"Хозяева душ или дилеммы вождя племён"
...Attention лонгрид целиком на личном опыте, от тимлида до начальника через планктон (названия компаний упоминать не буду, это не рекламная статья) и картинок не будет...
Небольшим вступлением будут стартовые скиллы к моменту становления тимлидом. К скиллам отнесу диплом экономического колледжа и два года обучения в университете на специальности "реклама и PR" с углублённым изучением английского языка и дополнительными курсами по психологии.
1. "Путь к тимлиду и работа на должности руководителя отдела продаж и логистики". Лиричным вступлением будет получение мною предложения о работе в небольшой компании (региональном представительстве так сказать) во время обучения в университете, причинами побудившими подписать свой первый контракт и целиком отдаться работе были безперспективность рынка рекламы в регионе и желание развиваться именно в сфере управления и маркетинга.
Наставники и совы. Почему совы, да просто все глядели на наставника большими удивлёнными глазами и кроме "угу-уху" сказать ничего не могли, обучал нас надо сказать человек имеющий богатейший опыт руководства и ведения бизнеса ещё с 90'х. Смотрели на него завороженно и пытались впитывать слушая его и учась на его действиях. У кого-то это выходило лучше у кого-то хуже, и вот без хвастовства, через год такого обучения (которое напоминало больше охоту в диких джунглях) чудеса, у меня под контролем отдел из 10 продаванов и пару менеджеров логистов со складом. Сказать что это выносило мозг, ничего не сказать, микроменеджмент и постоянная учёба в одном флаконе. По результатам всего этого треша, я занимался по факту всем от переговоров с поставщиками до наглядных лекций продванам и проведения презентаций новых товаров.
Что я из этого вынес,
- Первое: хороший сотрудник, осведомлённый сотрудник,, дело тут в обучении тех людей которыми управляешь, люди должны знать с чем работают, знать продукт от и до понимать целевую аудиторию их запросы и потребности,
- Второе: микроменеджмент это зло,, причём реальное зло, постоянный контроль за рабочим процессом со стороны руководства снижает мотивированность сотрудников, и соответственно продуктивность в разы, буквально с момента внедрения "очередной управленческой фишечки",
- Третье, из второго: дать свободу работникам,, получив обученный грамотный персонал, необходимо дать ему свободу действий, научить людей принимать решения самостоятельно, проявлять фантазию, что увеличивает продуктивность и соответственно мотивацию через рост доходов как самих сотрудников так и компании в целом.
2. "Планктон". Нет речь не о персонаже Спанч Боба, а о наёмных работниках. С "той компанией" случился капут, смена руководства закрытие филиалов и тп. По этому несколько лет пришлось заниматься "работами на дядю" со всеми прелестями микроменеджмента, работы в нерабочее время и прочими радостями. Сюда же отнесу опыт фриланса, к моменту работы на фрилансе, уже было желание вспомнить скиллы в рекламе. Вынесенное из этого периода,
- Первое: сотрудник зачастую не интересен руководству как только падает его продуктивность (об этом далее тоже будет),
- Второе: работай или умри, остальное не интересно просто никому, проблемы и тп сотрудников зачастую совсем не волнуют руководство.
3. "Вождь племён". Понимание безперспективности "работы на дядю" сподвигли заняться собственным делом уже серьёзно, был найден партнёр обговорены нюансы и понеслось, инвестиции в проект, найм сотрудников и их обучение, аренда помещений, закупка оборудования, захват рынка. В плане специфики это был рынок наружной рекламы, вывески фасады постеры баннеры стенды и прочее, завертелось закрутилось. Повезло набрать грамотных сотрудников, я бы сказал профессионалов, заключенны контракты с посредниками на продвижение, работа шла снова был этот приятный треш с постоянным движением, переговоры решения вопросов работа с подрядчиками с дизайнерами и прочее. Что из этого было вынесено,
- Первое: время самый важный ресурс, уставший вымотанный замученный работник бесполезен в принципе, людям надо отдыхать (о чём мало руководителей думают к сожалению), доходило до того, что сам лично разгонял по домам работников со словами "едь домой с ребёнком собакой поиграй, чтобы два дня тебя не видел, сроки подвину, деньги за заказ получишь как договорились, мне ты бодрый нужен а не сонный и вялый"
- Второе: содержать постоянный штат работников менее выгодно, чем иметь базу профессионалов которые привлекаются время от времени под конкретные заказы, да были звонки по принципу "здравствуй, чем занят, хочешь денег заработать?",
- Третье: время не только самый важный ресурс но и самый дорогой, учись всегда ценить своё время, обозначая его стоимость сразу,
- Четвёртое: не будь жадным, цени сотрудников, и сразу обрубай жадных заказчиков. Все хотят скидки при этом сами скидывать не будут ни за что.
Постскриптумом будет удар коронакризиса, довольно больный, приведший по итогам к закрытию "мастерской рекламы и дизайна", и переход снова на фриланс.
Но чувствуя себя буквально фениксом вновь и вновь восстающим из пепла, имею планы по возобновлению "деятельности", благо контакты сохранены связи не рухнули, только на этот раз это будет уже не реклама...