{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Что происходит с цифрой на стройке: обзор глазами вовлеченного

Имея за плечами 20-летний бэкграунд в крупном промышленном инвестиционном строительстве, мы с командой в компании Прагма (резидент Фонда «Сколково») последние 3 года занимаемся разработкой цифровых решений для стройки (платформа Pragmacore) и стратегическим консалтингом в области инвестиционно-строительной деятельности. Строительный рынок в связи с санкциями и уходом цифровых гигантов переживает непростые времена, но станет ли новый кризис точкой роста? Рассказываю, как сейчас обстоят дела с цифровизацией стройки.

Строительную отрасль сегодня можно считать наиболее отстающей по степени проникновения цифровых решений. При этом не секрет, что от 7% до 30% составляют избыточные расходы/затраты при реализации строительного проекта. И этому есть несколько причин: многие все еще используют устаревшие методы календарно-сетевого планирования и пользуются устаревшими нормативами производительности. Инвестиционно-строительная деятельность управляется недостаточно эффективно, при этом мы заметили закономерность: чем выше маржа от основного бизнеса, тем ниже качество управления инвестиционно-строительной деятельностью. Большинство компаний на рынке характеризует низкий уровень автоматизации, не говоря уже о цифровизации. Конечно, где-то внедряется BIM, но дальше — «Всем рулит Excel!». Венчает все это крайне низкая координация между участниками проекта. 80% времени люди ищут информацию и только 20% остается на принятие решений и, как следствие происходит удлинение сроков, исправление ошибок и доработки, увеличивается бюджет проекта. Все более актуальна становится цифровизация. И хотя некоторые заказчики воспринимают ее скорее как модную тему, чем как средство для решения конкретных проблем, в ней действительно кроется большой потенциал для развития отрасли.

Новые вызовы

В этом году рынок столкнулся с новыми вызовами. Некоторые из них тянутся еще со времен ковидного кризиса, часть же появилась совсем недавно:

Рост цен

Цены на стройматериалы довольно быстро росли еще в прошлом году — по данным Национального объединения строителей (нострой), цены на разные материалы в 2021 году увеличились на 16 – 38%, а по подсчетам Росстата, стоимость строительных материалов за год выросла на 24%. С введением санкций и уходом некоторых компаний эта тенденция усилилась — с начала года цены на стройматериалы выросли в среднем на 9,5%.

Импортозамещение

В условиях ухода с российского рынка некоторых западных компаний появляется потребность в замещении стройматериалов и инженерных систем, которые поставляли эти компании. Здесь есть сложности: нужно перестраивать производство, некоторые российские компании производят системы по западным технологиям, а переориентация на импорт из Китая — процесс долгий и дорогостоящий.

Дефицит рабочей силы

Эта проблема, как и рост цен, была еще в прошлом году. По данным нострой, в строительстве в России занято около 7 млн человек. При этом специалисты постоянно говорят о нехватке в этой отрасли нескольких миллионов рабочих рук, что может только усилиться в случае оттока мигрантов из России из-за ухудшения экономической ситуации. Из-за этого растет оплата труда в отрасли: в прошлом году средняя заработная плата строителя в России выросла на 10,4%. Это делает положение строительных компаний еще более сложным в условиях роста цен и сокращения доступа к капиталу.

Сложный доступ к капиталу

Он сильно усложняется — против многих российских банков введены санкции. Это делает получение инвестиций для строительства сложным и даже практически невозможным. Ситуация осложняется тем, что спрос скорее всего упадет: во время кризиса люди менее охотно покупают недвижимость, а повышение ставки практически отрезает вариант ипотеки.

Что нужно пользователям?

Возникает закономерный вопрос: а что же нужно пользователям цифровых сервисов на стройке? Можно выделить конкретные функции и возможности, которые требуются строителям:

  • Единое информационное пространство для всех участников ИСД.
  • Управление ресурсами строительства в режиме реального времени
  • Сопровождение всех этапов реализации проекта
  • Сохранение версионности данных
  • Цифровой факт выполненных работ
  • Снижение стоимости проектов за счет ритмичности
  • Повышение скорости и эффективности взаимодействия участников проекта
  • Предиктивная аналитика по ходу реализации проекта
Идеальная система планирования, контроля и мониторинга строительства по версии компании Прагма

Особняком стоит вопрос готовности игроков: по нашему опыту, у компаний — разный уровень готовности к цифровизации и их можно условно разделить на категории:

У нас все есть! И действительно, есть Primavera, SAP, 1C, только нет «единого источника правды»

У нас ничего нет Как правило, такая позиция присуща средним компаниям, которые думают, что цифра — это удел крупных компаний

BIM наше все Переоценка возможностей BIM на стадии управления проектом Хотим, чтобы сразу все было оцифровано

Цифровой винегрет — микс из множества решений, массив данных, к которым компания просто не готова

Делаем сами Делают и очень часто заходят в тупик, потому что не хватает экспертизы, в последствии решения будут насажденными, а не эффективными

Слышали о хайпе Компании, внедряющие цифровые инструменты ради хайпа, без глубокого понимания

Истинно понимающие ценность цифровых инструментов К сожалению, таких меньшинство — их процент не выше 10.

Есть и некоторая путаница в понятиях цифровизации и автоматизации. Автоматизация — это прежде всего замена ручного труда на труд с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Цифровизация — это использование цифровых компьютерных технологий для перестройки бизнеса таким образом, что в нем все решения
принимаются на основе данных. Цифровизировать один какой-то участок
нельзя. Цифровизация пронизывает всю компанию или весь проект, если мы говорим о строительстве, тем самым достигая синергии
каждого из участков на единой цифровой платформе.

Что дает цифровизация?

Внедрение цифровых сервисов позволяет решить три задачи: сделать строительство более дешевым, более качественным и быстрым. Наряду с этим глобальными задачами, у цифры на стройке есть несколько других функций:

Достоверность

Максимально достоверная информация о выполненных работах. Чем больше независимых от человека данных, тем достовернее информация.

Контроль

План-факторный анализ дает четкую картину состояния проекта, позволяет вовремя контролировать сроки и затраты, а также выявить несоответствие показателей, потенциальные риски и возможности.

Уберизация

Речь идет о создании своего рода маркетплейсов, которые напрямую связывали бы рабочих с заказчиками, поставщиков оборудования и материалов с генподрядчиком, как и сервисы, предоставляющие спецтехнику. Но не как игра, а как часть процесса планирования работ, комплектации и последующего мониторинга исполнения.

Предиктивная аналитика

Использование в этой сфере big data и искусственного интеллекта увеличивает количество влияющих факторов и расширяет возможности анализа и прогнозирования в строительстве. Использование таких сервисов дает более конкретный и «холодный» взгляд на ситуацию, чем оценка человеком.

Какие решения есть на рынке

У строительного рынка определенно есть потребность к цифровизации: сегодня существует порядка 750 инициатив и решений в сфере цифровизации стройки. Однако не все они одинаково полезны, и у каждого есть своя специфика:

Системы от крупных корпораций. Это, например, Primavera, SAP, 1C. В этом случае не всегда понятно, кто на кого работает: крупные компании на клиента или наоборот. Для их использования часто приходится ломать систему, переобучать людей — и не всегда в итоге удается хорошо выстроить работу.

Инструменты для строителей от IT-компаний. Такие компании пытаются разработать что-то для строительной сферы, так как спрос на это есть, но выходит обычно плохо из-за недостаточной экспертизы.

Узкоспециализированные сервисы — например, беспилотники, сканирование, СКУД. Это хорошие решения, но они приносят пользу только на каком-то ограниченном этапе строительства.

Небольшие доработки для решения конкретных задач внутри самих заказчиков. Такие системы бывают полезными, но тоже помогают решить лишь узкий круг задач. Кроме того, из-за недостатка экспертизы в IT такие решения часто оказываются «костылями».

5 – 10 проектов с действительно глубоким пониманием потребности строителей и разными вариантами реализации.

Кирилл Поляков

Прогноз: что ждет цифровизацию стройки в России?

Цифровизация стройки могла бы стать главной возможностью для прорыва в строительной отрасли и она будет продолжать набирать обороты. Вероятно, на рынке возникнут объединения: сейчас есть много разрозненных решений, постепенно будут отсеиваться менее успешные игроки, а более сильные будут договариваться о коллаборациях. Участникам рынка еще предстоит слаженная работа, чтобы цифровизация стала не хайпом, а работающим инструментом и средством для достижения цели.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Петр Аникин

Интересно, есть ли у цифровых инструментов решение проблемы дефицита кадров. Строить скоро будет некому

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Поляков
Автор

Абсолютно разделяю Ваше мнение и это действительно проблема строительной отрасли. В нашей платформе Pragmacore один из модулей (Workforce) как раз посвящен рабочим как ресурсу строительства. Сейчас модно называть продукты с разными функционалами - экосистемами. Так вот, мы делаем Экосистему рабочего. Многим кажется, что рабочий на стройке это бракодел с двумя правыми руками, но на самом деле это Главный человек на любом проекте. И мы хотим сделать для рабочего комфортную среду. В нашем модуле есть возможность найти потребность, устроиться на работу, легко проходить мобилизацию и демобилизацию на объект строительства, получать обратную связь от заказчика и оценивать заказчика, будет возможность повысить квалификацию, пройти аттестацию. Будет и много сопутствующих возможностей, таких как: страхование, заказ спецодежды, билеты до объекта, банковские инструменты и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya Odyakova

Очень интересно! Подскажите, а какие функции предусмотрены для работодателей? У него будут какие-то критерии отбора рабочих, например, по регионам и специальностям?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Поляков
Автор

По сути весь бэк-офис до момента учета зарплаты в 1С. Это и управление потребностями, переговоры с рабочими, документооборот, управление бригадами, учет отработанного времени, анализ выработки

Ответить
Развернуть ветку
Роман Мащенко

Каким образом реализована цифровизация в МТО? Показатели, аналитика?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Поляков
Автор

В платформе Pragmacore реализована цифровизация функции комплектации, позволяющая минимизировать риски по обеспечению МТР. За счет ведения корректного учета обеспечивается исключение дефицита поставки, образования неликвида и «заморозки» оборотного капитала. Контрольные точки позволяют определить статус проработки, контрактации, отгрузки, поступления и выдачи МТР. Основные показатели отчетности: текущая обеспеченность и прогноз будущих поставок, в т.ч. предиктивная аналитика обеспеченности на выбранную дату будущих периодов.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Мащенко

А до какого уровня детализации возможна аналитика по обеспеченности МТР? Титулы, чертежи, виды работ?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Поляков
Автор

Детализация по видам работ

Ответить
Развернуть ветку
Роман Мащенко

Продукт заинтересовал. Есть возможность получить доступ к демо-версии?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Поляков
Автор

Роман, конечно, можете оформить доступ к демо-версии на нашем сайте.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда