Честно о менторстве. Интервью с менторами и наставниками Creative
Всем привет! На связи команда Creative. Сегодня мы хотим поднять очень важную тему, которая будет полезной всем нашим читателям. Речь пойдёт о том, как лучше учиться, как развивать свои скилы, и чем вам может помочь хороший наставник.
В беседе приняли участие самые опытные менторы Creative. Мы задали им несколько простых вопросов и попросили поделиться своими примерами из жизни. В этой статье расскажем, как действует система наставничества, как найти свои точки роста и поверить в себя. Будем рады вашим комментариям и личным кейсам – уверены, нашей аудитории есть что рассказать. Итак, погнали!
Ментор – это кто? Чем он отличается от коуча или тьютора?
Зачем взрослому человеку нужен ментор?
Антон: Ментор помогает сэкономить время и силы. Чтобы не бродить самостоятельно в поисках истины (и, возможно, научиться чему-то неправильно), гораздо продуктивнее найти себе наставника, который уже прошёлся по граблям и знает обходной путь.
Екатерина: Работа в IT – очень непростое дело. Сфера очень трудная. Даже работая несколько лет, много чего можешь не знать. Новичкам особенно тяжело, а иногда – даже страшно. Ментор: а) помогает понять, что всё нормально, и это обычный процесс для всех начинающих; б) даёт надежду, что новичок не останется один на один с проблемами, и что ему помогут, если что-то будет не получаться.
Евгений: Ментор нужен не только взрослому человеку :). В целом, благодаря ему, ученик не теряет мотивацию при ошибках, т.к знает, что ему всегда рады помочь. Ну и не менее важны актуальность и систематичность подачи знаний – без ментора очень проблематично самостоятельно выстроить этот процесс.
Ярослав: Люди продолжают учиться на протяжении всей жизни, и с помощью ментора этот процесс можно значительно ускорить и облегчить. Взрослому человеку такая помощь ещё нужнее, поскольку с возрастом всё тяжелее усваивать новые знания, и всё меньше времени на самостоятельное обучение.
Что лучше всего мотивирует взрослого человека на учёбу?
Антон: Осознание нехватки знаний в определённой области. Т.е. сперва человек должен столкнуться с проблемой, которую не знает, как решить. Потом – получить инструмент решения. При таком подходе информация будет впитываться х10 и сразу применяться на практике.
Екатерина: Потеря работы, невостребованность в предыдущей профессии. Я так сменила профессию и пошла учиться на профессию в сфере IT.
Евгений: Стресс (в рамках нормы). Выход из зоны комфорта. И большое желание чему-либо научиться.
Ярослав: Для многих мотивацией является желание или необходимость сменить сферу деятельности. Продолжающих обычно двигают амбиции быть лучше.
Расскажите о своём опыте: как вы стали менторами или наставниками?
Екатерина: В компании Creative в июне 2021-го объявили, что сотрудникам в грейде мидл можно заниматься менторством и брать себе на обучение премидлов. Я на тот момент сама была премидлом, писала автотесты и очень хотела заниматься наставничеством. Два месяца мне этого не разрешали из-за недостаточного грейда, а потом дали на попечение одного джуна. Его нужно было подготовить к аттестации на премидла в ручном тестировании. И он всё сдал успешно! Через месяц меня попросили подготовить ещё троих коллег, но уже на мидлов. Все они также успешно прошли аттестацию. Так и начался мой путь в менторство, который продолжается до сих пор.
Евгений: В какой-то момент я решил, что хочу передать знания другим ребятам и помочь им в освоении новых технологий или стеков. Да и в целом я всегда любил читать лекции и отвечать на вопросы, есть в этом некая приятная социальная польза :)
Ярослав: Первый мой опыт менторства случился в рамках нескольких хакатонов. Было интересно участвовать в решении проблем вместе с ребятами, направлять их и делиться похожими кейсами. Сейчас для меня менторство является неотъемлемой частью работы в проектах.
Об учениках: чем гордитесь, что было неожиданно?
Как сделать менторство эффективным?
Антон: В моём понимании, это очень интимный процесс. Всё сильно зависит от мотивации – и ментора, и ученика, а также от их взаимоотношений. Нельзя обучать и обучаться через силу.
Екатерина: Показывать на конкретных примерах то, что не понятно. Давать задачи на закрепление, чтобы ученик сам уже подумал и попрактиковался в том, что ему объясняли.
Евгений: Не давать весь материал. Человек должен сам искать нужную ему информацию. Я часто прошу разрабов самостоятельно изучить тему и рассказать её мне так, будто я её не знаю. После такой «лекции наоборот» я либо исправляю их ошибки, либо рассказываю о нюансах, с которыми они пока не знакомы. Опыт показывает, что материал, поданный таким образом, закрепляется гораздо лучше. И, что важно, ребята учатся учиться :)
Ярослав: Как говорится, «it depends». К каждому человеку нужен индивидуальный подход. Из простых общих правил: это должно быть нужно обучающемуся; нужно узнавать не «что», а «как»; нужно развиваться постепенно, начиная с базовых умений.
А ментору нужен ментор?
Антон: Конечно! Учить других – непростое дело (и часто неблагодарное). И тут, как и в любом другом деле, очень поможет опытный наставник.
Екатерина: Сфера IT очень быстро меняется и требует постоянно осваивать что-то новое. Мы – такие же новички в некоторых частях новых технологий, и нам тоже бывает нужна помощь, когда что-то не получается. Осознание того, что есть тот, кто может помочь, даёт стержень продолжать работать дальше и без страха браться за новые задачи.
Евгений: К счастью, ментор – не всезнающий и такой же ученик, как и другие. Он тоже постоянно учится, развивается во всех сферах, так что без ментора никуда :)
Ярослав: Для своего ментора ты – юный падаван, и это нормально. Повторюсь, что нам постоянно нужно учиться, особенно в IT, и делать это под присмотром опытного коллеги куда приятнее и эффективнее.
Дайте совет человеку, который хочет чему-то научиться.
Спасибо за внимание! Мы будем рады увидеть ваши комментарии под этой статьёй и познакомиться с ваши историями об учёбе, наставничестве или менторстве.