{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Интро: кто делает заставки, завоевывающие международные награды

Алексей Борисов – ведущий дизайнер телеканала «Культура», талантливый графический и видеодизайнер. Его работы завоевывают престижные награды Tefi National Television Award, Telly Awards, Summit Awards и Communicator Awards. А созданные им проекты для программы «Прогноз погоды» стали визитной карточкой телеканала «Культура».

В профессии Алексей более 20 лет, из них почти 15 работает на канале «Культура». И выбор специализации не был случайностью. Страсть к киноискусству и телевидению утвердилась еще с детства, в процессе просмотров хлынувших из Голливуда на экраны кинотеатров и телевидение научно фантастических художественных фильмов, во время просмотра которых он задавался вопросом, как делаются все спецэффекты и можно ли научиться делать подобное с компьютерной графикой. Сегодня Алексей делится с нами историей своего пути и освоения профессии, а также секретами побед его работ на ведущих конкурсах.

Как получилось, что Вы выбрали для себя работу именно в области дизайна?

Кадр из работы для проекта «Щелкунчик», завоевавшей награду Telly Awards 2019. Источник — архив эксперта.

Со своей профессией я определился еще в детстве. Меня в свое время сильно впечатлили голливудские фильмы с потрясающими, особенно для того времени, спецэффектами и графикой. А любовь к анимационным фильмам Disney даже сподвигла на то, чтобы принять участие в конкурсе комиксов с героями из мультфильмов киностудии. Забавно, но конкурс проводился по адресу Шаболовка 37, где сейчас находится телеканал «Культура», и на проходную надо было приносить рисунки для конкурса. Я часто вспоминал этот момент, когда приходил на работу.

Награда Summit Emerging Media Awards за проект «Прогноз погоды». Источник — архив эксперта.

Поняв, чем хочу заниматься, я столкнулся с тем, что учебных заведений, готовящих именно специалистов графического и видеодизайна почти не было. Профессию приходилось постигать по частям. Основы композиции и навыки академического рисования получил в Художественном профессиональном лицее №303. Это было одно из немногих экспериментальных профессиональных учебных учреждений в области декоративных искусств. После обучения была возможность поступить в Строгановский университет, но я вынужден был выбрать работу. Тем более, что в моем направлении почти не было специализированных курсов, тонкости ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Или собирать знания по крупицам на дополнительных курсах компьютерной направленности. Например, я посещал некоторые начальные курсы в МГТУ им. Баумана. Впоследствии, если нужно было освоить новую программу, то смотрел онлайн уроки и туториалы или делал свои наработки уже в практических задачах во время работы.

С чего начиналась карьера графического и видеодизайнера Алексея Борисова?

Первым шагом стало простое портфолио в Adobe Illustrator и Photoshop. Я наметил несколько направлений дизайна для тех сфер, где планировал начать работу и стал делать проекты, которые можно показывать. В начале, без опыта было сложно рассчитывать на более или менее хорошую работу, да и сами проекты были статичными, для печати. Тогда я сосредоточился на поиске вакансий в печатных салонах и одно из предложений привело меня в компанию официального авторинга и тиражирования DVD дисков Видеограм. Именно там и началось мое знакомство с графическим дизайном в профессиональном плане. Мне повезло, первая работа оказалась настоящей мечтой, поскольку я делал титры, анимированное меню для дисков, обложки, буклеты для голливудских фильмов. Дальше нужно было лишь развиваться в этом направлении, изучать основы движения камеры, новые программы и тренды отрасли.

Кадр из работы «Прогноз погоды», получившей награду Summit Emerging Media Awards 2021. Источник — архив эксперта.

Когда на работе тебе начинают доверять все больше задач, потом эти задачи усложняются, тогда приходит понимание, что ты делаешь все правильно. А если хочешь роста, надо вкладывать в первую очередь в себя. Без саморазвития и повышения профессионализма в любой отрасли не обойтись. Знаковой для меня стала работа над постером к французскому фильму “Между ангелом и бесом”. Обычно с официальной лицензией от правообладателя приходят слайды и дополнительные материалы, а иногда даже несколько вариантов постеров с пустым полем без титров. Однако в тот раз этого не произошло и пришлось полностью делать композицию взятых кадров из самого фильма. Обложка зашла хорошо и даже долгое время этот DVD диск был хитом продаж, о чем долго говорили отчеты отдела распространения. Тогда я получил свою первую специальную премию от руководства и своего рода первое признание. Это приятно и дает понять, что у тебя все получается. В последствии, по мере освоения новых технологий появилась возможность изучить 3D графику и анимацию. На тот момент еще не существовало понятия и профессии моушн дизайнер. В пакете новых обязанностей мне предстояло создавать полный пакет графики. Вместо скучного и статичного DVD меню появилось полностью анимированное. Конечно, сначала шаги в этом направлении были осторожными и скромными, пока мы не получили заказ разработать графическое оформление для фильма “Игра”, в процессе которого мне понадобились все полученные навыки и я их успешно применил. Это был первый опыт работы со сторонними заказчиками из аналогичной компании “Амальгама”, которая к тому же имела свою достаточно сильную дизайн студию.

Награды ТЭФИ 2017 год за проект «Большая опера» и 2018 за проект «Конкурс «Щелкунчик». Источник — архив эксперта.

Как Вы перешли от работы со статичными и печатными форматами к производству видеографики?

После нескольких лет работы в Видеограм, появилась возможность поработать за пределами России, а также освоить новое для себя направление – работу с видео. Так я оказался в студии телеканала «Русский час» в Лондоне. Именно там я увлекся видеосъемкой, которая до сих пор является моим хобби. Чем полезна такая смена деятельности, так это тем, что ты все равно остаешься в рамках одной сферы, но смотришь на все под другим углом. Мне самому нужно было продумывать точки для съемок, подбирать ракурсы. Сейчас этот опыт очень пригождается в работе, поскольку я понимаю движение камеры, как будет «играть» тот или иной фон, блики, свет. По возвращении в Россию я решил работать именно в направлении видеодизайна и с опытом продюсирования и съемки видео, подал свое портфолио и устроился на канал «Культура».

Какие были Ваши первые награды?

Награды ТЭФИ 2016 год. Источник — архив эксперта.

Существует не так много телевизионных профессиональных конкурсов. Из национальных основным является приз академии телевидения “ТЭФИ”. Его могут получить только официальные представителей федеральных каналов, так что попасть в номинанты стороннему участнику невозможно. Именно эта награда и стала первой в моей карьере – премия «ТЭФИ» 2015 года в категории «Промо» за мой проект «Настройся на Чайковского». Потом «ТЭФИ» вручались за мои работы для проектов «Война и мир читаем роман» и «Большой балет» в 2016 году, а также за оформление ток шоу «Агора» в 2019. На конкурс были представлены не просто заставки, но и вся моя работа графического плана для оформления этих программ в целом.

Награды ТЭФИ 2016 год за проекты «Большой балет» и «Война и мир. Читаем роман». Источник — архив эксперта.

Есть ли особенности участия в международных конкурсах?

Особенности есть у всех конкурсов: своя программа, критерии отбора, число участников и их профессиональный опыт. Особенно сложно участвовать в международных телевизионных конкурсах таких, как Telly Award, где принимает участие около 12 000 человек. Многие заявляют свои работы сразу в нескольких номинациях одновременно. При этом в силу специфики судейства и правил конкурса, свой выбор жюри отдают преимущественно крупным телевизионным продакшн брендам, имеющим сильную профессиональную и техническую базу. Простым дизайнерам или небольшим студиям зачастую приходится соревноваться с такими брендами, как NBC, Adobe, Ogilvy and Mather, CBS Interactive и т.д. Обычно судейство проходит по 10 бальной шкале и осуществляется приглашенными членами судейского совета Telly Awards, в который входят более 200 действующих лидеров отрасли.

Кадр из работы, завоевавшей награду Telly Awards 2021 в номинации «Avant garde». Источник — архив эксперта.

Победитель должен получить не меньше 9 баллов, а если впечатления от работы позволяют, то 10 по всем критериям. Могу сказать, как человек, которого также приглашали в состав жюри Telly Awards и Webby Awards, очень сложно получить такое число баллов среди большого числа претендентов. В среднем все номинанты находятся в диапазоне 6-8 баллов, а больше дать судьи просто не могут из-за качества и хронометража презентационных работ. Моя работа была выбрана большинством и вошла в тройку лидеров из 12 000 претендентов.

Кадр из работы, завоевавшей награду Telly Awards 2022 в номинации «Jorney to the De Chirico world». Источник — архив эксперта.

Поделитесь, секретами побед в конкурсах видеодизайна

Необходимые критерии успеха и побед — это постоянное развитие, особенно профессиональное от проекта к проекту. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом результате, нужно создавать новые ассеты и модифицировать уже имеющиеся, улучшать и ускорять свой pipeline для достижения максимального результата с соблюдением поставленных сроков, искать новые технические решения ускоряющие производство и применять их на практике. Из опыта участия в жюри нескольких крупных международных конкурсов, лично для себя я сделал вывод, что работы, побеждающие в различных состязаниях, соответствуют определенным критериям. Это должны быть логически законченные проекты с понятной идеей, ясно демонстрирующие, что хочет донести автор. Важно и качество исполнения: аккуратность воплощения, технически правильные настройки света и цвета, качество рендера. Судью не должны смутить даже мелкие недочеты. Еще один плюс для работы – новизна, лучше, если проекту не больше года.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда