{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Чему я научилась на MBA: большая рефлексия, инсайты и выводы

Последнее время я все чаще вижу и слышу, как кто-то спрашивает, стоит ли получать степень MBA. Я и сама спрашивала то же самое 300 лет тому назад, но ответа тогда не получила. И решила проверить лично. В сентябре я закончила программу MBA и теперь хочу рассказать о своих впечатлениях. Спойлер 1: мне лично учеба дала очень много. Но совершенно не то, чего я ожидала. Спойлер 2: для этого необязательно ехать за границу.

Университет Ноттингема, собственное фото

Привет! Я Алла, предпринимательница, иногда ментор, консультант и вольный эксперт. Недавно я получила степень MBA и хочу поделиться своими, с позволения сказать, инсайтами, коих за год накопилось множество. Возможно, кому-то это поможет получить более адекватное представление о бизнес-образовании, его ценности и нюансах. Но вначале немного вводных для понимания специфики именно моей программы.

Немного вводных

  • Я училась в Англии, в Университете Ноттингема. Далеко не Оксфорд и не Уорвик, но тоже неплох (хотя в России он почти никому не известен): входит в топ-100 лучших университетов мира. Программа, по рейтингу QS, была на 130-140 месте в мире, а по версии The Economist ー на 55. Уточняю я это, чтобы были понятны особенности обучения: считается, что есть прямая зависимость между положением университета в рейтинге и строгостью отбора, качеством и сложностью программы. То есть чем выше вуз ー тем «качественнее» студенты и круче программа.

Впрочем, слышала от знакомых, что мой опыт не сильно отличается от опыта как аналогичных британских вузов, так и российских бизнес-программ. Из чего я делаю вывод, что костяк, наполнение и сложность MBA везде примерно одинаковы, независимо от школы. Даже названия предметов часто в разных странах совпадают.

  • В Великобритании достаточно университетов, которые для поступления не требуют результатов GMAT (тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах). Говорят, он страшный, а мне настолько хватило IELTS, что на GMAT я была точно не готова. Так что этот опыт прошел мимо меня, хотя без него история MBA, конечно, не так остра.
  • В США программы MBA длятся два года, в Европе же часто бывают короче. В Великобритании все MBA ー однолетние. А программа, как мы уже выяснили, чаще всего идентичная. Это хороший способ сберечь деньги, но не нервы и здоровье.
  • Программы бывают в основном трех видов:

General ー общий интенсив для молодых менеджеров 3-5 лет в управлении. Фулл-тайм.

Executive MBA ー растянутый во времени заочный курс для опытных руководителей. Программа почти не отличается от General, но растянута по времени.

MBA в какой-то сфере ー почти то же, что General, но с уклоном в маркетинг, здравоохранение или, например, футбол. Фулл-тайм.

У меня была General MBA. Два семестра, пятидневка, курсовики, диплом. Всё по классике.

А теперь о том, что же я для себя из этого вынесла.

1. Всё что угодно можно запихнуть во фреймворк

Как-то услышала, что MBA учит системному мышлению. Я бы так не сказала. Я бы сказала, что она учит механической систематизации.

Вам доводилось когда-нибудь общаться с консультантами крупных зарубежных агентств? Мне вот ー да. Это были сплошь люди с MBA. И все они были роботами: ноль эмпатии, ноль адаптивности, только красивые презентации с миллионами красивых табличек и диаграмм. Да простят меня все крутые консультанты, но такой вот у меня опыт. И, попав на программу, я поняла, почему.

За год нас обучили сотням научных теорий и тому, как любую проблему можно препарировать с помощью сотен же «фреймворков» ー моделей, схем, шаблонов анализа. То есть твоя задача не столько понять проблему, сколько показать, как ты понял теоретический фреймворк. Твою работу оценят в соответствии с тем, не только насколько глубок твой анализ и как многочисленны твои рекомендации, но и насколько это всё вписывается во фреймворк.

Так и правда проще ー когда всё что угодно можно разложить по заранее прибитым полочкам: сразу видно при анализе, какие аспекты ты упускаешь. А когда знаешь несколько фреймворков, то можешь одну проблему еще и посмотреть под разными углами. Это колоссально расширяет кругозор. Но задача MBA ー не расширить твой кругозор…

2. MBA не готовит менеджеров или предпринимателей, она готовит консультантов

Казалось бы, в программе есть и модуль по операционному менеджменту, и по управлению персоналом, и по маркетингу, и по бухгалтерии! Есть отдельный модуль по предпринимательству и креативному мышлению (кстати, он есть и в российских бизнес-школах). И все же суть сводится не к тому, чтобы научить делать и справляться с трудностями самому, а к тому, чтобы помочь сделать это заказчику. Типичная задача для зачета по любому модулю: выберите компанию и проблему в ней, проанализируйте проблему с помощью теорий, выдайте рекомендации. Всё.

Надо ли говорить, что половина студентов ー это молодые консультанты из агентств, включая Deloitte и EY. Для них MBA ー это единственный способ подняться по карьерной лестнице.

3. Я узнала, что на самом деле такое «жесткие временные рамки»

Для этих ребят из консалтинговых агентств, про которых я написала выше, темп учебы не был особенно удивительным или изнурительным. Они привыкли: сегодня бриф ー через три дня стратегия. Я же долго работала в ламповом айти с гибким графиком. Да, бывало плотненько, но это всегда драйв, и ты всегда знаешь, что у тебя есть выходные.

На MBA выходных нет. Ну, то есть они формально-то есть, но на них ты доделываешь то, чего не успеваешь после шести часов лекций, групповых проектов, чтения десятка научных статей к завтрашней лекции и попыток сочинить курсовик. Просто приведу примеры некоторых заданий:

Модуль «Креативность и предпринимательство»: в понедельник вам дается проблема, вас на месте группируют в команду, в пятницу вам нужно запитчить стартап-идею, как эту проблему решить (да, это был один из немногих НЕконсалтинговых модулей).

Модуль «Принятие устойчивых решений»: бизнес-симуляция ー вас снова формируют в команду, теперь вы ー новая команда топ-менеджеров вымышленной компании. У вас три дня, чтобы подготовить и презентовать новую стратегию по выходу из кризиса.

Челлендж от Deloitte: вам дается бриф, через два дня вам нужно командой презентовать рекомендации.

4. MBA избавляет от перфекционизма

На MBA отбирают. Идеальный студент MBA ー это амбициозный лидер (как правило, 27-32 лет) с документально подтвержденными достижениями и ярко выраженными способностями к нетворкингу. Это реальные требования на входе. Я ни в коем случае не обобщаю, но на нашем курсе большинству ребят был свойственен перфекционизм. А при таком темпе, как я описала в п.3., результат не получался не то что идеальным ー он не получался даже хорошим. Ни у кого. И для многих это стало тяжелым испытанием: я часто слышала от ребят, как их гложет, что они не могут сделать хорошо и показать, что умеют. Ты просто летишь вперед, не разбирая и не разбираясь, что там попадается на пути.

Пример задания, которое стало вершиной антиперфекционизма:

Хакатон по Data Science (!!!): за три дня построить на Питоне регрессионную модель прогноза заполняемости номеров в отеле и презентовать ее командой. Да, это MBA и нет, у нас не было ни одного человека, кто бы знал Питон. Как сие охарактеризовал однокурсник из Чили: «Как будто меня попросили написать осмысленное сочинение на китайском, не обучив меня китайскому».

Но скажу честно, в конечном итоге для меня такой подход стал настоящим спасением. Принцип, который активно среди нас пропагандировался: если не успеваешь закончить, сдай хоть что-то. Вместе с пандемией мне это помогло полностью переосмыслить свое отношение к неопределенности и достигаторству: маленький неидеальный результат всегда лучше, чем никакой. Всегда лучше двигаться вперед, чем сидеть и ждать удачных обстоятельств или убиваться, что ты не на самой высокой высоте.

5. Чтобы получить пользу от учебы, нужно принять свое невежество

«Ничего не понимаю: я запустил два стартапа / я был успешным менеджером / у меня 20 лет предпринимательского опыта, а теперь я никак не могу набрать выше 60 баллов ー я что, тупой?!» ー это был довольно частый вопрос на программе. Потому что картина мира ломалась полностью: когда я ехала, я представляла себе эдакий мини-филиал если не Google, то хотя бы какой-то из тех компаний, где я работала ー с драйвом, инновациями, креативом и, главное, лояльным и человеколюбивым отношением. Бизнес-школа же, а мы все тут профи! Я не подумала заранее, что MBA ー это глубоко академическая университетская программа, а мы все ー просто студенты.

Недооценила я и университет: это старое консервативное учреждение, которое входит в т.н. группу «Расселл» ー 24 британских университета, на которые приходится 2/3 всех исследовательских грантов и больше половины всех докторских степеней в Великобритании. И будь ты хоть бывший сотрудник казначейства Саудовской Аравии, хоть миллионер-инвестор из Китая, хоть сертифицированный бухгалтер EY из Индии ー вся твоя история меркнет перед тем, насколько библиографический список в конце твоего курсовика соответствует Гарвардскому стилю оформления библиографических списков.

В итоге, получилась интересная ситуация: ты такой умный, взрослый, ты часто повторяешь: «Мне не рассказывают здесь ничего нового, я всё это знаю» ー но на зачете ты со своими знаниями и 15+ годами опыта упорно не можешь угодить кафедре, а из фидбека неизменно узнаешь о куче своих недоработок. Ты постепенно начинаешь сомневаться в своих способностях: может, я действительно идиот, просто все стеснялись мне об этом сказать раньше?

Кстати, такое характерно не только для Англии: мне рассказывали, как рыдали на курсе некоторые участники российских бизнес-программ. И как объясняли кураторы этих программ: строгие критерии оценки и жесткий фидбек ー это способ сбить со студентов спесь. Тебе наглядно показывают, что да, вот конкретно здесь, в этих условиях все равны и все должны играть по одним и тем же правилам. Как только в мозгу перестает крутиться: «Мне не рассказывают ничего нового, а умение писать академические отчеты на 3000 слов мне никогда в жизни не пригодится», так сразу всё это «ничего нового» начинает играть новыми красками. Ты перестаешь высокомерно брыкаться и впускаешь в себя этот контент, даже если тебе кажется, что в нем нет новизны. Теперь я уверена, что подход «признайся себе, что ты не всё знаешь» справедлив вообще для любого обучения.

6. Продуктивно взаимодействовать можно с любым человеком

Страшный сон многих на MBA и других бизнес-курсах ー это групповая работа. Тебя определяют в команду, и вы вместе делаете групповые проекты по разным модулям. 12 модулей ー 12 групповых проектов. В первом семестре команда одна, во втором ー своя под каждый проект. Оценка у группы одна на всех.

Как правило, проблема в том, что всю команду приходится тащить кому-то одному, пока остальные сидят сложа руки. Но мало кто говорит о том, каково это, когда тащить хочется всем. В этом смысле MBA слабо похожа на реальный мир: в настоящих проектах из шести человек не бывает шести лидеров. А если и бывает, то у них, как правило, есть главный лидер и четкие роли.

Но людей на MBA, как я уже писала, отбирают по одинаковым критериям. И вот вы попадаете в команду, а там все ー лидеры. И все хотят показать класс. И все хотят рулить. И далеко не каждый готов к тебе прислушиваться, потому что у тебя более релевантный или больший опыт. И задачу ты никому поставить не можешь ー ты ж не начальник. И уволить не можешь. И уволиться ー тоже.

Ох и много копий там было сломано, но, к счастью, не зря: мы научились разговаривать и давать друг другу фидбек, мы научились аргументировать и убеждать. Мы приняли, что мы в буквальном смысле в одной лодке и гребем к общей цели ー и у нас стали получаться по-настоящему драйвовые командные проекты, которыми я до сих пор горжусь.

7. Учиться бизнес-администрированию надо там, где живешь и работаешь

Я не планировала оставаться в Англии ни в начале, ни в конце программы. Но российскую программу перед этим я тем не менее никогда не рассматривала: мне казалось, что у нас не умеют учить управлению так, как на Западе. Ну и плюс, западная степень MBA ー это же так круто…

Что я знаю и понимаю сейчас. Во-первых, MBA ー это для России все еще редкость. И круто это только для тех, кто понимает, о чем это и какую ценность может принести бизнесу. Стартапу такой выпускник не принесет ничего (если он не фаундер). Крупной компании ー если только у него есть опыт. Если ты был, например, SMM-менеджером, а потом получил MBA, то директором по маркетингу в крупной компании ты после этого вот так сразу, за одну лишь степень вряд ли станешь. Ну и потом: любое бизнес-обучение построено на разборе и анализе кейсов. И кому здесь нужны твои иностранные кейсы? Про ESG рассказывать будешь?

Сколько должен получать выпускник MBA, в России тоже внятного понимания нет. На Западе есть: они придумали MBA ー они знают, что с ней делать. В одной крошечной Великобритании 132 MBA-программы, и каждая выпускает несколько десятков магистров. Итого ー больше 5500 выпускников с этой степенью в год.

Наконец, MBA ー это прежде всего комьюнити, это знакомства, нетворкинг. И это комьюнити должно быть, конечно, по месту жительства и бизнеса.

И напоследок комментарий про то, чему на самом деле могут или не могут научить в российских бизнес-школах. Я по их поводу ошибалась. После возвращения мне попался кусок курса одной хорошей российской бизнес-школы по стартапам. Кусок достаточно объемный, чтобы сделать вывод о качестве обучения. Вывод такой: это был самый релевантный и вдохновляющий курс из всех, что мне попадались в жизни. Конечно, контент упал на благодатную почву: у меня уже была база и конкретный запрос. И тем не менее.

Выводы

  • MBA, несомненно, того стоит, и я ни секунды не жалею об этом опыте. Но курс слишком сложный и ресурсоемкий (и в плане денег, и в плане времени, и в плане энергии, особенно психической). Executive MBA ー вполне себе альтернатива фулл-тайму, но в такое разорванное и размазанное по времени обучение я верю меньше.
  • На MBA свет не сошелся клином: есть т.н. мини-MBA, есть специализированные программы, есть интенсивы для стартапов и проч. Сейчас понимаю, что чем курс уже специализирован, тем он полезнее.
  • В целом я горячо рекомендую проходить минимальное бизнес-обучение всем начинающим предпринимателям или средним менеджерам, и даже не важно, от какой школы в какой стране. Учиться вообще полезно. Главное ー четко сформулировать запрос.
  • У некоторых программ есть гласный или негласный возрастной ценз: считается, что после определенного возраста у человека уже достаточно собственных знаний и опыта, и бизнес-школа его уже ничему не научит. Так что для действительно крупных предпринимателей и менеджеров MBA и проч. чаще всего не актуальны.
  • Никакая зарубежная MBA не объяснит тебе, какой из семи признаков агента выбрать при настройке ККТ и где найти патентного поверенного.
0
3 комментария
Nadezhda Ravina

Благодарю Вас! было интересно почитать ваш опыт и мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Алла Гузова
Автор

Всегда рада быть полезной :)

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Chat GPT3 получил бы на экзамене оценку от B до B- на на курсе Wharton MBA

https://vc.ru/s/ai/589781-smozhet-li-chatgpt-poluchit-stepen-mba-biznes-shkoly-warton

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда