{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как рыба в воде: как спокойно плавать в бизнес-океане даже в кризис

Мировой экономический кризис стал тяжелым испытанием и для российских бизнесменов, затронув практически все ниши.

Кто-то лишился партнёров, кто-то – рынка сбыта, кому-то пришлось перестраивать логистические цепочки, некоторым понадобилось полностью поменять концепцию. Многие были вынуждены закрыть бизнес.

Конечно, в этот период у меня как у бизнес-консультанта появилось много работы. И, не буду лукавить, в этом есть определённый плюс.

Но как предприниматель я в полной мере ощутил на своих проектах просадку рынка.

Многие компании оказались в ситуации, когда им была необходима помощь и консультация.

КАК СЕГОДНЯШНИЙ КРИЗИС СКАЗАЛСЯ НА БИЗНЕСЕ

Бизнес в сфере производства претерпел изменения из-за логистических поставок, производственные мощности оказались без необходимого сырья.

За истекшие 8 месяцев предприниматели отработали новые логистические цепочки. Но, соответственно, из-за удлинённых маршрутов себестоимость повысилась и поменялась структура ценообразования. Снизилась маржинальность бизнеса и, как следствие, сократились возможности на содержание и развитие компании.

Кредитование: в связи с общим спадом на рынке компании могли бы рассчитывать на пополнение оборотного капитала за счет кредитных средств, но банки повысили ключевые ставки.

С позитивной точки зрения можно рассматривать тот аспект, что стали появляться различные программы лояльности, поддерживающие производителей:

это льготные кредиты под небольшие проценты, кредиты без залога, дружественные условия для отечественных бизнесменов, которые делают акцент на импортозамещении.

Из-за подорожания продовольственной корзины многие потребители стали ограничивать себя в дополнительных расходах. В следствие чего упала потребность в товарах не повседневного спроса. Как только это произошло, у определённых производителей обнаружился спад продаж.

Здесь тоже для некоторых компаний проявились плюсы. С рынка ушли западные предприниматели и освободили свои ниши для отечественных производителей.

Те компании, которые смогли перестроиться и анонсировать себя взамен ушедших с рынка, не только получили новые возможности, но и забрали «под себя» клиентов, которые ранее были ориентированы на западные аналоги.

Самые яркие примеры этой трансформации – мебельные и одёжные концерны и индустрия фастфуда.

Стратегия: если ранее стратегическая сессия проводилась раз в год, можно было спокойно соотнести свои задачи, интегрировать их в налаженное делопроизводство и с большой долей вероятности быть уверенным, что цели будут достигнуты, то сейчас всё в корне изменилось.

Проводить планирование необходимо не реже чем раз в квартал. Это позволяет быстрее ориентироваться в меняющейся обстановке, быть более гибкими и оперативно реагировать на изменения в экономике и, как следствие, добиваться лучших результатов.

Проблема с персоналом: начиная с 21 февраля, чётко наблюдались две волны оттока персонала. Ценные специалисты увольнялись и уезжали с территории РФ. Далее, в связи с объявленной частичной мобилизацией появился вторичный дефицит кадров, когда сотрудники попадали под призыв. Это остро сказалось на продуктивности компаний. Кроме этого работники, нацеленные на карьерный рост, приняли решение в такой нестабильной ситуации не искать новых перспектив и остаться на прежних местах. Таким образом кадровый рынок «забуксовал».

Новостной фон: негативная ситуация в экономике, новостные сводки с места проведения специальной военной операции в целом деструктивно влияют на работоспособность. Неуверенность в завтрашнем дне, опасения и страх отвлекают от рабочих процессов. И это вполне закономерно – компании начинают испытывать трудности и спад.

Как минимизировать потери: необходимы экстренные меры. Надо пересмотреть бизнес-процессы. С моими клиентами мы отрабатываем новый алгоритм действий. Как правило, приходится закрывать направления, которые еще не начали приносить прибыль, но требуют вложений; необходимо сокращать производимые линейки товаров и, по возможности, внедрять автоматизацию процессов. Конечно, ситуацию может выправить только слаженная работа всего коллектива, регулярные стратегические сессии, привлечение консультантов по антикризисному управлению, ориентированность на результат и на поддержание дружественной среды в команде.

Фокус на команду: грамотный подбор персонала – это, пожалуй, один из столпов, на которых держится бизнес. Важно иметь в своем штате команду, которая умеет адаптироваться под любые условия, может быть гибкой, не сбиваясь с курса, ориентироваться на результат даже вопреки обстоятельствам, сохранять стрессоустойчивость.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Марина Поляшова

Как говорил Карлсон… спокойствие. Только спокойствие

Ответить
Развернуть ветку
Dre

Поддерживаю автора. Нужно дистанцироваться от происходящего и в спокойствии принимать правильные решения.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Поляшова

Вот и я о том же

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Хакимов
Автор

Благодарю вас за интерес к статье.
Этот материал был написан в раздел «Личный опыт», поэтому я озвучил своё мнение и свой взгляд на нынешнюю ситуацию. Здесь я изложил основные правила выхода из кризиса - именно такие, которые уже помогли моим клиентам. В бизнесе впадать в истерию при шторме - это заведомо обречь себя и команду на гибель.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Надеемся на лучшее, готовимся к кризису) Хорошо подмечено про автоматизацию процессов. Советуйте ли своим клиентам использовать BPM-систему, например? Она дает руководителю полную картину происходящего в компании, очень полезно в плане оптимизации ресурсов и контроля сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда