{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как написать тексты лекций, по которым смогут учиться люди (не мечтая убить вас)

Меня зовут Анна Линнден, и до контент-агентства 4Х я несколько лет работала главредом в сфере онлайн-образования: собирала команды, редактировала материалы, обучала преподавателей грамотно излагать мысли. Примеры, которые вы увидите в этой статье, я взяла из реальных лекций. И до сих пор не представляю, как по ним учились люди :)

Не отдавайте студентам сырые материалы. Доработайте каждый из них, прежде чем его увидят люди, которые вам доверились. Я расскажу, как это сделать.

Уберите из текста все, что не работает на цель

Цель должна быть у каждого занятия, иначе зачем его проводить? Если с формулировкой целей возникают сложности, можно обратиться за помощью к методисту.

По моему опыту, преподаватели нередко раздувают текст, добавляя туда все подряд. Можно смело выкидывать:

  • Лишнюю информацию о людях, упомянутых в лекции. Например, преподаватель пишет: «Термин высшая нервная деятельность был введен в науку Иваном Петровичем Павловым. Иван Петрович — советский и российский ученый, физиолог. Он родился в 1849 году [и дальше идет биография]». Лекция не о Павлове, его биография здесь не нужна, она только путает студентов.

  • Рассуждения о полезности курса. Пример из лекции: «Нейроанатомия (анатомия нервной системы) играет важную роль в подготовке специалистов в области медицины». Еще пример: «Каждый дизайнер, который хочет создавать эскизы одежды, должен в обязательном порядке пройти курс по дизайну одежды и стилю. Курсы дизайна открывают перед выпускниками двери в мир моды и позволяют профессионально выполнять заказы и качественно делать свою работу». Зачем хвалить свой курс? Студенты уже пришли учиться — не тратьте их время впустую.

  • Рассказы о личных предпочтениях преподавателя. Например, один педагог, даже не разобравшись в теме, впихнул в лекцию по психологии целую страницу «о вреде китайского мультика про тетрадку, которая убивает людей» (речь о Death Note. Да, я серьезно). Случается также, что в лекциях мелькают фразы типа «А есть еще такой метод, но я его не одобряю, так что эту тему мы разбирать не будем» или «Все люди, которые увлекаются [подставьте что угодно: например, видеоигры], по природе своей инфантильные и ненормальные». Выбрасывайте подобные фразы — вряд ли лекция посвящена личным предпочтениям преподавателя.

Этим список не ограничивается. Выкидывайте блоки текста, которые раздувают лекцию, но никак не помогают студенту добиться цели и разобраться в теме.

Небольшая рекомендация от контент-агентства 4Х. В лекциях есть сложные термины, которые студенты никак не могут запомнить? Не надо расшифровывать значение термина каждый раз, когда он встречается. Вместо этого сделайте глоссарий, каждый сложный термин в тексте выделите как ссылку. Если студент забыл значение, он кликнет по ссылке, и откроется всплывающее окно, комментарий или отдельная страница со справочной информацией.

Так мы добиваемся сразу двух целей. Если студент знает значение термина, его не будут бесить постоянные расшифровки. А если не знает — за несколько занятий точно выучит, пользуясь подсказкой. Проверено на многих курсах, классно работает.

Избавьтесь от длинных цепочек существительных

Отрывок из лекции: «Формирование у обучающихся подходов к исследованию высших функций мозга, знаний о закономерностях работы головного мозга, о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира».

Через такой текст очень трудно продраться. Зато если преподавателю платят за объем лекции, гонорар будет выше. Потому что длинное «Во избежание получения травм пассажирами автобуса во время поездки рекомендовано держаться за поручни» можно превратить в короткое «Держитесь за поручни» без потери смысла, но с потерей объема.

Видите в тексте длинные цепочки существительных? Распутайте их, докопайтесь до смысла, сформулируйте короче и проще:

  • О результатах рассмотрения обращения в приемную комиссию института вы будете уведомлены в установленный срок Мы рассмотрим обращение до 16 марта и свяжемся с вами.
  • Одна из функций нервной системы — получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от нервных окончаний или специализированных клеток Одна из функций нервной системы — получать от рецепторов информацию о температуре, запахе, вкусе, уровне освещения и пр.
  • Нервной системой данного мужчины, жертвы ограбления, была вызвана паническая атака в рамках функции программирования поведения → Нервная система стремится уберечь организм от опасности. Поэтому, когда мужчина оказался в переулке, где его недавно ограбили, нервная система попыталась «увести» его оттуда с помощью панической атаки.

Возможно, когда вы распутаете фразу, окажется, что смысла в ней нет совсем. Приведу пример. В инструкции к тесту преподаватель написал: «Качество выполнения этого задания может служить показателем уровня ваших знаний по преподаваемому мною предмету». Вникните в смысл, и вы поймете, что эту фразу можно просто выкинуть.

Используйте действительный залог вместо страдательного

Текст слабеет из-за пассивного залога. Мы словно стыдимся действующих лиц, как автор фразы из новости «денежные средства были украдены [но не скажем, кто это сделал]».

Кроме того, предложения с пассивным залогом труднее читать и понимать. Смотрите сами: «В изолированном участке спинного мозга может быть восстановлена способность к осуществлению безусловных рефлексов. Так, у пациента с повреждением спинного мозга может быть вызван коленный рефлекс, хотя пациентом не будет воспринят стимул».

Позвольте, я переведу: «Изолированный участок спинного мозга может восстановить свою способность вызывать безусловные рефлексы. Так, если слегка ударить пациента с повреждением спинного мозга по колену, его нога непроизвольно дернется, хотя сам человек не почувствует удара».

Убирайте из текста все фразы типа «документ был подписан директором» и «проект разрабатывается учеными». Говорите прямо, что директор подписал документ, а ученые разрабатывают проект.

Не прячьте действующее лицо:

  • Эйнштейном была получена Нобелевская премия → Эйнштейн получил нобелевскую премию.
  • Нами был подписан договор → мы подписали договор.
  • Данная тема была разобрана в рамках второго занятия → эту тему мы разобрали на втором занятии.

Замените отглагольные существительные глаголами

Взятие — взять. Выявление — выявить. Выполнение — Выполнить. Осуществление… лучше вообще удалить :)

Не нужно фанатично выбрасывать все отглагольные существительные подряд. Заменяйте их глаголами только там, где это усилит фразу, сделает ее легче.

Например:

  • Для достижения нужного уровня требуется повышение количества вещества N → чтобы достичь нужного уровня, нужно добавить больше N.
  • Нами было проведено изменение чертежей → мы переделали чертежи.
  • Осуществление ремонта бригадой возможно только после получения предварительной оплаты → бригада начнет ремонт после предоплаты.

Уберите лишние причастные и деепричастные обороты

Пример из лекции: «Простимулировав две точки, находящиеся в области большого пальца на расстоянии, составляющем от 2 до 4 мм, человек получит одно тактильное ощущение». Сплошная путаница.

А суть вот в чем: «Возьмите две тонких палочки так, чтобы расстояние между их кончиками было не больше 2–4 мм. Прикоснитесь этими палочками к подушечке большого пальца, обеими одновременно! Вы не сможете различить прикосновение каждой их них. Покажется, будто палочка всего одна».

Или короче, но для более подготовленной аудитории: «Если прикоснуться к двум точкам большого пальца, которые находятся друг от друга на расстоянии 2–4 мм, человек получит одно тактильное ощущение».

Причастные и деепричастные обороты — это не страшно. Если в предложении один оборот, а фраза легко читается, оставляйте как есть. Например: «Вдохнув полной грудью, вы почувствуете…» или «Посмотрите на эти две точки, соединенные линией».

Если фраза сложная или в ней больше одного оборота, смотрите по ситуации. Иногда фразу нужно распутывать, разбивать на несколько предложений и переписывать с нуля, как в примере выше. Иногда достаточно заменить деепричастие или причастие: например, вместо «объекты, сталкивающиеся друг с другом» написать «объекты, которые сталкиваются друг с другом».

Добавьте иллюстрации

Иногда схема, инфографика, фотография или картинка работают лучше, чем текст.

Например, можно написать длинную запутанную инструкцию: «Чтобы отделить абзацы друг от друга в Google Документах, используйте функцию “добавить пробел после абзаца”. На панели над текстовым полем найдите значок, состоящий из трех горизонтальных полос и одной вертикальной двусторонней стрелки. Нажмите на этот значок. Откроется меню. В нем выберите пункт “добавить пробел после абзаца”. Нажмите».

Этот громоздкий текст можно заменить картинкой. Просто, понятно, наглядно:

Если иллюстрация помогает понять материал — добавьте ее. Иногда одна схема заменяет целый абзац текста.

Упростите канцелярские обороты

Бюрократический язык — канцеляризмы — в основном используют государственные учреждения. Вот пример — публичный ответ чиновника на обращение (скрин из приложения "Решаем вместе"):

За сложными конструкциями спрятали вот что: «Мы проверили место, о котором вы написали в обращении, и не нашли там незаконных свалок. Зато увидели гору снега, которой там быть не должно».

А еще канцеляризмы до сих пор встречаются в деловой переписке и публикациях крупных компаний, потому что «так звучит солиднее». На самом деле никакой солидности здесь нет — суть просто прячут за громоздкими фразами.

Почти всегда можно убирать или заменять без потери смысла:

  • является;
  • считается;
  • заключается в чем-либо;
  • с определенной долей вероятности;
  • служить («служит показателем того-то»);
  • некий, какой-либо («некие представления», «какие-либо взгляды на проблему»);
  • так называемый;
  • следующим образом (можно заменить словом «так»: «Опыт провели так…»);
  • определенный момент времени (лучше укажите, когда конкретно);
  • в качестве чего-либо («он выступал в качестве экспериментатора» → «он был экспериментатором»);
  • данный (можно заменить словом «этот»);
  • в связи с чем-либо (лучше написать «из-за этого»);
  • денежные средства (→ деньги);
  • оказывать помощь (→ помогать);
  • принимать решение (→ решать);
  • в результате этого происходит («в результате этого происходит слияние клеток» → «клетки сливаются»).

И это далеко не полный список.

Когда мы выбрасываем канцелярщину из текста, он становится короче и понятнее:

  • «Существенное влияние на развитие математики оказали работы…» → «На развитие математики повлияли работы…»
  • «Прежде чем перейти к изучению собственно строения и функционирования нервной системы, необходимо рассмотреть терминологию, используемую в анатомии и физиологии» → «Рассмотрим терминологию».

Прочитайте лекцию вслух и представьте, что рассказываете материал другу. Так легче увидеть канцелярские фразы — вы сразу почувствуете, насколько тяжело и фальшиво они звучат.

Секретный ингредиент: добавьте примеры

На них проще учиться. Благодаря им легче запоминать материал. А еще — вникать в суть сложных терминов.

Допустим, нам нужно объяснить, что такое регуляция по возмущению. Расшифровка термина сложная, поэтому мы приводим пример: «Что произойдет, если собака лизнет мясо, покрытое горчицей (так иногда отучают брать корм у чужаков)? У нее начнет обильно течь слюна, и собака сразу попытается очистить пасть лапой. Это значит, что вкусовые рецепторы вовремя отреагировали на раздражитель. Включился механизм, цель которого – сделать так, чтобы горчица не попала в желудок. Это и есть регуляция по возмущению».

Одни примеры можно придумать, другие — взять из своей практики. Рассказываете о детской психологии? Поделитесь историей о ребенке, с которым вы работали (разумеется, без имен и деталей). Объясняете, как вести переговоры с клиентами? Приведите примеры из своей практики — удачные и неудачные. Это сделает лекцию и полезнее, и увлекательнее.

***

Если вам трудно было читать отрывки из лекций — представьте, как себя чувствовали студенты, которые заплатили за доступ к этим материалам. Не публикуйте лекции, пока они не пройдут редактуру, — позаботьтесь о тех, кто доверился и решил учиться именно у вас.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rokia Acirbal

всегда найдется умный индус который в ютубе объяснит все за 5 минут

Ответить
Развернуть ветку
Контент-агентство 4Х
Автор

В смысле, а корочки?)))
А если серьезно, это еще одна большая проблема, тут вы правы. По опыту, некоторые преподавателя просто копируют или рерайтят информацию из открытого доступа. И это печально

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Контент-агентство 4Х
Автор

Вообще никто не может знать и малой доли того, что есть в интернете. Но в интернете помимо правдивой информации есть также бредятина, устаревшие факты и пр. Как новичку в профессии разобраться, что правда, а что нет, не очень ясно

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кипер

ну можно пользоваться не только информацией из интернета ,а литературой по рекомендациям ,вместо готовых лекций

Ответить
Развернуть ветку
Контент-агентство 4Х
Автор

Конечно, можно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Контент-агентство 4Х
Автор

Я искренне верю, что они должны делиться в том числе личным опытом и готовить к тому, что человека реально ждет на работе)))

Ответить
Развернуть ветку
валдис фет

Толково ....

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда