{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Интересный управленческий опыт: как провести федеральный фестиваль на 1100 городов во время пандемии

Фестиваль уличного кино: о проведении одного из самых масштабных событий России с небольшой командой

Фестиваль уличного кино проходит по всей России с 2014 года. Миссия авторов — познакомить массовую аудиторию с независимым российским кино. В городах устраивают открытые показы лучших российских короткометражек, а зрители выбирают победителя с помощью света фонариков.

Фестиваль появился как инициатива двух студентов из Владивостока: в 2014 году Александр и Маргарита Щеряковы на фуре отправились устраивать бесплатные показы короткометражных фильмов отечественных режиссеров в 15 городах страны. Уже в 2015 году проект поставил рекорд как самый протяженный путешествующий фестиваль, а в 2016 году инициатива охватила 67 стран. Авторы называют Фестиваль уличного кино «самым народным» — победителей конкурса определяют пришедшие на показ зрители, а все мероприятия проходят бесплатно.

Из-за пандемии организаторам пришлось стремительно меняться, не изменяя начальным принципам. В 2021 году фестиваль проходит более чем в 1000 городов и населенных пунктов России. В октябре фестивальный тур завершится и будет объявлено имя режиссера, получившего наибольшее число зрительских голосов по всей стране. Автор лучшей работы получит главный приз — грант в 1 500 000 рублей. В серии публикаций мы расскажем про опыт фестиваля — от адаптации к ограничениям до продвижения события в тысяче городов небольшой командой. Для первого текста мы поговорили с генеральным продюсером события Александром Щеряковым о восьмилетнем опыте проведения, ковидных трансформациях и важных уроках, которые удалось извлечь из новых условий.

Александр Щеряков, генеральный продюсер Фестиваля уличного кино

Как привлечь аудиторию на что-то новое

В первые годы проведения фестиваля короткий метр еще не стал самостоятельным жанром. Если в 2014 году небольшие фильмы для авторов были лишь шагом в сторону полнометражных картин, то сегодня можно существовать как режиссер исключительно короткометражных лент. Короткие новеллы можно продавать платформам, производить сериалы для YouTube или работать на стыке творчества и рекламы, создавая художественные фильмы для брендов. Последний вариант, например, выбрала компания Red Pepper Film, режиссер которой Иван Соснин стал победителем Фестиваля уличного кино в 2020 году.

Вместе с тем в 2014 году предложение «освободи вечер под короткометражки российских режиссеров» выглядело не очень соблазнительно для массового зрителя. Чтобы привлечь аудиторию, организаторы наполняли фестиваль большим количеством дополнительных активностей: выступлениями музыкальных команд, велопробегами, лекциями, гастрономией и т.д. Люди приходили в первую очередь на это, а попутно смотрели фильмы. Со временем из «десерта» программа российских короткометражек стала «главным блюдом» фестиваля.

«За 8 лет фестиваль оброс многочисленной и очень лояльной нам публикой, которая ценит короткий метр и получает удовольствие от проведения вечера в компании молодых российских режиссёров», — Александр Щеряков, генеральный продюсер Фестиваля уличного кино.

Почему авторы не ушли в онлайн, когда пандемия увеличила бюджет в два раза

В 2020-2021 годах из-за ковидных ограничений фестиваль, с одной стороны, потерял множество зрителей, а с другой — почти вдвое увеличил команду, в связи с чем сильно вырос бюджет. По словам Александра Щерякова, очень большие деньги уходят на обеспечение мер безопасности: ограждение пространств, выдачу масок, проверку ковид-тестов на входе, обработку всех гостей санитайзером и другие меры, без которых событие федерального уровня сегодня провести невозможно.

Переход фестиваля в онлайн для экономии бюджета, как считают организаторы, убил бы всю концепцию и превратил фестиваль в совершенно другой проект. Главное, от чего им не хотелось отказываться — модель выбора победителя, при которой голосование за лучший фильм происходит на открытых площадках всей страны силами обычных зрителей.

В этом году проект представляет онлайн-кинотеатр KION, принявший участие в формировании конкурсной программы и внесший значительную часть денег на организацию.

«Нам было важно сохранить идею самого народного фестиваля. Также уход в онлайн разрушил бы атмосферу, за которую нас ценят сотни тысяч зрителей: лужайка родного города, звёздное небо, чай в термосе, плед, любимый человек под боком и классное кино».

Как показать кино всем желающим, когда массовые мероприятия ограничены

Впервые за 8 лет организаторам пришлось ввести предварительную регистрацию и пускать на площадку по QR-коду, соблюдая шахматную рассадку. Если максимум — это 50 человек, то и регистрация будет на 50 человек, при том, что все зарегистрировавшиеся еще и не обязательно придут. В «доковидные времена» были ситуации, когда в населенном пункте с населением 7 тысяч человек на фестивальную площадку приходила тысяча — примерно 15% всех жителей. По словам создателей, красивые картинки с многотысячными показами пока в прошлом.

«Мы решили проводить по 5-7 показов в течение нескольких дней, чтобы представить программу как можно большему числу зрителей».

Почему небольшие города лучше идут на сотрудничество

Команда фестиваля гордится присутствием в небольших населенных пунктах, моногородах и кубанских станицах. Подать заявку на сайте может активист из любой точки страны — для таких городов, как считают организаторы, это едва ли не единственная возможность увидеть авторское кино, которого нет в открытом доступе, и проголосовать за него наравне с миллионниками. Также в небольших городах почти всегда более благодарная публика и значительно проще договориться с администрацией и местными сообществами.

Некоторые города-участники стараются переплюнуть друг друга в выборе площадки и наполнении культурной программы, разбавляя их местными историческими и этническими особенностями, «приметами места». Так, зачастую фестивальные показы проходят у подножия гор, на берегу озер, крышах домов и т.д. А в городе Тутаев Ярославской области мэр настолько зажегся фестивалем, что предложил провести его на берегу реки. К набережной пригнали баржу с гигантским светодиодным экраном, а публика собралась у кромки. Событие попало в Книгу рекордов России, как самый большой кинопоказ на воде.

Фестиваль уличного кино с экраном на барже, город Тутаев Ярославской области, 2019 год

«В Набережных Челнах показ собрал 14 тысяч зрителей — столько мы не собирали ни в Екатеринбурге, ни в Москве. Больше нас в Челнах собирал разве что Филипп Киркоров».

Были и урбанистические истории. В достаточно большом Омске долго не могли найти атмосферное место для показа программы. Тогда организаторы нашли меценатов и с их помощью построили деревянный амфитеатр в центре города. Место существует до сих пор и развивается как общественное пространство.

По словам организаторов, обычно малые города больше заинтересованы в новых мероприятиях, чем региональные столицы. Если в условную Казань нужно идти и уговаривать, то деревни самостоятельно выходят на организаторов — заявки прилетают даже в конце августа, когда фестиваль почти закончился. Подать заявку через форму на сайте может любой желающий.

Фестиваль уличного кино в Набережных Челнах собрал 14 тысяч зрителей в 2018 году

«Показы в некоторых небольших населенных пунктах могут выглядеть странно для столичного зрителя, но это наши самые душевные показы. Подвешенные на деревьях баннеры или большой телевизор, выставленный на подоконнике избы. И самые разные люди, сидящие на улице в своей деревне и голосующие за наши фильмы. Это наша страна. Она прекрасна!»

Много показов делается подвижниками, а не администрациями городов или коммерческими площадками. Это городские активисты, которые говорят: «В нашем городе скучно, мы хотим затащить сюда что-то новое».

Подготовка к фестивалю идет весь год — после закрытия в октябре организаторы начнут писать письма в города с просьбой зарезервировать площадки на следующий сезон. Где-то Фестивалю уличного кино удается встроиться в крупные локальные праздники, а где-то города помогают из местных бюджетов, утверждающихся до начала нового года.

К чему привела новая реальность

За два последних года команда Фестиваля уличного кино многократно сталкивалась с переносами показов из-за вводимых ограничений. Очень часто возникали ситуации, когда команда на протяжении продолжительного времени готовит показ на конкретную дату, а одним днем в регионе вводятся новые ограничения и мероприятие приходиться переносить на месяц. Или наоборот — ограничения резко снимают на короткий промежуток, и администрация города говорит: делайте на следующей неделе. А это значит — нужно срочно печатать баннеры, арендовать технику и т.д. По словам технического директора фестиваля Евгения Симанькина, только в 70% случаев у команды получалось оперативно договориться со всеми партнерами на новую дату.

«В 30% случаев бывает разная жесть. Ты пишешь большое подробное техзадание и думаешь, что учел всё, до мельчайших подробностей. Но зачастую бывает такое, что люди просто не читают это, и за три дня до показа человек спрашивает: “А что — демонтировать надо?” или “А что — мы звук должны предоставить?”. Тут начинаются веселые пляски с бубном, когда используешь все возможные знакомства, даже если пять лет с человеком не общался. Например, ты слышал, что у старого друга в этом городе есть музыкальная группа — начинаешь спрашивать контакты всего необходимого оборудования.

И ладно, один город так держишь, а когда три площадки сразу изменилось, то ты уже бегаешь с горящей головой и пытаешься решить вопросы. И все эти ситуации в этом году нам удалось решить», — Евгений Симанькин, технический директор Фестиваля уличного кино.

В 2020 году у фестиваля впервые не было массового показа в Москве — как раз перед началом сезона ввели ограничения. В 2021 повезло пройти за несколько дней до введения жестких запретов, и событие состоялось. В столице традиционно идут три мероприятия: торжественное открытие, конкурсный фестивальный показ и церемония закрытия с награждением победителей.

Открытие и закрытие — индустриальные мероприятия с конкурсантами, партнерами и представителями индустрии, большой деловой программой. В этом году конкурсный показ прошел в Зеленом театре ВДНХ и собрал 1 500 зрителей из 4 тысяч возможных — как раз из-за обеспечения ограничений.

Фестиваль уличного кино в Зеленом театре на ВДНХ в 2021 году

«Подготовка фестиваля в 1000 городах в условиях постоянной неопределенности и смены правил — интересный организационный и управленческий опыт», — Александр Щеряков, генеральный продюсер Фестиваля уличного кино.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда