{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать качественный пресет для мобильного приложения

Сейчас все, кому не лень, продают пресеты для обработки фотографий. И большинство из них примерно одинаковые. Когда мы начали создавать собственную соцсеть [A]ntigram, то стали искать человека, который поможет нам сделать реально качественные фильтры для мобильного приложения. И он нашёлся.

Оказалось, что создать пресеты с имитацией плёнки намного сложнее, чем обычные. А нам нужны были именно они.

Наш фотограф-консультант Семён расскажет, как создаёт пресеты для встроенной в [A]ntigram фотокамеры, и как появляются фильтры с имитацией реальной плёнки.

Скажу сразу, что считаю некорректным сжимать понятие эмуляции аналоговой фотографии до определения «фильтр». Этот термин намного шире и многограннее. Но чтобы упростить понимание, в статье я всё же буду использовать слово «пресет» или «фильтр».

Итак, создание фильтра — это многоступенчатый процесс. Чтобы его понять надо немного вникнуть в теорию.

Принцип работы камер

Механически аналоговая и цифровая камеры работают абсолютно одинаково. А вот принцип формирования изображения отличается. В цифре в качестве светочувствительного элемента выступает матрица. При попадании на неё света матрица фиксирует на участках его характеристики — яркость и спектральный состав. Это те самые значения RGB — аддитивная цветовая модель, при которой цвета складываются из зелёного, синего и красного. Например, точно по такому же принципу работают ЖК-дисплеи.

Формат RAW. Снимая на цифровую камеру, мы получаем математическую модель нашей картинки — таблицу данных, где указана информация о расположении, яркости и цвете пикселей. Это называется RAW-формат. С таким изображением можно делать что угодно, изменяя значения определённых групп пикселей. К примеру, так устроены ползунки в приложениях Lightroom и VSCO.

Формат JPEG. Второй путь — съёмка в автоматическом JPEG-формате. В этом случае камера всё додумает за нас — уберёт пересвет в нужных местах, дотянет тени, подправит цвета. На выходе получается вполне приемлемая картинка, но всё же «не та».

Особенности съёмки на плёночные камеры

Плёнка себя ведет совсем иначе. На качество аналогового фото очень влияет свет, так как плёнка и печать не способны его излучать. Вы наверняка замечали, как фотография из старого альбома, напечатанная оптическим методом, теряет глубину, если её просто отсканировать. Или как по-разному она воспринимается при естественном освещении или при свете лампы.

Дело в том, что плёнка и фотопечать работают по субтрактивной модели — CMYK. При ней цвета не излучают свет, а отражают. У этой модели гораздо больше особенностей, чем у RGB. Но её главное преимущество в том, что она даёт бОльший цветовой охват и передаёт все цветовые нюансы.

Сейчас профессиональные колористы захотят запустить в меня сапогом, но мы ведь тут сильно упрощаем, поэтому простите меня за некоторые условности.

Так вот, 3 фишки CMYK модели:

  • даёт бОльший цветовой охват;
  • даёт бОльший динамический диапазон;
  • зависит от качества света.

Вот тут мы и подошли к главной особенности плёнки. Она обладает огромным динамическим диапазоном в цвете и свете. Это объясняет глубину и «ламповость» аналоговой фотографии. Цифра, увы, так не умеет.

Однако фильтр «под плёнку» — это просто попытка приблизиться к тому, какие цвета может дать аналоговая камера.

Этапы создания фильтра

В этом абзаце заменю слово «фильтр» на «LUT». Ведь то, что мы делаем для приложения в плане эмуляции цвета плёнки — это именно создание Look-up table — таблицы поиска цвета для имитации цветопередачи определённых плёнок. Этапы работы следующие.

Поиск плёнки

Я иду в магазин, на барахолку, к коллекционерам и просто фанатикам аналоговой съемки. Моя задача — найти максимально живую плёнку. А в идеале 3 одинаковые катушки из одной партии.

Тестирование плёнки

Я заряжаю плёнку в фотоаппарат и при разной световой температуре снимаю одну и ту же сцену — гипсовый кубик, калибровочную цветовую таблицу и кусочек телевизионной испытательной таблицы. Эту процедуру я повторяю со всеми катушками в разном режиме. Первую — экспонирую по номиналу, вторую — снимаю выше номинала, третью — снимаю ниже номинала.

Съемка в разных условиях

Далее я иду снимать на эти плёнки в разных условиях. Фотографирую всё подряд: людей, животных, машины, дома, селфи в зеркале и собственные ботинки. Главное — наделать много банальных кадров, которые (не в обиду читателю) делают 99% людей. На этом этапе я часто перекидываю плёнку в другой аппарат, чтобы определить ещё и особенности камеры. А именно — искажения, изменения в цветопередаче и т. д.

Проявка плёнки

После я отправляю плёнки на проявку. Первая катушка проявляется по номиналу, как заложено производителем. Вторую я передерживаю, а третью, наоборот, не додерживаю в проявителе. Это называется push- и pull-процесс. Так я могу понять, как меняется изображение в зависимости от режима проявки. Важна каждая деталь — зерно, цвет, контрастность.

Оцифровка

Моя самая нелюбимая, но самая важная часть работы. Для этого я загружаю кадры с калибровочными таблицами в софт и, выставив их как эталон, калибрую по ним точно такие же эталонные фото со смартфона.

Цвета на цифровом фото меняются, приближаясь к значению плёночного снимка. Потом я сопоставляю их по контрасту и вношу правки — подгоняю цвета в Capture One, исправляю возможные артефакты и создаю пресет по мотивам отснятой плёнки.

Конвертация

Здесь я конвертирую готовые настройки цвета в LUT-файл, а к нему дописываю ещё несколько значений: размер, равномерность зерна и поведение пленки при push-pull процессах.

После этого результат можно отправлять разработчикам, а потом с новыми силами начинать мучить новые плёнки.

Конечно, вы можете спросить, зачем так заморачиваться? Ведь можно пойти по пути создания плёночных фильтров в соцсетях и «делать Kodak», просто выкручивая насыщенность и теплоту. Согласен, можно. Но это, как минимум, нечестно, а как максимум — неинтересно.

В чём главная сложность

Казалось бы, что ещё может быть сложного после такого утомительного процесса? Отвечаю — сложно работать без машины времени. Ряд плёнок, которые мне было бы интересно повторить, уже сняты с производства, а те, что остались, — просрочены и ведут себя непредсказуемо.

Тут я обычно долго ищу хорошие сканы снимков, снятые на конкретные плёнки, и создаю LUT-файлы по мотивам. Это непросто, так как сильно влияет человеческий фактор. Интересно, что иногда ты случайно косячишь и получаешь крутейший результат, который совершенно не похож на исходный кадр.

Как мы делаем фильтры для [A]ntigram

[A]ntigram — это не просто приложение со встроенной камерой и имитацией плёнки. Если бы всё дело было в фильтрах, вряд ли соцсеть получилась бы настолько интересной. Помимо комьюнити фотографов и ретро-атмосферы [A]ntigram должен передавать ощущения от съёмки на аналоговую камеру.

Для этого мы не только создаём цвета, имитирующие плёнку, но и изучаем влияние на них разной химии при проявке, разницу от режима съёмки, поведение после истечения срока годности. Мы даже проверяли, как себя поведет плёнка после пропуска через рентген в аэропорту или после нескольких месяцев на жаре.

Каждая пленка ведёт себя по-разному. Мы учли это в приложении. Цвет будет меняться от того, в каком режиме пользователь захочет «проявить плёнку» на смартфоне. Кадр также будет меняться в зависимости от фотоаппарата, который юзер выберет для съёмки.

Мы прорабатываем все эти нюансы, чтобы не просто дать красивую картинку, но и подарить эмоции от процесса съёмки и результата. Это может показаться лишними заморочками, но дьявол кроется в деталях. Такие мелочи создают эффект полного погружения в плёночную фотографию и вовлекают пользователей в этот магический мир.

Остались вопросы? Задайте их Семёну в комментариях.

0
5 комментариев
Максим Наумов

Спасибо за информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Батышев

Хорошая статья)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лозневой

Очень интересно, спасибо!! Жду приложение

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Всю жизнь фотографировал на смартфон (были конечно в детстве и мыльницы и компактная цифра, но не интересовало совершенно) и вот пару месяцев осознанно взял себе пленочный Olympus om2n. Никогда не думал, что мне так зайдёт фотография. Ограничение по кадрам просто творит чудеса. Внимательность и любознательность при прогулка перешла совершенно на другой уровень. Советую всем попробовать, особенно тем, кому скучно гулять одному или вы в поисках нового хобби.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Бурцев

36 кадров заставляют больше думать в процессе, фактХотя Olympus сами себя в этом плане переехали танком, когда сделали полукадровую серию Pen F. Камера делает 72 фото на обычную пленку, и при этом - полноценный зеркальный фотоаппарат со сменными объективами. Сейчас как раз в попытках раздобыть такой

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда