{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Честно о менторстве. Интервью с менторами и наставниками Creative

Всем привет! На связи команда Creative. Сегодня мы хотим поднять очень важную тему, которая будет полезной всем нашим читателям. Речь пойдёт о том, как лучше учиться, как развивать свои скилы, и чем вам может помочь хороший наставник.

В беседе приняли участие самые опытные менторы Creative. Мы задали им несколько простых вопросов и попросили поделиться своими примерами из жизни. В этой статье расскажем, как действует система наставничества, как найти свои точки роста и поверить в себя. Будем рады вашим комментариям и личным кейсам – уверены, нашей аудитории есть что рассказать. Итак, погнали!

Ментор – это кто? Чем он отличается от коуча или тьютора?

Ментор, он же наставник, – это человек, имеющий больше опыта и знаний в какой-то области (возможно, очень узкой), по сравнению с учеником (наставляемым). Ключевое отличие от тьютора — неформальность. Тьютор — это очень формальная роль, это специалист, который помогает выстроить свою образовательную траекторию. Коуч же — это помощник, он сам ничему не учит, он направляет, даёт подсказки, и задаёт наводящие вопросы. Всё остальное обучающийся делает сам.

Антон

Ментор – коллега с опытом, который любит обучать и который обладает большим терпением. Ментор направляет в работе, подсказывает какие-то нюансы или может рассказать о подводных камнях.

Екатерина

Ментор – человек, с большим количеством набитых шишек и знаний, решивший передать эти знания менее опытным коллегам. Основная цель ментора — показать правильные подходы и настраивать человека на правильное мышление.

Евгений

Зачем взрослому человеку нужен ментор?

Антон: Ментор помогает сэкономить время и силы. Чтобы не бродить самостоятельно в поисках истины (и, возможно, научиться чему-то неправильно), гораздо продуктивнее найти себе наставника, который уже прошёлся по граблям и знает обходной путь.

Екатерина: Работа в IT – очень непростое дело. Сфера очень трудная. Даже работая несколько лет, много чего можешь не знать. Новичкам особенно тяжело, а иногда – даже страшно. Ментор: а) помогает понять, что всё нормально, и это обычный процесс для всех начинающих; б) даёт надежду, что новичок не останется один на один с проблемами, и что ему помогут, если что-то будет не получаться.

Евгений: Ментор нужен не только взрослому человеку :). В целом, благодаря ему, ученик не теряет мотивацию при ошибках, т.к знает, что ему всегда рады помочь. Ну и не менее важны актуальность и систематичность подачи знаний – без ментора очень проблематично самостоятельно выстроить этот процесс.

Ярослав: Люди продолжают учиться на протяжении всей жизни, и с помощью ментора этот процесс можно значительно ускорить и облегчить. Взрослому человеку такая помощь ещё нужнее, поскольку с возрастом всё тяжелее усваивать новые знания, и всё меньше времени на самостоятельное обучение.

Что лучше всего мотивирует взрослого человека на учёбу?

Антон: Осознание нехватки знаний в определённой области. Т.е. сперва человек должен столкнуться с проблемой, которую не знает, как решить. Потом – получить инструмент решения. При таком подходе информация будет впитываться х10 и сразу применяться на практике.

Екатерина: Потеря работы, невостребованность в предыдущей профессии. Я так сменила профессию и пошла учиться на профессию в сфере IT.

Евгений: Стресс (в рамках нормы). Выход из зоны комфорта. И большое желание чему-либо научиться.

Ярослав: Для многих мотивацией является желание или необходимость сменить сферу деятельности. Продолжающих обычно двигают амбиции быть лучше.

Расскажите о своём опыте: как вы стали менторами или наставниками?

Екатерина: В компании Creative в июне 2021-го объявили, что сотрудникам в грейде мидл можно заниматься менторством и брать себе на обучение премидлов. Я на тот момент сама была премидлом, писала автотесты и очень хотела заниматься наставничеством. Два месяца мне этого не разрешали из-за недостаточного грейда, а потом дали на попечение одного джуна. Его нужно было подготовить к аттестации на премидла в ручном тестировании. И он всё сдал успешно! Через месяц меня попросили подготовить ещё троих коллег, но уже на мидлов. Все они также успешно прошли аттестацию. Так и начался мой путь в менторство, который продолжается до сих пор.

Евгений: В какой-то момент я решил, что хочу передать знания другим ребятам и помочь им в освоении новых технологий или стеков. Да и в целом я всегда любил читать лекции и отвечать на вопросы, есть в этом некая приятная социальная польза :)

Ярослав: Первый мой опыт менторства случился в рамках нескольких хакатонов. Было интересно участвовать в решении проблем вместе с ребятами, направлять их и делиться похожими кейсами. Сейчас для меня менторство является неотъемлемой частью работы в проектах.

Об учениках: чем гордитесь, что было неожиданно?

8 из 9 моих учащихся, кого я готовила к аттестации на грейд, сдали на его повышение с первой попытки, один – со второй. Четверых я учила тестировать api с нуля – и они сразу успешно стартанули в тестирование на коммерческих проектах. Ещё я научила двоих HR-менеджеров и одного PM-а основам SQL на продвинутом уровне.

Екатерина

Самое необычное, это когда ребята совершенно не из IT начинают уверенно входить в эту сферу и активно учатся, не теряя мотивацию. И речь не только про молодых разрабов до 30! Было несколько крутых кейсов про ребят 50+, они все успешно свичнулись:) Меня всегда такое радует.

Евгений

Как сделать менторство эффективным?

Антон: В моём понимании, это очень интимный процесс. Всё сильно зависит от мотивации – и ментора, и ученика, а также от их взаимоотношений. Нельзя обучать и обучаться через силу.

Екатерина: Показывать на конкретных примерах то, что не понятно. Давать задачи на закрепление, чтобы ученик сам уже подумал и попрактиковался в том, что ему объясняли.

Евгений: Не давать весь материал. Человек должен сам искать нужную ему информацию. Я часто прошу разрабов самостоятельно изучить тему и рассказать её мне так, будто я её не знаю. После такой «лекции наоборот» я либо исправляю их ошибки, либо рассказываю о нюансах, с которыми они пока не знакомы. Опыт показывает, что материал, поданный таким образом, закрепляется гораздо лучше. И, что важно, ребята учатся учиться :)

Ярослав: Как говорится, «it depends». К каждому человеку нужен индивидуальный подход. Из простых общих правил: это должно быть нужно обучающемуся; нужно узнавать не «что», а «как»; нужно развиваться постепенно, начиная с базовых умений.

А ментору нужен ментор?

Антон: Конечно! Учить других – непростое дело (и часто неблагодарное). И тут, как и в любом другом деле, очень поможет опытный наставник.

Екатерина: Сфера IT очень быстро меняется и требует постоянно осваивать что-то новое. Мы – такие же новички в некоторых частях новых технологий, и нам тоже бывает нужна помощь, когда что-то не получается. Осознание того, что есть тот, кто может помочь, даёт стержень продолжать работать дальше и без страха браться за новые задачи.

Евгений: К счастью, ментор – не всезнающий и такой же ученик, как и другие. Он тоже постоянно учится, развивается во всех сферах, так что без ментора никуда :)

Ярослав: Для своего ментора ты – юный падаван, и это нормально. Повторюсь, что нам постоянно нужно учиться, особенно в IT, и делать это под присмотром опытного коллеги куда приятнее и эффективнее.

Дайте совет человеку, который хочет чему-то научиться.

Хочешь? Не жди подходящего момента, он никогда не настанет. Просто бери и делай. Сам прилагай усилия, не жди, что придёт СУПЕР НАСТАВНИК, и всё тебе подаст на блюдечке.

Антон

Надо начинать, не откладывая в долгий ящик, и настраиваться, что будет трудно и не раз, но всё будет получаться!

Екатерина

Начинать и не бояться ошибок) Незнание чего-либо — норма. Задавайте больше вопросов и добивайтесь ответов. Есть классная техника «Пять почему»: спрашивайте себя постоянно «Почему это работает?». А ещё советую найти коллегу по интересу в изучении, и делиться друг с другом тем, что читаете, узнаёте и делаете.

Евгений

Попробуй явно определить причину и цель. Решил выучить язык – ответь, где он тебе понадобится, какой уровень тебе нужен, какие сроки потребуются для освоения. Хочешь повысить грейд? Подумай, готов ли решать задачи с большей ответственностью и сложностью. Когда у тебя будут ответы, можно начинать приставать к опытному коллеге и просить его поменторить тебя.

Ярослав

Спасибо за внимание! Мы будем рады увидеть ваши комментарии под этой статьёй и познакомиться с ваши историями об учёбе, наставничестве или менторстве.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда