарами Tesla и BMW i-серии. На крупнейшем в Восточной Европе digital-конкурсе Tagline Awards инсталляция взяла золото как лучший VR/AR-проект.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Мои выводы — продюсеру на заметку

  1. На старте может быть страшно, в конце — тяжело, но выдающихся результатов без амбициозных целей не бывает
  2. Что-то пойдет не плану. Обязательно. Приступай к выполнению плана B
  3. Если реальность становится неподвластной, прими ее как есть и отдыхай. Силы еще понадобятся
  4. Насладись результатом. Не получается насладиться — делай еще
  5. Всегда описывай железо и программный стек в ТЗ
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Anton Sizov

Круть

Ответить
Развернуть ветку
Gaidamaka.pro
Автор

Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Костин

Супер! Спасибо за интересный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Astapkovich

Эль Классико (см видео)

PS Красавчики =)

Ответить
Развернуть ветку
S-ed

А что мотивировало написать о проекте спустя 2 года?
В 2018м AR проект на анриле это было действительно не просто, не то же самое, что в 2021. Почему не написали тогда?

Ответить
Развернуть ветку
Gaidamaka.pro
Автор

Алексей, привет!

Ждал этого вопроса ;) Честно — руки не доходили. Но процесс достижения результата, получился хрестоматийным и не теряет актуальности сегодня, согласитесь. Скорее всего, не потеряет и через пять лет.

Впрочем, хочется верить, что к тому моменту индустрия чуточку повзрослеет, и всё у всех всё будет получаться без проблем и сразу : )

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

А что бы было, если бы приложение так и не заработало к началу выставки?

Ответить
Развернуть ветку
Gaidamaka.pro
Автор

Ну, никто бы не умер ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алина Секацкая

Очень интересно! Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Gaidamaka.pro
Автор

Спасибо, приятно слышать 😊

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда