Все мы знаем, что иметь дела со знакомыми - дремучая затея. Вот только мы не всегда осознаём «Почему». Разбираюсь в проблеме на личном опыте.
Предновогодний лайт-рид для тех, кто припёкся в пробках и в суете.
📌 Вторжение в личное пространство
Мы ведь не строим каких-то определенных правил при общении со знакомыми. Друзья могут позвонить нам в любое время, а кто-то даже и зайти в гости без приглашения. Это ОК.
Если нам «в гости» придёт без приглашения клиент, его всегда можно без проблем переключить на менеджера и заниматься своими делами.
Переключить друга на менеджера можно, и друг даже скажет, что все впорядке, он все понимает.
🔥 Понимает, точа зуб
📌 Асимметрия прав
Допустим, вы с рядовым клиентом не можете прийти к компромиссу.
Например, клиент борзеет и требует ощутимо больше, чем заказал. Вы ему предложите альтернативу, а если она его не устроит - вежливо откажете и будете правы. Во всяком случае я вас в этом поддерживаю.
А с друзьями такое не прокатит.
🔥 Либо сиди делай до посинения, либо возвращай деньги
А если вежливо откажешь, то дружба треснет и, в зависимости от крепкости, либо временно либо навсегда.
📌 Мой друг не такой
Да, в дружбе он не такой. Смотря со стороны, в делах он не такой.
Но когда друг заплатил вам, то у него автоматически активируется программа «Покупатель». И тут происходит самое интересное:
Вы ждёте, что друг где-то не станете гнуть палку и охотнее пойдёт на встречу. А Программа покупателя друга видит существенное расширение своих «прав потребителя» за счёт «по знакомству».
И получается так, что ваши ожидания в адрес друг друга становятся взаимно-завышенными, при чем разнонаправлено.
📌 Я попозже закину на карту
Клиент тянет с оплатой. Подумаешь, какое дело!
Есть наработанный набор мер: менеджер пару раз звонит, пару раз направляет письма. Совсем упрямым можно претензию выслать, ну и так далее. Каким же меркантильным подонком я стану в глазах друга, если буду напоминать об оплате.
Ваш друг не такой? Когда он в роли друга - может быть, но не в роли клиента.
🔥 Все мы такие, когда играем эту роль
📌 Свои люди всё поймут
Если вы когда-либо пробовали объяснить своему знакомому, что уже потратили свои ресурсы и не можете просто так отмотать назад от того, что ему больше не нужно.
Я наблюдал эпизод как мой знакомый нанял моего друга в качестве юриста, а в процессе переиграл (по своим личным причинам) и отказался от заказа, не заплатив ничего за уже выполненную работу, хоть и небольшую. По-дружески естественно.
Считал ли заказчик себя неправым? Нет конечно. Он же обратился "к своему" человеку - свой человек всё поймет.
📌 Баба Люба предупреждала
Когда в деле появляются родственники, то ситуация усугубляется в квадрате, так как для бабушки (свата, брата) аргумент, что просьба покупателя была некорректна - вообще не аргумент.
🔥 Ты просто должен и всё
Самое забавное, что ты всем всё должен, а тебе никто ничего не должен (в контексте родни).
Вместо заключения
👉 Забудь о личном пространстве. Если другу можно сказать: "Извини, сейчас на работе - давай позже!", то другу-клиенту так уже не скажешь.
👉 Служба не ждет. Если вы все круто заделегировали и все вопросы решаются в лучшем виде без вашего участия, будьте готовы что даже через полгода вам на личный телефон позвонят и попросят "продублировать актик". Ну и что что суббота?. Там делов-то на 5 минут.
👉 Проводя линию в деловых вопросах, линия автоматически продолжается на личное. Я имел неосторожность направить близких в свою же компанию для решения их несложных вопросов. Однако, моя просьба: "По вопросам к компании обращаться в компанию" никого пока еще не устроила.
👉 Оказывать услуги знакомым - это пороховая бочка. В любой момент нужно быть готовым взять на себя все убытки и вернуть деньги. А поводов будет предостаточно, ведь у второй стороны повышенные ожидания, не забыли?
👉 Самый брюзгливый критик - это друг-покупатель.
Если вам откликается мой ход мыслей, то подписывайтесь на эту колонку, мою инсту или мою телегу.
С наступающим!
В одном умном месте (в интернете, ага) прочитал:
таким друзьям на: "слушай, давай по дружбе скинешь десяточку, а?"
можно отвечать: "слушай, а давай наоборот, ты по дружбе на десяточку больше заплатишь, а?"
Разнонаправленные взаимно-завышенные ожидания 🤟
Для знакомых и родственников — дружеские наценки за излишние хлопоты.
Конец прост дойдёт дело до денег и дружба кончится . Даже есть такая пословица хочешь потерять друга займи — дай ему денег
Это если хочешь просто потерять… а если хочешь ещё и стать врагами, тогда окажи за деньги услугу🤝😫
о да, всегда забавно, когда знакомые удивляются, что твоя работа стоит денег и почему это нельзя сделать бесплатно по доброте душевной (или на крайний случай за шоколадку, которую буду нести полгода, а вручать как слиток золота)
Если без этого никак, то лучше в таких случаях услуга за услугу. Я когда прошу знакомых потратить на меня коммерческое время потом приглашаю в ресторан за мой счёт. Деньгами неудобно, а так приятно всем.
Очередной бред. Занимал большие суммы,до 300.000. Один раз не получилось отдать один раз,так я объяснил досканально свою ситуацию,извинился,и позже благополучно отдал,и ещё раз извинился. И нормально общаюсь с человеком,при этом иногда беру у него суммы до 100.000 на пару дней,когда надо закупить материал например срочно,а по каким то причинам деньги не поступили
по вопросам к компании обращаться в компанию
Странно, я много лет гну эту линию, и все прекрасно работает. Максимум на что могут рассчитывать от меня знакомые, друзья и даже близкие это моя личная скидка собственника.
Стандартный диалог
- Привет это у тебя вроде агентство по увеличению продаж?
- Ну да.
- Можещь моей точке поднять продажи? И че почем?
- Я не могу, я в этом не щарю. А контора может, там полно хороших спецов.
- Так че делать то?
- Звони в контору. Скажи что от меня. Скажи что я обещал тебе скидку 20%
За хрен знает сколько лет, вроде обиженных не было.
Да, это наиболее безопасный путь. Но, опять же, если какие-то шероховатости, недопонимания, то сразу call the boss.
А если дойдёт до крайне !спорного! возврата, то блин придётся возвращать, иначе обиды, обиды
Ну так туда же будут посланы в смысле в компанию.
Главное не надо из себя корчить эксперта. Эксперты это мои сотрудники, а я тупо кубышка с деньгами. Это может понять даже самый близкий (в смысле недалекий) пациент.
А обидики-то в наш адрес независимо от направления посылания
"Самый требовательный зритель - пришедший в театр по контрамарке" (с). Жюль Ренар.
Вы рассматриваете ситуации сразу с позиции жертвы, простите, ничего личного.
Но многие из ваших пунктов можно перевернуть себе во благо. Смотрите:
Вторжение в личное пространствоЗаваливаетесь к другу/знакомому, впариваете новые услуги/продукты, "чисто по-дружески на хороших условиях. Но нужно быстрее решать". Не давайте ему подумать и отвертеться.
Асимметрия правЛомите ценник выше рынка. Потому что вы " по-дружбе в лепешку расшибетесь но сделаете на порядок лучше любого подрядчика". Да и вообще, вы же не какой-то хрен с горы а свой человек.
Я попозже закину на картуПросите предоплату 100%, потому что "сложные времена, бро, нужно проплатить сотрудникам" и всё такое
Баба Люба предупреждалаС бабой Любой тоже нужно подружиться. И вообще с максимальным количеством друзей и родственников вашего друга. Пусть они считают вас лучшим семейным экспертом в чем-то и бесплатно работают на ваши продажи.
Поработав с человеком пару месяцев, воленс неволенс становитесь знакомыми.
Работать со знакомыми очень плохой вариант, речь идёт о том если кто то из этих знакомых главный
Да, важное уточнение! Указанное выше преимущественно относится к боссам
Бред. У меня 90% заказов или со знакомыми,или знакомыми знакомых. Надо просто изначально все детали обгаваривать досконально. А не в конце улыбаясь разводить руками и делать вид чтоттак и должно быть
Научи меня оформлять так статью.
Рад, что оценили! Если это не подкол, конечно был.
Нет,это не подкол)