{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Путешествия через границы на авто: гайд и личный опыт 2023 года

За последние полгода я делал это восемь раз, а до того — не сосчитать сколько. Сейчас маршруты через госграницы тоже актуально, я покажу куда можно съездить в 2023 из одной только РФ (а нас читают релоканты тоже). Но в чатах и форумах путешественников вопросы "что там на границе" бесконечны и вечны. Все волнуются по поводу границ.

  • в мае нас ждет Казахстан с божественным Мангистау или регион вокруг Алматы: горы, каньоны и соскучившиеся релоканты. Узбекистан, невероятный Кыргызстан с горами Тянь-Шань, которые как Гималаи, и Иссык-Кулем, который как море. Сезон с мая по сентябрь.
  • летом - Монголия: озеро Хубсугул, пустыня Гоби, и Монгольский Алтай, который круче российского. Сезон с мая по сентябрь.
  • знаменитый боевой Верхний Ларс впускает нас не только в Грузию (хинкальная диета, море под Батуми и соскучившиеся релоканты), но и дальше. Сезон - лето и до ноября.
  • а дальше - Армения, Турция, Болгария, Румыния, Сербия (опять эти релоканты, ну) и Черногория. Ну и кого там еще шенген есть, радуйтесь, можно уехать по Европе до самой Атлантики и Африки. Сезон вечно.
  • любители экзотики на колесах типа Ирана и далее - что я вам рассказываю, вы уже профи

Вот сколько всего можно посетить на авто через границы даже в сложном 2023.

Вдали виднее МАПП Карцахи Турция-Грузия

В чатах и форумах путешественников вопросы "что там на границе" бесконечны и вечны. Все волнуются по поводу границ.

Напрасно. Волноваться не нужно!

Ближайшие к России границы - это не Африка. Они бывают с особенностями, но в целом не вызывают затруднений при проезде. Про то как на границах все устроено, какие особенности, я решил написать.

База: как устроен автомобильный пограничный переход примерно везде

  • Очередь, шлагбаум
  • Явное или не очень разделение потоков: легковой, грузовой, пассажирские автобусы
  • Паспортный контроль. Может быть общий для водителя и пассажиров. Или отдельно для водителя рядом с машиной, и отдельно для пассажиров где-то в стороне
  • Пограничный контроль. Тут досматривают машины. Может быть отдельное ответвление с рентгеном, но обычно оно там где грузовики
  • Шлагбаум
  • Нейтральная полоса. Это дорога в сторону такого же погранпункта второй стороны, может быть короткой, а может идти несколько километров
  • Очередь, шлагбаум
  • Паспортный контроль второй стороны
  • Пограничный контроль второй стороны
  • Шлагбаум на выезд
  • Будки со страховками, обменниками и сим-картами

Это я описал самый сложный вариант из цивилизованных. Бывает, все сводится к двум соседним будкам с паспортисткой. Так, например, выглядит граница Венгрия-Сербия в местечке Roszke. Внешняя граница Евросоюза, между прочим.

На фото из гугла уместился весь погранпереход целиком

Итак, вы едете путешествовать на автомобиле через границу

А, стоп

Приготовления перед выездом

Разберитесь с правилами въезда людей в страну куда едете:
- нужен ли загранпаспорт (в Казастан не нужен, в Грузию нужен)
- проходите ли по сроку окончания паспорта
- нужна ли виза\есть ли у вас активная

Это база, конечно. Но вы не представляете как часто я встречал на границах ребят, которых развернули с просроченными загранами или визами. Или когда документы тупо забыли.

Теперь штуки поинтереснее. Вы все знаете про то что некоторые страны не очень между собой дружат. Так вот, пересчитайте штампы в вашем заграннике и выясните как к ним относятся в целевой стране.

Из простого: тем кто по глупости схватил штамп Абхазии, в Грузию его лучше не возить - в лучшем случае не пустят, в худшем обвинят в нарушении грузинской госграницы.

Из чуть сложнее: если вы проедете на авто через Грузию и Турцию в Сирию (ну вдруг), могут быть проблемы с возвращением тем же путем - Грузия разругалась с Сирией за то что те признали независимость Ю.Осетии. Армения-Азербайджан, Турция-Армения и другие трагедии международных отношений.

Отдельная история с российскими загранами, выданными в Крыму. Их признают не везде.

Мы еще вернемся к органичениям въезда в частных случаях.

Что делать? Изучать ситуацию, заводить второй "чистый" загранпаспорт или менять "заштампленный" (хотел другое слово написать, да). И проявлять аккуратность, пользоваться доступными лайфхаками.

Например, вы посещаете Северный Кипр, который Турция считает своей республикой, а остальные страны так не считают. Там есть опция поставить въездной и выездной штапмы ТРСК не в паспорт, а в специальный вкладыш, который раздают там же, на паспортном контроле. Не поставил штамп в паспорт - не получил будущих проблем с шенгенской визой.

Водительские права. Наши работают почти везде, но получить на всякий случай бумажную книжечку МВУ можно через Госуслуги за один день и какие-то копейки денег. МВУ - это "международное водительское удостоверение", по сути перевод российских прав на несколько языков. Не забудьте только что новомодное "автопродление" просроченных прав не действует за пределами РФ.

Кто может быть за рулем автомобиля за границей? Читайте правила конкретной страны - везде по-разному. Например, в Турции за рулем в общем случае может быть только тот, кто ввез машину = был водителем в момент оформления на границе. За редкими исключениями. Даже если тот кто ввез сидит рядом.

Теперь нужно разобраться с автомобилем

Вокруг РФ нет стран со специфическими ограничениями. Типа Египта, куда через Синайский п-ов (Дахаб!) нельзя въехать на дизельном полноприводном внедорожнике. Вокруг РФ все ок, но есть нюансы.

Например: в РФ отменили техосмотр aka диагностическую карту для обычных машин, но Казахстан для машин старше 7 лет продолжает ДК требовать. Особенно требуют у тех кто выглядит "построенным экспедиционником", или у кого из-под кормы виднеется баллон ГБО, или у кого лобовое стекло в трещинах.

Еще известные мне истории когда с машинами все было непросто.

- Грузия: не впустили машину в камуфляжной пленке. Хозяин - охотник, но грузины решили что личная машина не может быть похожей на военную.
- Часто не впускали машины 82 региона. Когда-то это был Крым (по версии иностранцев номер нелегитимный), но позже такие номера выдавали по всей РФ.
- Не впускали машины с повреждениями, явно несовместимыми с прохождением техосмотра. К таковым относятся, например, трещины лобового стекла в зоне обдува.

Обидный промах: однажды не смогли въехать в Турцию ребята, которые купили машину незадолго до поездки. Оказалось, что перед продажей машина уже путешествовала в Турции, и поэтому не проходила по правилам временного ввоза.

Все эти ситуации можно было бы избежать, если заранее посмотреть, нет ли у машины потенциальных или реальных нарушений. И предпринять меры: снять пленку, сменить номера, исправить поломки.

Пример поинтереснее важен для вэнлайферов и владельцев пикапов. Его я убрал под спойлер, открывайте только если вы из наших, или хотите заценить мою невероятную космическую экспертность.

Содержание скрыто
Показать

Наши машины имеют категорию Б как легковые, но тип ТС может быть другим. Пикапы выглядят легковыми, но классифицируются как N1 - грузовик. Та же история с фургонами, переделанными в хипстерские автодома.
Что это значит? Могут быть вопросы на границе, типа как к коммерческим машинам. Например, в Грузии могут потребовать т.н. "дозвол" - документ для эксплуатации грузовика на территории страны.
Сложившейся практики по этому кейсу нет. Почти всегда пускают как легковушки - и очередь легковая, и документы.
Я писал запрос в пограничную полицию Грузии с просьбой прояснить ситуацию. Те ответили что это вообще не их дело, пиши в обычную дорожную полицию. Дорожная полиция вовсе не ответили. Я на пикапе (B/N1) проехал просто так.

Важный вопрос про страховку для машины

Система грин-карты доживает в РФ последние месяцы, а в окрестных странах и вовсе не везде работала. Нужна национальная ОСАГО. Но проблем нет - везде где она нужна, она продается либо перед погранпереходом (если ее требуют пограничники), либо непосредственно за воротами. Продавцы не дураки - умеют принимать валюты или карты соседних, обменивают наличку и вообще крайне клиентоориентированы. Это везде так - мелкий страховой бизнес рад зарабатывать. Переплата по сравнению с городскими офисами может и будет, но не критичная.

Не рассчитывайте что купите страховку как-нибудь потом. Полиция часто стоит неподалеку от границы и тормозит машины именно ради проверки страховки.

Багаж

Нужно выложить все запрещенное. Охотничье оружие без документов на его провоз, например. Большой дайверский нож, который может быть классифицирован как холодное оружие - это все понятно. Менее очевидные вещи - например, радар-детектор ("антирадар"), который разрешен в РФ, но запрещен в Европе. Интересные лекарства разные - тоже уточните, нет ли среди ваших таблеток запрещенных.

Я бы не стал выкладывать эту желтизну, если бы во время оное однажды сам не нашел у себя в кармане забытый косяк за несколько часов до вылета

Сейчас появились вопросы с "санкционными товарами", но я с такими историями сталкивался только в интернете.

Что важно: некоторые новые товары при ввозе через границу нужно задекларировать и, возможно, уплатить пошлину. Лайфхак: в ситуации когда вы сделали покупки и везете их с собой, достаточно распечатать и выбросить упаковку - тогда вещь уже не новая.

Некоторые вещи нужно задекларировать на выезде чтобы без проблем ввезти обратно в РФ. Например, лодочный мотор тяжелее 25 кг, когда поехали на рыбалку в Монголию.

Не буду пересказывать вам казусы с провозом телевизоров, рыбопоисковых эхолотов, конструкторов Лего, четырех новых айфонов и типа того. Скажу так: я много раз ездил через границы с полной машиной бытовых вещей, и максимум что пришлось делать - пояснять что это я просто домовитый такой. Но всегда внимательно следил за правилами.

Есть вещи, которые ввозить вообще нельзя. Например, в РФ нельзя ввозить неновые автомобильные шины. Если вы, допустим, выехали из РФ на зимней резине, купили там летнюю и везете обратно, то к вам будут вопросы. Хорошо если колеса явно от вашей машины, а не сильно больше или меньше, тогда сможете протащить как личные вещи.

О забытых запретных вещах мы еще вспомним.

Отдельный вопрос про ввоз продуктов. Есть известные нормы провоза алкоголя и табака. Но, например, в Европу нельзя ввозить мясо-молочные продукты. Тут сразу возникают вопросы: замороженные пельмени нельзя, а бутерброды в дорогу от бабушки можно? Ответ - уточняйте по каждой границе, что можно, а что нельзя. За продукты вас не оштрафуют, но придется их выбросить или немедленно съесть.

Проезд границ с собаками, котами и другими зверями

В контексте путешествий актуально, наверное, только про собак. Но в наши времена с кем только границы не пересекают. Мой кот зимовал со мной в Турции дважды, хотя и добирался туда самолетом.

Ключевые слова на сухопутной границе такие же как в аэропорту: ветпаспорт, чип, прививки, форма 5 Россельхознадзора. Тут сошлюсь на чат Pettrip, там не только бесплатная тусовка путешественников с животными, но и проработанные гайды по перемещению в нужные страны (они продаются за деньги).

И вот мы плавно перешли к тому, где брать информацию по всем вопросам, которые выше

1. В первую очередь читать официальные сайты пограничной службы и таможни нужных государств. С ними все понятно кроме того, что иногда не понятно юридическое изложение через гугл-переводчик.

2. Посты в медиа. Не все медиа - доверенные. Это должен быть реально проверенный ресурс, у которого есть редакция. Я читаю Tиньков-Журнал и справочник Туту.ру. Пост должен быть выпущен именно редакцией или с редакторской проверкой, а не быть личным творчеством какого-то пользователя. Кроме того обращайте внимание на дату поста - с годами правила проезда границ меняются, как меняется и реальная практика на местах.

3. Чаты, паблики и сообщества. Я внимательно слежу за чатами мигрантов и путешественников. В них все неоднозначно. Когда вы приходите туда с вопросом, то получаете не проверенную инфу, а случайный ответ случайного собеседника. Как, зачем и почему вы доверяете анониму из чата? Хорошо если это будет ссылка на официальные документы, но чаще это личное мнение анонима или копипаста откуда-то из сети.Чуть лучше обстоят дела в чатах с внятной администрацией (тут снова хвалю Петтрип). Чаты сделают нам с вами хорошо в другой ситуации: когда вы уже выяснили базовую информацию и задаете короткие, точные вопросы, не касающиеся личных страхов анонимов и дискуссионных тем.

Давайте посмотрим два примера как правильно использовать чаты.

Пример 1:

Не очень эффективный вопрос. Автор читает чат и нагоняет себе беспокойство за дорогу, и выбирает между вариантами на вкус и цвет. Дискуссия про эти три перехода в этом чате бесконечна.

Пример 2:

Хороший вопрос. Четко спросил - четко ответили.

Еще одна особенность некоммерческих чатов: реально компетентным людям обычно некогда и незачем возиться с повторяющимися вопросами новых участников. Я сам болтаю в чатах для поддержки осведомленности и общего кругозора... вот, кого я обманываю - на 99% в моменты прокрастинации. Не ждите что анонимы ответят вам хорошо, копайте инфу сами. Как минимум читайте в чатах закрепы!

Пользуйтесь проверенными источниками, не тратьте время на мусор из поисковиков и болтовню из чатов

Вот мы наконец поехали и приближаемся к границе.

Что полезно сделать и приготовить перед погранпереходом

Узнать режим работы границы
Не все переходы работают круглосуточно для всех видов транспорта. Логики в графике иногда нет никакой. Не гадайте, просто узнайте на сайте или позвоните в погранслужбу. Кстати, снова о чатах: наблюдаю как люди, которые проходили границу днем, ничего о ночных перерывах не знают, но уверенно отвечают про круглосуточность (не представляют что бывает иначе).

Выяснить, с какой стороны границы дешевле топливо для вашей машины
Этот лайфхак позволяет сэкономить себе до пары тысяч рублей на ровном месте.
Из России в Казахстан мы заезжаем с пустым баком (но помним про последние ограничения в КЗ).
Из России в Грузию - наоборот, с полным.

Но если погранпереход потенциально проблемный (очереди, ночь), совсем насухую лучше не ездить.

Будет хорошо еще заранее посмотреть, а где после границы первая заправка, на которой вам будет чем платить = где работают ваши карты или она расположена уже после обменника.

Телефон с активным инетом в роуминге
Дело в том что родной интернет пропадает обычно сразу после въезда на нейтральную зону. Обычно путешественники рассчитываю купить местную сим-карту после границы. Но на второй половине границы уже могут возникнуть вопросы, когда хорошо иметь работающий гугл-переводчик (я знаю про оффлайн, вы попробуйте сначала) и возможность свериться с документами в интернете. Со связью - спокойнее.

Ручка для письма
Бывает что на въезде в погранпереход просят заполнить какие-то бумаги от руки. Это удобно делать у себя в уютной машине, но нужно чтоб было чем писать.

Питьевая вода, памперсы для детей и что может понадобиться в очереди
Очереди бывают по несколько часов. Туалета на въезде и нейтральной полосе чаще всего нет. И есть-пить тоже нечего. Необходимый минимум нужно чтобы был с собой.

Мелкие наличные деньги
Чтобы купить внезапно потребовавшуюся ерунду, типа "санитарной обработки" между Турцией и Болгарией за 3 евро.

Ок, вы приехали.

Что делать на автомобильном пограничном переходе

Смотрите внимательно, где какая очередь. Вам в легковую. Если не понимаете где это, спросите человека на въезде как тут все устроено - это самый надежный вариант, ребята на шлагбаумах не кусаются.

В очереди на не очень хорошо организованных постах вас могут щемить, подрезать и пытаться пролезть без очереди. Не щелкайте клювом, но и не быкуйте - может оказаться что здесь принято в каком-то месте всех пропускать в соседнюю очередь или типа того.

По личному опыту суета и шныряние между рядами дают мало выгоды, но сильно выматывают нервы. Проще забить на все и спокойно смотреть ютуб пока очередь ползет.

В конце концов вы добираетесь до паспортного контроля. Водитель и пассажиры могут проходить его вместе, но чаще всего проходят в разных окошках. Не стесняйтесь спросить людей в форме, кому куда идти.

Тут для простоты мой рассказ перемещается сразу на вторую половину границы, где целевая страна вас впускает. Но паспортный контроль и досмотр обычно одинаковые на обеих сторонах, или на выпускающей стороне все проще.

С работниками паспортного контроля начинаются любимые вопросы и прохладные былины об общении с пограничниками.

- Как вести себя на контроле?
- "Нам сказали что не пустят", "Спросили чей один там полуостров"

Давайте разберемся.

Может ли пограничник на паспортном контроле взять и не пустить вас?
Да, может.

Формальные причины могут быть разными, но суть их сводится к одной: нахождение в стране конкретного человека нежелательно. Пограничник уполномочен это решать, или может иметь на этот счет обязательные к исполнению служебные распоряжения.

Из известных мне эпизодов:

- Из Турции в Грузию не впускали нарушителей миграционного законодательства Турции (видно по штампам в паспорте)
- В Грузию не впускали уроженцев Кавказа (без объяснения причин)
- В Казахстан из Кыргызстана еле-еле впустили лично меня потому что "ты на свое фото в паспорте не похож" (внутренний паспорт РФ, на фото 20-летний мальчик-одуванчик, в окошке небритый 35-летний я)

Как говорить с пограничниками чтобы к вам относились не предвзято?

Мой личный опыт: скромно, доброжелательно, честно.

В 90% случаев с вами не будут долго говорить вовсе. Спросят куда едете и как надолго. Все. Вопросы могут звучать грубо, сурово и неприятно - что за допрос, да? Улыбаемся и (машем) отвечаем.

Иногда работники начинают задавать неожиданные и немного провокационные вопросы. "Кем работаете?" (вам какое дело?), "А где еще бывали?" (опять же), "А деньги у вас есть?". Звучит максимально бестактно, примерно как "когда детей планируете", но повторюсь - это граница, не до расшаркиваний. Улыбаемся, отвечаем как есть. Если этот цирк вас бесит - сожмите пальцы в фигу и положите ее в карман - помогает.

Что делать если диалог с паспортистом становится угрожающим?
Попросить пригласить старшего смены чтобы урегулировать ситуацию.
Если спор продолжается, просите бумагу с официальным отказом во въезде. Говорят, она потом может пригодиться чтобы получить другую бумагу - разрешительную.

В моей практике диалоги с паспортистами занимали в разных местах от 1 до 30 минут. Заветный штамп в паспорт я получал всегда, и планирую что так и дальше будет. Помните? В любой непонятной ситуации болтаем доброжелательно, расслаблено. (И машем)

Далее. Со штампом в паспорте идем к машине, открываем двери и багажник. К вам подходит пограничник и начинает досмотр.

Тут тоже задают вопросы: куда, на сколько, что везете. Не знаю насколько эти люди внимательно наблюдают за поведением туриста, но наверное зачем-то пограничников учат спрашивать "запрещенное везете?" у всех подряд.

отрывок из текста в интернетах 20-летней давности

Некоторые вопросы бывают, конечно, с подвохом (раскройте чтобы почитать).

Содержание скрыто
Показать

Казахстанцы на каждом въезде спрашивали, не охотник ли я? Загруженный экспедиционный внедорожник к этому вопросу располагает. "Нет, только рыбак, походник и трейлраннер!" - "Точно-точно не охотник, может возили охотников?"
Смысл вопроса я узнал потом. У признавшихся в звероубийствах особенно тщательно досматривают салон. Ищут закатившийся под сиденье патрон или забытую деталь оружия. Если находят - вменяют незаконный провоз оружия, и дальше решение вопроса уходит за рамки нашего с вами поста.

Насколько глубоким может быть досмотр?

На усмотрение пограничника.

За последние полгода и 8 разных границ мою машину ни разу не досматривали дольше 5 минут. Просто заглядывали в салон, в бардачок. Систему хранения в двухкубометровом кузове осматривали только снаружи. Почему так легко? Думаю, потому что я улыбался (и махал) по-светски вежливо беседовал. "Да, это палатка на крыше, открыть?", "Там под полкой бак с водой, вот кран из него, смотрите", "А тут у меня кухонное барахло, показать?". Чего и вам советую вместо того чтобы тревожно зыркать на пограничника и переживать куда он там полез.

Поставил фото где видно сколько у меня с собой поводов для досмотра. Угадайте страну по фото:)

Если у вас реально много вещей, вам могут предложить проехать на рентген. Это обычно отдельное помещение там где грузовики. Единственный минус этой процедуры в том, что там может быть своя очередь. В остальном одни плюсы. Заехали, постояли, выехали.

Бывает ли что не досматривают вовсе? Конечно. Если к вам долго не приходят пограничники, спросите ближайшего, можно ли вам уезжать. Махнет рукой - уезжайте.

Досмотр пройден, можно уезжать? ДААА!!!

Но не спешите. Выезжайте за ворота, остановитесь. И проверьте что вы забрали обратно все документы, которые показывали. Свидетельство о регистрации машины, права, паспорт. В паспорт нужно заглянуть и проверить, что вам не забыли проставить штампы там, где их ставят. Без штампов вас могут поджидать проблемы на выезде или при последующих действиях в новой стране.

Вот теперь точно все. Отличного путешествия!

Полезные ссылки:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Леонид Цветков

Крутая история

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Да, классный рассказ, спасибо Вам и таким людям как вы за такой ценный опыт) тоже хочу так тачку оборудовать, чтоб всё было) чтоб путешествовать везде на своем авто.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kim

Добрый День Андрей, хотел задать вам такой вопрос, может вы в курсе его, как лучше сейчас ехать на машине в РФ из Германии, транзитом через Польшу или Латвию. И ваша инструкция очень хорошая

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

Обстановку на конкретных границах с ЕС я не отслеживаю, потому что все равно проезд этих стран мне не доступен, поэтому не подскажу.
А как вы хотите попасть из Германии в Латвию мимо Польши? Паром?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kim

У меня стоит выбор как ехать в РФ, 1 через Польшу, Беларусь, РФ. 2 Польша, Литва, Латвия, РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

Ну одинаково, я думаю

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Подскажите пожалуйста ряд вопросов, то собираемся в Астану из Красноярская для полета в ОАЭ:
- Трещина на лобовом во всю ширину в районе глаз - менять надо обязательно да?
- Страховку российскую надо обязательно иметь на обратном въезде в Россию?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

- в вашем случае обязательно, т.к. у вас билеты и нет времени на "решать вопросик". подсказка: в сложных ситуациях никому не говорите что вы как-либо ограничены по времени, а наоборот, всем видом давайте понять что вы можете долго и с удовольствием вести переговоры
- я не помню чтобы у меня российскую осаго когда-то на границе спрашивали, а щас она и вовсе электронная, у меня бланка уже несколько лет не было в руках

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Андрей, подскажите ещё пожалуйста, а техосмотр там в Казахстане требуют, или только страховку? И до чего ещё могут докопаться местные ГАИ?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

В посте пожалуй достаточный список, другие истории я не припомню из достоверных источников.
ТО могут спросить, но могут и не спрашивать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мильчаков

Здравствуйте, скажите пожалуйста как относятся сотрудники и те и те на границе с Казахстаном к тс с изменениями в конструкцию?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Енькин
Автор

никак, это компетенция дорожной полиции

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда