Интро: кто делает заставки, завоевывающие международные награды
Алексей Борисов – ведущий дизайнер телеканала «Культура», талантливый графический и видеодизайнер. Его работы завоевывают престижные награды Tefi National Television Award, Telly Awards, Summit Awards и Communicator Awards. А созданные им проекты для программы «Прогноз погоды» стали визитной карточкой телеканала «Культура».
В профессии Алексей более 20 лет, из них почти 15 работает на канале «Культура». И выбор специализации не был случайностью. Страсть к киноискусству и телевидению утвердилась еще с детства, в процессе просмотров хлынувших из Голливуда на экраны кинотеатров и телевидение научно фантастических художественных фильмов, во время просмотра которых он задавался вопросом, как делаются все спецэффекты и можно ли научиться делать подобное с компьютерной графикой. Сегодня Алексей делится с нами историей своего пути и освоения профессии, а также секретами побед его работ на ведущих конкурсах.
Как получилось, что Вы выбрали для себя работу именно в области дизайна?
Со своей профессией я определился еще в детстве. Меня в свое время сильно впечатлили голливудские фильмы с потрясающими, особенно для того времени, спецэффектами и графикой. А любовь к анимационным фильмам Disney даже сподвигла на то, чтобы принять участие в конкурсе комиксов с героями из мультфильмов киностудии. Забавно, но конкурс проводился по адресу Шаболовка 37, где сейчас находится телеканал «Культура», и на проходную надо было приносить рисунки для конкурса. Я часто вспоминал этот момент, когда приходил на работу.
Поняв, чем хочу заниматься, я столкнулся с тем, что учебных заведений, готовящих именно специалистов графического и видеодизайна почти не было. Профессию приходилось постигать по частям. Основы композиции и навыки академического рисования получил в Художественном профессиональном лицее №303. Это было одно из немногих экспериментальных профессиональных учебных учреждений в области декоративных искусств. После обучения была возможность поступить в Строгановский университет, но я вынужден был выбрать работу. Тем более, что в моем направлении почти не было специализированных курсов, тонкости ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Или собирать знания по крупицам на дополнительных курсах компьютерной направленности. Например, я посещал некоторые начальные курсы в МГТУ им. Баумана. Впоследствии, если нужно было освоить новую программу, то смотрел онлайн уроки и туториалы или делал свои наработки уже в практических задачах во время работы.
С чего начиналась карьера графического и видеодизайнера Алексея Борисова?
Первым шагом стало простое портфолио в Adobe Illustrator и Photoshop. Я наметил несколько направлений дизайна для тех сфер, где планировал начать работу и стал делать проекты, которые можно показывать. В начале, без опыта было сложно рассчитывать на более или менее хорошую работу, да и сами проекты были статичными, для печати. Тогда я сосредоточился на поиске вакансий в печатных салонах и одно из предложений привело меня в компанию официального авторинга и тиражирования DVD дисков Видеограм. Именно там и началось мое знакомство с графическим дизайном в профессиональном плане. Мне повезло, первая работа оказалась настоящей мечтой, поскольку я делал титры, анимированное меню для дисков, обложки, буклеты для голливудских фильмов. Дальше нужно было лишь развиваться в этом направлении, изучать основы движения камеры, новые программы и тренды отрасли.
Когда на работе тебе начинают доверять все больше задач, потом эти задачи усложняются, тогда приходит понимание, что ты делаешь все правильно. А если хочешь роста, надо вкладывать в первую очередь в себя. Без саморазвития и повышения профессионализма в любой отрасли не обойтись. Знаковой для меня стала работа над постером к французскому фильму “Между ангелом и бесом”. Обычно с официальной лицензией от правообладателя приходят слайды и дополнительные материалы, а иногда даже несколько вариантов постеров с пустым полем без титров. Однако в тот раз этого не произошло и пришлось полностью делать композицию взятых кадров из самого фильма. Обложка зашла хорошо и даже долгое время этот DVD диск был хитом продаж, о чем долго говорили отчеты отдела распространения. Тогда я получил свою первую специальную премию от руководства и своего рода первое признание. Это приятно и дает понять, что у тебя все получается. В последствии, по мере освоения новых технологий появилась возможность изучить 3D графику и анимацию. На тот момент еще не существовало понятия и профессии моушн дизайнер. В пакете новых обязанностей мне предстояло создавать полный пакет графики. Вместо скучного и статичного DVD меню появилось полностью анимированное. Конечно, сначала шаги в этом направлении были осторожными и скромными, пока мы не получили заказ разработать графическое оформление для фильма “Игра”, в процессе которого мне понадобились все полученные навыки и я их успешно применил. Это был первый опыт работы со сторонними заказчиками из аналогичной компании “Амальгама”, которая к тому же имела свою достаточно сильную дизайн студию.
Как Вы перешли от работы со статичными и печатными форматами к производству видеографики?
После нескольких лет работы в Видеограм, появилась возможность поработать за пределами России, а также освоить новое для себя направление – работу с видео. Так я оказался в студии телеканала «Русский час» в Лондоне. Именно там я увлекся видеосъемкой, которая до сих пор является моим хобби. Чем полезна такая смена деятельности, так это тем, что ты все равно остаешься в рамках одной сферы, но смотришь на все под другим углом. Мне самому нужно было продумывать точки для съемок, подбирать ракурсы. Сейчас этот опыт очень пригождается в работе, поскольку я понимаю движение камеры, как будет «играть» тот или иной фон, блики, свет. По возвращении в Россию я решил работать именно в направлении видеодизайна и с опытом продюсирования и съемки видео, подал свое портфолио и устроился на канал «Культура».
Какие были Ваши первые награды?
Существует не так много телевизионных профессиональных конкурсов. Из национальных основным является приз академии телевидения “ТЭФИ”. Его могут получить только официальные представителей федеральных каналов, так что попасть в номинанты стороннему участнику невозможно. Именно эта награда и стала первой в моей карьере – премия «ТЭФИ» 2015 года в категории «Промо» за мой проект «Настройся на Чайковского». Потом «ТЭФИ» вручались за мои работы для проектов «Война и мир читаем роман» и «Большой балет» в 2016 году, а также за оформление ток шоу «Агора» в 2019. На конкурс были представлены не просто заставки, но и вся моя работа графического плана для оформления этих программ в целом.
Есть ли особенности участия в международных конкурсах?
Особенности есть у всех конкурсов: своя программа, критерии отбора, число участников и их профессиональный опыт. Особенно сложно участвовать в международных телевизионных конкурсах таких, как Telly Award, где принимает участие около 12 000 человек. Многие заявляют свои работы сразу в нескольких номинациях одновременно. При этом в силу специфики судейства и правил конкурса, свой выбор жюри отдают преимущественно крупным телевизионным продакшн брендам, имеющим сильную профессиональную и техническую базу. Простым дизайнерам или небольшим студиям зачастую приходится соревноваться с такими брендами, как NBC, Adobe, Ogilvy and Mather, CBS Interactive и т.д. Обычно судейство проходит по 10 бальной шкале и осуществляется приглашенными членами судейского совета Telly Awards, в который входят более 200 действующих лидеров отрасли.
Победитель должен получить не меньше 9 баллов, а если впечатления от работы позволяют, то 10 по всем критериям. Могу сказать, как человек, которого также приглашали в состав жюри Telly Awards и Webby Awards, очень сложно получить такое число баллов среди большого числа претендентов. В среднем все номинанты находятся в диапазоне 6-8 баллов, а больше дать судьи просто не могут из-за качества и хронометража презентационных работ. Моя работа была выбрана большинством и вошла в тройку лидеров из 12 000 претендентов.
Поделитесь, секретами побед в конкурсах видеодизайна
Необходимые критерии успеха и побед — это постоянное развитие, особенно профессиональное от проекта к проекту. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом результате, нужно создавать новые ассеты и модифицировать уже имеющиеся, улучшать и ускорять свой pipeline для достижения максимального результата с соблюдением поставленных сроков, искать новые технические решения ускоряющие производство и применять их на практике. Из опыта участия в жюри нескольких крупных международных конкурсов, лично для себя я сделал вывод, что работы, побеждающие в различных состязаниях, соответствуют определенным критериям. Это должны быть логически законченные проекты с понятной идеей, ясно демонстрирующие, что хочет донести автор. Важно и качество исполнения: аккуратность воплощения, технически правильные настройки света и цвета, качество рендера. Судью не должны смутить даже мелкие недочеты. Еще один плюс для работы – новизна, лучше, если проекту не больше года.