Фриланс: что делать если кушать хочется, а заказов нет?
Нет, не корить себя. Нет, не делать бесплатные тестовые. Нет, не менять профессию, если душа лежит к этой. А что делать? Действовать! Как именно? Описала в статье.
Практически в каждой моей статье про дизайн, деньги, договоры я вижу отклики в стиле «Моя подруга/друг/сын собаки тещи отличный дизайнер уже N лет, последние N лет не может найти работу, в дизайне денег нет, как вообще жить?» Эти же люди с трудом верят, что дизайн лендинга может стоить 250.000 рублей и что у меня кто-то заказывает по таким ценам. Но не всегда было так, да и речь сейчас не обо мне…
Итак, вы –специалист, дизайнер, у вас нет заказов, и перед вами два вопроса:
- Почему так сложилось?
- Что делать в этой ситуации?
Самое очевидное - вас не видят
Заказчикам нужно где-то вас находить, и если в привычных ареалах обитания потенциальных клиентов (соцсети, тематические блоги, форумы, фриланс-площадки) вы не мелькаете – значит, у вас не будет заказов.
Однозначно стоит попробовать:
- Хорошо вести инстаграм. Этому можно достаточно быстро научиться при наличии свободного времени.
- Создать и поддерживать Биханс, Дриббл и иные площадки, качественно оформляя работы. Указывать ключевые слова, отвечать на комментарии и так далее.
- Оформить профили и уделять ограниченное время поиску заказов на множестве фриланс-площадок. Ловушка этого канала в том, что на него может уйти весь день, поэтому и время на это стоит ограничивать.
- Писать статьи на различные площадки или хотя бы переводить их с иностранных источников.
- Посмотреть, как другие дизайнеры ведут ютуб, тик ток или иную площадку и начать ее вести, поддерживая каждый день.
- Создать себе сайт на Тильде или ином хорошем (!) конструкторе, или нарисовать и сверстать его самостоятельно.
Каждому – по способностям. Умеете краситься, писать, кривляться или хорошо говорить на камеру? Делайте, что умеете и ищите свою целевую аудиторию там, где привычнее. Стоит понимать, что тщательное ведение даже одной профильной густонаселенной площадки или соцсети способно генерировать поток клиентов.
Ваши работы не нравятся заказчикам
Если у вас уже есть аудитория, а заказов все равно нет… хотя, кого я обманываю. В среднем, заказчики не так хорошо разбираются в дизайне, чтобы отличать работу уровня колхоза им. Ильича от хорошей, добротной работы. Часто заметен или совсем плохой дизайн, или нечто совершенно необыкновенное и достойное места на AWWWARDS. Отсюда, если у вас есть аудитория – у вас есть заказы, даже если вы в среднем делаете не самые лучшие работы, что особенно хорошо видно в топ100 дизайнеров fl.ru.
Если вы все равно считаете, что ваши дела совсем плохи – спросите совета у нескольких арт-директоров, создайте опросы в профильных группах, поищите наставника на Фейсбуке, попросите говорить только правду и ничего кроме правды. Там же подскажут в какую сторону развиваться – не оскудела благодетелями еще земля Русская. И это бесплатно.
Ваши работы сосредоточены в одной узкой нише
Например: вы работаете только с Тильдой или делаете дизайн шаблонов на Opencart. Если работы значительно не выделяются на фоне конкурентов, или вы не умеете продавать себя – вполне можно остаться без заказов на продолжительный период времени.
Выход - смотреть шире, сделать несколько промо-сайтов, может – интернет-магазин для себя. Переделать Победу, которая постоянно выдает сомнительные UX-решения, или любой другой известный сайт. И вернуться к п.1 - растить аудиторию и рассказывать о своей работе.
У вас мало работ
Немного простых советов:
- Из предыдущего пункта: переделывайте известные сайты, улучшайте их.
- Ищите оплачиваемые тестовые задания на разных площадках.
- Устройтесь в студию или пойдите помощником к арт-директору на небольшой оклад с возможностью публиковать свои работы на Биханс и в других каналах.
- Положите болт на все мирское и сделайте свою коллекцию NFT.
- Найдите свой способ получить много работ за короткое время :)
Вы неудачно описываете работы или себя
К моим статьям о важности портфолио я часто видела комментарии в стиле: «Портфолио – не показатель, никогда не поймешь, какую роль выполнял дизайнер. Может, он просто за кем-то доделал или присвоил работу».
Отсюда:
- Подробно и по пунктам описывайте, что вы сделали, какую задачу вы решали и к каким выводам пришли. Полотно текста делать не стоит, но 500-1000 символов написать можно.
- Качественно оформляйте результат в вашем портфолио. На это стоит потратить время.
- После отрисовки макетов уточните у заказчика, готов ли он предоставить обратную связь по вашей работе заинтересованным клиентам или просто написать вам отзыв.
- При знакомстве с потенциальным клиентом указывайте, каким опытом вы обладаете и как конкретно ваш опыт может помочь решить его задачу.
- Оформите портфолио как PDF, резюме на HH и отправляйте по первому запросу.
- Сыграйте в самопрезентацию со знакомым арт-директором или успешным дизайнером, ценная обратная связь может помочь разобраться.
Вы не видите ценности в своей работе или работаете за еду
Синдром работы за еду может быть вызван множеством причин: низкая самооценка, синдром самозванца, иные психологические проблемы, вызванные родителями, бывшим начальством, собой любимым.
Лечение – чтение профильной литературы, повышение самооценки и психолог. Не стоит бояться психолога, не стоит думать что проблема слишком мала, чтобы ее решать таким образом. Удивительно, но до сих пор многие дизайнеры с опытом работы думают, что за 300р/час на фрилансе стоит продавать свой труд, хотя даже промоутеру платят больше.
У вас есть проблемы с общением, а повторных заказов нет
Если жизнь складывается так, что заказчики постоянно срываются и хамят, все вокруг неправы и никто вас не понимает – возможно, проблема в зеркале. Ну, не в самом зеркале, а в том, кто в нем отображается.
Элементарно следующее:
- Большинство людей не ищет конфликта и не хочет решать проблемы через конфликт.
- Рассказывая о себе, своей работе и будучи открытым, меньше шансов наткнуться на недопонимание, способное вылиться в конфликт.
- Заказчики ждут ответов на их вопросы, хотят знать регламент работ, хотят понять этапы работ и то, что вы в состоянии справиться с работой. Разумные вещи, а не «эти ваши тупые вопросы».
- Оставайтесь вежливыми в любом случае, общайтесь по электронной почте и фиксируйте все договоренности закрепленным в договоре способом. Помните, что договор – самый простой способ избежать проблем в будущем.
- Будьте на связи (хотя бы раз в день) и сдавайте работу в срок.
В итоге
- Разберитесь, действительно ли вы не сам себе злобный Буратино и не отталкиваете заказчиков своим поведением или своими работами.
- Ведите хотя бы одну профильную площадку постоянно, кропотливо и на хорошем уровне. А лучше 2-3.
- Не работайте за еду.
- Посвящайте свое свободное время поиску заказов, ведению площадок, улучшению своих навыков, рисуйте работы для портфолио, отводя для каждой задачи выделенные временные промежутки. Не сериалам.
- Учитесь продавать себя, свои работы, обзаведитесь большим портфолио разных тематик (интернет-магазины, промо-сайты, лендинги, сайты услуг и др.)
- Заведите друзей – успешных дизайнеров или арт-директоров, которые смогут помочь советом в сложной ситуации.
- Прикармливайте заказчиков так, чтобы они возвращались к вам снова. Например, проверьте сайт после верстки, и, если заметите ошибки - сообщите о них бесплатно.
С вами была Лена Нексман. Мой канал тут, а заказать работу можно тут. Желаю успехов и хороших заказчиков в следующем году :)
Смысл статьи можно уместить в две строчки цитаты:
"Учись и работай, участвуй в борьбе
И красное знамя доверят тебе"
Да. Если ничего не делать и ныть - ничего не будет.
Если что-то делать ежедневно и не ныть - что-то будет.
С одной стороны, капитанство чистой воды.
С другой стороны, я хочу вселить веру в начинающих дизайнеров или людей, которые долго не могут найти работу и находятся в эмоциональном тупике, что все в их руках и найти выход - проще чем кажется. Что понятные, ежедневные действия, посильные практически каждому - дают реальный результат.
Благими намерениями....
Вселять веру всегда легче, чем дать реальный заработок. Поэтому храмы процветают, а заводы закрываются.
Есть над чем задуматься, на самом деле....
Скиньте дизайн лендинга за 250к рублей пжалуйста:)
Конкретный вопрос: работаю за еду на fl.ru - смысл вашей статьи понял, но необходим переход. Работать день за 3000 уже не хочу, за 12000 еще никто не предлагает. Как из точки А, попасть в точку Б? Строчить статьи в социалки и выставить ценник ХХХХХ рублей, ожидая, что кто-то клюнет?
Конкретный ответ. Не знаю, чем вы занимаетесь, но если бы занимались дизайном то:
1) Перенимать мастерство зарубежных профессионалов и делать свое портфолио на площадках вроде behance похожим на их
2) На высоком уровне, ежедневно вести социалки и позиционировать себя как профи
3) Психологически разрешить себе зарабатывать больше, захотеть большего и не бояться называть более высокую цену, обладать аргументацией для обоснования этой цены и не бояться отказов
Именно (3) пункт вызывает больше всего отторжения у людей, которые хотят большего дохода. Когда вам человек 30, а может и 100, скажет что ваша работа не стоит запрошенной стоимости - сложно будет не сдаться. Только огромная уверенность в себе и своих действиях поможет пройти через этот этап.
Чтобы заплатить дизайнеру даже 100.000 - заказчик должен понимать что за эти деньги он покупает человека с именем, крутыми работами или релевантным опытом. Будьте похожи на такого человека, возможно не сразу, но этого можно достичь.
Грубо говоря, нужно сделать для начала "упаковку" бизнеса. Фрилансер без упаковки - ноунейм.
В целом, верно. Даже не бизнеса, а себя как специалиста.
Я иллюстратор. С русскими клиентами работала за еду, получала много критики и кучу правок по каждой иллюстрации. Потом перешла на зарубежную фриланс биржу, выставила сначала минималку, потом пошла в отпуск и подняла цены, чтобы не заказывали, и знаете что? Заказы не упали. Я поднимала, поднимала и поднимала. Я за два дня могу заработать зарплату своих родителей за месяц. И это при ровно том же навыке рисования, я всегда выдаю одинаковое качество. Никакой критики, только море похвалы. Короче просто советую зарегаться на файвер, апворк и прочих и не боятся повышать ставки, поднять себе этим самооценку. И когда начинаешь понимать, что за это готовы столько заплатить, то уже и русским заказчикам не страшно назвать такую сумму и большинство оказывается с ней согласятся (!).
Нужны доказательства что вы не балабол
В целом, это общеизвестные факты, не вижу причин с ними не соглашаться :)
Вот например, сегодня ночью пришел заказ, человек доплатил за фон и доставку за два дня (обычно неделю), выполнение иллюстрации займет около 2-4 часов. С вычетом комиссии и переводе в рубли получится 6к. Я могу делать 2-4 иллюстрации в день ( в зависимости от сложности и сезона). Рекорд был в прошлом феврале, так как мой товар связан с влюбленными, одна иллюстрация вышла на 256$ (до вычета комиссии), а заказчики валили толпами. А врать мне нет смысла, мой профиль полупустой и здесь я ничего не продаю. Просто хотела подбодрить такого же как я год назад.
Да, это отличный способ вырасти в доходе и самооценке.
Света, спасибо за ваш отличный пример)
Могу только добавить что с иностранными заказчиками работать приятнее, кроме тех некоторых случаев когда заказчикам часто требуются созвоны по часу и более, клиенты из США это любят.
"Заведите друзей – успешных дизайнеров или арт-директоров, которые смогут помочь советом в сложной ситуации."
Заводи хороших друзей. Если друг оказался вдруг.. и не друг и не враг, а так...
Да. Ничего нового не написано. Работай, работай и еще раз работай и всё получится. Кто придумал такую чушь? По поводу ваших фриланс биржах типа фл,кворк,хабр и т.д.: за 2 года я сделал там 500+ откликов - итог ноль. По вашим советам, даже если бы я писец как коряво писал бы отклики, копипастами и т.д. я бы взял неск заказов, но не 500:0. Вот правда фриланс бирж: там заказы берут одни и те же у одних и тех же перекупов. Далее: соцсети типа телеграм: та же история, только + ко всему +500% мошенников добавим. Далее: создана группа в вк, но она никому не нужна, потому что соревноваться в популярности надо с еще 50тыс других похожих групп той же ниши.
Фриланс в дизайне это как куча китайских детей с надувными утками в лягушатнике - прыгаешь туда, а тебя выталкивает от туда автоматом, потому что места нет вообще.
Смотрел один канал человека дизайнера презентаций как он достиг 300к в месяц. После беседы стало ясно: он работал в банке, конкретно работа с предпринимателями. Ушел во фриланс в дизайне и раскручивался по воле своей бывшей специальности на прежних клиентах и друзьях. А потом всё сарафаном пошло. Можно ли этот случай считать Раскрутился с нуля? Нет!
Это как человек вдруг случайно выиграл в казино 50 лямов. А потом в каналах учит людей как правильно выигрывать в казино. Чему он научит? ни чему.
Так же и во фрилансе. Повезло кто-то раскрутился на случайном клиенте и понеслось. И считает, что его способ самый верный на весь мир. А читаешь - там ничего нового, банальные фразы.