{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маша Сомик — о целях искусства, доверии Вселенной и мечте стать самой известной художницей

Маша Сомик — абстрактная художница, которая работает с разными формами: живопись, рисунок, скульптура, перформансы, инсталляции, татуировки. Вы могли встретить ее рисунки на подарочных коробках avgst, коллекции детской одежды Tony Tots, в отделении педиатрии в Чайке, одеяле Morpheus Bed и посуде Agami ceramics. Поговорили с ней о ее творчестве и внутреннем самоощущении — получился очень искренний и живой разговор.

Заходите в телеграм-канал ньюпёрпл: это живой канал нашей студии, где мы не только говорим про бизнес, но и исследуем будущее работы и много рефлексируем — обычно в формате небольших заметок от членов команды. Хотим знать все и про всех, и планируем выпускать еще интервью с людьми, которые нам близки. Такие разговоры — о любви к своей работе, о мотивации и мечтах — помогают нам самим больше понимать и больше вдохновляться.

Это мы сфотографировали Машу на плёнку, 2022 год

О том, как Маша стала художницей

Мне кажется, это интервью будет про вдохновение, про стимул работать и творить столько, сколько делает это Маша. И, наверное, первый вопрос у меня к тебе: почему ты вообще решила этим заниматься? Что тебя сподвигло стать художницей?

Если очень кратко, то в какой-то момент я просто поняла, что это занятие делает меня максимально счастливой, и решила этим заниматься. У меня же художественное образование. После того, как я закончила учиться, я не работала по профессии, а начала преподавать детям — во всяких студиях, кружках, лагерях. И потом уже, когда родился Платон, в первый год его жизни, я очень много размышляла о жизни своей. И только в этот момент поняла, чем я хочу заниматься и, соответственно, буду к этому стремиться и называть себя художницей.

У тебя тогда еще не было мастерской, и татуировки ты не била?

Татуировки я стала бить спустя три года после рождения Платона, когда мы разошлись с мужем. Мне просто всегда хотелось забить полностью свое тело. И когда я начала забиваться, то поняла, что хочу попробовать сама делать татуировки. Подумала, что это классный навык, с которым я смогу путешествовать по миру и работать где угодно. Мне было, наверное, лет 30.

Маша и Платон

О том, как Маше удается так много и продуктивно работать

Получается, за эти 6 лет с момента рождения Платона, ты сделала кучу всего. Как тебе вообще удается участвовать в таком количестве проектов? Как ты не выгораешь? Как ты их находишь? Со стороны кажется, что все это тебе дается суперлегко.

Это просто магия. После того, как я разошлась с мужем, я стала работать с психологом, прорабатывать тему отношений и тему реализации себя — как я проявляю себя в творчестве, как вообще себя ощущаю. И после этого поняла, что максимально полезное состояние, в котором я могу быть — состояние легкости. Это, наверное, моя сущность. Из этого состояния у меня все получается классно, легко. Но как только у меня появляется какое-то напряжение, — неважно, изнутри или снаружи, — сразу же все не клеится. Например, я запланировала, что через неделю организую выставку — и я ее делаю, вымучиваю, хотя у меня нет физических сил. И после этого я чувствую себя очень плохо, никакой радости. Поняла, что это неправильно, нужно, наоборот, творить из состояния легкости.

И ты спросила, как ко мне приходят всякие проекты. Что касается коммерческих историй — я просто загадываю желания, и они исполняются. Люди мне сами пишут: все самые классные проекты, которые были за последние два года, нашли меня сами.

Платон гуляет на детской площадке ЖК Метрополь. Площадка состоит из абстрактных фигур, которые нарисовала Маша

Желания — реально работающая штука! Мой пример: читала зимой книгу, которая очень мне понравилась, мне было очень важно найти единомышленников. Но никто из знакомых не хотел ее прочесть: «она долгая, длинная» — все такое. И я такая: «Блин, вот бы был человек, с которым я могла ее обсудить». После этого я вступаю в книжный клуб, там 30 человек. Я как новичок вытаскиваю бумажку со следующей книгой, и мне попадается вот что: «Ты можешь назвать любую книгу, которую мы все будем читать в следующем месяце». И я загадываю ту самую книжку, все читают. Через месяц мы встречаемся — и я понимаю, что 30 человек, половину из которых я вижу впервые, сейчас обсуждают со мной книгу, которую я хотела обсудить хотя бы с кем-то одним. Вот такие штуки, когда ты понимаешь: «Блин, я ровно это и просила».

Да, это действительно работает. И тут ещё важно, когда ты желаешь из состояния легкости. Потому что у меня есть желания, которые не исполняются — потому что на подсознательном уровне я думаю, что это нереально. И наделяю желание каким-то напряжением, тяжестью, и ему сложнее реализоваться.

И вот еще хотела добавить. То, что я стала работать с ощущением себя — это то, чем любой человек должен заниматься, наверное. Мне это очень помогло как художнице — потому что если ты ощущаешь себя уверенно, знаешь, что ты классный художник, что твои проекты будут разлетаться по всему миру, у тебя будут коллаборации со всякими классными брендами — то это будет реально происходить. Получается, мой рост как художника шел параллельно с моим личностным ростом.

Если я правильно помню, ты в инстаграм писала про своих леопардов — что ты в них не верила. А теперь леопарды твои везде.

Да, я их люблю.

Машин леопард на пледе от morpheus.bed

У тебя бывает такое, что какой-то проект не идет, — и ты не отчаиваешься и не откладываешь его, а думаешь: «Где бы получить вдохновение?». Что ты делаешь тогда?

Наверное, не бывает. У меня всегда все идет. Может не идти, только если я физически устала. Но тогда я не берусь за этот проект, либо просто увеличиваю сроки и восполняю свои ресурсы.

А как вообще проходит твой день? Если ты готовишься к выставке, что делаешь? Как ты это все распределяешь?

Обычно я все заранее планирую, но почти всегда получается, что я чуть-чуть не успеваю и в последние дни просто убиваюсь, очень много и долго работаю. Но вообще, если это не лето, то я просто отвожу Платона в школу, приезжаю в мастерскую и работаю. Если я что-то придумываю с нуля, то ко мне может внезапно прийти идея перед сном или во время прогулки. Тогда записываю в свой скетчбук какие-то слова или образ. И возвращаюсь к этому, когда будет побольше времени и я смогу погрузиться основательно в это и просидеть, продумывая все до мельчайших деталей. И потом уже это воплощаю в реальность.

Образ инсталляции «Самый лучший день»

А у тебя есть такое, когда ты что-то придумала и тебе не терпится это реализовать прямо сейчас, что-то набросать, что-то слепить?

Да, есть. Но это почти невозможно, потому что из-за Платона мне приходится планировать свое расписание. Но я оставляю себе свободные часы — хотя расписание, конечно, плавает. Если у меня нет дедлайнов по коммерческим проектам, то я прихожу в мастерскую и пытаюсь понять, просто ощущаю, что я хочу сегодня делать. Например, сегодня я хочу делать живопись, завтра я хочу поехать печатать гравюры, послезавтра мне захочется тексты пописать.

Я в принципе стараюсь жить так — доверяя своим внутренним ощущениям, доверяя своей интуиции и своему сердцу. Кстати, когда я встречаю нового человека, я часто спрашиваю: «Ты человек-голова или человек-сердце?». И вот я, наверное, человек-сердце. Я через сердце все пропускаю и стараюсь чувствовать, что нужно моему телу. А ты?

Мне кажется, я тоже человек-сердце. Иногда голова бывает пустой, иногда тяжелой. Но они все равно живут в отрыве друг от друга, и сердце преобладает как будто бы. Мне все не терпится прямо сейчас сделать. Поэтому я всегда думала: «Как живут художники?». Мне вот что-то пришло в голову, и нужно сделать это прямо сейчас — но я не знаю, как это выразить. Ну, не владею каким-то скиллом взять и выразить ощущения через формы. А художники владеют. И этот момент, наверное, жутко счастливый, когда тебе что-то пришло и у тебя получилось это отразить.

Да, мне очень нравится этот момент, когда к тебе что-то приходит и ты действительно можешь это выразить так, как это ощущаешь. А когда увидишь в реальности, как это получилось, — это вообще… До сих пор для меня это магия. Типа нарисовал на бумажке, а потом это вот такая объемная штука.

Уже не образ, а инсталляция «Самый лучший день»

О любимых проектах

У тебя есть какие-то любимые проекты, которые ты делала? Вообще из любого времени — новые, старые.

Мне, наверное, сложно выделить любимый. Вот есть проект, который я делала в резиденции в Нидерландах. Но просто мне очень понравилась поездка и люди, которые там были. Не могу назвать его любимым, но он был очень запоминающимся из-за атмосферы, из-за места, в котором я жила, из-за людей.

Ещё очень понравилась двухдневная выставка, которую я делала в феврале или в марте. Выставка называлась «Мир». По-моему, так. Уже не помню.

«Мир» — это где такие существа, похожие на облачка, и из них вылезают ножки? Сейчас было супертупое описание, но я так запомнила их образы.

Блин, а это точно «Мир» называлось? Потому что я не помню. Просто перед этим была еще одна выставка. Как же я ее назвала? Точно! Она называлась «Какого цвета любовь?».

Перформанс/инсталляция «Какого цвета любовь?», 2022 год

Какого цвета любовь, Маш?

У всех разная была. Там был перфоманс. Можно я про нее немножко расскажу! Почему она мне понравилась? Я ее запланировала давно, но она совпала с 24 февраля. И мне казалось, что нужно как-то людям помочь. Потому что я вижу свою миссию, как бы это громко не звучало, в том, чтобы помогать людям. Потому что искусство — один из самых эффективных способов изменить мир. Мне хотелось тогда именно физически взаимодействовать с людьми. И было классно — потому что в мире было напряжение, и когда ко мне приходили люди, я их трогала, гладила. И они снова становятся мягкими, к ним приходит легкость. Почему для меня это запоминающийся проект? Потому что у него был отклик в мире, и я прочувствовала изменения, которые произошли во время перформанса. Это очень приятные ощущения. Так, а про выставку «Мир» что ты хотела спросить?

Просто, наверное, чтобы ты про нее рассказала. О чем она? И что ты ею хотела сказать? Ты быстро придумала?

Ее я придумала еще после первой пандемии. У меня тогда было очень тревожное состояние, потому что не было никакой работы, опоры, и была какая-то финансовая дыра. И я как раз со своим психологом прорабатывала это состояние — ощущение безопасности, которое не зависит от внешних обстоятельств, которое ты только сам себе можешь дать. И это чувство опоры, которое ты тоже сам себе даешь, неважно, где ты находишься, в каком ты месте, сколько у тебя денег — оно, мне кажется, очень сильно вырастает из доверия Вселенной. То есть ты знаешь, что Вселенная точно о тебе заботится и ты находишься ровно там, где должен быть. И все, что с тобой произойдет — это на благо тебе.

Выставка «Мир», 2022 год

И после этих всех обсуждений с психологом я создала четыре эскиза к одной выставке. Там как раз были фразы «Ты в безопасности», «Все хорошо», «Все уже хорошо». То есть не стоит сейчас переживать, потому что все уже хорошо, потому что ты там, где ты должен быть, где твой путь истинный. Через какое-то время я листала скетчбук и вспомнила про эти работы. И решила, что за зиму я их сделаю и в марте покажу. Естественно, тогда еще не было понятно, что будет происходить весной. И это совершенно случайное совпадение, что выставка «Мир» попадает под 24 февраля, и эта тема становится очень близка многим людям. Вот мне кажется, ты как раз про это говорила — такие странные существа из металла, и они отражали реальность. Я когда их сделала, не знала про что они, что это вообще значит. Только потом, когда я все развесила в мастерской, я поняла, что у них есть и острые углы, и мягкие. Мы ведь привыкли всем событиям давать плюсы и минусы…

А, безоценочные. Ты писала, по-моему, что они не хорошие и не плохие.

Да-да, они просто вот такие. Так же, как и все, что происходит с нами в жизни. Просто мы привыкли, что живем в дуальном мире, где есть плюс и минус, привыкли все делить на хорошее и плохое. Но для тебя что-то может быть хорошим, а для другого человека это может быть плохим. Все относительно. А если говорить в формате Вселенной, то для нее вообще нет разницы — хорошее это или плохое, эти события просто происходят. И эти животные, они расползались по всей комнате. Еще на этой выставке был перформанс, где я взаимодействовала с человеком и одевала его в специальный костюм. Идея была, что я создаю вокруг человека пространство безопасности.

Выставка «Мир», 2022 год

Мне очень понравились они. Я долго смотрела на этих существ в твоём инстаграм и пыталась понять, что ты в них вложила, читала описание несколько раз и подумала, что с удовольствием повесила бы у себя дома такого.

Спасибо! Вообще мне ближе, когда я что-то рисую и не понимаю, зачем я это рисую. И только потом — лишь потому, что нужно все объяснять словами, — я начинаю осознавать, что это значит, почему я это сделала. Но изначально это все я делаю просто как порыв, как будто без головы.

О ближайших планах

Расскажи, что у тебя планируется в ближайшее время?

Планирую сейчас поехать в Ереван на Urvakan.

А ты же только что вернулась оттуда, нет?

Да, я летом была в Армении в йога-туре и в Ереване несколько дней. Но мне просто безумно нравится Ереван, и я очень хочу еще раз туда вернуться. Будучи в Ереване, я влюбилось в одно место и хочу сделать там выставку — но она пока в далеких планах. Что еще планируется? Сейчас ездила в арт-экспедицию по приглашению Новой Третьяковки на Алтай. Будет в октябре выставка. А 7 сентября будет открытие в галерее «Триумф» — групповая выставка, там тоже будут мои работы. Правда, старые.

Недавно мне пришла в голову идея одной выставки, и мне, конечно же, очень хочется ее реализовать. У меня просто 20 сентября день рождения. И я подумала: «Блин, как классно на свой день рождения сделать выставку». Но сейчас я понимаю, что, наверное, не успею. Поэтому она будет ближе к зиме. Называется «Привет, мой хороший». Я как раз планирую переезд в большую мастерскую, где буду одна. И эту выставку было бы классно сделать в новой мастерской и отметить новоселье — в «Поле» на Белорусской.

Из коммерческого — сотрудничала с русским брендом одежды, следующей весной выйдет коллекция для женщин и для детей. А еще сделала логотип для детского центра в Ереване, для сайта картинки. И мои фигуры будут у них в интерьере.

Маша бьёт мне искусство на руке, 2021

Круто! Ну да, Маша Сомик практически везде. Ты ходишь к педиатру в «Чайку» — там Маша, приходишь на детскую площадку — там тоже Маша, подарочную упаковку в avgst берешь — «А хотите с Машей Сомик?», и я такая: «Да, хочу!». Это круто, потому что как человеку с татуировками на руках и ногах от Маши Сомик, мне очень часто на улице говорят: «Это тебе Маша набила?». И ты чувствуешь, что с человеком у тебя уже есть контакт. Потому что вы в каком-то одном поле находитесь.

Классно! Мне очень приятно. Я когда решила стать художницей, спустя какое-то время решила стать очень известной художницей. Я это говорю без какого-то пафоса, но абсолютно серьезно к этому отношусь. И у меня даже есть хэштег # машасомикизвестнаяхудожница. Мне бы хотелось распространяться очень широко. И один раз у меня спросили: «А зачем тебе это?», и я сказала: «Мне просто хочется в самых крутых галереях и музеях мира делать свои инсталляции». Мне кажется, чем ты круче и известнее, тем лучше тебе предлагают пространства для реализации своих задумок.

Оформление педиатрии клиники Чайка на Новой Риге. Магнитные фигуры, из которых дети могут собирать композиции

Все, что ты говоришь — это, на самом деле, какая-то очень правильная детскость, к которой надо стремиться. Взрослая детскость. Дети же суперские. Они все делают искренне, мечтают, и для них нет ничего невозможного. Они такие: «Хочу быть известным художником», — и ребенок вообще не сомневается, что им станет. Мне кажется, это чувство, с которым ты живешь, оно похожее. Как это в себе откопать?

Не знаю, как в себе это откопать. Но когда я поняла, что хочу быть очень известной художницей, у меня не было ни капли сомнения внутри: я точно знаю, что так и будет. Возможно, это не произойдет моментально, это путь. Но я уверена в этом. Мне кажется, что жизнь — она вообще чтобы радоваться. Нужно делать то, что делает тебя счастливым.

Да, это ровно то, с чего мы начали!

О том, что такое творчество и культура работы для Маши

Помимо того, что искусство помогает людям справляться с напряжением, зачем ты вообще всё это делаешь? Ты искала для себя ответ? Ты это делаешь для себя или все-таки для других?

Все, что я делаю, в первую очередь я делаю для себя. Потому что это помогает мне проживать то, что со мной происходит. Изначально это все нужно мне, и только потом я это делаю для людей. И мне кажется, что так правильно. Потому что я сама о себе думаю.

Так правильно, наверное, потому что это искреннее. А все, что искренне — правильно. А работа для тебя — что это? Ты разделяешь творчество и работу?

Нет, не разделяю. И я называю свою профессию художника работой. Вот у меня Платон спрашивает: «Мам, ты куда?», — «Я на работу». То есть я не говорю: «Иду в мастерскую потворить». Хотя мне говорили, что работа — это другое, что я занимаюсь творчеством, а работа — от слова «раб». Но для меня было очень важно называть то, что я делаю, работой. Потому что, когда я только начинала быть художницей, очень многие родственники говорили мне: «Ну, это не работа. Когда ты нормальную-то работу найдешь? Там же денег не заработаешь». Сейчас, смотря в прошлое, я понимаю, почему называю это работой. Потому что для меня было важно самой себе сказать, что это серьезно.

Единственное, я делю проекты на коммерческие и творческие, те, которые от моей личной инициативы. Но все коммерческие проекты для меня очень интересные, я там чувствую максимальную реализацию как свободного художника.

Сейчас будет наивный вопрос. Короче, у меня есть такие пушистые желтые тапочки, которые я ношу на улицу, они очень странные. Для людей, которые не привыкли к такому, кажется, что я просто иду в обычных домашних тапках по делам. И каждый раз, когда я выхожу, мой сосед спрашивает: «Ты что, в деревню едешь?». Он просто не понимает. Ему тяжело понять, что нормально носить такие тапки. И вот мой вопрос: есть же дофига людей, которые не понимают, что ты делаешь и почему это искусство. Ты их стремишься научить понимать? Пытаешься ли ты с ними разговаривать?

Хороший вопрос. У меня нет страстного желания всех завербовать, чтобы все понимали. Все люди разные и для меня это нормально — что кому-то может не нравится то, что я делаю. Потому что многое, которые делают другие художники, мне тоже не близко, но от этого я не перестаю ими восхищаться. Но я думаю о том, как сделать абстрактное искусство, которое нужно воспринимать более интуитивно, а не через разум, как сделать его более доступным. У меня было несколько проектов, которые как раз про это. Но это не про то, что через насилие все должны обязательно все принимать.

А у тебя есть, может быть, какое-то пространство себя чётко видишь? Свои какие-то картины, работы, ещё что-то. Может быть, что-то есть очень скучное в этом мире, куда ты приходишь каждый раз и думаешь: "Вот если бы здесь были мои инсталляции.."

Мне кажется, сейчас ничего конкретного я не скажу, но периодически, когда я гуляю, такие чувства возникают. Кстати, хорошая идея фотографировать и запоминать. Спасибо. И писать список своих желаний. Но вообще мне бы, наверное, хотелось сделать что-то уличное, какой-то масштабный проект типа парка с моими объектами.

Класс. А ты в этот момент думаешь о том, что люди должны чувствовать, когда они гуляют по этому парку и видят какие-то твои там фигуры?

Я бы шла по этому парку и искала места, где ты не ожидаешь что-то увидеть, а там вдруг возникает, например, большая красная фигура. И ты просто смотришь и думаешь: «Ну, хрень какая-то странная».

Ну, я бы не так подумала, я бы подумала: «О, прикольно! Красное! Красная штучка классная!».

0
2 комментария
андрей локтев

Привет, чудесная Детка! - Связана ли как-то с Марией Сомик, учившейся в 12-ой французской спецшколе в 70-ые годы? - Дело просто в том (как это в наших судьбах записано), что я Андрей Локтев очень любил ее.. Тогда, сорок лет назад... Может это совпадение, может однофамильцы... Но сегодня она, Она мне ярко снилась... Не сочти за фейк...

Ответить
Развернуть ветку
андрей локтев

Вдруг ответишь [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда