{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как дедушка TPS вырастил внуков Lean, Kanban, Scrum и Agile?

И причем здесь алхимия?

Есть всего два пути как увеличить прибыль. Увеличить выручку или снизить расходы. Оптимизация предлагает делать это одновременно.

Для начала предлагаю немного истории и терминологии.

"TPS" - ("Toyota Production System" - зародившаяся в середине 20 века ) - система управления производственным предприятием на основе оптимизации процессов, созданная на предприятиях "Toyota" в Японии целым поколением талантливых управленцев. "TPS" в короткие сроки позволила японскому автопроизводителю не только догнать, но и перегнать лидера рынка - американский автопром, что в свою очередь побудило американцев учиться у японцев, благо японцы не были против и с радостью делились своими секретами, так как обучение являлось одним из принципов "TPS".После ошеломительного успеха TPS распространилась по всему миру, адаптировалась к разным культурам и распространялась на разный бизнес, но более всего расчленялась на отдельные инструменты и внедрялась частями из за чего, к огромному сожалению, и теряла главный синергетический эффект. Дело в том, что каждый отдельный элемент этой системы сам по себе несет большую ценность, однако соединенные вместе, эти элементы образуют структуру, превосходящую в своей совокупности простую сумму эффектов от каждого отдельного элемента.

"Lean" (80ые года 20 века)- система бережливого производства, лучше всего представить ее как адаптацию TPS к западной культуре и именно на ней я и попытаюсь объяснить TPS.

"Kanban" - один из аутентичных инструментов TPS - принцип "точно в срок" - подход, исходящий от производства, который направлен на сокращение запасов и времени выполнения заказа за счет синхронизации производства с запросами клиентов и возможностями поставщиков. Кстати, именно в Kanban первым и отразился принцип обучения. "Тoyota" не хотела, чтобы поставщики диктовали ей условия поставок и привозили, например, больше деталей "про запас", экономя на логистике, однако здесь создавался конфликт интересов, и "Toyota" приняла решение учить и внедрять свои принципы работы в бизнес поставщиков, что оптимизировало процессы внутри партнеров, что в свою очередь положительно влияло на саму "Toyota" - принцип "win-win".

"Scrum" (конец 20 века) - по признанию автора метода - это "революционный метод управления проектами", своего рода адаптация и развитие идей "TPS" под разработку программного обеспечения. Основной идеей "Scrum" является разбитие процесса разработки на так называемые "спринты" , обычно 1-4 недель, результатами которых является готовый прототип создания продукта с минимальным, но приоритетным функционалом или требуемого изменения в существующем продукте. Спринты дают возможность заказчику или тестируемому пользователю вносить оперативные изменения в продукт. Важной особенностью "Scrum" является ежедневное взаимодействие всех участников процесса и заинтересованных сторон в формате совещания, но не более, чем на 15 минут и проводимое стоя, на котором максимально кратко обсуждаются вопросы в трех форматах - что сделано? что предстоит сделать? и что мешает делать? Результаты обсуждения вывешиваются на общее обозрение команды на специальной scrum доске, что позволяет не только отслеживать процесс в режиме реального времени, но и сплачивает команду тем, что каждый участник обозревает весь процесс целиком и может вносить кросс функциональные изменения. Важной особенностью "Scrum" является возможность применения его принципов в разных областях.

"Agile" (начало 21 века) - обобщающий термин целого набора методик разработки ПО. "Agile" отличается гибкостью подхода, опирается на манифест "Agile", содержащий 4 основные идеи и 12 принципов. При этом "Agile" не содержит практических инструментов реализации, а является философским подходом к практической деятельности. "Agile" более адаптирован к современным реалиям, но и подвергается критике за счет кратковременности и обособленности планирования, что приводит к накоплению "технического долга", когда последующие изменения продукта усложняются за счет того, что не были оценены и запланированы в моменте создания продукта.

Теперь, когда мы определились в терминологии позвольте мне, насколько возможно кратко описать суть первоисточника "TPS" (или его первого последователя "Lean"), чтобы вы смогли провести свои исторические параллели и оценили насколько важно изучать саму "TPS" при желании оптимизировать необходимые процессы.

Итак, поскольку "TPS" это целая философия, зародившаяся в особенной, ни на что не похожей стране, позвольте мне сконцентрироваться на практических инструментах в подходе, опираясь на "Lean". "Lean" - "бережливое производство" - сосредоточение ресурсов для создания ценности путем сокращения потерь.

Потерями в "Lean" принято считать все, что не создает измеряемой ценности.

Потери в Lean:

1. Перепроизводство - производить больше, чем требуется заказчику.

2. Ожидание (потеря времени) - любое ожидание сотрудниками.

3. Лишняя транспортировка или перемещение - любое перемещение принято считать потерей, потому что оно не создает никакой ценности для продукта.

4. Излишняя обработка - делать то, что не нужно заказчику, полагая что это нужно.

5. Избыток запасов - любые запасы приводят к накоплению и потере , все что нужно должно быть вовремя привезено и забрано.

6. Лишние движения - любые ненужные перемещения людей.

7. Дефекты - любой брак на любом этапе создания продукта.+ нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Мерами для сокращения потерь считаются:- устранение потерь времени и ресурсов- встраивание контроля качества в систему организации процессов- поиск дешевых и надежных альтернатив новым дорогим технологиям- совершенствование технологий бизнеса- создание культуры, предполагающей обучение и непрерывное совершенствование.

В "TPS" (как и "Lean") создано много инструментов для реализации мер по устранению потерь, однако, чтобы перечислить их мне потребуется просто скопировать всю книгу "ДАО Тойота", поэтому я перечислю основные, о которых, Вы, уважаемый читатель, наверняка уже слышали:

- "Кайдзен" - постоянное улучшение (а также возникновение "Scrum", "Agile", "Lean")

- "Гемба" - место, где создается ценность и контролируется руководителем (доска "Scrum")

- "Дзидзока" - интеллектуальная автоматизация, в случае возникновения ошибки - остановка всего процесса, исправление, принятие мер к недопущению повторной ошибки

- "MVP" - думаю не надо объяснять и да, MVP зародился именно там

- "VSM" и" VSD" - карта процесса создания ценности (мониторинг текущей ситуации - дашборд и дизайн улучшения - гипотезы)

- "Six sigmas" - набор методов и инструментов, исходящих от производства для улучшения процессов на основе статистического анализа

- "5 S" - сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование

- "Kanban" и многие другие...

Идея предполагает, на основании карты процесса, применять необходимую комбинацию инструментов для реализации мер сокращения потерь. И да, у "ДАО Тойота" есть свои 14 принципов на которые опирается система. Но об этом в следующий раз.

А вопрос из заголовка - причем здесь алхимия??? Как алхимики на заре нашего века пытались очищать вещества и соединять их между собой для получения избыточной ценности, как в эпоху Возрождения Микеланджело Буонарроти брал глыбу мрамора и отсекал все лишнее для создания шедевров, так и "Toyota" отсекает потери, соединяет расчет и действие в своем круговом принципе (act-plan-do-check).

Но помните у каждого свой путь, и если Тойота искала гармонию в уравновешивании процессов, то:

- "Иkea" является компанией с гипероптимизацией

- "Apple" отказалась от ассортимента, сосредоточившись на качестве

- "Ryanair" позволила управлять неопределенностью лучше, чем прогнозированием,

a "Macdonalds" экстремально стандартизировал все что происходит внутри и снаружи. У каждого свой путь и нет на нем ошибок. Да пребудет в Вами сила)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда