{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Краудфандинг - реализатор идей, маркетинг или цифровое нищенство?

Идея запуска краудфандинговой компании на реализацию чего-то, на что у вас не хватает своих средств, посещает многих начинающих авторов игр, книг, изделий, музыки и других вещей. С одной стороны, это хороший способ сразу заполучить не только недостающую сумму на производство, но и лояльных потребителей, с другой стороны это и исследование рынка в целом. Поэтому то краудфандинг из инструмента реализации интересных идей, которым не удавалось по тем или иным причинам заинтересовать «большой» рынок превратился в инструмент маркетологов и даже в инструмент профессиональных «цифровых» нищих.

Цели я достиг, но вот для издания мне все еще нужно вложить или свои средства или найти спонсора.

Я сам, запуская уже седьмую по счету краудфандинговую компанию, остаюсь приверженцем «старой школы». То есть сбор идет именно на производство, тираж ограничивается суммами сбора и то, на что я собираю средства, должно реально появиться и в заявленные сроки (может чуть позднее, но не на полгода-год, а то и более). И если краудфандинг неуспешный, то значит ваша идея не реализуется и должна быть доработана.

Да, вы можете попробовать запустить краудфандинговую компанию к продукту, который вы будете запускать в любом случае (или который уже в производстве). Но давайте быть честными — это у вас предзаказ, замаскированный под краудфандинг. Спонсорам часто не интересно поддерживать то, что так или иначе увидит свет и может быть дешевле запустить традиционную рекламу на площадках с целевой аудиторией?

Опять же, если вы собираете деньги на что-то, что возможно еще не существует и вы даже не знаете, как это реализовать... Вы «цифровой нищий» в худшем понимании этого слова. То есть вы намеренно обманываете людей, собирая средства, которые с большой вероятностью могут так и не пойти в ее реализацию.

Если же вы все-таки рискуете запустить краудфандинг, например для настольной игры, то что я могу посоветовать (на примере моей текущей (уже успешной) компании по изданию игры «Сон Менделеева»):

  1. Имейте бизнес-план. Вы точно должны представлять, сколько средств вам нужно на производство, какая у вас будет себестоимость, налоги, комиссии, затраты на логистику и сколько вам примерно нужно спонсоров для достижения вашей цели.
  2. Запускайте краудфандинг только если у вас есть понимание, что вы не вытягиваете предзаказ. Многие издательства из-за этого ушли к традиционным предзаказам у себя на сайте, так как даже вернуть средства спонсорам выйдет дешевле, если вы и так постоянно торгуете своей продукцией в розницу.
  3. Исходя из всего этого ставьте реальную «цену» краудфандинговой компании. Рекомендовано ставить от 25% до 50% необходимой суммы, так как если поставить больше, есть шанс не собрать ее полностью, но если вы не уверены, что найдете дополнительные средства (свои или заемные), то лучше ставить сразу 75%–100%. В моем случае основная цель — это примерно 50% от себестоимости печати.
  4. Грамотно оценивайте размер своей аудитории. Площадка по текущему опыту не приносит вам много спонсоров, а формула трех "F" (Friend, Family, Fool — Друзья, Семья, Случайные люди) работала и работает. В моем случае я недооценил объем аудитории, так как имея базу из более чем 500 уникальных покупателей и спонсоров моих предыдущих игр, я рассчитывал примерно на 150 спонсоров + 30–50 новичков с площадки. Результат вы видите на картинке - 80+ спонсоров, не совсем то, чего я ожидал.
  5. Смотрите на успехи и не бойтесь вовремя остановиться. Если посмотреть на график сборов, который был в моем случае, видно, что расхватали за первые 1.4 дня 50 коробок с огромной скидкой, потом мы почти две недели шли к сбору основной цели (напоминаю, что это только половина от нужной на издание суммы). Далее спонсорам уже не так интересно стало поддерживать проект, так как он как бы уже собрал средства и обычно последние неделю-две у вас «плато», то есть краудфандинг привлекает только случайных спонсоров. Если же у вас нет резкого взлета и сборов хотя бы 30%–40% в первые дни, то лучше свернуть компанию. Да, вы потеряете средства на запуск или заплатите штраф краудплощадке, но это лучше, чем пытаться вытянуть неудачный проект.
График сборов типичного краудфандинга.

6. Не забываем про эксклюзив и плюшки. Чтобы сборы шли бодрее, нужна не только скидка (опытные «настольщики" знают, что ваша игра через год может продаваться за 80% от розничной цены, а то и по себестоимости), но и какие-то интересности по улучшению игры, эксклюзивным компонентам и т. п. Я тут тоже допустил ошибку, пообещав на сверхцелях добавить к базовой версии новые карты и соло-режим и все... Да, добавление «плюшек» для спонсоров дает проблему при их изготовлении (сложно сделать 80 карт, когда у вас общий тираж 500 штук (он же минимальный при офсетной печати) и при отправке. Решено было сделать эксклюзивом мешочки для жетонов (их получат только спонсоры) и добавить к Соло-режиму скидку на доставку, сделав ее для некоторых способов близкой к нулю.

Сверхцели побуждают собирать больше 100%

7. Будьте «хорошим попрошайкой». То есть не стесняйтесь просить поддержать ваш проект, где только возможно (но не переусердствуйте, а то спонсоры заявят вам: «Не верю!»). Площадка, возможно, упомянет вас в новостях (а на крупных площадках типа Бумстартера или Планеты в них еще надо попасть), но вся работа по поиску спонсоров ляжет на вас. Не стесняйтесь писать статьи о вашем проекте, рассказывайте о его истории, авторах и т.п. В моем случае мы написали и статью о том, как игру разрабатывал я сам, как это делали авторы, о ее научной составляющей, а также вышла статья об издательстве. Для настольных игр у вас есть блоггеры, паблики в ВК, каналы в Телеграмм, Пикабу, Хабр, Тесера, Настолио и куча других ресурсов. Инфоповод обязательная часть краудфандинга.

8. Честно информируйте спонсоров и аудиторию о течении проекта. Об успехах, возможных проблемах и задержках. Люди радуются успехам и с пониманием относятся к проблемам, которые имеют решение. Вы можете делать это как в новостях на краудплощадках, так и в соцсетях или мессенджерах. У меня для этого есть канал издательства в Телеграм и группа в ВК.

Новости - неотъемлемая часть краудфандинга.

Краудфандинг не панацея, но все еще действенный способ реализации и проверки ваших идей. Да, в текущих реалиях, число желающих принести деньги неизвестным авторам уменьшилось, средний чек поддержки тоже, но это все еще работает.

Желающие поддержать мой проект по изданию семейной настольной игры по Химии (и получить мешочек для жетонов + при достижении второй сверхцели еще и скидку на доставку), можете сделать это по ссылке в начале статьи. Игру я уже точно издаю, но в нее еще можно добавить много чего интересного (типа режима на одного игрока или еще новых элементов).

Также можете задать вопросы по краудфандингу в комментариях - у меня получается их уже семь успешных и два я провалил, но про них, наверное, стоит рассказать отдельно. Точнее про то, как я на одну и ту же игру сфейлил два раза на разных площадках.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда