{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Есть ли жизнь без Google Play? Опыт геймдев-студии DreamCraft

Команда DreamCraft Studio рассказывает о своём опыте разработки и продвижения пошаговой мобильной стратегии Fantasy Hearts в новых реалиях 2022 года.

Fantasy Hearts — инди-проект. У нас нет издателя, на данный момент инвесторов тоже нет. Финансирование разработки и продвижения игры происходит за личные деньги, а также деньги компании.

Мы стремимся создать классическую пошаговую стратегию в духе старых игр конца 90-х, таких, как Final Fantasy Tactics или Герои 3. Мы создали свой волшебный мир с людьми, эльфами, гоблинами и другими существами, вдохновляясь их атмосферой. Как и в классических фэнтези-играх, у нас большое число юнитов ближнего и дальнего боя: лучники, алхимики, древние роботы с пушками, рыцари, маги, сторожевые псы и даже пауки.

Главное отличие нашей игры от классических пошаговых стратегий в том, что мы делаем акцент не только на тактике и сражениях, но и развиваем современную мультиплеерную составляющую. Игроки в online-режиме могут соперничать друг с другом на арене, поднимаясь в таблице лидеров, а также формировать гильдии и прокачивать героев. В планах — внедрить режим войны гильдий с возможностью сражений за территории. Владение определенной территорией будет давать бонус в виде дополнительного количества ресурсов и открывать доступ к редким героям, которых нельзя получить иным способом.

Ход разработки до и после 24 февраля

Обычный рабочий день нашего разработчика Максима Жучкова. После 24 февраля 2022 году сам процесс разработки не изменился, изменились лишь внешние условия.
С геймдизайном тоже ничего не произошло. На фото наш геймдизайнер Роман Сироватко, как обычно, смотрит аналитику по игре.

День X

Итак, всё шло хорошо, но в одно тёмное утро, прямо как в King's Bounty 2 далёкого 1991-го года

Мы поняли, что дальнейшее продвижение игры на Google Play невозможно. "Волшебств" на это у нас больше не было.

24 февраля, в саму дату, ничего кардинального для нашего проекта не произошло. Всё случилось потом. И если бы мы сразу ориентировались на Запад и имели юрлицо за границей, то возможно, не пришлось бы ничего менять.

Но основной аудиторией были российские игроки, а выходить на Запад мы планировали не ранее 2023 года.

Что случилось?

1) По новому закону с 28 февраля 2022 года мы стали обязаны продавать валютную выручку. Сначала 80%, потом 50%, но получаемые деньги в иностранной валюте конвертировались по невыгодному курсу банка в рубли, причём курсу именно банковскому, а не биржевому, а он всегда был и есть существенно ниже.

2) C 10 марта 2022 года для россиян закрылась возможность внутриигровых покупок в Google Play.

3) Google и до марта 2022 года устанавливал комиссию 30% на вывод средств, но если вы зарабатывали до $1 млн. в год, эту комиссию можно было сократить до 15%. Как независимые инди-разработчики, мы платили комиссию 15%.

4) И помимо этой комиссии Google, банковской комиссии за конвертацию, мы должны были платить налоги в России с этих сумм.

С учётом всех описанных выше аспектов, прибыль серьёзно уменьшилась и сотрудничать с Google Play нам стало банально невыгодно.

Хотя само по себе открытие юрлица за рубежом не является сложной затеей, много денег не стоит, пока у нас нет однозначного ответа на вопрос "зачем".

Андрей Малыхин
CEO "Dreamcraft"

Чтобы снизить ущерб от западных санкций и иметь возможность работать как раньше, часть наших коллег из других студий релоцировались в страны, близкие к России по менталитету, но посовещавшись, мы решили остаться. На это повлияло несколько факторов, и в первую очередь, то, что мы изначально делали проект для российской аудитории.

При релокации стоит учитывать несколько факторов. Это имеет смысл, если основной доход не из РФ или от AppStore. Ещё важным условием будет являться цена релоцированных сотрудников, нарушение работоспособности, налоги и т.д. Если хотя бы часть этого не сходится — перевозить бизнес просто не имеет смысла с точки зрения рентабельности. Перебить это могут только политические, этические причины или нарушение ощущения безопасности.

На текущей стадии разработки Fantasy Hearts не приносит прибыли с иностранных сторов. Более 90% игроков у нас из РФ, и только малая часть — страны СНГ и все остальные. В таком контексте переезд для нас cтал просто нерелевантен.

Александр Колодочка
Проджект-менеджер

На наше решение прекратить сотрудничество с Google Play повлияла блокировка игры с его стороны 15 июня, а уже 26 июня к этой блокировке добавилась блокировка Youtube.

И хотя канал удалось восстановить, мы осознали, что не застрахованы от повторения. Кстати, на нём не было ничего, кроме двух видеороликов по игре на 15 и 30 секунд. После истории с блокировкой мы начали размещать ролики на Rutube.

Нашему веб-разработчику тоже заблокировали Youtube-канал. Там был выложен летсплей другой игры, записанный очень давно. Естественно, ни мы, ни он, никаких правил не нарушали.

Веб-разработчику удалось восстановить справедливость путём подачи аппеляции. 

До свидания, Google Play!

15 июня мы окончательно расстались с Google Play. Наш аккаунт разработчика со всеми ранее выложенными MVP-версиями других игр и приложений оказался полностью удален. Мы работаем над этим, но гарантий никаких нет. К сожалению, история оказалась массовой.

Что мы решили делать?

1. Перевод расчётов в рубли

В апреле 2022 года мы создали магазин на сайте и интегрировали его с эквайрингом от российского банка. Это оказалось значительно выгоднее, так как теперь комиссия составляла всего 3,19%, а не 15%, как на Google Play. Важным решением здесь стал перевод расчётов в рубли. И теперь, если мы хотим продавать игровой артефакт за 5 рублей, то и продаём его за 5 рублей. К курсу валют мы больше не привязаны. Кроме этого, российские игроки могут совершить покупку с любой карты российского банка онлайн и получить официальный чек о покупке. Зачисление игровых ресурсов после оплаты происходит почти мгновенно, с задержкой в несколько секунд.

Текущая версия магазина

2. APK-файл с игрой вместо Google Play

Мы также провели опрос среди наших игроков о том, в каком виде им было бы удобнее скачивать игру. 69% проголосовало за Google Play, но 31% опрошенных выбрало APK-файл. Можно было выбрать сразу несколько вариантов ответа.

И раз с Google Play работать мы прекратили, то быстро поняли, что свободно распространяемый APK-файл — хорошее альтернативное решение. На нашем основном сайте игры Fantasy Hearts, который сейчас тоже в процессе пераработки, APK-файл можно скачать, кликнув по большой кнопке.

Просто скачиваете игру, устанавливаете и играете.

Когда у игры выходит новая версия, старый APK-файл перестаёт работать, игроку нужно его обновить. Также мы стали добавляться в российские магазины приложений, в частности, стали первыми, кто разместил свою игру в RuStore.

Недавно подключили еще одну платежную систему от Mail.ru Group. Комиссия составляет около 5%, нам она помогает принимать платежи не только от россиян, но и от граждан стран СНГ. И теперь наши игроки, которые живут в Казахстане, Грузии или Армении тоже могут совершать покупки. А это небольшое, но уже какое-то масштабирование за пределы России.

3. Акцент на комьюнити

Так как игра многопользовательская, мы сделали акцент на развитии комьюнити вокруг неё. Сейчас у нас активное сообщество ВКонтакте, чат и канал в Telegram. Есть отдельная сотрудница, комьюнити-менеджер, которая этим занимается. Мы получаем от игроков много обратной связи, и это гораздо удобнее, чем общаться через формы на сайте или через отзывы на Google Play.

Сейчас в нашем ламповом канале 4,4к подписчиков, хорошие охваты и неплохая активность. Подписывайтесь на @fantasy_hearts!
Мы сделали переход в Telegram напрямую из нашей игры, чтобы ещё больше упростить коммуникацию с игроками. Воронка работает в обратную сторону.

На самом деле, после отключения Google Play стало чуть хуже: до него люди спокойно могли обновлять игру. После отключения же появилось много случаев, когда игроки жаловались на необходимость ручного обновления. Кто-то из-за этого переставал скачивать патчи.

И все-таки с нами остались наиболее заинтересованные игроки, готовые активно участвовать в жизни комьюнити. Мы же, в свою очередь, стали выпускать более редкие, но масштабные обновления, чтобы обеспечить больший комфорт нашей аудитории.

Анна Мельникова
Комьюнити-менеджер

Резюме

Итак, вот как выглядела вся хронология событий:

  • март 2022 — начало проблем. К нам пришло понимание, что продвигать игру будет непросто.
  • 10 апреля 2022 — технический старт продаж магазина на сайте с оплатой как через российскую платежную систему, так и через Google Play
  • 15 апреля 2022 — вход в игру первых 70-ти тестеров
  • 15 июня 2022 — блокировка аккаунта Google Play
  • 26 июня 2022 — блокировка канала Youtube
  • после 15 июня 2022 — полный переход в расчётах на рубль и эквайринг от российского банка

Основные выводы, к которым мы пришли:

1. Если вы делаете продукт для российской аудитории, то старайтесь в новых реалиях создавать полностью автономную экосистему, не связанную с сервисами или ПО, которые ещё могут попасть под полную блокировку.

2. Переводите все платежи в валюту той страны, где ведете бизнес. Если Россия, значит рубль.

3. Сокращайте количество посредников и возможных комиссий со стороны третьих организаций.

Спасибо, что дочитали до конца! До связи! Ваша команда Dreamcraft.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
АндрейВоробей

Автор, расскажите, пожалуйста. А как проходило сотрудничество с MyGames? И было ли оно. ( вы вскольз упомянули про мейлру).
Есть ли у него предпосылки стать хоть каким-то аналогом стима?
Возьмет РФ выпустит закон, чтобы все издатели были на отечественно платформе и раз "ойнадаже" у нас тут как раз чисто случайно есть своя платформа))

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Все проходило достаточно быстро и оперативно, обсудили с коллегами из mygames, приготовили нужный визуал, оформили витрину и запустили процесс
https://market.my.games/shop/131/

Также мы разместили нашу игру в mygames и стали там первой мобильной игрой, которая не входит в состав VK.

Ответить
Развернуть ветку
Max

Не изучали AppGallery хуавеевский?

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Игра находится в стадии активной разработки, думаем и туда выложим этой осенью

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Skornyakov

Очень странная статья. Какой может быть бизнес без международного рынка и двух ведущих магазинов приложений (GP + AppStore)? Это 99% дохода для разработчика. Без этих магазинов и на одном российском рынке никакого бизнеса не будет. Заблокировали аккаунты GP и Youtube - причины не объяснены. Главная задача сейчас - разбираться в этих причинах и восстанавливать аккаунты. Без этого дальнейшее развитие игры по моему мнению просто бессмысленно. Жалобы про отсутствие "международной" компании ни о чем. Пока магазины нормально работают с российскими разработчиками. Что будет потом - неизвестно, но прямо сейчас проблемы нет. О будущем, конечно думать надо, но с заблокированным аккаунтом Гугл будущего все равно никакого нет.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff
Какой может быть бизнес без международного рынка и двух ведущих магазинов приложений (GP + AppStore)?

В том и дело, что поведение "ведущих магазинов" и их политическая ангажированность заставляет искать новые пути. о что случилось сейчас - звонок всем - если будете себя вести не так как нам нравится - отключим газ.

Подобная политика заставляет умных людей подстраховываться. А это к тому накладывается на неконтролируемый слив данных, засилие рекламы и т.д. и т.п.

И да. Строить бизнес не опираясь на "крупнейшие магазины" возможно. И чем дальше, тем шире это будет распостраняться.

Десктопный мир как-то живет без всего этого. Причем, намного дольше чем мир мобильный. Думаю, что и мобильный мир по тому же пути пойдет рано-поздно. Ибо уйти от монополизма всегда хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

какая CPI за скачивание с сайта по сравнению со гугл плей?

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Около 30-50 центов

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff
На самом деле, после отключения Google Play стало чуть хуже: до него люди спокойно могли обновлять игру. После отключения же появилось много случаев, когда игроки жаловались на необходимость ручного обновления. Кто-то из-за этого переставал скачивать патчи.

Скажу сразу, я не мобильный разработчик и как это устроено не в курсе. Но. Есть приложение Альфа-банка. Доступно для установки (именно для установки, не просто скачивания) с сайта банка. Естественно, требуется разрешить установку из других источников.
Как реализовано внутри не знаю.
Снаружи выглядит так - с телефона зайти на https://alfabank.ru/apps/?rp-tab=Android (ну или просто на сайт банка и далее по ссылкам) и нажать кнопку "установить". Приложение само скачивается и само устанавливается (ну разве что спросить по дороге - "скачать?" потом "установить?").

Дале.. Автоматического обновления конечно нет. Но. При каждом входе проверяется актуальность версии. Есть появилась новая - в приложении появляется кнопка "Обновите приложение". При нажатии само скачивает и устанавливает новую версию (уже через само приложение, не через браузер).

Я к тому, что как-то все это возможно. В плане минимизировать для пользователя усилия по установке и обновлению.

А вообще, ваш пример наглядно показывает что на гугле свет клином не сошелся. И в какой-то степени они сами рубят под собой сук, показывая что можно жить и без них.

Первыми были Blackberry. Да, там была своя ОС (на базе RTOS QNX изначально разработанной для встроенных систем) со своим магазином. Но кроме своей ОС, там была подсистема Андроид 4.3, позволяющая устанавливать и запускать андроид приложения. Все гуглосервисы там были заменены на свои (был незначительный ущерб функциональности, но в целом все работало). В качества основного магазина андроид приложений там использовался AmazonStore. Но можно было и свои ставить (F-Droid тот же).

Затем Huawei. Те вообще свою экосистему выстроили. Без гуглосервисов.

Теперь вот российские разработчики. Пока еще с гуглосервисами, но уже с обходом Play. Не исключено, что дальше появятся полные сборки типа Pixel Experience но отвязанные от гугла. И может быть даже форкнутые не от андроида, а напрямую с Линукс ядра (благо что разработок для встроенных систем хватает, в т.ч. и реалтаймовые).
Возможно, ситуация даст хороший толчок к развитию линуксфонов (которые уже есть, но пока что делают первые шаги).

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Спасибо за ваш комментарий)
Подстраиваемся под новые реалии. Стремимся быть вопреки. Не сдаваться. И у нас получается )

Автоподкачка обновлений стоит в планах.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Уверен что получится. У вас и не только. Просто появился новый вектор развития в мобильном мире. Вы и многие другие российские разработчики оказались у его истоков.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Да-да, Гугл удалили приложения подсанкционных банков и ещё персонально вашу игру. Потому что вот так вот захотели, политически ангажированные, других причин, конечно же, не было.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

А были?
Вот назовите причину конкретно для этой игры. Она как-то поддерживает власть? Пропагандирует "спецоперацию"? Или что?
Политическая ангажированность - это ряд действий в ущерб себе или в ущерб обычным гражданам (которые никак не участвуют в принятии решения и неспособны на эти решения влиять). Причем, это может быть даже в ущерб своим же гражданам.
Причем, как показывает практика, все эти действия никак на ситуацию не влияют.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Очевидно, они просто нарушили правила магазина, или хуже, вставили контент, правами на который не обладают, и удобненько спихнули все на политику.

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Весь наш контент, от озвучки героев в бою, музыки, и до героев, их оружия и даже каждой конкретной стрелы, мы рисовали сами. У нас 3 художника. Со всеми подрядчиками по контенту есть документы о сотрудничестве, их никто не просил, но на всякий случай есть.
Купили вращающийся компас. Готовую графику для коммерческого использования. Анимировали сами. Это все) так что упомянутая вами причина исключена

Донаты в игре, в версии для гугл плей, были доступны только через гугл плей. Никуда в сторонние места это не вело.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

По национальному признаку в Гугл плей пока никто не банит, все приложения лежат там же, где лежали, кроме подсанкционных банков. Так что очевидно, что вы просто не прошли какую-то проверку. Какую именно - сказать не могу, я не экстрасенс.

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Возможно. Мы пытаемся установить причины. Несколько людей пытаются. Пока только выяснили, что таких, как мы, немало.

Также хочу обратить внимание, что забанили не игру, а весь аккаунт удалили со всеми играми и приложениями, которые там лежали более года.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Skornyakov

При бане аккаунта вам присылают письмо с причинами этого бана. Как вариант, без лишних разговоров банятся аккаунты связанные с аккаунтами ранее заблокированные за серьезные нарушения правил. Какие причины бана были озвучены? Подавали ли на апелляцию? Попытки ссылаться на "политику" вызывают недоверие к словам автора, поскольку если он не под санкциями - никаких политических причин бана его аккаунта быть не может.

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Если кратко ответ от гугла, в апелляции почти такой же ответ, без конкретики. Мы не можем выявить связь с другими аккаунтами, у нас их нет. Серьёзных нарушений с нашей стороны не было.

"Причина прекращения: Предыдущие нарушения Политики Программы для разработчиков и Соглашения о распространении для разработчиков этой или связанными с ней ранее прекращенными учетными записями разработчиков Google Play.
Мы предпринимаем это действие, поскольку у нас есть веские основания полагать, что ваша учетная запись разработчика делится информацией с другими учетными записями разработчиков или связана с ними, которые были удалены из Google Play за нарушение политики Google.
Мы не можем поделиться причинами, по которым мы пришли к выводу, что одна учетная запись связана с другой."

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Skornyakov

Да, это именно то, о чем я говорил. Они решили, что у вас есть связь с заблокированными ранее аккаунтами. Это плохо. Но некоторые настойчивые разработчики все-же добиваются разблокировки. Политики это не касается, от этого страдают все, независимо от нации и страны. Видимо вам сюда: https://t.me/android_developers_ban

Ответить
Развернуть ветку
Dreamcraft
Автор

Мы работаем не только с инхаус разработчиками, а также привлекаем к разработке аутстаф команду, которые работают еще и с другими компаниями/приложениями. Это тоже может быть одной из причин, повлекших блокировку. Увы, внятного комментария мы не получили, так что остается только гадать.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда