{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Что общего у строительства дома, ремонта в квартире и покупки бизнеса?

Для тех, кто планирует покупку готового бизнеса. 

Кто хоть раз самостоятельно строил дом, делал ремонт в квартире или покупал бизнес — скажут, что повторять этого не будут никогда в жизни! Если это не ваша профессия, конечно)

Тому есть несколько причин. Ниже делюсь опытом из своей практики покупки бизнесов, которые могут сохранить Вам деньги и время.

"Дьявол в деталях"

Оценивая свои возможножности, как прораба, проектировщика, дизайнера или аудитора бизнеса, мы видим задачу в общем плане и “крупными мазками”.

В доме - это найти бригаду на фундамент, выгнать стены, и потом найти хороших отделочников. Вроде бы все просто. Можно сразу присматривать мебель, пока дом “сам” строится.

Или ремонт квартиры. Зачем платить за проект и подборку материалов, если я сам знаю как лучше меня и где диван должен стоять. Знакомый уже делал ремонт и у него есть “хорошая” бригада, которая сделает “недорого”. А то, это фирмы дизайнерские и по ремонту слишком много просят.

Знакома ситуация? Если да, то вы знаете, что происходит дальше.

Фундамент стоит “как крыло от самолета”, потому что лучше сделать с запасом (проекта-то нет), сроки строительства затянулись в два раза, бетононасос не приехал, строители не вышли работу и так далее. В итоге бюджет строительства и сроки увеличились в 2-3 раза.

То же самое с ремонтом. Никто не подсказал, что хорошие штукатуры могут начать работать через 3 месяца, вывоз строительного мусора отдельно оплачивается и стоит дороже самих материалов, розетки забыли сделать на кухне и так далее.

Осторожно!

Работают бизнес-брокеры.

То же самое с покупкой бизнеса. Когда не знаешь где смотреть, с общего ракурса может показаться все красиво. Тем более, если поработали непрофессиональные бизнес- брокеры. Преимущества подсветили, недостатки спрятали. И ничего страшного, что нет журнала техники безопасности, репутация в сети “ниже плинтуса”, нет управленческой отчетности, перед ключевым поставщиком есть долг, рассчитывались с ним наличкой и без договора, да и вообще вы решили, что сейчас тренд на маркетплейсы и там деньги “по-любому есть”. Хотя раньше вы о маркетплейсах знали только то, что там можно заказать платье и туфельки.

Во всех трех ситуациях получается один результат - разочарование, убытки, потеря времени и , возможно, депрессия из-за пошатнувшейся уверенности в своих предпринимательских способностях.

Но проблема не в Вас, а в вашем подходе к делу.

Я точно знаю, что строительство дома и ремонт я отдам на подряд профессионалам. Не буду экономить на проекте и сделаю все разделы, так это в итоге сэкономит мне 30-40% от общего бюджета.

То же самое и с бизнесом. Быть хорошим управленцем или запустить несколько стартапов, не значит, что вы способны оценить риски покупки и потом управлять малознакомым бизнесом.

При покупке нужно рассмотреть возможные риски со всех сторон, под микроскопом и лучше два раза. Красивый дизайн помещения, CRM и цифры в отчетах будут прекрасными. Но не отражать рисков, которые могут погубить или нанести серьезный ущерб бизнесу.

Внимание к деталям, понимание ключевых факторов риска и успеха бизнеса, юридическое оформление, структурирование сделки, адекватная оценка бизнеса, приемка и вхождение в бизнес, работа с командой, чтобы она не разбежалась через две недели после покупки. Это далеко не полный перечень всех вопросов и проблем, которые придется решать.

Чтобы оценить риски - нанимайте профессионалов, которые на сотнях бизнесов изучили, что и где может прятаться.

Эмоциональная оценка бизнеса продавцом

Слышали такое, да я этот бизнес душу и 5 лет жизни вложил! Или, тут одной мебели на 8 миллионов и не важно, что бизнес при этом генерирует прибыль, которая окупать эту мебель будет 10 лет. Самый простой способ потерять деньги при покупке бизнеса - переплатить при входе.

При переговорах о цене бизнеса важно иметь аргументы для продавца, которые покажут реальную картину и помогут купить бизнес по справедливой цене. Работа оценщика и переговорщика - отдельная компетенция и искусство.

Давным-давно Бенджамин Грэм научил меня: «Цена — это то, что ты платишь. Ценность — то, что ты получаешь». Говорим ли мы о носках или акциях, мне нравится покупать качественные товары, когда они уценены.

Уоррен Баффет

Инвестируйте в людей

Люди боятся изменений. Особенно, которые могут существенно повлиять на их доход. Работа с командой - самая важная задача, после того как компания прошла юридический и финансовый аудит. Правильно подготовить и донести команде об изменениях очень важно, тк от этого зависит дальнейшая работа и выполнения заявленных цифр.

Бизнес-брокеры, которые работают на стороне продавца, часто не задумываются об этом. Рассматривая бизнес как набор цифр и процессов. Нужно показать команде, что изменения будут на пользу всем и заручиться их поддержкой.

А тому ли я дала… обещание любить.

Важно правильно оценить ваши сильные стороны и стиль менеджмента (подробнее о стилях и тест).

Ицхак Адизес выделяет четыре роли, каждая из них важна на разных стадиях развития: Производитель, Администратор, Предприниматель, Интегратор (подробнее о стилях в книге “Жизненный цикл корпораций”).Важно понимать свой доминирующий стиль и исходя из этого строить стратегию покупки и развития бизнеса.

Если вы “Предприниматель” и не хотите играть вдолгую - то нужно искать бизнес с “низкой базой”, который можно быстро развить за счет Вашей неуемной энергии и “быстрого ума”. И продать дороже.

Если Вы по типу Администратор, то нужен “зрелый” отлаженный бизнес, которым нужно дисциплинированно управлять для получения стабильной долгосрочной прибыли. Перед покупкой нужно оценить свои ресурсы и цели.

Не покупайте на последние

Всегда важно понимать, что бизнес это риск и гарантий тут нет. Всегда что-то может пойти не так, как в бизнес-плане. На этот случай у вас должен быть резерв. В идеале на 6 месяцев.

Запас прочности больше чем у “Титаника”

Необходимо иметь бюджет на развитие компании и на непредвиденные ситуации. Инвестиции в развитие можно оценить перед покупкой и составить план. Резервный фонд в бизнесе, рекомендую иметь в сумме 3-6 месяцев постоянных расходов (ФОТ, аренда и тп)

Это небольшой обзор того, что может ждать Вас при покупке готового бизнеса из моей практики. Если было полезно - просьба отметить публикацию лайком) Так я пойму, что тема актуальная.

0
2 комментария
Андрей Лисин

Отличная статья, спасибо 👍

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ильченко
Автор

Благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда