Продукт и бизнес-модель, в чем их концептуальное отличие?

В начале расскажу о своем личном наблюдении из опыта как работы в найме, так и консалтинга. Довольно большое количество компаний, независимо от того, крупный то бизнес или стартап, путают понятие продукта и бизнес-модели. Что в свою очередь сильно осложняет видение бизнеса и позиционирование продукта на рынке.
Давным-давно я для себя определил, что такое продукт, а что бизнес-модель так:
Продукт - его главная задача делать пользователя более счастливым, чем он был до этого.
Бизнес-модель - главная задача делать бизнес более прибыльным, чем он был до этого.
Отличие у этих определений всего в двух словах, но как много они меняют в работе.
Давайте возьмем для примера индустрию GemDev и всеми любимые мобильные приложения, которые десятками установленны у нас на мобильных телефонах. И как яркий пример давайте возьмем игру Subway Surfers (По «сюжету» ваш персонаж убегает по дорожным путям от охранника после акта вандализма. Одна ошибка, столкновение со встречным поездом или оградой - конец игры)
Помню в институте она спасала меня во время долгих и скучных потоковых лекций по строению двигателей для космических ракет, которые должны были бороздить просторы вселенной. И это пример того, что мобильная игра хорошая, когда мы ее рассматриваем как продукт. Она делала меня счастливее на протяжение 1,5 часов, пока шла пара, и поэтому я к ней возвращался снова и снова.
Но так как игра была бесплатная, то мое ежедневное возвращение в игру не приносило никаких денег разработчикам, что не делало уже счастливой компанию.
И теперь мы переходим к моменту, когда в игру вступает бизнес-модель. После 2-3 забегов в игре у вас включается реклама, которую нельзя пропустить, пока не пройдет хотя бы 10 секунд. За одну лекцию студент успевал в среднем совершить около 30-40 забегов и посмотреть рекламу 10-20 раз. Обычно разработчики игр получают от 30 центов до 2 долларов за 1000 показанных роликов, так что такие горе-студенты, как я, становились для компании очень хорошей косвенно платящей аудиторией.
При этом эта реклама не приносила мне счастья от того, что она была в продукте, и по правилам продукта ее надо было бы убрать, но она делала компанию более прибыльной, что соответствует правилам хорошей бизнес-модели.
И надо понимать, что бизнес-модель всегда выигрывает у продукта, так как без получения прибыли компания закроется и не сможет создавать продукт.

И самое сложное - это не переступить грань, когда счастье, которое вы создаете своему клиенту, не может компенсировать его эмоциональные или другие потери от вашей бизнес-модели.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда