Интересный управленческий опыт: как провести федеральный фестиваль на 1100 городов во время пандемии
Фестиваль уличного кино: о проведении одного из самых масштабных событий России с небольшой командой
Фестиваль уличного кино проходит по всей России с 2014 года. Миссия авторов — познакомить массовую аудиторию с независимым российским кино. В городах устраивают открытые показы лучших российских короткометражек, а зрители выбирают победителя с помощью света фонариков.
Фестиваль появился как инициатива двух студентов из Владивостока: в 2014 году Александр и Маргарита Щеряковы на фуре отправились устраивать бесплатные показы короткометражных фильмов отечественных режиссеров в 15 городах страны. Уже в 2015 году проект поставил рекорд как самый протяженный путешествующий фестиваль, а в 2016 году инициатива охватила 67 стран. Авторы называют Фестиваль уличного кино «самым народным» — победителей конкурса определяют пришедшие на показ зрители, а все мероприятия проходят бесплатно.
Из-за пандемии организаторам пришлось стремительно меняться, не изменяя начальным принципам. В 2021 году фестиваль проходит более чем в 1000 городов и населенных пунктов России. В октябре фестивальный тур завершится и будет объявлено имя режиссера, получившего наибольшее число зрительских голосов по всей стране. Автор лучшей работы получит главный приз — грант в 1 500 000 рублей. В серии публикаций мы расскажем про опыт фестиваля — от адаптации к ограничениям до продвижения события в тысяче городов небольшой командой. Для первого текста мы поговорили с генеральным продюсером события Александром Щеряковым о восьмилетнем опыте проведения, ковидных трансформациях и важных уроках, которые удалось извлечь из новых условий.
Как привлечь аудиторию на что-то новое
В первые годы проведения фестиваля короткий метр еще не стал самостоятельным жанром. Если в 2014 году небольшие фильмы для авторов были лишь шагом в сторону полнометражных картин, то сегодня можно существовать как режиссер исключительно короткометражных лент. Короткие новеллы можно продавать платформам, производить сериалы для YouTube или работать на стыке творчества и рекламы, создавая художественные фильмы для брендов. Последний вариант, например, выбрала компания Red Pepper Film, режиссер которой Иван Соснин стал победителем Фестиваля уличного кино в 2020 году.
Вместе с тем в 2014 году предложение «освободи вечер под короткометражки российских режиссеров» выглядело не очень соблазнительно для массового зрителя. Чтобы привлечь аудиторию, организаторы наполняли фестиваль большим количеством дополнительных активностей: выступлениями музыкальных команд, велопробегами, лекциями, гастрономией и т.д. Люди приходили в первую очередь на это, а попутно смотрели фильмы. Со временем из «десерта» программа российских короткометражек стала «главным блюдом» фестиваля.
Почему авторы не ушли в онлайн, когда пандемия увеличила бюджет в два раза
В 2020-2021 годах из-за ковидных ограничений фестиваль, с одной стороны, потерял множество зрителей, а с другой — почти вдвое увеличил команду, в связи с чем сильно вырос бюджет. По словам Александра Щерякова, очень большие деньги уходят на обеспечение мер безопасности: ограждение пространств, выдачу масок, проверку ковид-тестов на входе, обработку всех гостей санитайзером и другие меры, без которых событие федерального уровня сегодня провести невозможно.
Переход фестиваля в онлайн для экономии бюджета, как считают организаторы, убил бы всю концепцию и превратил фестиваль в совершенно другой проект. Главное, от чего им не хотелось отказываться — модель выбора победителя, при которой голосование за лучший фильм происходит на открытых площадках всей страны силами обычных зрителей.
В этом году проект представляет онлайн-кинотеатр KION, принявший участие в формировании конкурсной программы и внесший значительную часть денег на организацию.
Как показать кино всем желающим, когда массовые мероприятия ограничены
Впервые за 8 лет организаторам пришлось ввести предварительную регистрацию и пускать на площадку по QR-коду, соблюдая шахматную рассадку. Если максимум — это 50 человек, то и регистрация будет на 50 человек, при том, что все зарегистрировавшиеся еще и не обязательно придут. В «доковидные времена» были ситуации, когда в населенном пункте с населением 7 тысяч человек на фестивальную площадку приходила тысяча — примерно 15% всех жителей. По словам создателей, красивые картинки с многотысячными показами пока в прошлом.
Почему небольшие города лучше идут на сотрудничество
Команда фестиваля гордится присутствием в небольших населенных пунктах, моногородах и кубанских станицах. Подать заявку на сайте может активист из любой точки страны — для таких городов, как считают организаторы, это едва ли не единственная возможность увидеть авторское кино, которого нет в открытом доступе, и проголосовать за него наравне с миллионниками. Также в небольших городах почти всегда более благодарная публика и значительно проще договориться с администрацией и местными сообществами.
Некоторые города-участники стараются переплюнуть друг друга в выборе площадки и наполнении культурной программы, разбавляя их местными историческими и этническими особенностями, «приметами места». Так, зачастую фестивальные показы проходят у подножия гор, на берегу озер, крышах домов и т.д. А в городе Тутаев Ярославской области мэр настолько зажегся фестивалем, что предложил провести его на берегу реки. К набережной пригнали баржу с гигантским светодиодным экраном, а публика собралась у кромки. Событие попало в Книгу рекордов России, как самый большой кинопоказ на воде.
Были и урбанистические истории. В достаточно большом Омске долго не могли найти атмосферное место для показа программы. Тогда организаторы нашли меценатов и с их помощью построили деревянный амфитеатр в центре города. Место существует до сих пор и развивается как общественное пространство.
По словам организаторов, обычно малые города больше заинтересованы в новых мероприятиях, чем региональные столицы. Если в условную Казань нужно идти и уговаривать, то деревни самостоятельно выходят на организаторов — заявки прилетают даже в конце августа, когда фестиваль почти закончился. Подать заявку через форму на сайте может любой желающий.
Много показов делается подвижниками, а не администрациями городов или коммерческими площадками. Это городские активисты, которые говорят: «В нашем городе скучно, мы хотим затащить сюда что-то новое».
Подготовка к фестивалю идет весь год — после закрытия в октябре организаторы начнут писать письма в города с просьбой зарезервировать площадки на следующий сезон. Где-то Фестивалю уличного кино удается встроиться в крупные локальные праздники, а где-то города помогают из местных бюджетов, утверждающихся до начала нового года.
К чему привела новая реальность
За два последних года команда Фестиваля уличного кино многократно сталкивалась с переносами показов из-за вводимых ограничений. Очень часто возникали ситуации, когда команда на протяжении продолжительного времени готовит показ на конкретную дату, а одним днем в регионе вводятся новые ограничения и мероприятие приходиться переносить на месяц. Или наоборот — ограничения резко снимают на короткий промежуток, и администрация города говорит: делайте на следующей неделе. А это значит — нужно срочно печатать баннеры, арендовать технику и т.д. По словам технического директора фестиваля Евгения Симанькина, только в 70% случаев у команды получалось оперативно договориться со всеми партнерами на новую дату.
В 2020 году у фестиваля впервые не было массового показа в Москве — как раз перед началом сезона ввели ограничения. В 2021 повезло пройти за несколько дней до введения жестких запретов, и событие состоялось. В столице традиционно идут три мероприятия: торжественное открытие, конкурсный фестивальный показ и церемония закрытия с награждением победителей.
Открытие и закрытие — индустриальные мероприятия с конкурсантами, партнерами и представителями индустрии, большой деловой программой. В этом году конкурсный показ прошел в Зеленом театре ВДНХ и собрал 1 500 зрителей из 4 тысяч возможных — как раз из-за обеспечения ограничений.