Максим Жадобин: «Бизнес-модель, основанная на том, что все хотят заработать, не работает»
Туриндустрия по сравнению с другими, работающими с применением различных программных продуктов индустриями, находится в зачаточном состоянии. И по аналогии с онлайн-ритейлом в скором времени будет распределена между крупными игроками, которые сейчас только образуются. Один из таких игроков - онлайн-сервис бронирования экскурсий и развлечений MUST2GO, базирующийся в ОАЭ. Его основатель Максим Жадобин рассказывает о том, с чего начинал, что понял и к чему стремится в бизнесе.
Начало
Было столько проектов, которыми занимался, что некоторые стал забывать. Когда мне было 20 лет и учился на 3-м курсе архитектурно-строительного института, то открыл торговую точку по продаже компакт-дисков. Собственно, с этого мой бизнес-опыт и начался. Он не был линейным и состоял из постоянных взлетов и падений. В общей, сложности проектов было больше десятка – компакт-диски, копировальный центр, продажа компьютеров в розницу, строительная компания, энерго аудит и энергосервис. Последние два проекта были наиболее успешными. В 2011-13 годах компания занимала более 70 процентов регионального рынка Томской области, выполняя проекты и в соседних регионах – Новосибирской области, Кемеровской и Красноярского края.
Переезд в Эмираты
Я отдыхал в Эмиратах в 11 году, и они меня очень впечатлили. А в 14-м случилось, что и собственные управленческие ошибки, и внешние обстоятельства сложились так, что передо мной встал вопрос – начинать новый проект просто с новой позиции там, где я жил, или начать с нуля на новом месте. Я решил попробовать новое место, собрался и уехал. Не зная английский, не особо представляя, что и как будет. И начал искать себя на новом месте, в Арабских Эмиратах.
Первые годы в Эмиратах
До туристического было несколько других проектов. В основном это были проверки гипотез – возможно так? А так? Набирался опыта, учил английский. В итоге получилось, что познакомился с таким родом занятия, как продажа бизнеса. Тут я выступил инициатором и организатором нового для себя направления, и с двумя партнерами открыл это дело. Проект оказался очень успешным, при начальных вложениях в 100 000 долларов, менее чем за год он принес 1000000 долларов прибыли. Им прозанимался полтора года, и даже сейчас еще продолжаю заниматься по старой памяти.
О возникновении идеи MUST2GO
Идея возникла давно, еще до того, как я занялся продажей бизнеса. Не было названия, не было понимания, как этим заниматься. Сейчас я уже могу сказать, что и полтора года назад я не был готов к этой идее. Продажа бизнеса – хорошее занятие, но не прогнозируемое, назовем это так. Зависит от слишком многих факторов. Оставаться в нем было бы с моей стороны непредусмотрительно. В то же время, хотелось чего-то большего, что можно построить и заниматься этим долго, приятно и в итоге захватить мир. В общем, я вернулся к этой идее, нашел инвесторов и начал этим заниматься полтора года назад.
Программисты
Программисты должны быть свои. Ведь задача любой аутсорс компании заработать в минимально короткие сроки максимально большую сумму. И любой продукт, который ты сделаешь у аутсортинга, ты будешь переделывать с помощью заново нанятого программиста. Это железобетонно. Ведь как рассуждает большинство людей? Что такое программный продукт? Сделаем сейчас за двадцать, тридцать, пятьдесят тысяч долларов приложение – начали зарабатывать. А программирование продукта, у которого нет прямых аналогов, у которых ты можешь скопировать функционал, это бесконечный процесс. Затратный процесс. Требования к продукту у тебя же по ходу работы меняются, и чтобы их воплощать, нужны свои программисты.
Маркетинг
Второй момент, это маркетинг. Бизнес-модель, основанная на том, что все хотят заработать, не работает! Никто не хочет заработать. Это я точно понял. Ты думаешь, что если даешь возможность заработать, то все кинутся это делать. Но нет, к этому людей должно подвигнуть еще что-то. И нам еще предстоит создать те обстоятельства, которые вынудят людей пользоваться нашим приложением. Человек инертен, и мотивация, даже денежная, не работает. Человеку нужно, чтоб либо на него давили обстоятельства, либо его заряжала какая-то сверхзадача, которая бы его подталкивала на использование того, что мы ему даем. Это два направления, которые я себе представлял иначе. И это тот бесценный опыт, в процессе получения которого, меняя то или иное направление, я пришел к пониманию того, как все нужно делать правильно.
Планы
У меня в принципе позиция такая: бизнес может быть успешным, только если ты главный в своей песочнице. Только монополисты или, грубо говоря, олигархия, когда несколько компаний объединяются, только они на рынке зарабатывают реальные деньги, имеют вес, диктуют рынку свои условия. И рынок отвечает им сверхдоходами. Все остальные будут появляться и исчезать из поля зрения навсегда. Пример: автомобильная индустрия, «Дженерал моторс» был всегда и будет всегда, а «Тесла» может быть таким всплеском, как были всплеском «Меркури» и еще множество компаний, которые «Дженерал моторс» купил или они сами исчезли. Поэтому, если ты строишь бизнес, то должен его строить только с тем прицелом, что ты будешь в своем секторе главным игроком. И я вижу, что сейчас правильное время для туристической индустрии, для того, чтобы постараться стать ведущим игроком и реализоваться в том, что мы делаем. Это мое понимание того, как только и можно по-настоящему зарабатывать в бизнесе. Так что наша задача стать первыми среди первых, и сделать это, предоставляя людям качественные развлечения на любой вкус по честной цене.
Да вообще за онлайн сервисом будущее. А учитывая такие онлайн поддержки с живыми операторами (а не робот-бот) как в Must2Go - вообще нереально удобное будущее!
так или иначе туризм тоже развивается. Может чуть медленнее, но за такими сервисами будущее!