{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ 13 ошибок новичка в создании стартапа. Грабли стартапера

Моя первая попытка запустить свой тех стартап в качестве основателя. До этого был успешный опыт в качестве CPO. Итогом стал сбор чуть ли не всех существующих граблей самой. Плюс собирала информацию от коллег, которые мне поведали свои грабли. Хотела поделиться всем этим багажом без прикрас и возможно кому-то это поможет. А кому-то откроет глаза на какие-то детали, которые зачастую опускаются из-за их кажущейся незначимости, но могут привести вас к большим проблемам или вовсе закрытию проекта

Лоб в шишках, выводы сделаны) Жаль, что об этом мало говорят, скрывают. Узнала бы раньше от кого-то, хоть чего-то из списка избежала бы

Кратко, информативно изложу по пунктам то, где накосячила я и косяки, которые проделывали рассказавшие мне:

1. Совсем не слушать советы и примечания опытных инвесторов конкретно в твоей сфере

Включить режим «я всё знаю». И вот ты встречаешься с инвестором в неформальной обстановке. Он даёт тебе подсказки и наводки, но ты не слушаешь. Продолжаешь думать что самый умный.

Тоже ошибкой будет, если вы будете слепо делать всё как скажет инвестор не из вашей сферы, либо с плохим опытом или тот, которому вы просто субъективно не нравитесь (да, такое тоже бывает)

2. Прийти на презентацию к крупным инвестиционным фондам по тёплому знакомству без подготовки

Меня представили слишком крупным фондам, когда у меня толком не был готов продукт и фин модель, они были в процессе. Я была так ошарашена, что просто пришла и что-то промямлила. Что является опять-таки неким неуважением. Таким образом вы рушите контакт, играете в русскую рулетку, где пускаете единственную пулю вникуда

3. Привлекать инвестиции у непрофильных инвесторов

Самая частая беда стартаперов. Они идут к непрофильным инвесторам. У вас, допустим, Fintech. А вы просите интро или сами находите инвесторов, которые инвестируют исключительно в Edtech. Вы показали себя с непрофессиональной стороны, что даже не удосужились узнать какие проекты в портфолио у инвестора

4. Привлекать венчурные инвестиции у инвесторов из классического бизнеса

Да, да. Почти 90%, с кем я встречалась, думают, что это прокатит. «Сейчас у классика сначала возьму, чтоб разогнаться, а потом раскаченным к венчуру пойду». Так делала и я.

Никто не задумывается о том, что инвесторы из классического бизнеса:

А. Не понимают что такое «это ваше Айти», венчурный бизнес. Их мышление просто не может принять эту модель инвестирования

B. У них далеко не всегда есть понимание, что инвестиции — это риски, а не стабильность. Поэтому вы могли слышать всякие "тёмные истории" в моменты, когда что-то шло не так (конечно, исключая скам со стороны того, кто взял инвестиции)

С. Они относятся к любому бизнесу как к классическому, хоть робота вы им принесите. поэтому когда вкладывают, требуют то, что убийственно для стартапов:

1) Платить дивиденды (часть с прибыли)

За счёт выплаты дивидендов, вы тупо отсрачиваете рост стартапа, тк вытаскиваете капитал и отдаёте во вне

2) Контрольный процент владения вашим стартапом

Это RIP для стартапа. По негласным правилам инвестиций на первом раунде отдается не более 20%, чтобы последующие инвесторы смогли войти. При передаче контроля, у вас как основателя и у вашей команды просто не будет мотивации.

Плюс новые инвесторы будут считать, что вы не верили в свой проект и не цените его, что отдали столько первому инвестору. Им уже будет неинтересно.

К этому же пункту - не думать о том, что вы можете взять "чёрные деньги". То есть вам может предложить деньги "инвестор", который их получил с незаконных делишек

5. Остановиться на одном инвесторе, с кем идет подписание бумаг

Помню я как новичок всем сказала наивную фразу "мы же договорились именно с ним! идёт подписание бумаг. Он выбран, всем остальным адьос. Я же честная, и он честный". что вы думаете может произойти? — Да, сделка может сорваться. Либо еще хуже, что случилось у меня - инвестор почуял, что он остался один. Начал специально тянуть время и затем стал прожимать сделку в свою выгоду. В итоге всех, кого вы отшили во "благо одного единственного", уже отшиты и скорее всего не захотят больше вложиться.

Поэтому принято даже в момент подписания бумаг иметь пул инвесторов, готовых вложиться и не отказывать никому до момента пока деньги от инвестора не поступят на счёт проекта

6. Не заключать договора

Любимое. Вы с кем-то там о чём-то договорились, дали обещания, руки пожали, слово мужика и вот это вот всё, братья, друзья лучшие, бывшие коллеги, не важно. Короче, кинуть могут все. И вы ничего не сделаете с этим. Если это деньги, то прощайте деньги. Если время, то вы потеряли самое ценное

7. Не просчитать юнит-экономику нового рынка и лезть в него с запуском

Решили вы «завоевать» новый рынок, воодушевились, зарядились. Начали раскатывать свой продукт под них. А потом в самый неприятный момент вдруг осознаете, что экономика-то не сходится) Вот веселье. Потраченное время и уныние

8. Брать в команду несамостоятельных

Берете в команду новичка, брата, свата, друга. А он не самостоятельный, вот вообще. По каждому чиху и пуку звонит вам. Тогда смысл в таком человеке? Вы делаете двойную работу. По крайней мере на этапе стартапа вам нужна сильная команда, где каждый человек самостоятелен и ответственен и где каждая секунда на весь золота

9. Протратить все свои сбережения до привлечения инвестиций

Не рассчитать свои финансовые силы и протратить на максимум всё без остатка. Мотивации ноль, сил ноль, команде нечем платить. Прийти к инвестору с протянутой рукой. А вам никто и не даст инвестиции в таком случае. Вас обвинят в неумении просчитывать риски

10. Тянуть с запуском проекта

Делать, делать до бесконечности и перфекционизма проект, вместо того, чтобы хоть что-то дать пощупать пользователям и получить обратную связь. Таким образом вы расстрачиваете время, средства и мотивацию свою и команды впустую. Потому что ничто так не мотивирует, чем подтверждение спроса к вашему продукту. Особенно это касается оплат

11. Делать упор на легкоповторяемые фичи, функционал. Думать что вы особенный

Нужно трезво смотреть на свой проект и понимать что из вашего функционала может повторить гигант или конкурент уже через пару месяцев. А вы ставили все свои ставки на него, выделяли как изюминку и УТП. Гигант выкатывает обновления, и вот вы уже ничем не отличаетесь. Ищите изюминку в тех моментах, которые сложно повторить или хотя бы требуется много времени

12. Не отслеживать что делают ваши конкуренты и ваш рынок в целом

Частая ошибка. Нужно быть очень внимательным к этому вопросу. Регулярно собирать информацию что происходит у конкурентов и на рынке, чтобы не выпустить одновременно с конкурентом одинаковый продукт и на его фоне погаснуть

13. Слишком радужное планирование, дедлайны и KPI, либо вовсе их отстутствие

Золотая середина. Кто-то планирует каждый чих и потом теряет мотивацию от излишне радужно настроенных планов. Кто-то вовсе забивает и тогда проект начинает мазаться соплями. Здесь снова видим потерю мотивации

Вот такие ошибки и грабли были собраны мной. Моя первая статься на VC.

Если у кого-то есть чем поделиться, пишите сюда и в Телеграм. Это будет всем полезно) Я в свою очередь продолжаю свой путь и делюсь открытиями в своем дневнике/телеграм-канале «Большая игра Дэри» @darygame

0
4 комментария
Дмитрий Кузнецов

Ошибка номер 0. Вы не визионер, не одержимый и не техно-пророк. Вы просто хотите быстрых легких денег.

Ответить
Развернуть ветку
Дэри Райз
Автор

да! хороший пункт. это скам ещё называется

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Зато она красивая

Ответить
Развернуть ветку
Дэри Райз
Автор
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда